МИСТЕР ФРИЗ

freeze8.jpgВ анимации мистер Фриз дебютировал в 1968 г. в “Часе Бэтмена и Супермена”, где его, как и всех прочих злодеев, озвучил актер Тед Найт (см. “Голосов много — суть одна”). В эпизоде “Холодный жестокий мистер Фриз” злодей планирует превратить в лед всю воду в Готэме, и для того, чтобы остановить его, героическому дуэту приходится притвориться преступниками. Ледяной негодяй также появился в серии “Замороженные викинги мистера Фриза”.
В “Новых приключениях Бэтмена” (1977) Фриз (с голосом Ленни Уэйнриба) появился в одном эпизоде — “Глубокое замораживание”. Холодный мистер недоволен, что не входит в число самых опасных врагов Бэтмена, и хочет изменить это, став врагом общества № 1. Для этого он и его сообщник профессор Фрост похищают ядерную субмарину и планируют использовать ее для побега после того, как заморозят Готэм ледяным лучом Фриза.
Вполне возможно, что мистер Фриз появился бы и в мультсериале “Суперсильная команда: Защитники Галактики” в сезоне 1986-1987 гг., так как присутствовал в линии игрушек “Суперсилы”, которую обслуживало данное шоу. Однако именно в этот момент производство сериала было прекращено.

Пришло время перейти к той версии замороженного персонажа, которая считается (и является) лучшей. Ибо можно долго спорить, где лучше вышли Джокер или Двуликий — в комиксах или в BTAS, но в случае с мистером Фризом споры бесполезны: лучший Фриз — это Фриз BTAS.
Ничто, в общем-то, не предвещало такого успеха. В “уставе”, который должны были использовать сценаристы мультсериала, было сказано: “Изобретательный эксперт по криогенике, зарабатывающий мошенничеством с замороженными телами, мистер Фриз сбежал от полиции в свою лабораторию только для того, чтобы быть обнаруженным Бэтменом. Они сражались, и Фриз упал в криогенную камеру, где был заморожен до предсмертного состояния. Придя в себя, он обнаружил, что может жить только при температуре ниже нуля, и поклялся, что отплатит Бэтмену за то, что с ним случилось.
Мистер Фриз носит специально сконструированный шлем и костюм, который держит его тело в температуре 50 градусов ниже нуля. Он также использует “холодную пушку”, которая может мгновенно замораживать людей или делать металл настолько хрупким, что он разрушается при ударе. Из-за своей морозильной смерти и воскрешения Фриз считает себя эмоционально “холодным”, как бродячий труп. Он не беспокоится ни о невинных, которые могут пострадать от его преступлений, ни о бандитах, которых он использует, чтобы воплощать свои планы. Все человеческие чувства в нем заморожены.
Все преступления Фриза связаны с холодом или снегом, что должно сделать его отличным злодеем для зимней тематики. Также сотрудничество мистера Фриза и Пингвина может привести к некоторым интересным возможностям”.
“На ранней стадии процесса развития, до того, как мы наняли художников, режиссеров и т. д., Пол, Митч Брайан и я работали над “библией для сценаристов”, когда встал вопрос о переработке некоторых злодеев, — рассказывает Брюс У. Тимм. — Мне внезапно пришла в голову идея. Фриз получает критическое ранение, когда его криогенный эксперимент выходит из-под контроля. С этого момента он считает себя “мертвым”, лишенным эмоций и человечности, буквально “холодным, как лед” внутри так же, как и снаружи”. Несмотря на эту неплохую идею, характеристика все еще оставалась весьма банальной, но авторы чувствовали, что персонаж обладает немалым потенциалом. “Я всегда чувствовал, что это особый характер, — вспоминает Тимм. — Я не хотел использовать его часто, не хотел, чтобы он стал просто еще одним “злодеем на неделю”. “У нас были только его тематика преступлений и его имя и надежда сделать из этого нечто особенное, — говорит Пол Дини. — С мистером Фризом у нас был шанс создать персонаж, который был бы так же холоден эмоционально, как и физически. Это всегда хороший признак для злодея”.
“Через несколько месяцев, когда Пол уже работал над сценарием, у него появилась собственная идея: образ Фриза в его камере, — рассказывает Тимм. — Его слезы превращаются в ледяные снежинки, образ, который ни разу не появился в готовом мультфильме, как ни странно! Это стало его трамплином для мотивации Фриза. Он затем объединил моего мертвого, холодного, лишенного эмоций Фриза со своим Фризом с разбитым сердцем — и вуаля!” “Мне нравилось писать это, потому что это было первое, что я делал, это было совсем новым, это был настоящий вызов — попытаться заново изобрести характер мистера Фриза как нечто иное, чем просто второсортный плохой парень, попробовать дать ему немного эмоций, сердца, чтобы поднять персонаж, — говорит Дини. — Идея была в том, что мы сделаем его бесчувственным, но под ледяной внешностью он, возможно, наиболее человечный из всех бэтменовских злодеев. И пытаться достичь этого было настоящим удовольствием”.
Другим важным заданием был подбор актера для озвучивания. Брюс Тимм хотел, чтобы голос Фриза напоминал Эбонитса, персонажа из телесериала “Запредельные границы”, был, по его словам, “металлическим и пустым”. “Как обычно, я обсудил кастинг с Андреей Романо, — вспоминает Тимм. — Я дал ей список актеров, которые, по моему мнению, подошли б на эту роль, однако ни один из них не был доступен по той или иной причине. И тогда Андреа дала мне список актеров, которые, по ее мнению, могли с этим справиться, включая Ансару. Я восхищался его работой, когда был ребенком, считал его потрясающим, и, конечно, таким он и был!” Майкл Ансара, которому к моменту создания BTAS стукнуло 70, был известен по многим работам в кино и на телевидении, в частности в сериалах “Беглец” и “Стар Трек”. Результатом совместных усилий трех талантов и их сотрудников стал эталонный эпизод “Ледяное сердце”.

