ПРЕСТУПЛЕНИЕ В ТЕМУ (Джокер в комиксах Серебряного Века. Часть 1)

1_silver-age-joker1Серебряный Век комиксов – это 1956-1969 гг. Индустрия переживала тогда новый расцвет, связанный, с одной стороны, с активной деятельностью компании Marvel и ее главного автора Стэна Ли, изобретшего таких персонажей, как Человек-Паук, Халк, люди Икс и т. д., а с другой – с вновь возросшим интересом к старым героям DC, в том числе к Бэтмену и Супермену. Но перед тем, как вновь завоевать популярность, Рыцарю Ночи и всем участникам его приключений пришлось пережить несколько не слишком приятных лет. Виной всех их бед был психолог Фредерик Вертэм, написавший в 1954 г. книгу “Соблазнение невинных”.
Вертэм обвинил создателей комиксов в развращении малолетних, пропаганде секса и насилия. Бэтмену с Робином, пожалуй, досталось больше всего: доктор считал, что их поведение на страницах книжек с картинками явно свидетельствует о гомосексуализме. Они живут в огромном особняке, с дворецким-мужчиной и… список аргументов на этом заканчивается. Остальные так называемые доказательства разбиваются в пух и прах легким прикосновением пальца. Так, психолог упоминает, что все женщины “бэтменианы” – обязательно злодейки (в качестве примера приводит Женщину-Кошку) и что порядочных, привлекательных и преуспевающих героинь в комиксах о таинственном мстителе нет вообще. Вертэм, мир его праху, был дураком и дилетантом; взявшись нападать на область массовой культуры, в которой, как ни крути, было и есть что критиковать, он даже не потрудился хоть немного ее изучить. Кошка всегда была, в общем-то, “доброжелательно настроенной” противницей Летучей Мыши, разрывающейся между своей тайной любовью к защитнику закона и честолюбивым желанием одолеть его в поединке; она была (и остается) одним из наиболее сложных персонажей DCU и вызывала намного больше симпатий, чем многие сугубо положительные герои. Если уж она не устраивала переживающего за судьбы малолетних психолога, то в историях о Бэтмене можно было найти немало “порядочных, привлекательных и преуспевающих” (типичный пример – наиболее известная из подруг Рыцаря Ночи, фотожурналистка Вики Вэйл), так что ни о каком женоненавистничестве авторов комикса и их созданий не могло быть и речи.
Но, какой бы слабой ни казалась аргументация Вертэма, его труд нанес немало вреда “бэтмениане”. Шума было много, и под давлением общественности работники DC вынуждены были внести в сагу о супергерое существенные изменения. Тут же как бы по совету недоброго доктора ввели новых “порядочных, привлекательных и преуспевающих” героинь – Бэтвумен и Бэтгерл. Новым лучшим другом Темного Мстителя сделали собаку – Бэтгончую, а для того, чтобы еще больше снизить возраст предполагаемого читателя, добавили в команду Бэтмалютку – мелкого вредителя из другого измерения, который мечтал стать напарником Бэтмена и Робина. Обстановка в Бэтпещере уже явно напоминала сумасшедший дом, но на этом дело не закончилось. Человек – Летучая Мышь теперь сражался с “научно-фантастическими” противниками, такими, как мистер Зеро (в дальнейшем – мистер Фриз) и Клэйфэйс (злодей, умеющий изменять форму своего тела, превращаясь в кого угодно), а также путешествовал в космосе и во времени и расследовал преступления, совершенные пришельцами и фантастическими монстрами. Между тем многие популярные, проверенные годами персонажи на несколько лет исчезли со страниц комиксов. Женщину-Кошку отправили в длительный отпуск, длившийся с 1954 по 1966 г. То же самое случилось с Двуликим: нововведенный “моральный кодекс комиксов” запрещал показывать “страшные” картинки. Пингвин отсутствовал с 1956 по 1963 г., хотя в чем провинился он, непонятно.
2_jjury-headРазумеется, единственным, кто “пережил” этот погром, был неунывающий Клоун – Принц Преступного Мира; тем не менее, изменения в индустрии в какой-то мере коснулись и его. От былой смертоносности преступного шута не осталось и следа, а его бурная незаконная деятельность стала почти безобидной. Джокер Серебряного Века (нарисованный, как правило, Шелдоном Молдоффом) – уже не убийца, не маньяк и не архи-враг, а чуть ли не приветливый оппонент, элемент веселой анархии в упорядоченной жизни супергероя. Он стал появляться на страницах комиксов уже не так часто, как в течение Золотого Века, и его хитроумные изобретения вскоре были забыты. Вместо этого шутника-злодея сделали главным специалистом по “тематическим” преступлениям: отныне он чаще всего совершал ограбления, связанные с определенной тематикой. Я знаю, что вы подумаете, прочитав некоторые из приведенных ниже сюжетов, но, с другой стороны, их авторы все же старались проявлять какую-никакую изобретательность и придерживаться определенного стиля, а не бездумно заливали вверенные им страницы кровью, как многие теперешние сочинители.
Среди наиболее важных событий данного периода: первые два случая сотрудничества Джокера и архи-врага Супермена Лекса Лютора, соперничество Клоуна – Принца Преступного Мира с Клэйфэйсом, “фиктивная” история с участием “сына Джокера” и сюжет о “жюри Джокера”.

“Бэтмен. № 97” (“Джокер анонсирует опасность”; февраль 1956 г.): Читай тут.
3_j1957x“Лучшие в мире комиксы. № 88” (“Величайшие враги Супермена и Бэтмена”; май-июнь 1957 г.): В здании муниципалитета Метрополиса потрясенный клерк рассматривает прошение о производственной лицензии от Лекса Лютора и его делового партнера – Джокера. Лютор уверяет, что теперь они честные бизнесмены. Отовсюду слетаются репортеры, чтобы услышать о первом совместном изобретении бывших злых гениев. Журналист Кларк Кент, он же Супермен, отправляется в Готэм, чтобы позвать на помощь Бэтмена и Робина: он уверен, что их враги не отказались от злых намерений. К несчастью, просмотреть своим рентгеновским зрением, что творится на фабрике Лютора и Джокера, Стальной Человек не может, так как Лекс предусмотрительно оборудовал ее свинцовым защитным покрытием (“Мы должны оберегать свои промышленные тайны…”). Изобретение дьявольского дуэта – “механические люди”, сильные, неуязвимые, пригодные для любой работы роботы. Трио супергероев решает в ожидании удара злодеев патрулировать город 24 часа в сутки. Вскоре Бэтмен и Робин видят, как Клоун – Принц Преступного Мира набрасывает на прохожего стальную сеть. В ту минуту, когда они бросаются на помощь, прибывает пресса. Выясняется, что это всего лишь испытание “механического человека”, который легко разрывает сеть Джокера; дуэт оказывается в дураках. В подобную ситуацию Супермен попадает ночью, когда злой шутник давит Джокермобилем “пешехода”-робота, и утром, когда Лютор обрушивает лавину на еще одного “механического человека”. Лекс и Джокер требуют, чтобы им не мешали проводить испытания, однако Супермен, Бэтмен и Робин уверены, что негодяи просто стараются усыпить их бдительность. Брюс Уэйн наносит визит на таинственную фабрику и заказывает партию роботов для поиска алмазов; во время работ на дне моря Супермен подменяет одного из “механических людей”, но Джокер разоблачает его и борцы с преступностью снова оказываются в дурацком положении. В тот же день механические копии “партнеров” демонстрируют в центре Метрополиса возможности своих роботов, в то время как настоящие ученый и клоун вместе с другой группой железных помощников спешат ограбить городское казначейство. Но тут благородный криптонианин и его готэмские коллеги ловят (на фабрике Супермен заметил дополнительную пару костюмов злодеев для роботов-двойников и сообразил, что к чему) и отправляют в тюрьму не прекращающих препираться преступников (“Это ты виноват, смеющийся придурок!” – “Нет, это все ты и твой якобы блестящий мозг…”)… Хотя дуэт Бэтмена и Супермена действовал в “Лучших в мире комиксах” начиная с 1954 г., только в этой истории авторы DC впервые направили своих самых популярных героев против их объединившихся противников. Лекс Лютор – архи-враг Супермена – за годы “существования” сменил немало личин (безумный ученый в Золотом Веке, суперзлодей, одержимый идеей убить Стального Человека, в Серебряном, безжалостный мультимиллионер в современных комиксах), но всегда находил общий язык с Джокером: они действовали заодно во множестве рассказов с 1957 г. по сей день. Автор “Величайших врагов” Эдмонд Гамильтон, в отличие от явно симпатизировавшего злодеям Билла Фингера, всегда уделял больше внимания положительным персонажам; именно поэтому здесь, несмотря на довольно изобретательный план злоумышленников, Бэтмен и Супермен в конце легко разоблачают своих оппонентов и быстро ловят их. В дуэте с Лексом в этой истории Джокер играет вторую скрипку: Гамильтона намного больше интересовал Лютор, его научный гений и ситуации, в которых он исправлялся или якобы исправлялся. Художник Дик Спранг.
“Бэтмен. № 110” (“Клуб преступлений месяца”; сентябрь 1957 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 123” (“Розыгрыши Джокера”; апрель 1959 г.): Читай тут.

4_bat-super-partn

“Бэтмен. № 127” (“Супернапарник Бэтмена”; октябрь 1959 г.): Когда Джокер заманивает Бэтмена и Робина в бронированный автомобиль и запирает их там, чтобы спокойно ограбить книжную ярмарку, на помощь борцам с преступностью приходит Орел – загадочный летающий супергерой, которым оказывается их верный дворецкий Альфред, в результате воздействия луча из аппарата, созданного каким-то безумным ученым, случайно приобретший такие же способности, как у Супермена. Вот только использовать свои новые возможности старый слуга толком не умеет, и в результате его дилетантских действий Джокеру два раза удается ускользнуть. Во время ограбления музея Альфред-Орел наконец догоняет шута-уголовника, но тут его сверхчеловеческие способности исчезают и он становится легкой добычей. К счастью, Бэтмен и Робин успевают вовремя остановить злого арлекина… Автор Джерри Коулман. Художник Дик Спранг.
“Бэтмен. № 136” (“Вызов Джокера”; декабрь 1960 г.): Читай тут.
5_ghost-joker“Бэтмен. № 140” (“Призрак Джокера”; июнь 1961 г.): Джокер гибнет во взрыве, но его призрак продолжает злодействовать в Готэме. Он посылает свою банду совершать преступления с “призрачной” тематикой, такие, как ограбление театра, где идет спектакль “Возвращение Фантома”, кража призовых 50 000 долларов с гонок, которые выиграла лошадь по кличке Полтергейст, и захват яхты “Летучий голландец” с целью украсть золотой приз. Бэтмен и Робин находят криминального шутника живым и здоровым на заброшенной кукольной фабрике; его “аура привидения” создана с помощью фосфоресцирующей краски, а для “призрачных” фокусов Джокер использовал “волшебный фонарь”… Автор Билл Фингер. Художник Шелдон Молдофф.
“Бэтмен. № 144” (“Человек, игравший роль Бэтмена”; декабрь 1961 г.): Читай тут.

Страницы: 1 2

1 комментарий »

  1. Максим Said,

    21 мая, 2023 @ 19:24

    В начале статьи упоминается Фредерик Вертэм с его книгой
    «Соблазнение невинных». Хотелось бы ознакомиться с её полным содержанием. Не подскажите, где её можно найти в Интернете?

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий