ПРОКЛЯТАЯ СЕМЕЙКА (Джокер в телесериале “Готэм”)

gotham-joker-art_8Монахэн разочарован не был: во-первых, он был рад уже тому, что его позвали снова, поскольку на это не рассчитывал, а во-вторых, с ним заранее все обсудили, объяснив подход. Он даже подпевал Хеллеру и компании: “Дело не в человеке. Дело в идеологии человека, в том, что она символизирует и как влияет на других людей”. Однако это не помешало ему выложиться по полной, по-прежнему играя скорее Джокера, чем кого-либо еще. Камерон продолжил работать над смехом, учась именно на работах Хэмилла в BTAS: смех должен был быть не только сильным, но и звучать по-разному в зависимости от ситуации и настроения персонажа. Актер также смотрел документальные фильмы о рептилиях: в его представлении Джером похож на змею, которая может куснуть в любую секунду, и он даже постарался, чтобы некоторые фразы звучали, как шипение. Играть труп, по его словам, было трудно, потому что приходилось, затаив дыхание, тщательно следить за тем, чтобы не моргать.
“Я хотел достичь определенной цели в каждом эпизоде, — рассказывает Камерон. — Первый эпизод устанавливает, что он полностью стал личностью, которую раскрыл в своем появлении в последнем сезоне, и в конце этого эпизода он начинает понимать концепцию бытия шоуменом, что ведет ко второму эпизоду, показывающему его восхождение на эту сцену. И в третьем он становится полноценным злодеем, он полностью теряет любые понятия о человечности. Он убивает своего отца, он буквально захватывает сцену, он достигает высот своего безумия”.
Со всеми своими планами относительно династии предков и органичной прогрессии Хеллер просчитался в одном: в своих трех эпизодах Монахэн сотворил небольшое чудо. Даже те, кто относился к сериалу с частично презрительным снисхождением, наконец признали, что это можно смотреть, причем с удовольствием. В результате реакция публики была однозначной и весьма громкой. Ей не нужен был другой Джокер, другой прото-Джокер, следующий в долгом ряду. Ей нужен был Джером.
И его возвращение стало казаться вполне возможным после того, как появившийся во второй половине второго сезона шоу профессор Хьюго Стрейндж начал оживлять ранее убитых злодеев. Мало того, один из экземпляров в его коллекции хранящихся для оживления тел (в сериях Worse Than a Crime и A Dead Man Feels No Cold) сильно напоминал Джерома. Однако во втором сезоне воскрешения рыжего безумца не произошло – фанам пришлось подождать чуть дольше. Между тем создатели сериала забавлялись с идеей ввести женский вариант Джокера и в эпизоде This Ball of Mud and Meanness пустили пробный шар в виде Джери (Лори Петти), хозяйки клуба почитателей Валеска, носящей грим и в сцене допроса косящей под Леджера. Шар пролетел мимо, и больше она не вернулась.
(Чисто для протокола: Джером был упомянут в сериях Strike Force и Scarification и появлялся на фотографии в Tonight’s the Night.)
В финале второго сезона, Transference, когда все подопытные Стрейнджа вырываются на свободу, слышно нечто напоминающее смех Джерома. Это дало повод Монахэну в дальнейшем зверски подшучивать над доверчивыми фанами, утверждая, что настоящим Джокером может стать созданный Хьюго клон Джерома.
Отбросив намерение показать вереницу эволюционирующих прото-Джокеров, авторы “Готэма” все же не отказались от идеи “наследия Джерома”, но пошли с ней в другом направлении. С момента смерти Валеска вокруг его личности образовался немалый культ последователей, вдохновленных или же загипнотизированных его пламенными речами о борьбе с Системой и благоразумием и почитающих его как пророка и мессию. На экране они появлялись лишь раз, в This Ball of Mud and Meanness, однако граффити с их знаком (страшные глаза и “Ха-ха”) можно увидеть также в сериях A Bitter Pill to Swallow, Pinewood, Heavydirtysoul и The Sinking Ship The Grand Applause. Этот культ и становится причиной долгожданного воскрешения во второй половине третьего сезона в еще одной трилогии эпизодов – Ghosts, Smile Like You Mean It, The Gentle Art of Making Enemies.
gotham-joker-art_9Один из последователей, Дуайт Поллард, знаком с экспериментами Стрейнджа, поэтому берется оживить Джерома. Сыграл его Дэвид Дастмалчиан – Томас Шифф из “Темного Рыцаря” (это не первый раз, когда в шоу гостит актер из фильма Нолана, – в Anything for You роль лидера новой банды Красных Колпаков исполнил Майкл Стоянов, Допи из знаменитой первой сцены ограбления банка). Когда же попытка Дуайта, как ему кажется, проваливается, следует мрачный “твист”: он срезает лицо кумира и начинает носить его, как маску, и называться Джеромом.
На самом же деле попытка оказывается успешной, Валеска в конечном итоге оживает и, поквитавшись с обидчиком и вернув лицо, прикрепляет его скрепками на место – прямо как Клоун – Принц Преступного Мира в саге “Смерть семьи”. Джером также завершает формирование своей философии: поскольку в дни наставничества Галавана в ней не хватало последнего элемента, конечной цели, то теперь он изобретает его сам – пустить все в тартарары, убить одну часть горожан и свести с ума другую, чтобы она тоже занималась убиением. Поэтому безумец устраивает отключение света по всему городу и, взяв шефство над своим культом, велит ему разгуляться по полной. Ему больше не нужен ментор – теперь он сам духовный наставник для десятков дико хохочущих готэмцев.
“Я думаю, он видит это как возможность достичь целей, которые он не смог бы достигнуть любым другим способом, — говорит Монахэн о реакции Джерома на появление культа вокруг его персоны. — У него столько презрения к городу, к порядку, к реальности, какой мы ее знаем. Он хочет привнести столько хаоса и анархии, сколько может… И имея группу последователей, которые готовы делать это для него, он видит возможность сделать это реальностью. Разумеется, он всегда делает все для себя. Он по своей природе эгоистичный и своекорыстный персонаж. Он готов работать с этой группой, пока люди делают то, что он хочет”. Новое лицо Джерома состояло из четырех разных протезных частей, которые накладывались три часа каждое утро и час снимались в конце дня. Для Камерона это было нелегкое испытание, зато с такой внешностью было легче оторваться от себя и существовать в образе. Он также был рад возможности сыграть большое количество сцен с исполнителем роли Брюса Уэйна Дэвидом Мазоузом, которой у него до этого не было: Брюс становится для Валеска целью № 1, что приводит к противостоянию в парке аттракционов и зеркальном зале, заставляющему вспомнить “Убийственную шутку” и “Возвращение Темного Рыцаря”.
gotham-joker-art_10Как ни смешно, на этот раз Джерома собирались убить снова. “Он должен был остаться без головы, и это был бы его конец, — откровенничает Монахэн. — В конце концов было решено, что вместо этого мы пойдем в противоположном направлении и полностью разовьем идею о вовлечении персонажа в Джокеровский миф”. Тем не менее, больше в третьем сезоне Валеска не появился, был лишь упомянут в сериях How the Riddler Got His Name и All Will Be Judged.
Для четвертого сезона Камерон сам придумал сюжетную линию для Джерома. Ее забраковали, но некоторые идеи из нее все же использовали. Зрителям, с нетерпением ждущим нового появления любимца, была обещана крупная история с его участием, его сотрудничество с Пингвином и другими готэмскими злодеями и новая позиция, которую он займет. “Чем больше мы видим его, тем больше он пробивает свой собственный путь, я б сказал, — пояснял исполнительный продюсер Брайан Уайнбрандт. — Я б не сказал, что он станет в большей степени Джокером, но Джером как персонаж продолжает эволюционировать”.
Первым на очереди из обещанного оказалось знакомство с Освальдом Кобблпотом. Появившись в финальном эпизоде половины сезона Queen Takes Knight (до этого было лишь упоминание в Things That Go Boom), всего в одной последней сцене, Валеска, уже с пришитым лицом (и соответственно четырьмя шрамами на нем), предлагает дружбу потерпевшему поражение в войне с Софией Фальконе и очутившемуся в “Аркэме” Пингвину – к явному ужасу последнего.
“Хаос и порядок, эти две вещи очень изменчивы вместе, — размышляет на тему отношений персонажей исполнитель роли Кобблпота Робин Лорд Тейлор. — В то же время они оба фундаментально понимают, что означает контролировать людей… Так что, я думаю, когда они найдут друг друга – это как магниты. Притянутся полюса или нет?”
Возможно и то, и другое одновременно, как показал эпизод A Beautiful Darkness. Джером выказывает новому знакомому подобие уважения, чего за ним никогда не наблюдалось, только вот момент – он уважает лишь одну сторону Освальда, бесчеловечную. Сторону человечную, которой у него самого нет, а у Пингвина до некоторой степени есть, он считает скучной и лишней. Поэтому Валеска настырно терроризирует грустного птичьего гангстера, пока в нем не удается пробудить зверя.
Эта же серия показывает и новую позицию прото-Джокера. Заматеревший Джером больше не демонстрирует мальчишеские повадки – теперь он похож на сурового взрослого психопата, хоть игровая составляющая в нем еще живет. И он однозначно правит “Аркэмом”: его беспрекословно слушаются и все пациенты, и охрана. Валеска, как правильно подмечает Кобблпот, может сбежать в любой момент, но всему свое время: пока что он готовит для Готэма нечто особенное.
gotham-joker-art_11К активным действиям Джером переходит в своей последней трилогии эпизодов – One Of My Three Soups, Mandatory Brunch Meeting и That’s Entertainment. На самом деле эта трилогия содержит не одну, а две истории с его участием. Первая из них по-своему хороша, но откровенно сделана по комиксовым стандартам. Валеска устраивает массовый побег из психушки и собирает Легион Ужасных: Пугало, Безумный Шляпник, мистер Фриз, Светлячок, Пингвин (и еще к ним присоединяется Гранди). Заполучив “газ смеха”, изготовленный для него королем ужаса, Джером собирается обработать им как можно больше людей. Для этого он лично устраивает традиционное для него громкое выступление с большим количеством зрителей и с заложниками, а его сообщники в это время должны изготовить как можно больше газа, погрузить на дирижабль и, подлетев к месту выступления, сбросить на собравшуюся толпу. План оказывается отнюдь не непробиваемым, что и доказывают Гордон и его союзники, и в результате Валеска встречает новую, на этот раз перманентную, смерть.
Вторая история, непростая и интригующая, о семье, наследии и рождении безумия.
После побега Джером первым делом направляется к своему дяде Закари Трамблу, и этот шаг чуть было не становится для него роковым: увлекшийся воспоминаниями о несчастном детстве психопат не замечает, что родственник подготовился к его визиту. Тем не менее, Валеска удается получить нужную информацию, которая после небольшого расследования дает ему имя – Ксандер Уайлд. Идущие по следу злодея Джим Гордон и Харви Буллок вскоре попадают в подземный бункер и видят… Джерома, только с нормальным лицом и в очках.
Оказывается, разыскиваемый маньяком Ксандер Уайлд – на самом деле его брат-близнец Джеремия. К нему у Джерома старые счеты. По словам Джеремии, он с детства проявлял способности в математике и дизайне, в то время как братец рос малолетним садистом и неоднократно пытался убить его. В результате Лайла отдала Джеремию в престижную частную школу. Он получил замечательное образование и стал выполняющим престижные заказы инженером, ценимым в том числе Томасом Уэйном, однако всю жизнь прожил отшельником, так как боялся, что однажды за ним придет Джером. В конечном счете Валеска № 2 поселился в построенном специально для него подземном бункере, сделанном в виде лабиринта, поскольку интересовался ими с детства.

gotham-joker-art_12

С самого начала идут намеки, что с этим спокойным молодым человеком что-то не так, даже не считая явной агорафобии. Буллок даже вслух подмечает, что тихоня может быть безумнее буйного братца. Джеремия сразу показывает себя одновременно стратегом и лжецом: у него хватает ума устроить для ищущего его Джерома ловушку, в которую тот неизбежно попадает, и явившимся полицейским он об этом не говорит, мало того, поначалу отдавать пленника отказывается. Когда же Джеремия, наконец, встречается лицом к лицу с братом, тот обвиняет его в том, что мать, поверив его лжи о попытках убить, потом всю жизнь отыгрывалась на оставшемся с ней сыне, и Валеска № 2 признает, что не все было так, как он рассказывал.
Месть Джерома, при всей его кажущейся простоте, дьявольски изысканна. Захватив заложников, он требует, чтобы к нему привели брата и Брюса Уэйна – таким образом, именно он сводит вместе молодых людей, между которыми сразу устанавливаются доверительные отношения. Когда же Гордону удается сорвать представление-убиение и всадить в Валеска три пули, тот, вися на многоэтажном здании, уверяет, что в любом случае переживет копа, так как он не просто человек, а идея и философия, и что они скоро увидятся. После этого Джером отпускает руки и летит навстречу смерти – теперь уже окончательной.
Джеремия, вернувшись домой после очень непростого дня, обнаруживает подарок, как кажется, от компании Уэйна – коробочку. Открыв ее, он тут же понимает, что это дар на самом деле от Джерома: странный газ брызгает на него, ему становится нехорошо, его кожа белеет, губы краснеют, и вскоре он уже улыбается, схватившись за голову очень в стиле “Убийственной шутки”… Джокер (или прото-Джокер № 2, все зависит от личного отношения к теме) рожден.

gotham-joker-art_13gotham-joker-art_14

“…мы говорили об этом. Так что я знал очень давно о близнеце и его трансформации в нечто очень похожее на Джокера, — рассказывает Монахэн. — Он намного более расчетлив. Джером был экстремально дерзким и жестоким. Джером был бензопилой; Джеремия – скальпель. И он берется не только за город, но и за Гордона и Брюса. Джеремия хочет бить их туда, где по-настоящему больно”. Гениальность этого сценарного хода заключается в том, что и волки насытились, и овцы уцелели: и создатели шоу наконец-то воплотили давнюю идею о наследии и эволюции прото-Джокеров, и зрителям оставили любимца Камерона, дав ему еще более Джокеровскую внешность и при этом предоставив возможность воплотить совсем другой, но не менее интересный образ.

Страницы: 1 2 3

5 комментариев »

  1. AprèsOdile Said,

    9 января, 2020 @ 03:35

    Не знаю, откуда Филлипс и Сильвер позаимствовали идею красного костюма для Джея, но именно после этого фильма, и 2-3-го сезона «Готема», где Джером щеголяет в шмотках ярко алого цвета, я понял: не будь у Джокера фиолетового костюма, он был бы красным.

  2. AprèsOdile Said,

    9 января, 2020 @ 03:38

    Кстати, в 3-м сезоне, я одна растолковала белый наряд Джерома в момент атаки на поместье Уэйнов, как отсылку к заводному апельсину?

  3. vadim Said,

    9 января, 2020 @ 19:31

    У Сезара Ромеро в 1960-х часто были красные костюмы.

    Насчет «Апельсина» — пожалуй, возможно.

  4. Black Said,

    25 января, 2020 @ 02:08

    Забавно. Сериал закончился тем, чтг бэтмен только — только стал готов к первому бою, а джокер выглядит, как перед последним в своей жизни.

  5. vadim Said,

    25 января, 2020 @ 21:56

    Ну вот такой вышел сериал. В нем так сказать «Джокер» сражался не с Бэтменом, а с Брюсом. И терпеливо ждал, когда он повзрослеет.

    Но Джером и Джеремия, на мой взгляд, не уступают Хоакину Фениксу. Они просто другие. Вместе взятые, они составляют абсолют.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий