1964
Год спасения Рыцаря Ночи: герой, столько сил потративший на защиту невинных, сам отчаянно нуждался в помощи. Продажи комиксов были почти на нуле; Боб Кейн и остальные всерьез думали о том, чтобы прикрыть лавочку раз и навсегда, – бесконечные трансформации, инопланетные путешествия и неподражаемые глупости в исполнении Бэтмалютки довели персонаж до откровенно анекдотической фигуры, до творческой могилы. Спасти его смог лишь новый Бэт-редактор – Джулиус Шварц.
Шварц приобрел имя как строгий к детали художник, помогавший создавать для комиксов обложки, вдохновлявшие авторов на новые сюжеты (в те годы это было именно так, а не наоборот). Его умение дало пищу для ума авторам вроде Джона Брума и Гарднера Фокса и таким художникам, как Кармине Инфантино, Гил Кейн, Мерфи Андерсон и Майк Сековски, что стало для DC настоящим Серебряным Веком. Шварц поучаствовал в реанимации многих героев Золотого Века – Вспышки, Зеленого Фонаря, Атома, Хоукмена, поэтому его назначение главой спасательной операции “Бэтмен” не могло никого удивить.
Джулиус был не в восторге от поставленной задачи, но взялся за нее, поскольку симпатизировал персонажу. Первое, что он сделал, — немного изменил внешний облик героя: на мужественной груди мстителя появился желтый овал с летучей мышью в центре, быстро ставший столь же узнаваемым, как знак Супермена. Второе – отменил все безумные фантастические трансформации, которые регулярно переживали персонажи. Третье – прогнал из тайного убежища героев Бэтвумен, Бэтгерл, Бэтгончую и Бэтмалютку, а четвертое – вернул Бэтмена и Робина к их исконному занятию – расследованию преступлений в Готэме, преимущественно в ночное время. И начиная именно с этого момента нечто похожее на старую славу Темного Рыцаря начало возвращаться.
Сравним “бэтменовские” комиксы 1964 г. до и после “нового вида”, то есть прихода Шварца. До: первое и последнее появление очередного причудливого злодея Зодиак Мастера, использующего в качестве оружия знаки зодиака (“Детективные комиксы. № 323”; январь); сюжет о том, как Бэтмен велит Бэтмалютке идти искать себе другого героя (“Бэтмен. № 161”; февраль); под влиянием луча, созданного злобным ученым, Человек – Летучая Мышь превращается в буйствующего монстра (“Бэтмен. № 162”; март); Бэтмен и Робин случайно становятся пленниками в инопланетном зоопарке (“Детективные комиксы. № 326”; апрель); выдуманная Альфредом история о том, как в будущем Бэти Кейн, нынешняя Бэтгерл, станет новой Бэтвумен (“Бэтмен. № 163”; май). После: Бэтмен и Робин исследуют убежище для преступников вблизи Готэма (первый “новый вид” в “Детективных комиксах” — № 327; май), затем преследуют вора драгоценностей мистера Даббло (первый “новый вид” в “Бэтмене” — № 164; июнь). В последнем выпуске защитник добра также получил новый Бэтмобиль и новый вход в Бэтпещеру. Следующими смелыми шагами были (временное) убийство Альфреда, как ответ на обвинения доктора Вертэма, и появление на его месте тети Дика Грейсона, Харриет Купер (“Детективные комиксы. № 328”; июнь). Дальше – больше: главный герой получил новый любовный интерес в виде влюбленной в Брюса Уэйна полисвумен Патриции Пауэлл. Она исчезла после своих первых же двух историй (“Бэтмен. №№ 165-166”; август-сентябрь), но попытка была. Последним нововведением стало появление нового загадочного злодея Аутсайдера, действующего как закулисный манипулятор (“Детективные комиксы. № 334”; декабрь).
Несмотря на введенные Шварцом новые строгие правила, оставалось еще место, где Рыцарь Ночи мог переживать причудливые физические или умственные трансформации (по сравнению с которыми выдумки Джефа Лоэба – критический реализм) – нейтральная территория под названием “Лучшие в мире комиксы”. Чего только стоит случай, когда Бэтмену, по определенным, но трудно объяснимым в двух словах причинам пришлось изображать Супермена, а Супермену – духа “погибшего” Бэтмена (№ 139; февраль). Или история о том, как Клэйфэйс приобрел все силы Стального Человека просто потому, что принял его облик (№ 140; март). Или сюжет про то, как злобные инопланетяне берут Супермена в плен и гипнотизируют Бэтмена, превращая его в садиста-тюремщика (№ 145; ноябрь).
Темный Мститель присоединился к главной супергероической команде в “Лиге Правосудия Америки. № 28” (июнь), где противостоял злодейской попытке украсть суперсилы Лиги, а затем поучаствовал в борьбе с Преступным Синдикатом с Земли-3, в состав которого входил и его собственный злой двойник, Человек-Филин (№№ 29-30; август-сентябрь). В плане командной работы Робин не отставал от старшего товарища: в “Храбрых и смелых. № 54” (июль) он объединился с Аквалэдом и Малышом Вспышкой, сформировав первую команду Юных Титанов, а в “Лучших в мире комиксах. № 141” (май) поработал в дуэте с Джимми Ольсеном (которому Бэтмен в том же году доверил тайну своей истинной личности в “Лучших в мире комиксах. № 144”; сентябрь).
Вадим Григорьев.
Рома Said,
29 мая, 2012 @ 19:10
Я тут подумал…Человек-Филин (персонаж явно отрицательный) и Суд Сов (СС)…Они никак не связаны?
Я с историей Филина не знаком,но вот что-то общее,возможно,есть?