14 — “Ледяное сердце” (7.09.92; сценарист Пол Дини, режиссер Брюс У. Тимм): Таинственный преступник регулярно совершает набеги на компанию “Готкорп”, похищая ценное оборудование. Идя по его следу, Бэтмен узнает грустную историю Виктора Фрайза, бывшего работника компании. Узнав о неизлечимой болезни своей жены Норы, ученый погрузил ее в криогенный сон, чтобы она смогла дожить до времен, когда будет найдено лекарство. Узнав о несанкционированном использовании ресурсов компании, управляющий Феррис Бойл вломился с охранниками в лабораторию Фрайза и приказал отключить оборудование, что мгновенно убило бы Нору. Виктор пытался сопротивляться, завязалась схватка, в ходе которой ледяной склеп Норы был разбит, а Фрайз прошел криогенную обработку, превратившую его в существо, способное жить лишь при температуре ниже нуля. Теперь несчастный ученый, называющий себя мистером Фризом, вернулся, чтобы построить гигантскую замораживающую пушку и уничтожить Бойла, хоть и понимает, что месть не вернет ему жену… [Далее->btas-14]

84 — “Глубокое замораживание” (26.11.94; сценаристы Пол Дини и Брюс У. Тимм, режиссер Кевин Алтиери): Миллиардер Грант Уокер похищает Фриза из тюрьмы, чтобы тот, воссоздав условия трансформировавшего его инцидента, подарил ему ледяное бессмертие. Цена за услуги Фриза – его жена Нора, все еще живая и замороженная, чудом уцелевшая во взрыве в “Готкорп”. Но Уокер не собирается останавливаться на бессмертии: он планирует устроить новый ледниковый период, после которого править планетой будут он и кучка избранных. Вопрос в том, способен ли Виктор зайти так далеко даже ради любимой жены… [Далее->btas-84]

