ИСТИННЫЙ ГОТЭМ: Записки автора. Часть 1

Человек с улыбкой

Фиолетовый костюм сменил простой серый. Цвет лица был тоже самым обычным. Лишь улыбка выдавала его и зеленые глаза, видящие и фиксирующие все вокруг.
Один из первых, простейших вариантов маскировки, похожий на тот, что использован в эпизоде BTAS Make ’em Laugh. Цвет глаз в разных версиях варьировался (скажем, в “The Batman” они красные), но все же наиболее эффектный из реалистичных вариантов – зеленый.

“Ну пошли?” – только и сказал он. Он взял руку Каори в свою, и они пошли.
Джокер, держащий ребенка за руку, — титр с названием эпизода Be a Clown, задающий настроение всему мультфильму.

Это все, что успела увидеть Каори, – они подошли к аттракциону, называемому “американские горки”.
Задумчивый, даже мечтательный Клоун – Принц Преступного Мира на роллер-костере был замечен в № 19 замечательной комикс-серии “Бэтмен: Улицы Готэма”: Пол Дини позволил себе такой запоминающийся момент в флэшбэке из ранних лет злодея – условно говоря, из Золотого Века.

Человек с улыбкой не издал ни звука, но глаза его не спали. Они все время пробегали по остальным участвующим в развлечении людям и всегда ровно за секунду до того, как возникнет очередной головокружительный поворот.
Джокер, бродящий (чаще всего даже без маскировки) по различным местам, где развлекаются обычные люди, в поисках вдохновения, новых тем для преступлений, — характернейший мотив Золотого Века: он заходит в луна-парк в “Бэтмене. № 23”, наблюдает за бейсбольной игрой в “Бэтмене. № 86” и т. д.

Дальше они зашли в странную комнату с зеркалами, превращающими человека в его уродливое подобие.
“Бэтмен. № 23”.

Любитель твой босс, этот Кьондзай.
Злой японский то ли ниндзя, то ли самурай списан с Кьодай Кена, врага Брюса Уэйна в эпизодах BTAS Night of the Ninja и Day of the Samurai. Во втором из них даже есть сцена, где он похищает юную ученицу своего бывшего сенсея, которую… я, честно, только сейчас про это вспомнил… звали Каири.
Имя героини я выбирал на самом деле уже после того, как написал (за час, в алкогольной лихорадке) первую присказку: глянул Википедию на “Японское имя”, взял первое понравившееся – Каору (мужское, как там утверждается) и поменял в нем последнюю букву. Лишь через несколько дней, погуглив, с удивлением выяснил, что на самом деле Каори – это довольно распространенное женское имя.

Бэйб Майк! Мяч Бэйба Майка! Лови его, ребята!
Уже упомянутый “Бэтмен. № 86”, где Джокер ловит бейсбольный мяч, плюс Бэйб Рут, знаменитый американский бейсболист.

Перед Кьондзаем лежала золотая маска клоуна, и он явно считал себя хозяином положения.
Типичный объект мечтаний для преступного клоуна Золотого Века.

Когда Кьондзай бросился на него со своим любимым мечом, Человек с улыбкой один раз безупречно увернулся от лезвия, во второй подставил плечо, а в третий просто ждал, когда лезвие зависнет точно над ним – чтобы в ту же секунду полить его кислотой из цветка.
Частично основано на поединке Джокера с Андреей Бомонт из “Маски Фантазма”, где он с помощью кислоты избавляет ее от главного оружия.

Его швыряли, как тряпичную куклу, но каждый раз японец в ответ получал в тело точно брошенные пару кинжалов или пару заточенных стальных карт.
Метательные карты впервые были использованы в BTAS, затем стали постоянным ружием в “The Batman”.

Один зеленый глаз срисовал, как Каори открывает клетку с Хироюкой, но второй, глядевший в совсем другую сторону, выглядел еще более довольным.
Да, мы умеем смотреть глазами в разные стороны – такая вот суперсила. Вива, AKOM (“любимая” анимационная студия Брюса Тимма) !

Он тут же плюнул кровью в глаза Кьондзаю, и, выхватив два кинжала, скрытых в одежде японца, разрезал его живот крест-накрест.
Кровь в лицо, запоминающийся прием, помогающий застать врасплох более сильного противника, был использован Охотницей в одной из серий “Хищных птиц”. Таким образом ей удалось сбить с ног “непобедимую” Леди Шиву.

Как будто поджидая кого-то, он из последних сил поднял стол и обрушил его на беспомощного, истекающего кровью японца. После чего сам рухнул на стол и вцепился в горло Кьондзая, в исступлении дрожа и хохоча так, как будто исполняет странный, лишь ему и еще кому-то понятный ритуал.
Конец решающего поединка Джокера с Терри Макгиннисом в “Бэтмен будущего: Возвращение Джокера”.

Опять за тебя всю работу делаю.
Делать (по-своему) работу архи-врага злодей пытался неоднократно, в том числе в эпизоде “The Batman” The Laughing Bat и в недавнем арке онлайн-комикса “Легенды о Темном Рыцаре”.

Силуэт и невидимка

Мягкая постель, замечательная еда, большой спортивный зал и красивые темноволосые молодые люди, лишь одобрительно улыбавшиеся после каждого удара…
Любимцы Брюса, состав неопределенный: скорее всего, Дик и Тим, намного менее вероятно – Джейсон и Дэмиен. В любом случае, для сюжета это неважно.

Каори не собиралась вмешиваться в их отношения с другими девочками: статус неприкасаемой устраивал ее, как и то, что о нем почти никто не знал.
Нелишнее подчеркивание факта, что характер у нашей героини – не heroic, selfish.

Иногда он выступал по телевизору, однажды даже поздравил с Рождеством, прервав поздравление президента.
“Рождество с Джокером”, только там, жаль, не было президента.

“Хорошо, что вы пришли, мистер Уэйн. Детям нужны яркие примеры”, — далее мистер Льюис фамильярно хлопнул мистера Уэйна по плечу, и зеленый глаз подмигнул публике.
Отдаленное эхо сцены на празднике у мэра из Be a Clown.

Через год что-то случилось.
Знакомое белое лицо по-прежнему мелькало на страницах газет, но теперь все смотрели на него лишь со страхом.
Окончательно попрощавшись с невинным Золотым Веком, мы переходим к гиперсмертоносному режиму второй половины 80-х (Миллер, Мур, Моррисон, “Смерть в семье”). Теория Моррисона о том, что Джокер полностью перестраивает свою личность каждые несколько лет, хороша для комиксовой условности. Но если пытаться приблизить его многочисленные метаморфозы к реальности, то показалось более правильным подать их как разные этапы развития одной личности. Таким образом, Золотой Век – этап творческих поисков, некоторой наивности. 80-е – тяжелейший кризис личности, этап боли и отчаяния, деструктивный и в первую очередь самодеструктивный.

Верите или нет – Ваш профайл я составил давным-давно, и Ваша забота о сиротке со, — тут проскользнула особая нота, — столь неблаговидным прошлым в него никак не вписывается. Того и гляди, вот-вот назреет причина… пригласить Вас к нам на прием.
Джеремия Аркэм пытался лечить Брюса – правда, как Бэтмена – в “Тени Летучей Мыши. №№ 1-4”. Хотя обычно его изображают бесталанным дурачком, теоретически он может иметь правильные подозрения насчет Уэйна.

И свои первые два убийства она, судя по всему, совершила тогда же, защищая себя и брата! В 12 лет!
Наиболее популярной из девочек, абсолютно спокойно относящихся к убийству, несомненно, является Убивашка из “Пипца”. Правда, наша героиня значительно старше: в данный момент ей уже где-то 15 (это только в комиксовом мире время, как правило, стоит на месте, и Дэмиен Уэйн обречен всегда быть 10-летним).

Он двигался бесшумно, скрывал свои яркие цвета за темными плащом и шляпой, а в его трости было три скрытых лезвия, не считая кинжала в рукоятке, — Каори доводилось видеть такие вещицы.
Плащ и шляпа, в противовес обычному костюму, в BTAS использовались чаще всего в сценах, где Джокер должен был казаться особенно зловещим. Два типичных примера: запугивание Чарли Коллинса в Joker’s Favor и беседа с Артуром Ривзом в “Маске Фантазма”. Трость как оружие использовалась в “Маске Фантазма” и в “Улицах Готэма. № 19”. В первом случае в рукоятке был кинжал (хоть то, как его достают, и не было показано в явной форме), во втором лезвие выскакивало из кончика трости.

Пальцы щелкнули вновь – и по всей комнате зажглись свечи. Места для темноты в ней уже не было. И кто-то явно позаботился о декоре. Практически все вещи стояли на тех же местах, как в тот день.
Затем сверху полилась та же знакомая, но давно забытая музыка.
Навеяно грустной песней Once Upon a December из мультфильма “Анастасия”.

Помните похищение атомной в Вашингтоне месяц назад? Так вот это была она.
Джокер собирался использовать атомную бомбу в эпизоде BTAS Harlequinade.

“Вот тут начинается самая странная часть. Тот, кто заложил, ее и обезвредил. За пару минут до взрыва переделал всю систему так, чтобы она выстрелила конфетти. Настоящие заряды нашли рядом”.
Несвязные, хаотичные, лишенные особой логики действия в этой части свидетельствуют о глубине кризиса.

Мы постарались убрать все как можно скорее, до появления прессы, но… было видно, где он прошел.
Цитата из “Трудно быть богом” Стругацких: “Сначала растерялись, не знали, где его искать, но потом увидели… — Он замялся. — Словом, видно было, где он шел”.

ИСТИННЫЙ ГОТЭМ

Глава 1. Клоуна почти не видно
“Бриллиантовая рука”.

Итак, первая присказка была вариацией персонажа Золотого Века, вторая показывала его версию второй половины 80-х, что же теперь? После “Бесконечного Кризиса” сразу оба основных автора Бэт-комиксов – Дини и Моррисон – предложили истории, в которых Джокер, используя маскировку, преспокойно живет рядом с обычными людьми, не выдавая себя даже при общении со старыми знакомыми вроде Брюса, Дика и Гордона. Конечно, так он делает лишь до поры до времени, в рамках подготовки к очередной резне, однако даже такой вариант был немыслим, скажем, в 90-е. Поэтому маскировка стала одной из главных тем. У Джокера “Темного Рыцаря” позаимствованы любовь к холодному оружию и привычка испытывать людей: главную героиню он тестирует все время, но этим же занимается и с другими.

Пожилой бездетной миссис Беннетт нужна была подмога в ее продуктовом магазинчике, и поскольку сама она говорила мало, кандидатура всегда молчащей Каори, преподнесенная на блюдечке проницательной директрисой, ее устроила идеально.
Джефф Беннетт озвучил Джокера в мультсериале “Бэтмен: Храбрые и смелые”.

На следующий день миссис Беннетт, не говоря, как обычно, ни слова, ушла на весь день и под вечер вернулась с папкой бумаг, которые, как она кратко объяснила Каори, никогда и никого не заставят усомниться в том, что она американский гражданин и имеет право работать тут.
Чисто славянская шутка: невозможно собрать за один день все бумаги по любому поводу – по крайней мере, невозможно без протекции всемогущего маньяка-убийцы.

Название это приобрело новый смысл в тот день, когда было объявлено о террористической атаке на мэрию ранее считавшегося полным посмешищем преступника Друри Уокера с кличкой Убийца Мотылек.
Друри – крупный победитель: он единственный, у кого тут названы и полное имя, и нормальное, не “каоризированное”, прозвище.

Если же кто им указывал на какие-то агрессивные действия и сюжеты на эту тему, висящие в Интернете, они со смехом утверждали, что съемок марсиан в сети никак не меньше, зато сюжетов, где “истинные” бескорыстно помогают своему городу, намного больше.
Фраза о марсианах предполагает, что в этой вселенной не существует Лиги Правосудия, пришельцев-детективов и т. д., но именно предполагает, а не утверждает со стопроцентной уверенностью.

По странному совпадению тогда же у его компании начались серьезные проблемы: как бы из ниоткуда начали появляться обвинения – от незаконного использования средств до продажи тщательно скрываемых компанией прототипов в страны третьего мира в качестве оружия.
Брюс и/или его компания становились мишенью злоумышленников в куче недавних сюжетов, от “Аркэм-сити” до TDKR.

“Истинные” не остановились. Навстречу им полетели резиновые пули.
Резиновыми пулями ожесточившийся мститель стрелял по “мутантам” в “Возвращении Темного Рыцаря” Миллера.

Обсуждение того, что бомба замедленного действия в костюме, столько лет прикрываемая готэмской полицией и наконец взорвавшаяся, начала убивать детей, продолжалось два дня.
Бэтмена неоднократно объявляли беглецом от правосудия: в “предкризисном” DCU это происходило благодаря усилиям Раш аль Гуля и Руперта Торна, в “послекризисном” подобное случилось, например, после событий “Военных игр”.

Каори по телевизору внимательно следила за выражением лица мистера Уэйна. Он выглядел так, будто хоронил собственных детей.
Серьезный удар по психике Брюса, даже если он и подозревает, что не все так, как кажется.

Тем, кто попытался притронуться к ней по пути, она сломала носы, но когда то же самое попытался проделать полевой командир, она лишь аккуратно, остановив руку в нужный момент, придавила ему нос – болезненно, но без последствий. Легко увернувшись от последовавших за этим двух ударов, она позволила третьему чиркнуть ей по подбородку и упала на спину, изобразив жертву нокаута.
Типичный, виденный в куче фильмов способ копа внедриться в банду: навалять мелочи и затем поддаться одному из старших.

Говорят, что его раньше ЦРУ над нужными точками закидывало – одного, с мешком на голове. Без оружия и без денег. Языков местных знать он не мог.
Далекий отголосок идеи о Команде Самоубийц. Хотя о ней написан ряд хороших историй (в основном Джоном Острандером), трудно абстрагироваться от факта, что в реальности при таких шуме и неразберихе, какими каждый раз сопровождается вроде-бы-секретная миссия, отряд был бы расформирован после первого же задания. Куда как более простой вариант – закинуть в горячую точку субъекта, любящего убивать, чтоб он мог всласть этим позаниматься. Закинуть не как агента 007, а как банку с чумой.

А я слышал, что Мышь в космос регулярно летает и с марсианином зеленым иногда в паре работает.
Еще одно ненавязчивое отсечение от этой вселенной всех историй о Лиге и приключениях Бэтмена на других планетах.

Я задал тот же вопрос, и мне ответили, что завтра уже не будет ни Галанте, ни Эскабедо, никого.
Двое “нормальных” преступных боссов, орудовавших в Готэме в период между комикс-сагами “Ничья земля” и “Военные игры”.

Сегодня готэмцы могут спать спокойно, — исполнял свою арию Макферлан.
Сам не заметил, как перефразировал “Любимый город может спать спокойно”, без какой-либо задней мысли. Писать Макферлана (он именно кандидат в сенаторы, чтоб было понятно, какая его ставка в этом деле) было грешным удовольствием: пропаганда – отличный тренинг для мозга. Не тупое повторение заученных предложений, которым радуют многие славянские политики, а умение, внимательно выслушав оппонента, взять каждую его фразу и использовать против него же.

Как Вы относитесь к словам комиссара Гордона о том, что ситуация в городе такая, что надо вызывать национальную гвардию, но мэр, слушая своих советников, отказывается это делать и, наоборот, связывает ему руки?
Национальную гвардию отчаявшиеся комиссар и мэр решили вызывать ближе к финалу “Темного Рыцаря”.

Комиссар Гордон… мы все знаем, через что он прошел.
В комиксах прошел через многое – покалечили его дочь, убили жену и чуть не застрелили его самого. Сын вырос маньяком. И это не считая регулярных банальных похищений практически всеми психопатами города.

Тот, кому он доверял все эти годы, оказался психически больным убийцей, готовым расстреливать детей.
Убийцей детей Бэтмена назвал Бейн в эпизоде TNBA Over the Edge.

Он позволял заниматься борьбой с преступностью человеку, который, как он думал, хочет помочь городу.
“Я думаю, Вы хотите помочь. Но я могу ошибаться” – “Бэтмен: Начало”.

Сидевший за рулем худощавый рыжий человек распахнул дверь с криком “Хотели психов – получайте!” и уехал. Выпрыгнувшие из фургона три человека были в знакомой всему городу одежде пациентов психиатрической больницы “Аркэм”, зато в руках у них были предметы, которыми вряд ли им было позволено пользоваться в стенах больницы, — мачете.
Загадочный даже для автора момент. Это точно не работа Джокера: подразумевается, что он просто следовал за фургоном от ворот психушки, прихватив с собой Пугало. Это может быть месть одного из ограбленных мафиози, подкупившего охрану и позаимствовавшего троицу “мелких” психов. Или же это привет от Джеремии Аркэма, умеющего в трудные моменты принимать жесткие решения. В любом случае, для сюжета это неважно.

Свет в музее погас.
“Сколько нужно самураев, чтобы закрутить лампочку? Всего один: он пошлет закручивать маленькую девочку, которую держит в клетке, а сам будет жрать рис”.
Зорровщина, конечно. На самом деле список случаев, когда он кого-нибудь спасал, не так уж короток. Неоднократно вмешивался, когда Бэтмена мог убить другой злодей (например, в “кроссовере” “Человек-Паук и Бэтмен” и в эпизоде “Храбрых и смелых” Game Over for Owlman!). Помогал Дэмиену отбиваться от людей Харта в “Бэтмене и Робине”. Вытаскивал из огня человека, оказавшегося впоследствии его “двойником”, в “Детективных комиксах. № 85”. Спасал от собственной бомбы Дину Лэнс в “Храбрых и смелых. № 141”. Даже зверский Джокер Аззарелло не позволил людям Дента убить жену Джонни Фроста, возвращая последнему должок. Все же для того, чтобы компенсировать необычность момента, здесь он не бросается в бой, как сделал бы любой из мстителей, а, не двигаясь с места, с помощью насмешек заставляет оппонента напасть первым, — примерно так, как в флэшбэке из “Бэтмен будущего: Возвращение Джокера”.

“Вот и весь матч-реванш”, — с притворным разочарованием констатировал факт Человек с улыбкой и издал громкий, леденящий душу хохот.
Эффектный контраст между двумя схватками с Кьондзаем, показывающий, как далеко наш клоун продвинулся и в планировании действий, и во владении актерскими эффектами (хотя первый бой в любом случае был отчасти наивной демонстрацией, кто в комнате “альфа”). Смех (скорее всего, Хэмилла, но может быть и Ричардсона) используется “на публике”, для устрашения, именно как эффект.

“А полностью лишенный страха он тебе случайно не нужен? — задал ехидный вопрос второй человек, подняв над Кьондзаем руку, в которую было что-то зажато. — Я требую утроить гонорар”.
Пугало использовал химикат, лишающий людей страха, в эпизоде TNBA Never Fear.

“Джонни, Джонни, вечно ты все усложняешь… Чем тебе – деньгами или химикатами?” – смиренным тоном произнес он, приблизившись.
Крейн жаловался на дороговизну химикатов в эпизоде BTAS Fear of Victory.

Человек с улыбкой прошел к ряду стульев и выбрал из них тот, что потяжелее.
Избиение Пугала стулом имело место в Knightfall, после того, как тот безуспешно пытался обработать своим газом Джокера.

“Эй, вандал здесь”, — помахал им Человек с улыбкой. Из кончика трости выскочило лезвие, которым он вырезал улыбку на ближайшей картине.
Фраза произносилась в эпизоде “The Batman” The Rubber Face of Comedy клоуном-маньяком, недовольным тем фактом, что детективов больше интересует Бэтмен. Издевательство над картинами – разумеется, из “Бэтмена” Бертона (сразу понятно, почему все прибежали именно в музей).

Старый человек явно по-своему истолковал такой ответ, потому что стал еще печальнее.
Альфред – совесть Бэт-семейства, давно доказано.

Он любит начинать день с чистого листа, но… некоторых людей он не забывает. Не оставляет в покое никогда.
Альфред имеет в виду давнюю “привязанность” Джокера к Бэт-семейству и к Гордонам; в качестве менее масштабного примера можно вспомнить Чарли Коллинса.

“Я решил показать Вам кое-что, мисс Каори, хоть хозяин Брюс вряд ли одобрил бы это”.
Они прошли несколько кварталов от вокзала и зашли в пустующее на первый взгляд здание, у которого совершенно неожиданно обнаружился подземный этаж. Там был большой зал, где было множество странных вещей.
Пародия на любимую фанами сцену фильма Бертона — “Альфред приводит Вики Вэйл в Бэтпещеру”. Хотя это вовсе не пещера, а не имеющее прямой привязки к Уэйнам место, где хранятся злодейские костюмы и оружие.

Каори мысленно окрестила это место Бункером.
Уточнение: это не Бэтбункер, штаб Бэтмена-Дика, использовавшийся после “Битвы за маску”.

Зеленые глаза радостно согласились со всеми тезисами, помахав головой, и даже для большей убедительности покрутили пальцем у виска – “поврежденный, точно”.
Стоявший спиной к “Джеймсону” и, естественно, не видевший всего этого дворецкий, вспомнив, что ему пора на поезд, направился с Каори к выходу.
Был ли Джеймсон вообще когда-либо сторожем Бункера или хитрый клоун с самого начала играл эту роль, давя на жалость Альфреда в надежде получить нечто стоящее? Скорее, второе, хоть это и не важно.

Не желая его мучить, Каори кивком попрощалась и ушла, но на самом деле, взобравшись на ближайшую крышу, еще долго наблюдала за отправкой поезда.
Кончик трости ласково почесал ее за ухом.
Прощаемся с поднадоевшим мотивом “сестрица Аленушка, братец Иванушка” и прямиком маршируем в Страну Чудес.

Рука в перчатке протянула ей детонатор.
Стараясь не сделать ни единого лишнего движения, Каори взяла детонатор, демонстративно зевнула, быстро разобрала его на части (ей доводилось иметь дело с такими штуками, хоть и давно) и бросила ставшие безопасными части с крыши.
Тест. Тот, кто закричал бы, возмутился, испугался, покорно нажал на кнопку или бросил детонатор вниз, кому-нибудь под ноги, пошел бы домой – в лучшем случае.

Рука в перчатке протянула ей попкорн. Каори взяла горсть.
Be a Clown.

После этого они молча наблюдали за закатом двадцать минут, жуя попкорн.
Ну какой фанфик без заката? Питер Джексон в самом дорогом фанфике всех времен (то был фанфик, не римейк) позволил себе два заката. Я (из экономии) – один. Жаль, что сцену на катке не удалось никуда приткнуть.

Человек с улыбкой отставил трость, немного поковырялся в моторе, и произошло чудо – мертвец ожил.
Символика: исправить можно все. Ну почти.

Пытаясь что-либо понять, Каори внимательно уставилась в зеленые глаза. Ничуть не желая облегчать ей задачу, они с явным удовольствием наблюдали за ее вопросительным выражением лица.
С вещами на выход. Миссис Беннетт так и осталась отчасти загадочным персонажем. Можно предположить, что она и близко не подозревала, кто через посредника передает ей небольшие суммы и инструкции.

Человек с улыбкой сделал пару движений, и колесо обозрения остановилось так, что скамейка с ним оказалась на самом верху. Он разделся по пояс, обнажив худощавое, без единой капли жира, но мускулистое белое тело, посеченное шрамами, – самый глубокий шел через всю спину, остальные были поменьше.
Рэмбо, конечно. Вообще всегда казалось странным, что существо с таким-то образом жизни рисуют без единого шрама.

Забравшись в спальный мешок, Каори последовала его примеру.
Да, обошлись без колыбельной. Сразу видно – кто ночует в небесах, а кто – на земле.

Продолжение следует.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий