ДРАКУЛА

dracula1.jpgЕго имя — один из самых прочных синонимов зла, его слава затмевает многих выдающихся личностей мировой истории, а его кинематографические инкарнации не поддаются исчислению.
Ни для кого не секрет, что у него был вполне реальный прототип.
Влад Цепеш (“сажающий на кол”) — князь Валахии, прославившийся своей жестокостью. Родился в 1428 г. Будучи сыном валашского воеводы Влада ІІ, находился в плену у турок, чтобы его отец оставался покорным. Когда отца убили бояре, Влада отпустили с условием беспрекословного подчинения и аккуратной выплаты дани. Но, очутившись на воле, князь через несколько лет взбунтовался и отправил против 30-тысячной армии отряд удальцов. Те с заданием справились. Связанных янычар князь велел посадить на колья. Та же участь постигла купцов из города Брашова — Цепеш пытался взять под контроль денежные потоки богатого города. Влад неоднократно терял трон и возвращал его обратно. В 1476 г. был убит, став жертвой заговора бояр. Князя похоронили в монастыре Снагов недалеко от Бухареста, а его голову, законсервированную в меде, отправили турецкому султану.
Если хотя б четверть сказаний о правлении Цепеша имеет что-то общее с реальностью, то был он человеком большой души. Считается, что за шесть лет он уничтожил 100 тысяч человек. По слухам, больше всего любил перекусить на месте казни или недавнего сражения, среди свежих трупов. Любил бояр: собрав 500 человек и расспросив, сколько правителей помнит каждый из них, посадил всех до одного на кол. Любил бедняков: собрав и накормив нищих, спросил, не надоели ли им земные страдания, и сжег всех заживо. Любил женщин: приказывал у неверных жен вырезать половые органы и сдирать с несчастных кожу. Своей любовнице, лгавшей о беременности, вспорол живот, чтобы проверить слова, — вранья князь определенно не любил.
Именно легенды о варварской жестокости Цепеша вдохновили ничем особо не блиставшего ирландца Брема Стокера на написание романа о величайшем вампире всех времен.
Брем Стокер родился 8 ноября 1847 г. в Дублине. Учился в Тринити Колледж, который окончил в 1871 г. с дипломом по математике. Как писатель дебютировал в 1874 г. новеллой “Хрустальная чаша”, а свой первый роман ужасов “Проезд Примроуз” опубликовал в 1875 г. В 1878 г. переехал из Ирландии в Англию, где работал менеджером у актера Генри Ирвинга до смерти последнего в 1905 г. Вышедший в 1897 г. “Дракула” принес автору оглушительный успех и быстро стал известнейшим романом ужасов в мировой литературе. Стокер развил тему в сборнике “Гость Дракулы и другие странные рассказы”, изданном в 1914 г. Умер в Лондоне 20 апреля 1912 г.
Прежде чем приступить к отслеживанию долгого и тернистого пути персонажа в массовой культуре ХХ и уже XXI века, необходимо бегло пересказать содержание самого романа.
Молодой англичанин Джонатан Харкер едет в Трансильванию, чтобы продать недвижимость в Лондоне — поместье Карфакс — графу Дракуле. Он долго не может понять, почему все в округе, услышав имя его клиента, начинают смотреть на него со страхом; почему в замке нет слуг; почему хозяин весь день отсутствует, а появляется лишь ночью; почему он не отражается в зеркале; наконец, что делают в его покоях три зубастые молодые леди. Увидев графа, спящего днем в гробу, Харкер не выдерживает и с риском для жизни пытается сбежать из замка. Далее действие переносится в Англию и сосредотачивается на двух подругах — Мине Мюррей, невесте Джонатана, и Люси Вестенр, которой делают предложение сразу трое — молодой лорд Артур Холмвуд, американец Квинси Моррис и заведующий психиатрической клиникой доктор Джон Сьюард. Получив отказ, Сьюард с горя углубляется в работу, наблюдая за необычным пациентом Рэнфилдом — маньяком-зоофагусом: он ловит мух, чтобы скормить их пауку, откармливает пауков, чтобы отдать их птицам, затем просит подарить ему кошку (понятно для чего) и т. д. Возле Уайтби терпит крушение “Дмитрий”, русская шхуна из Варны; очевидцы утверждают, что с нее на берег выскочила собака, однако найти ее не удается. В найденном корабельном журнале значится, что шхуна везла ящики с землей и во время странствия на ней происходили странные события — по ночам исчезали матросы. В момент крушения на ней не было ни одного живого человека.
Люси завладевает странный недуг: она слабеет с каждым днем, пропадает по ночам, на шее у нее находят две ранки. В Рэнфилде происходит перемена: он говорит, что его господин теперь рядом. Мина едет к чудом вырвавшемуся из проклятого замка Харкеру, и они венчаются. Не в состоянии понять, какой болезнью страдает Люси, Сьюард обращается за помощью к своему учителю и другу, профессору Абрахаму Ван Хелсингу из Амстердама. Тот сразу понимает, что надо предпринять: делает теряющей силы Люси переливание крови и обкладывает ее чесноком. Все же злой силе удается одержать победу: Люси умирает. Прочитав дневники Джонатана Харкера и его жены, Ван Хелсинг окончательно понимает, с кем он имеет дело. Он, Сьюард, Холмвуд и Моррис обезвреживают ставшую вампиршей Люси, забивая кол ей в тело. Когда к ним присоединяются Харкеры, профессор объясняет ситуацию всем им.
“Этот вампир, живущий среди нас, сам по себе имеет силу двадцати человек; он хитрее смерти, потому что его хитрость — плод веков; все люди, к которым он может приблизиться, в его власти; он больше чем зверь, так как он — дьявол во плоти; он может в предоставленных ему пределах появляться где и когда угодно, в любой свойственной ему форме; он может управлять стихиями: бурей, туманом, громом; он может повелевать низшими существами: крысами, совами, летучими мышами, молью, лисицами, волками; он может увеличиваться и уменьшаться в объеме; он может временами исчезать и неожиданно появляться… Он может проделывать все эти вещи, но тем не менее он не свободен… Он не может никуда войти, пока кто-нибудь из домочадцев не пригласит его, хотя потом он может входить куда угодно. Его мощь исчезает с наступлением дня, как у всякой нечистой силы…
По-видимому, наш вампир был тем самым Воеводой Дракулой, который прославил свое имя в войне с турками из-за великой реки на границе с Турцией. Если это действительно так, то он не был обыкновенным человеком, так как и в те времена и много веков спустя о нем шла слава, как о хитрейшем и лукавейшем человеке из “Залесья”… Дракулы были… знаменитым и благородным родом, хотя среди них появлялись иногда отпрыски, которых современники подозревали в общении с лукавым. Они познакомились с тайной наукой в горах над Германштадтским озером, где дьявол берет себе в виде дани каждого десятого человека в ученики… не последним из ужасов является то обстоятельство, что это лукавое существо живет в тесной близости со всем добрым; в безлюдной же почве, почве без святых воспоминаний для него не существует отдыха”.
Дракула подслушивает эту пламенную речь — с подоконника, в виде летучей мыши. Пока мужчины отправляются на охоту за ним, обшаривая его тайники, злодей нападает на Мину; чтобы проникнуть в больницу Сьюарда, где обосновались его враги, граф использует Рэнфилда, а затем избивает его. Его трапезу прерывает появление Ван Хелсинга и его союзников; Дракула удаляется.
Охота на вампира продолжается, и по ходу дела профессор сообщает интересные дополнительные подробности:
“…это был удивительнейший человек своего времени. Он был в одно и то же время и солдатом, и государственным деятелем, и даже алхимиком — эта последняя наука была высшей степенью знаний того времени. Он обладал большим умом и необыкновенными способностями; к сожалению, сердце его не знало страха и угрызений совести. Он не отступил даже перед изучением схоластических наук, и кажется, не было вообще такой области, которую бы он не изучил. Как нам известно, после физической смерти его умственные силы сохранились; хотя, по-видимому, воспоминания о былом в полном виде не сохранились в его рассудке”.
Ван Хелсинг выслеживает Дракулу с помощью Мины: инфицированная вампиром, она теперь держит с ним некую телепатическую связь. Так герои узнают, что их противник покинул Англию, поспешив на корабле к себе на родину. Они бросаются вдогонку; в замке графа профессор уничтожает трех его “невест”. Харкер, Холмвуд, Моррис и Сьюард нападают на отряд цыган, везущий Дракулу в его дом; в завязавшейся схватке Моррис получает смертельное ранение. Он и Джонатан протыкают вампиру горло и сердце. Дракула рассыпается в прах, и “в последнее мгновение перед тем как исчезнуть, на лице графа было… неземное выражение мира и покоя”.

Согласно последним, но приблизительным данным, Дракула появлялся в более 200 фильмах (второй результат после Шерлока Холмса), а упоминался в примерно 649.
Первая попытка экранизировать роман Стокера была предпринята в 1920 г. — как ни странно, в России. К сожалению, ни одной копии сего творения не сохранилось, как и в случае со следующей киноадаптацией, созданной в 1921 г. в Будапеште.
nosfer1.jpgВ том же году немецкий продюсер Альбин Грау попросил у вдовы Стокера разрешение экранизировать роман в Германии. Переговоры зашли в тупик, но душа проекта, выдающийся режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау (“Двуликий Янус”, “Последний человек”), уже не мог отказаться от замысла. Сюжет был существенно переработан, место действия перенесено в Бремен, имена всех героев изменены, а картина получила название “Носферату — симфония ужаса”. Роль кровососущего графа, получившего здесь имя Орлок и кличку Носферату, исполнил малоизвестный актер Макс Шрек — благодаря ей он и вошел в историю кино. Его покрытый гримом персонаж напоминал жутковатое животное — хищное лицо, лысый череп, огромные глаза, торчащие уши и зубы, сюртук, обтягивающий скелетообразное тело. И в той же мере, в какой был лишен человечности центральный персонаж, каждый кадр ленты был наполнен своеобразной экспрессионистской кинопоэзией.
Молодой чиновник Хуттер, попрощавшись с женой, едет в замок Орлока по делам, связанным с покупкой недвижимости. Нагнетание напряжения идет с самого начала: начальник Хуттера похож на безумца, ведет себя странно и таинственно; герой путешествует по мрачному, дикому краю с мертвенными пейзажами; конечный пункт — старый готический замок. Хуттер чуть не становится первой жертвой его хозяина. Следующей должна стать его молодая жена. Орлок-Носферату отправляется на корабле в Бремен, убивая по пути его экипаж. Сопровождаемый полчищем крыс, он крадется по городу, пораженному эпидемией чумы. Жене Хуттера Эллен удается перехитрить вампира, принеся себяnosfer2.jpg в жертву, — женщина, чистая душой, сама предлагает монстру собственную кровь и держит его у своего ложа до петушиного крика. Чудище сгорает под лучами взошедшего солнца…
Мурнау смело экспериментировал с камерой, по-настоящему революционно расширяя возможности кинематографа. Ряд эпизодов здесь снят при замедленной скорости пленки, впервые смонтированы встык негатив и позитив, через микроскоп засняты живые инфузории. Субтитр “И когда он перешел через мост, навстречу ему двинулись призраки” стал так же знаменит, как диалог из другого экспрессионистского шедевра “Кабинет доктора Калигари” (1920): “Сколько мне осталось жить?” — “До зари”. Мурнау работал на натуре, превращая ее в фантом, пейзаж из страшных видений. Свои экранные образы он создавал на монтажном столе из сочетания сцен, снятых в самых разных местах и скомпонованных в одно целое.
dracula2.jpgПремьера “Носферату” состоялась в Берлине в марте 1922 г. Флоранс Стокер сразу же обратилась в суд, обвиняя и без того находившуюся на грани банкротства кинокомпанию “Прана-филмз” в нарушении авторских прав. Процесс тянулся несколько лет; после его завершения в июле 1925 г. все копии фильма, принадлежавшие немецким прокатчикам, были уничтожены. В последующие годы несколько раз в разных странах всплывали отдельные копии, которые неизменно уничтожались по требованию мстительной вдовы. Всего несколько экземпляров удалось сохранить, и в 1984 г. восстановленная версия картины была наконец показана на Берлинском кинофестивале.

Страницы: 1 2 3 4

10 комментариев »

  1. Антон Said,

    23 мая, 2009 @ 08:55

    Ван Хельсинг отличное кино, и Дракула там весьма и весьма интересный персонаж.

  2. Lolodin) Said,

    24 мая, 2009 @ 18:13

    У меня сложилось впечатление, что найболее удачно выписан характер Дракулы, как это ни странно звучит, в манге Хеллсинг. Там его класно изобразили, как монстра лишенного любых моральных и этических барьеров, получающий удовольствие от своего всесилия и мощи.

  3. Антон Said,

    25 мая, 2009 @ 19:04

    Да реальный Влад Дракула чудовище то еще, ни один псих с ним не сравнится:)

  4. Mr. Fett Said,

    10 июня, 2009 @ 16:08

    Superman v2 #180 забыли…

  5. Александровна Said,

    24 июня, 2009 @ 14:36

    Лучшие Дракулы — это Гари Олдмен и Ричард Роксбург. Они оба настолько интересны для меня, что я, если честно, не могу выбрать одного из них.

  6. Mary Uindom-Tepec Said,

    26 февраля, 2010 @ 23:19

    Антон, глубоко не согласна с Вашим мнением о реальном Дракуле. Владислав Дракула не был психом. Внимательнее прочитайте исторические сведения о нем (не советую опираться только на Кирилло-Белозерскую летопись, где валашского господаря хают на чем свет стоит), и Вы поймете ,что это -весьма незаурядная личность.

  7. ZoKpooL Said,

    29 марта, 2010 @ 16:45

    Алукард,действительно,одно из лучших воплощений Дракулы

  8. MefistaCenobica Said,

    15 сентября, 2010 @ 00:29

    алукард-мастдай,ибо любого персонажа в любом аниме обязательно обяпонивают и изгаживают

  9. Jokester Said,

    16 сентября, 2010 @ 08:10

    а я все равно с Кристофером Ли люблю, я фанат старой школы

  10. Северный Корреспондент Said,

    3 апреля, 2018 @ 16:48

    «Две попытки стравить короля вампиров с Шерлоком Холмсом – “Дело кровавого графа” Лорена Д. Эстлмана и “Дело Холмса / Дракулы” Фреда Саберхагена».
    Это не совсем верно. В книге Саберхагена Холмс и Дракула, наоборот, действуют вместе и, более того, оказывается в конечном итоге, что они родственники. Вообще на тему странных взаимоотношений Холмса и Дракулы есть 5-6 романов и еще пара рисованных романов-комиксов. Некоторые можно прочесть на моем сайте:
    https://sites.google.com/site/severkorrespondent/drakula

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий