ДАРКСАЙД
I am many things, Kal-El, but here I am God.
Из всех многочисленных лиц зла в DC Universe на протяжении лет одно оставалось почти неизменным — непроницаемое лицо, как бы высеченное из опаленного огнем преисподней камня. Космический монстр Дарксайд (Darkseid) — само воплощение тирании, беспощадности и чистейшего, осознанного зла. Его цель — подавить любое проявление свободной воли и править космосом так же, как он правит своей планетой Апоколипс, напоминающим ад миром, где безвольные рабы строят гигантские сооружения в его честь и ежеминутно готовы умереть за своего повелителя.
Пожалуй, лучше всех про него написал в своем блоге некий Марк Сингер: “Представьте себе Гитлера, который одновременно физически ужасающ и ни капли не безумен. Дарксайд – то, чем Гитлер хотел быть… Ожившая мечта, или кошмар, о тотальном контроле…
Это старая аксиома, что величайшие злодеи – Магнето, Дум, Лютор… не думают, что они злодеи, даже видят себя героями своих собственных историй. Дарксайд намного более страшен, потому что точно знает, кто он есть и что он делает, и не чувствует ни малейшего раскаяния”.
В распоряжении Дарксайда — обширнейшие ресурсы: огромные армии безжалостных уничтожителей-парадемонов и достижения науки Апоколипса, намного опережающей земную (она может создавать такие штуки, как “бум-труба” — универсальный телепортер и “материнская коробка” — живой компьютер, в который можно загрузить в том числе и сознание мыслящего существа). Ему служат умелые и преданные слуги: его собственный сын Калибак, напоминающий большую гориллу, ученый и мастер пыток Десаад и отряд свирепых воительниц-фурий, воспитанных злобной старухой Грэнни Гуднесс. Сам Дарксайд обладает необычайной силой и выносливостью, но его главное оружие — омега-эффект, проявляющийся в виде лучей, которыми он стреляет из глаз: минуя практически любую преграду, они способны телепортировать какой угодно объект, уничтожить его или, наоборот, восстановить ранее уничтоженный. Несмотря на свой злобный нрав и безграничное высокомерие, лорд Апоколипса — воплощение невозмутимости: все зловещие тирады и угрозы он произносит со спокойствием, подкрепленным бесконечной самоуверенностью. У него даже есть подобие кодекса чести, хотя оно варьируется в зависимости от ситуации: он может проявлять великодушие к врагу, который показал себя достойным противником или которого можно будет использовать в будущем. Дарксайд может создавать жизнь и перемещать солнечные системы; его легче всего описать как злого бога — то есть существо, чьи возможности простираются далеко за пределами суперсил всех популярных героев DC. По крайней мере, такой была первоначальная концепция создателя персонажа Джека Кирби.
Кирби (1917-1994) был одним из самых известных и уважаемых художников и авторов комиксов, приложившим руку к созданию людей Икс, Фантастической Четверки, Халка, Капитана Америки и т. д. Недовольный условиями работы на Marvel, он в начале 70-х перешел в DC, где создал свой наиболее авторский эпос, состоящий из нескольких серий, объединенных названием “Четвертый Мир”. Кирби изобрел качественно новую мифологию, создав собственный пантеон Новых Богов, но в основу положил традиционную борьбу добра и зла: зловещему Апоколипсу у него противостоит похожий на рай цветущий Новый Генезис, которым правит добрый бог, мудрый и могущественный Хайфавер. Ранее обе эти планеты были одним целым, но были расколоты катаклизмом Рагнароком, и с тех пор сама их природа способствует их непримиримой вражде. Другое важнейшее понятие в его мифе – Первичная Стена, скрывающая за собой вселенские знания и мудрость (а следовательно — власть), за которую пытаются проникнуть многие боги – лишь для того, чтобы стать в Стене вечными пленниками, именуемыми “прометеевыми гигантами”.
Хотя Дарксайд обитает на страницах комиксов уже более трех десятилетий (дебют — “Друг Супермена, Джимми Ольсен. № 134. Гора решений”; декабрь 1970; автор и художник Кирби), полноценной истории происхождения он дождался сравнительно недавно, в 1997 г., в серии “Четвертый Мир Джека Кирби” (№№ 2-5; автор и художник Джон Бирн).
Уксас был вторым сыном властелина Апоколипса Юга Хана и его жены, королевы Хеггры. В соперничестве со старшим братом Драксом он проигрывал, поэтому с детства скрывал свои амбиции за фасадом холодного, равнодушного представителя правящего класса. На самом же деле его целью было захватить власть любой ценой, убрав всех на своем пути. В то время как Дракс искал мира с Новым Генезисом, Уксас предпочитал иной подход. Когда его брат нашел способ получить омега-силу из Бесконечной Ямы Апоколипса, Уксас убил его, забрав себе безграничную мощь лучей и право на трон. Энергия Ямы превратила его из человекообразного существа в монстра, которым он является по сей день, однако он остался доволен этим обстоятельством, взяв себе новое имя — Дарксайд.
После устранения брата и исчезновения отца (Юга Хан стал пленником Первичной Стены при попытке узнать ее секреты) получить желаемое злодею могли помешать лишь его мать Хеггра и его дядя Степпенволф, подозревавший, что племянник скрывает свои истинные цели. Первым делом Дарксайд увлек дядю идеей поохотиться на богов Нового Генезиса: Степпенволф убил бы правителя Генезиса Изайю, если б удар вместо него не приняла на себя его жена Авиа. Это стало началом войны между Апоколипсом и Генезисом, и Степпенволф был уничтожен разгневанным Изайей.
От дальнейших интриг Дарксайда отвлекла любовь — первая и единственная. Ученая по имени Сули верила в то, что власть можно использовать не для разрушения, а для общего блага, и очарованный молодой женщиной Дарксайд начал слышать правду в ее словах. Сули вышла за него замуж и родила ему сына Калибака. Однако королеве Хеггре, на уме у которой были лишь завоевания, было очень не по душе пацифистское влияние Сули на ее сына, и она приказала слуге Десааду отравить невестку. Вслед за этим она женила сына на Тигре, женщине, больше соответствовавшей ее представлениям. Королева не знала, что этим подписала себе смертный приговор: взбешенный Дарксайд вернулся к своему первоначальному плану, послав Десаада отравить Хеггру так же, как это было проделано с Сули. Он наконец получил желанный трон, но после смерти Сули навсегда изгнал из сердца все добрые чувства. Ненавистную Тигру и рожденного ею сына Ориона Дарксайд отправил в гетто Апоколипса — Армагетто.
Война с Новым Генезисом, прежде бывшая выгодной лорду Апоколипса, теперь стала ненужным отвлечением, поэтому он начал переговоры с Изайей, которого в ту пору называли уже Хайфавер. Нелегкий компромисс был достигнут, когда правители согласились обменяться новорожденными сыновьями: Ориона отправили в Генезис, а Дарксайд получил сына Хайфавера, Скотта Фри. Заключив мир, злой бог смог всецело посвятить себя главной цели — поискам уравнения анти-жизни.
Пожалуй, сам Кирби не знал, что же это такое, — по крайней мере, он не дал сколько-либо точного определения. Известно лишь, что с помощью этого уравнения можно навязать свою волю всем живым существам, став абсолютным властелином. Именно оно было причиной катаклизма, уничтожившего Старых Богов и создавшего теперешнюю вселенную; с тех пор оно было разбросано по самым разным уголкам космоса.
В определенный момент Дарксайд обратил свое внимание на Землю: именно в мозгах ее обитателей он рассчитывал найти желанное уравнение. Примерно в то же время отданный ему Скотт Фри, познавший в детстве все возможные унижения благодаря своей “воспитательнице” Грэнни Гуднесс, сбежал из царства зла на Землю, дав злобному деспоту давно желанный повод снова возобновить войну. Эти два события, приведшие к новому витку противостояния между Генезисом и Апоколипсом, стали ключевыми в трех сериях, объединенных темой Четвертого Мира, — “Новые Боги”, “Мистер Миракл” и “Вечные Люди”.
Когда Джек Кирби в начале 70-х перешел работать в DC, он мог затребовать и получить любую из уже имеющихся и популярных серий. Но он выбрал “Друга Супермена, Джимми Ольсена” – согласно одной легенде, потому, что там в тот момент не было постоянного художника и его участие не стоило никому места. Согласно другой, потому, что хотел доказать, что сможет поднять самую дохлую серию – и ему это удалось. Именно на страницах “Ольсена” дебютировали Дарксайд и его прихвостни, прокладывая путь трем сериям, над которыми Кирби имел полный контроль и над которыми работал с поистине авторским вдохновением.
Его мифология получилась не менее сложной и разветвленной, чем, к примеру, Толкиеновская: помимо Дарксайда (которого Кирби, по словам его биографа Марка Эваниера, срисовал с Джека Пэланса, американского актера украинского происхождения) и Хайфавера, ключевыми фигурами в ней были Скотт Фри, взявший псевдоним Мистер Миракл и ставший фокусником и специалистом по побегам из смертельных ловушек, в дальнейшем присоединившимся к Лиге Правосудия, и Орион, воин, воспитанный в духе идеалов добра, в жилах которого течет свирепая кровь властелина зла. Роль последнего важна вдвойне, так как, согласно предсказанию, именно он убьет отца в схватке, которая будет проходить среди огненных ям Армагетто. Также важные роли в придуманном Кирби мире играли: Новый Бог Метрон – бесстрастный наблюдатель, подыгрывающий добру или злу лишь в тех случаях, когда они могут поспособствовать получению им нового клочка вселенских знаний; Большая Барда – могучая воительница с Апоколипса, восставшая, как и Миракл, против безжалостных законов адской планеты, помогшая ему бежать и позже ставшая его женой; Лайтрэй – жизнерадостный воин Нового Генезиса и лучший друг Ориона; Вечные Люди – пятеро подростков из Генезиса, пытающиеся защищать Землю от козней Дарксайда. Однако ни один из них не стал столь узнаваем, как беспощадный деспот с проклятой планеты.
В сериях, не связанных с Четвертым Миром, всемогущий тиран участвовал нечасто и преимущественно как закулисный манипулятор. Он использовал клона медиа-магната Моргана Эджа, чтобы через него давать приказы преступной организации Интерганг в “Джимми Ольсене”, был покровителем Тайного Общества Суперзлодеев и даже строил козни Легиону Супергероев, гарантируя, что и в 31 веке угроза Дарксайда никуда не исчезнет.
Увы, во многом новаторская мифология Кирби не была по достоинству оценена в то время: редакция зарубила “Новых Богов” после 11 выпуска, как и другие две серии. Эпос так и остался без финала, и запоздалые попытки DC дать возможность Кирби завершить свой рассказ были признаны неудачными и компанией, и самим автором (именно поэтому они, в частности графический роман “Голодные псы” (1985), находятся вне любой официальной хронологии DC и персонажи Четвертого Мира все еще в строю в обычной DC Universe).
История противостояния Генезиса и Апоколипса достигла пика в последних главах “Новых Богов”, когда Дарксайд, получив в свое распоряжение умы земных обладателей уравнения анти-жизни, создал Антагониста – существо из анти-жизни, которое послал творить хаос на Землю. Сам же он отправился постигать тайны мироздания к Первичной Стене. Хайфавер не смог остановить вооруженного омега-силой и анти-жизнью злодея, который попытался пересечь великий барьер. Однако Дарксайд не мог противостоять своим врагам и мощи Стены одновременно, поэтому Ориону удалось бросить отца на барьер так, что он стал “прометеевым гигантом” и, бросившись к Апоколипсу, был нечаянно уничтожен Десаадом из защитного оружия (“Комиксы приключений. №№ 459-460”; 1978 г.).
Вскоре злобный тиран был, тем не менее, воскрешен несколькими членами Общества Несправедливости, которых немедленно пленил, а затем попытался переправить Апоколипс во вселенную Земли-2, уничтожив попутно саму планету. Лишь общие усилия Лиги Правосудия, Общества Правосудия и Новых Богов не дали Дарксайду захватить абсолютную власть над миром (“Лига Правосудия Америки. №№ 183-185”; 1980 г.).
В “Кризисе на бесконечных Землях” лорд Апоколипса сыграл неожиданную роль, поучаствовав в уничтожении главного злодея Анти-Монитора в финальном сражении в компании Супермена Земли-2, Супербоя-Прайма и Алекса Лютора.
ZoKpooL Said,
29 марта, 2010 @ 16:26
Знаю его лишь по мультам…
Александр Said,
20 августа, 2012 @ 10:46
Он ещё был в четвёртом сезоне «Смолвилля».
Асмодей Said,
5 декабря, 2012 @ 16:50
Лучшее био, любимейшего злодея!