Забавно, что выход сделанного для видео полнометражного мультфильма “Бэтмен и мистер Фриз: Ниже нуля” был перенесен с первоначально назначенного числа (15 июля 1997 г., через месяц после премьеры “Бэтмена и Робина”) на 17 марта 1998 г. Несмотря на это, все равно получилась лекция для Голливуда на тему: “Как надо делать историю с мистером Фризом”. Ничуть не удивляет мягко говоря скептическое отношение авторов BTAS к тому, что Шумахер и “Уорнер Бразерс” сделали с заново сотворенным ими образом. Если Пол Дини отреагировал более-менее терпимо (“Я был действительно рад видеть некоторые элементы истории Фриза, использованные в фильме. Хотелось бы, чтобы вся картина была столь же мощной, как те несколько моментов, сфокусированных на Викторе и Норе, но, думаю, многим киноманам и фанам это тоже должно было понравиться”), то Брюс Тимм был резок: “Я действительно ни разу не смог заставить себя смотреть это более десяти минут или около того”.
“Ниже нуля” (сценаристы Рэнди Рогел и Бойд Киркланд, режиссер Бойд Киркланд) дало зрителям то, чего катастрофически не хватало его игровому варианту, — трагизм и чувства. Рассказ стартует с того места, где закончилось “Глубокое замораживание”: вновь воссоединившись со своей замороженной половиной, Виктор нашел убежище в Арктике, где приручил двух белых медведей и взял на воспитание мальчика-эскимоса Кунака. Идиллии приходит конец, когда льдину, на которой поселился Фриз, случайно разрушает подводная лодка: склеп Норы разбит, и если ей не сделать через две недели операцию по пересадке органов, она умрет. В гневе Фриз убивает весь экипаж подводной лодки, вместе с Норой возвращается в Готэм и вербует доктора Грегори Белсона (еще один антагонист Виктора, алчный “нормальный человек”, только на этот раз не противник, а что-то вроде помощника), пообещав ему обнаруженное в Арктике золото. Ледяному человеку нужен донор (не обязательно добровольный) органов для Норы, у которой редкая группа крови, и первой в его списке случайно оказывается Барбара Гордон. Вследствие такой операции донора ждет неминуемая смерть, и спасение Барбары — глубоко личное дело для Бэтмена и особенно для Робина… [Далее->sub-zero]
Первоначальный финал “Ниже нуля” был чрезвычайно мощным эмоционально: жена Фриза вылечена, мало того, сам он вновь становится нормальным человеком, но за свои деяния обречен на пожизненное заключение. Однакоfreeze9.jpg “Уорнер Бразерс” потребовала изменить окончание: в готовой ленте мы видим, как считающийся погибшим Виктор, услышав новости о том, что его жена возвращена к жизни, роняет скупую мужскую слезу и возвращается в арктическое изгнание с единственными друзьями — медведями.
Авторы понимали, что дальнейшее использование Норы фактически бесполезно. Тимм уверен, что ее история полностью завершена в фильме, а Дини утверждает: “Сомневаюсь, что нам надо было вернуть ее. Я чувствовал, что Нора срабатывает лучше как “женщина во льду”, вечно красивая, желанная, но недостижимая. Даже после того, как мы вернули ее к жизни, Фриз никогда не сможет быть с ней, и Нора осталась скорее идеалом, чем личностью. Символом потерянной и все еще оплакиваемой любви. Это то, чем она должна быть, по-моему”. Однако история мистера Фриза была далека от завершения.

88 — “Холодный комфорт” (11.10.97; сценарист Хилари Дж. Бейдер, режиссер Дэн Риба): Нора Фрайз долго ждала своего считавшегося мертвым супруга, но не дождалась и вышла замуж за спасшего ее доктора. Для Фриза эта потеря оказывается еще более горькой, чем предыдущие. Он возвращается в Готэм с единственной целью — отнимать у людей самое дорогое в их жизни, чтобы они страдали так же, как он. Бэтмен и Бэтгерл в конце концов узнают, что безумец собирается уничтожить город, сбросив на него замораживающую бомбу, но это не единственное открытие, которое они делают. Выясняется, что замороженное тело Фриза почти полностью отмерло: теперь он скорее киборг, в котором от человека осталась лишь голова в стеклянном колпаке… [Далее->tnba-88]

freeze10.jpg“Бэтмен будущего” 7 — “Таяние” (13.02.99; сценаристы Хилари Дж. Бейдер и Алан Барнетт, режиссер Курт Джеда): Магнату Дереку Пауэрсу, архи-врагу Бэтмена будущего, все труднее маскировать свое альтер-эго — радиоактивного монстра Блайта: его искусственная кожа сгорает меньше, чем через 24 часа. Молодая и амбициозная доктор Стефани Лейк (ее озвучивает Линда Хэмилтон, сыгравшая Сару Коннор в двух первых “Терминаторах”) предлагает Пауэрсу склонировать для него новое тело и пересадить туда его мозг. Естественно, сначала технология должна быть испытана на ком-нибудь еще, и лабораторной крысой для доктора Лейк становится… мистер Фриз, чья голова уже 50 лет хранится в тайниках “Уэйн-Пауэрс”.

Фриз: Взгляните хорошенько, доктор. Я был таким почти 50 лет и не постарел ни на день. Я получил то, о чем множество людей мечтает, — бессмертие. Но не прошло и дня, часа, минуты, чтобы я не думал о смерти. Эта мысль преследует меня. Даже сейчас.

Виктор наконец-то вновь может выйти на улицу без своего скафандра и даже основывает фонд помощи семьям своих жертв. Но постепенно его тело снова начинает мутировать, и чтобы понять причину, Пауэрс приказывает Лейк изъять внутренние органы подопытного. Фриз вырывается на свободу и понимает, что отныне существует только для мести. В новом костюме он атакует “Уэйн-Пауэрс”, не подозревая, что Пауэрс — вовсе не то, чем прикидывается, и может легко противостоять даже его ледяной мощи…
Достойный финал Фриза BTAS, возвращающий образу его трагическую составляющую и радующий глаз великолепными поединками между Фризом, Блайтом и Бэтменом. “Я не знаю, кто первоначально подбросил идею для “Таяния” — Алан Барнетт, Стэн Берковиц или Хилари Бейдер, — говорит Брюс Тимм. — Опять же, из-за моей особой любви к персонажу, я хотел, чтобы сюжет был достаточно мощным, и потратил некоторое время со Стэном и Аланом, работая над сценарием. Это была идея Глена — похоронить старую голову Фриза, это, я думаю, была восхитительно жуткая идея, и каким-то образом сценаристам удалось сделать сцену довольно трогательной… Умер ли он действительно, по-настоящему, в конце? Кто знает? Я тоже очень люблю “Таяние”. Я думаю, исполнение Майкла было пока что лучшим, музыка великолепна, а сцена смерти Линды Хэмилтон изумительна!” “Мы думали о том, чтобы хранить голову Фриза в холодильнике в Бэтпещере, — откровенничает Пол Дини. — Брюс бы открывал время от времени дверь, и там была б голова Фриза в банке, враждебно смотрящая на него и твердящая: “Я убью тебя, Уэйн. Как-нибудь, когда-нибудь…”, а Брюс бы просто насмехался над ней и закрывал дверь. Эта идея была немного глуповатой для общего тона шоу, но мы всерьез рассматривали ее”.

Вместо итога можно еще раз процитировать Дини: “Мне нравятся, в определенной мере, все эпизоды с мистером Фризом, но я не думаю, что какой-нибудь из них превзошел “Ледяное сердце”. Я хотел, чтобы последним образом в эпизоде был человек, плачущий в одиночестве, чьи слезы превращаются в снег. Я написал эту сцену, и все остальное встало на свои места”.

История анимационного Фриза закончилась, однако основанные на BTAS комиксы детализируют ее, ликвидируя все белые пятна:

“Приключения Бэтмена. Новогодний спецвыпуск № 1” (“Белое Рождество”; январь 1995 г.): Мистер Фриз сбегает из “Аркэма” и спускает большую разрушительную вьюгу на до того бесснежный Готэм. После небольшой борьбы, когда преступник остановлен, Бэтмен получает ответ на вопрос о его мотивации: Виктор и Нора поженились на снежное Рождество ровно десять лет назад, и Фриз считает, что в этот день в городе обязательно должен быть снег… Автор Пол Дини. Художник Глен Мураками.
“Ниже нуля” (1998 г.): Официальная комиксовая адаптация одноименного мультфильма. Автор Келли Пакетт. Художник Джо Стэтон.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 5” (“Полярные противоположности”; октябрь 1998 г.): Ученые из компании Уэйна пытаются стабилизировать состояние Фриза и вызывают на подмогу специалиста — доктора Франсиса Д’Анжу. Все идет хорошо, пока не появляется Грант Уокер, проведший благодаря Фризу два года во льду. Он похищает докторов Фриза; Брюс Уэйн пытается остановить его, но в результате получает замороженную голову. Тим Дрейк спасает его, но Брюс теперь дезориентирован и страдает от гипотермии. Найтвинг и Бэтгерл убеждают Фриза помочь им найти и обезвредить Уокера, но тот отказывается до тех пор, пока не узнает, что Д’Анжу — нынешний муж Норы. Виктор решает спасти его, чтобы вновь сделать бывшую жену счастливой. Трио проникает на базу Уокера; злодей угрожает убить Д’Анжу, но Фриз показывает, что припрятал кое-что в костюме Гранта, побеждает его и уходит. Уокер доставлен в “Аркэм”; Д’Анжу признает, что Нора все еще любит Виктора… Автор Тай Темплтон. Художник Рик Барчетт.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 40” (“Холоднее, чем Арктика”; сентябрь 2001 г.): Мистер Фриз возвращается в Готэм с целью устроить новый ледниковый период. И на этот раз он работает на самого Раш аль Гуля… Автор Скотт Петерсон. Художник Тим Левинс.
“Приключения Лиги Правосудия. № 6” (“Одежда волка”; июнь 2002 г.): Хронос, преступник, манипулирующий временем, устраивает аукцион среди суперзлодеев, продавая попавших к нему в лапы Бэтмена, Супермена и Чудо-Женщину. Естественно, торги (где присутствуют все, кто только можно, от Бейна до Металло) быстро превращаются в большую драку. Мистер Фриз бросает вызов Капитану Холоду, не рассчитав, что у того имеется поддержка — группа других врагов Вспышки, среди которых — Капитан Бумеранг и Погодный Волшебник. Напав из засады, они разбивают скафандр Фриза, и его голове приходится удирать, пока ее не ловит Зеленый Фонарь… Автор Дэн Слотт. Художник Мин С. Ку.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 51” (“Начало оттепели”; август 2002 г.): Фриз выпущен из “Аркэма” своей женой, Норой, чтобы они снова смогли жить счастливо вместе… но все совсем не так, как кажется на первый взгляд… Автор Джейсон Холл. Художник Брэд Радер.
“Приключения Лиги Правосудия. № 12” (“Холодная война”; декабрь 2002 г.): Маленькая африканская страна Бижоути пострадала от волны тепла, уничтожившей урожай и принесшей народу нищету. Тем не менее послы миссии ООН с изумлением видят, что страна покрыта льдом: здесь устроила государственный переворот группа ледяных суперзлодеев под командованием мистера Фриза. Среди этих Холодных Воинов — Капитан Холод, Убийца Мороз и т. д., а также некто совсем новый — Полярный Лорд. Они угрожают начать войну с богатыми нефтяными странами на севере, если ООН не заплатит им 10 миллиардов долларов. Новые хозяева Бижоути даже кормят свой народ — правда, украденной пищей. Лигу Правосудия ждет холодный прием, но все усилия негодяев оказываются бесполезными, пока Полярный Лорд не вызывает с неба ледяной луч, обезвреживающий супергероев. Поверженная Лига делает вывод, что Лорд с другой планеты, и обнаруживает боевой корабль таррианцев, расы, использующей холод для своих технологий. Герои сообщают Холодным Воинам, кто их союзник, но те лишь смеются: они знают правду про Лорда и используют его технологии. Лига проникает на завод Воинов, но попадает в устроенную Полярным Лордом ловушку. Злодей демонстрирует плененных остальных Воинов и раскрывает свою истинную цель — захватить Лигу Правосудия и подготовить вторжение таррианцев. Бэтмен освобождает мистера Фриза, который вместе с Суперменом и Хоукгерл выпускает на свободу остальных Холодных Воинов. Лига и Воины объединяются против пришельцев и побеждают; Летучая Мышь и Фриз нокаутируют Полярного Лорда… Автор Кристофер Секуэйра. Художник Мин С. Ку.
“Приключения Бэтмена. № 15” (“Лучше подавать холодным / Кунак с Севера”; август 2004 г.): Совершено покушение на мужа Норы, Франсиса Д’Анжу, и первый подозреваемый — Фриз. Узнав, что Д’Анжу давно прячет от нее письма, посланные Виктором, Нора отправляется в Арктику на поиски экс-супруга. Найтвинг выясняет, что Д’Анжу подставил Фриза, чтобы навсегда от него избавиться. Бэтмен и Бэтгерл находят Виктора и Нору; в ходе схватки костюм Фриза взрывается, а его голова исчезает в ледяных водах. В дополнительном рассказе из этого выпуска описывается судьба Кунака, мальчика-эскимоса, которого Фриз усыновил в “Ниже нуля”… Автор Джейсон Холл. Художник Келси Шэннон.

Увы, страдающий, неоднозначный Фриз BTAS остался вthebatman-freeze.jpg прошлом. Пришедший ему на смену его двойник из нового мультсериала “The Batman” намного проще, кровожаднее и начисто лишен какого-либо благородства. Озвучивает его Клэнси Браун — актер с выразительной, можно сказать, зловещей внешностью и не менее запоминающимся голосом, на счету которого немало соответствующих работ: это и бессмертный головорез Карган в “Горце” (1986), и Лекс Лютор в мультсериале STAS. Новый Фриз имеет личный счет к Бэтмену, так как, будучи простым вором, превратился в ледяного монстра именно во время попытки сбежать от Рыцаря Ночи. На данный момент он появился в двух эпизодах (“Большой холод” и “Огонь и лед”), во втором из которых объединился со Светлячком (см. “Красноглазая угроза”). Холодный злодей также засветился в комиксе “Удар Бэтмена. № 7” (“Ледяной шторм”; март 2005 г.; автор Билл Матени, художник Кристофер Джонс): там он пытается превратить часть Готэма в свое ледяное королевство.

Вадим Григорьев. (5.08.2005)

Страницы: 1 2 3 4

2 комментария »

  1. Александровна Said,

    9 июня, 2009 @ 11:25

    «В лицо морозу я гляжу один:
    Он – никуда, я – ниоткуда,
    И всё утюжится, плоится без морщин
    Равнины дышащее чудо.
    А солнце щурится в крахмальной нищете –
    Его прищур спокоен и утешен…
    Десятизначные леса – почти что те…
    И снег хрустит в глазах, как чистый хлеб, безгрешен.»
    Мандельштам писал это про русскую зиму, а не про Холодильника. Но последнему понравилось бы.

  2. Александра Макфолл Said,

    9 июня, 2009 @ 16:19

    теперь надо перебираться на другую страницу .там тоже можно каму нибудь стих подобрать

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий