СМЕЙСЯ, РЫБА, СМЕЙСЯ (Джокер в комиксах Бронзового Века. Часть 3)
Во вселенной DC жил и веселился еще один Джокер – Джокер с Земли-2. Но перед тем, как перечислить его деяния, необходимо сказать пару слов о том, что же это за Земля.
В 1956 г. компания решила реанимировать одного из своих героев 40-х – Вспышку. Авторы комиксов дали способному развивать суперскорость персонажу новое имя и новую историю происхождения, пояснив это так: Вспышка № 2 (Барри Аллен) читал о Вспышке № 1 (Джей Гаррик) в комиксах, когда был ребенком. И в одной из историй 1961 г., максимально ускорившись, Аллен пролетел сквозь время и пространство и попал в параллельный мир, где встретил живого Гаррика. С того времени вселенная Аллена стала называться Земля-1, а мир Гаррика – Земля-2. Часто альтер-эго героев на разных Землях совпадали (например, Бэтменом в обоих случаях был Брюс Уэйн). Было решено, что события всех комиксов Золотого Века (то есть выпущенных до 1954 г.), за небольшим исключением, разворачивались на Земле-2 (хотя могли разворачиваться одновременно и на Земле-1), а всех историй, придуманных с 1954 г., — на Земле-1. Кроме того, существовали и другие Земли, но перечислять их здесь нет нужды.
Встречи персонажей из разных миров вскоре стали регулярными: Лига Правосудия Земли-1 объединялась с Обществом Правосудия Земли-2, чтобы противостоять вселенским катаклизмам, а Лекс Лютор с Земли-1 и Лекс Лютор с Земли-2 вместе придумывали, как избавиться от обоих Суперменов. Идея о “многоземелье” открыла перед авторами DC новые возможности. Если в “официальной реальности” (то есть на Земле-1) супергерои никогда по-настоящему не погибали, то на Земле-2 на них можно было насылать всевозможные бедствия и даже умерщвлять. Взять хотя бы Бэтмена: на Земле-2 он женился на Селине Кайл, после ее трагической гибели поклялся никогда больше не одевать костюм Летучей Мыши, стал комиссаром полиции и погиб в поединке с приобретшим суперсилу преступником Биллом Дженсеном, прихватив его с собой на тот свет. Дело отца продолжила дочь Брюса и Селины – Хелена Уэйн, она же Охотница.
В случае с Джокером все очень просто, потому что он не скакал из одной вселенной в другую и не встречался со своими двойниками. Клоун – Принц Преступного Мира с Земли-2 был точной копией себя с Земли-1. Согласно введенному DC “водоразделу”, все его приключения Золотого Века имели место на Земле-2. В хронологию Земли-1 вошли оба появления злодея в облике Красного Колпака (“Человек в Красном Колпаке”), его первый поединок с Рыцарем Ночи (“Бэтмен. № 1”), схватка с Бэтменом, Робином и Суперменом, известная как дело “Плохих Пенни” (“Лучшие в мире комиксы. № 156”), а также все его появления в течение Серебряного и Бронзового Века.
Джокер с Земли-2 использовался не очень часто. Он выступил в качестве одного из миньонов Короля Кулла (злодей, решивший захватить власть над миром и уничтожить всех людей на Земле-1, Земле-2 и Земле-S), сражавшихся на Земле-S с Обществом Правосудия и Лигой Правосудия, в состав которых входили (тогда еще живой) Бэтмен и Робин. На Земле-S герои стали свидетелями разрушительных и невероятно странных происшествий во всем мире. Удивительное затмение держало одну половину планеты во тьме, другую — в беспрерывном свете. В канадских скалистых горах наблюдалась странная вулканическая активность, которую видели Буллетмен, Буллетгерл (супергерои Земли-S), Хоукмен и Хоукгерл. Когда Хоукмен слишком близко подлетел к одному из вулканов, его плечо начало превращаться в камень. Возле берегов Аляски по воде стал на большой скорости перемещаться айсберг, превращающий в лед все на своем пути, включая людей. В Саду Богов в Колорадо ожили скалы и начали со смехом превращать людей в камни. Постройка из стали в деловом центре города ушла прочь, превратив всех строительных рабочих в железо. Расследованием занялись Бэтмен и Робин, а также мистер Скарлет и Пинки (супергерои Земли-S). Рыцарь Ночи подошел слишком близко к постройке, и его челюсть стала железной. Исследовав тела превращенных рабочих, герои обнаружили, что они помечены фирменной улыбкой Джокера — эффектом его “газа смеха”. И действительно, Клоун — Принц Преступного Мира работал вместе со старым врагом Буллетмена — Плакальщиком. Двое злодеев использовали газ в местном ювелирном магазине, превращая людей в живые бриллианты, а настоящие бриллианты и драгоценности заставляя следовать за ними в их тайник. Мистер Скарлет увидел на тротуаре следы ходячих камешков. Четверо героев пошли по следу и быстро справились с двумя злодеями и их громилами (во время битвы волосы Пинки превратились в бриллианты). Они дали образец газа Джокера на анализ Буллетмену, но выяснилось, что это была лишь закись азота, следовательно, неодушевленные предметы оживляла другая сила (которой оказались управляемые другими суперзлодеями спутники; после их разрушения все вернулось в норму, включая трансформированные части тел героев) (“Лига Правосудия Америки. № 136. Кризис на Земле-S”; ноябрь 1976 г.; авторы Е. Нельсон Бридвелл, Марти Паско, художники Дик Диллин, Фрэнк Маклоглин). (Скачать)
Шут-маньяк пережил своего извечного противника и в один прекрасный день бросил вызов его дочке (“Чудо-Женщина. №№ 280-283”; июнь-сентябрь 1981 г.) — подробнее читай [тут->joker-and-huntress]. Наконец, в “Храбрых и смелых. № 200” (“Запах Бримстоуна, зловоние смерти”; июль 1983 г.; автор Майк У. Барр; художник Дейв Гиббонс) заметно постаревший и уставший Клоун – Принц Преступного Мира рассказывал в “Аркэме” очнувшемуся после 28-летней комы злодею Бримстоуну о том, что настоящий Бэтмен мертв. (Скачать)
Дальнейшие события в DCU получили название “Кризис на бесконечных Землях”. Устав от собственного “многоземелья” и запутав им читателей, авторы комиксов решили покончить с ним раз и навсегда. Злая сущность под названием Анти-Монитор, желая расширить собственную анти-вселенную, начинает один за другим уничтожать все прочие миры, а его противоположность – Монитор – собирает всех супергероев для решающего сражения. Границы между Землями постепенно стираются, начинается путаница во времени и пространстве, а негодяи из всех миров в этом хаосе устраивают резню. В “Кризисе на бесконечных Землях. № 2” (“Время и снова время”; май 1985 г.; автор Марв Волфман; художники Джордж Перез, Джерри Ордвей, Дик Джордано) в Готэме Бэтмен и Джокер внезапно видят изображение Вспышки, перемещающегося назад во времени и рассыпающегося у них на глазах. В “Кризисе на бесконечных Землях. № 9” (“Зона войны”; декабрь 1985 г.; автор Марв Волфман; художники Джордж Перез, Джерри Ордвей, Дик Джордано) Клоун – Принц Преступного Мира (как и Риддлер, Ядовитый Плющ, Пингвин и многие-многие другие) вошел в состав огромной армии суперзлодеев, под предводительством андроида Мозговика и Лекса Лютора с Земли-1 атаковавшей защитников добра, чтобы захватить власть на нескольких уцелевших и частично слившихся Землях (4, S и X). (В обоих случаях речь шла о Джокере с Земли-1.) В ходе затяжных боев галактического масштаба ни один Джокер не пострадал. Тем не менее судьба “мультивселенной” была решена: нанеся в конце концов поражение Анти-Монитору, оставшиеся в живых герои оказались в “начале времен” и невольно изменили ход истории. Отныне нет больше Земли-1, Земли-2 и т. д., а есть только одна единственная Земля, где каждый персонаж DC существует в единственном экземпляре. С 1986 г. карьера каждого героя была начата заново, но не все их прошлые похождения были сброшены со счетов – многие старые сюжеты пересказывались в более современном стиле, с некоторыми изменениями и дополнительными подробностями. Таким образом, история комиксов DC разделилась на две большие главы – до Кризиса (до 1986 г.) и после Кризиса (с 1986 г. и по сей день – то есть современные комиксы). “Послекризисный” Бэтмен стал более мрачным и жестоким, чем его предшественник; деяния же “послекризисного” Джокера заставили содрогнуться даже самых хладнокровных читателей.
Закончить рассказ о “предкризисном” Джокере следует сюжетом, найти место для которого в любой из хронологий сложно. С одной стороны, эти выпуски вышли после “Кризиса на бесконечных Землях” и описанные в них события упоминаются в мини-серии “Легенды”, однозначно принадлежащей “послекризисной” вселенной DC; с другой – в мире после “Кризиса” совсем другие Селина Кайл и Джейсон Тодд. Все же по настроению и построению сюжета это явный “предкризис”, и он отлично работает как финал для Джокера и Женщины-Кошки этой эпохи.
“Детективные комиксы. № 569” (“Поймать в кот-скан”; декабрь 1986 г.): Для Джокеровской банды настали не лучшие времена: главарь считает, что утратил свое вдохновение, и не брался за работу уже несколько месяцев, поэтому его люди в отчаянии. Но, увидев газетную статью о том, что Бэтмен, Робин (Тодд) и Женщина-Кошка теперь работают вместе, Клоун – Принц Преступного Мира тут же приходит в радостное возбуждение. Он понимает, что между его архи-врагом и Кэтвумен существует нечто большее, чем партнерские отношения, и в его голове рождается план, как достать противника с помощью его дамы сердца. Той же ночью Гордон вызывает героев с помощью Бэт-сигнала и показывает им найденную возле одного из участков карту – джокер. Надпись на ней можно интерпретировать по-разному, но Темный Мститель правильно догадывается, что злодей нацелился на библиотеку, куда недавно привезли ценнейшее первое издание “Шутовской книги Джо Миллера”. Троица борцов со злом застает банду на месте преступления, но все идет отнюдь не гладко: Джокер оглушает Кошку своей тростью с секретом, а его подручный-коротышка запутывает Бэтмена с Робином в китайской сети. Защитники добра беспомощно наблюдают, как злобный шут увозит в клетке Кэтвумен. Пока они выбираются из пут, Джокер приглашает доктора Муна, талантливого, но абсолютно неэтичного специалиста по промывке мозгов. С помощью машины “кот-скан” Мун должен “реверсировать” личность Селины Кайл, снова сделав ее злодейкой. Доктор настаивает, чтобы пациентка была в сознании – так он сможет определить уровень боли во время процедуры. “Док, ты тип моего типа!” — одобряет Джокер… Автор Майк У. Барр. Художник Алан Дэвис.
“Детективные комиксы. № 570” (“Последний смех”; январь 1987 г.): Пока Бэтмен и Робин прочесывают криминальный мир в поисках информации о том, где скрывается Джокер, злобный клоун начинает выяснять у прошедшей мозговую обработку Селины, как на самом деле зовут Летучую Мышь. Доктор Мун протестует, утверждая, что в нынешнем состоянии пациентки любая информация, которой она обладала, может быть утеряна, но лишь получает локтем в зубы. Еще не оправившаяся Кошка называет имя человека, о котором недавно читала в газете, — Бенсон; Джокер торжествует. Дуэт защитников добра врывается в его логово и ловит почти всех его людей, но с помощью все того же коротышки шутнику и Кошке удается удрать на Джокермобиле. Воспользовавшись редким шансом, злодей внушает Селине, что Бэтмен – ее враг. Поверив ему, “реверсированная” Кэтвумен сбрасывает преследующего их мстителя с машины. Вместе они отправляются в дом Бенсона и связывают его. Бэтмен и Робин тоже спешат туда, хотя и по другой причине: они думают, что Джокер поведет Селину совершать “кошачье” преступление, а Мелисса, дочь Бенсона, находится в состоянии каталептического (CATaleptic) транса. Шут-маньяк требует, чтобы Бенсон признал, что он Бэтмен, угрожая жизни Мелиссы, но Кэтвумен останавливает его – несмотря ни на что, она не убийца. Появление настоящего Человека – Летучей Мыши и его напарника приводит к новой схватке, во время которой Мелисса выходит из транса. Джокер пытается уйти, метнув дымовую гранату; Бэтмен хватает его, но Кошка убегает, возвращаясь на преступный путь. “Потерял свою маленькую кису, Бэтмен? Какая жалость” – злорадно хохочет психопат, и несчастный мститель избивает его до потери сознания… Автор Майк У. Барр. Художник Алан Дэвис.
“Легенды. № 4” (“Сеять смуту”; февраль 1987 г.): Джокер недолго пробыл в заключении – здесь он разбойничает в компании любительницы концептуального искусства по имени Ширли (минимум четыре улыбающихся трупа в поле зрения). Как только на горизонте появляется Летучая Мышь, злодей берет удивленную подружку в заложники, но герой вырубает его с помощью хитрого броска бэтеранга и напоминает клоуну, что после того, что он сделал с Кошкой, он достоин намного большего, чем простое побитие… Авторы Джон Острандер и Лен Уэйн. Художник Джон Бирн.
Вадим Григорьев.
the Joker Said,
22 мая, 2008 @ 16:53
Спасибо! очень интересно.
Вообще странно, что к 87му году образ Джокера в комиксе (внешность, в смысле) достаточно видоизменилась по сравнению с прошлыми периодами: он стал стройнее и как-то симпатичнее, моложе, что ли. Тем не менее, в кино его играл Николсон, совсем не соотвествующий новому образу. Ну, впрочем, возможно фишка в виденье Тима Бёртона.
Two-Faced Friend Said,
9 мая, 2010 @ 12:34
Простите, а где можно скачать историю о смеющихся рыбах (желательно всю энглехартовскую историю в детективных комиксах)? В gothamcity.ru я нашел только историю с доком Фосфорусом.
MARVEL VS. DC VS. ДЖОКЕР (Джокер в “кроссоверах” разных компаний) | Супергерои Marvel Said,
27 августа, 2010 @ 14:15
[…] встретились Джокер, Бэтмен и Халк, рассказано в главе “Смейся, рыба, смейся”), же настоящей волной они полились в 90-х. Обычно, что […]
что! Said,
27 января, 2013 @ 07:04
“Я вкладывал в это такое значение: если вы действительно понимаете сущность Джокера, у него всегда есть другое измерение для бегства – безумие”, — считает Энглехарт.
я его не до конца понимаю (спать хочу)..бегство ведь психическое..так? то есть поймали..а он в свой мир бизумия типо так он это ..вы меня изловили а я впаду в бизумие?
что! Said,
27 января, 2013 @ 07:10
я всетаки не совсем улавливаю его обезумивание ..вроди еще ничего 70..надо перечетать