“Бэтвумен”. Эпизод 1: Новая Мышь в колокольне
1 – Pilot / “Пилот” (6.10.19). Сценарист Кэролайн Дрис. Режиссер Маркос Сайга. В ролях: Руби Роуз (Бэтвумен / Кейт Кейн), Рейчел Скарстен (Алиса / Бет Кейн), Меган Танди (Софи Мур), Николь Канг (Мэри Хэмилтон), Камрус Джонсон (Люк Фокс), Элизабет Энвейс (Кэтрин Хэмилтон-Кейн), Дугрей Скотт (Джейкоб Кейн), Грейстон Холт (Тайлер), Рейчел Мэддоу (голос Веспер Фейрчайлд), Брэндон Заб (Чак Доджсон), Грей Хорс Райдер (тренер Кейт), Крис Шилдс (мэр Майкл Экинс), Сэнди Робсон (капитан), Грейсин Шинией (юная Кейт), Ава Слит (юная Бет), Мишель Морган (Габи), Джихан Тот (сын), Такая Уайт (девочка), Шейлин Фердинанд (техник “Ворон”), Джейс-Энтони Гриффит (офицер № 1), Джулиан Пол (офицер № 2), Алекс Клинер (пожилой человек), Иш Моррис (агент Васкес), Райан Хесп (агент “Ворон” № 1), Остин Экерт (агент “Ворон” № 2), Дакота Долби (Чеширский Кот), Фритци-Клеванс Дестайн (кадет), Акил Эш-Шакур (агент “Ворон” № 3), Джерри Л. Бисли (бизнесмен), Джакс Дер (член банды Страны чудес), Николас Дохи (офицер № 3), Рэнди Скаггс (бездомный), Гиота Тракас (бездомная женщина).
Прошло три года после загадочного исчезновения Брюса Уэйна и Бэтмена. Когда банда Страны чудес, возглавляемая маниакальной Алисой, похищает ее бывшую любовницу Софи Мур, Кейт Кейн возвращается в Готэм и узнает удивительную правду о своем пропавшем кузене. Это побуждает ее взять спасение Софи и города в свои руки…
Как знают практически все люди, периодически включающие телевизор, “Стреловерс” (Arrowverse) – это уже отдельное явление малого экрана, не столь все объявшее своими неутомимыми щупальцами, как кино- и телевселенная Marvel, но тоже уже порядком разветвившееся. Начало, как известно, было положено в октябре 2012 г. “Стрелой”, через два года к нему присоединился “Вспышка”, еще через год – “Супергерл”, почти сразу после нее – “Легенды завтрашнего дня”, еще через два года – “Черная Молния”, а уже потом, в октябре 2019-го, настал через “Бэтвумен”. Такая вот дружная семейка, авторы которой в итоге освоили понятия “мультивселенная” и Кризис, дав персонажам возможность перемещаться из одной вселенной в другую в ходе периодических “кроссоверов” (и еще на подходе “Супермен и Лоис”).
Сразу стоит уточнить, что хотя бы краткий анализ “Стреловерса” в целом будет отложен на потом и состоится в рамках обзоров “кроссоверов” “Элсворды” и “Кризис на бесконечных Землях”. Хоть Бэтвумен и дебютировала в первом из них, лучше начать с первых эпизодов ее собственного шоу, рассматривая его как самостоятельное явление, а уже затем выйти на более широкую картину. Тем более что, по словам самих создателей, события трех первых серий предшествуют “Элсвордам”.
Бэтвумен Кейт Кейн, не имеющая, по сути, привязки к своей не слишком удачливой предшественнице Кэти Кейн, стартовала в серии “52” (2006-2007), над которой работали Джефф Джонс, Грант Моррисон, Марк Уэйд, Грег Ракка и Кейт Гиффен. Она сразу привлекла пристальное внимание – и как персонаж с четко обозначенной нетрадиционной сексуальной ориентацией, и как просто сильный женский персонаж в как можно более современном понимании. Уже это одно делает ее подходящей героиней для телевизионной адаптации, даже несмотря на то, что у ее популярности имеются взлеты и понижения (она то выступает звездой в собственной серии и в “Детективных комиксах”, то временно исчезает из поля зрения), и направление ее истории порою порождает творческие разногласия (в частности, руководство DC не позволило поженить ее с возлюбленной). Главное, пожалуй, то, что в комиксах Кейт – самый самостоятельный член Бэт-семейства; можно даже сказать, что она членом этого семейства по-настоящему и не является, несмотря на родство с Брюсом Уэйном и некоторые совместные приключения. В поддержку этого тезиса можно предъявить хотя бы тот факт, что Джокер, любящий держать “под колпаком” всех связанных с главной Летучей Мышью людей, ни разу не проявлял к этой Бэтвумен какого-либо интереса вообще.
О работе над посвященным Кейт телесериалом было объявлено в июле 2018 г. Проектом занимались Кэролайн Дрис, Грег Берланти, Сара Шехтер, Джефф Джонс, Дэвид Наттер, Маркос Сайга. В августе того же года выбрали главную исполнительницу, соответствующую героине по ориентации, – Руби Роуз. 3 января 2019-го был заказан пилот. Его снимали с 4 до 25 марта в Ванкувере, с дополнительными съемками в Чикаго; назначенного режиссером Наттера сменил Сайга. В работу шоу пошло 7 мая; снимать начали 4 июля.
Что можно сказать про результат в первом приближении? Когда пилоты бывают по-настоящему хороши и воспринимаются без скрипа? Почти никогда, и вдобавок любой сериал требует некоторого процесса привыкания.
Вопросы и потенциальные претензии возникают с самого начала. Бэтмен бесследно исчез три года назад, и Готэм, конечно, это сразу почувствовал. Часть фанов скажет, что так он никогда бы не поступил, его миссия для него главнее всего и т. д. На худой конец он оставил бы стоящую доверия замену, как было в комиксах после Бесконечного Кризиса. С другой стороны, такой была отправная точка и в недолговечном сериале “Хищные птицы”, где юную Канарейку, кстати, сыграла юная Рейчел Скарстен, нынешняя упоительно безумная Алиса. И не надо забывать, что у телевизионщиков другого выбора сейчас нет: и Бэтмен, и Джокер в явном виде однозначно зарезервированы для большого экрана. Так что остается смириться с тем, что Темного Рыцаря не будет… и надеяться, что у него была более серьезная причина бросить родной город, чем смерть невзрачной помощницы прокурора.
Место спасителя, разумеется, пусто не бывает, и его вознамерилось занять местное “королевское” семейство, символически публично отключая Бэт-сигнал: полковник Кейн, возглавляющий частную службу безопасности “Вороны”, следящую за порядком в городе, и его сказочно богатая жена-меценат – так сказать Брюс-Бэтмен, трансформировавшийся в супружескую пару. Увы, Готэм быстро и всегда напоминает подобным “небожителям”, что они готовые мишени для определенной категории населения, просто обожающей устраиваемые ими благотворительные вечеринки.
Пилот успешно выполняет задачу в том плане, что быстро и доступно устанавливает расстановку сил и конфликты, которые будут развиваться на протяжении сезона. Помимо линии становления просто хорошо тренированной молодой женщины опытной ночной мстительницей и необходимо сложных отношений с архи-врагом, это и целый ряд личных для Кейт вопросов.
Во-первых, отношения с отцом, от которого она будет скрывать свою ночную деятельность, неизбежно порождая все новые и новые проблемы. Если в комиксах (по крайней мере, поначалу) Джейкоб Кейн был главным ментором и помощником дочери, посвященным во все ее тайны и во всем ее поддерживающим, то в сериале образ повернут почти на 180 градусов. Что ж, телевизионные мелодраматические законы диктуют свое: строгий и принципиальный родитель, чьего уважения и признания героиня очень хотела бы добиться, обязан стать именно тем, кто, сам часто не понимая этого, будет ставить ей палки в колеса. По крайней мере нельзя не признать, что Дугрей Скотт (“Игра Рипли”), несостоявшийся Росомаха и Бонд, удачно подобран на роль именно такого Джейкоба.
Во-вторых, неизбежно натянутые отношения с бывшей любовью, которая, по сути, заняла в жизни место, которое было уготовано Кейт, – Софи, не решившейся пожертвовать в свое время карьерой ради того, чтобы остаться собой, служащей теперь правой рукой полковника и до сих пор скрывающей правду. У нее имеется невзрачный муж, но это, как показывает первый же эпизод, не спасет ее от участи бытия личной “дамочкой в опасности” для главной героини – будь на месте Бэтвумен мужчина, шоу можно было спокойно обвинять в покрытой метровым слоем пыли старомодности, а так вроде и не обвинишь. Опять же во многом спасает ситуацию выбор актрисы: у Меган Танди (“Неуправляемый”) хорошая “химия” с Руби Роуз, так что предположение, что в конечном счете мстительница завоюет этот симпатичный приз, возражений не вызывает.
Мачеха и сводная сестра Кейт представлены пока что слишком кратко, чтобы делать какие-либо выводы. Впрочем, вторая, хоть и очень далека даже от подобия Мэри Элизабет “Бэти” Кейн (которая Бэт-Герл и Флеймберд), отнюдь не недалекая светская девица, какой поначалу кажется: она заведует нелегальной клиникой для бедных, продолжая традиции Лесли Томпкинс. Если чья роль становится понятной сразу, так это Люка Фокса: аналог его отца или даже просто агент Кью для Бэтвумен, немного забавный в своей неловкости умник, могущий при этом предоставить полезнейшую техническую поддержку. Он ничуть не похож на мускулистого молодца, геройствующего в костюме Бэтвинга, но в этом сериале такое не требовалось однозначно.
Выбор на главную роль Роуз задолго до премьеры вызвал столько не всегда вежливой критики, что актрисе пришлось ограничить использование социальных сетей. Ее посчитали и недостаточно еврейской (и дополнительной ложкой дегтя стало известие о вырезанной из пилота сцене с бар-мицвой), и недостаточно лесбийской, и просто недостаточно хорошей актрисой, чтобы играть весьма непростую героиню. Нельзя не отметить, что телевизионная Кейт по глубине уступает комиксовой в ее лучших историях, однако создававшие их люди честно вкладывали в них душу. Кстати, они, а конкретно Грег Ракка, Дж. Х. Уильямс III и Джеймс Тайнион IV, поддержали кандидатуру Роуз, точно так же, как Джимми Палмиотти, один из придумавших Люка Фокса, поддержал Джонсона. В отличие от некоторых фанов, они понимают, что экранизация никогда (или почти никогда) не будет в точности повторять первоисточник, персонаж неизбежно что-нибудь потеряет, но при этом, возможно, что-то и приобретет – например, станет известен намного более широкому кругу людей.
Для задач данного сериала Руби кажется вполне подходящим выбором. Неслучайно создатели “Бэтвумен” говорят, что хотели заполучить ее, но побаивались, что актриса не согласится, так как успела отметиться на большом экране в столь популярных экшн-франчизах, как “Обитель зла”, “Три икса” и “Джон Уик”. Роуз же, будучи фаном комиксов, но еще в их адаптациях не игравшая, назвала эту работу сбывшейся мечтой – как-никак, она первая игровая Бэтвумен (на роль также претендовала прежде виденная в “Стреле” Бекс Тейлор-Клаус). Достаточно симпатичная, достаточно живая и достаточно спортивная, она нормально воспринимается как находящаяся в начале пути, но уже боевитая Кейт Кейн. Руби даже исполнила ряд трюков, один из которых чуть было не парализовал ее, потребовав срочной операции.
Алиса: Мы все безумны здесь, командир. Я безумна, ты безумен. Нормальность так… прозаична.
И, наконец, хлеб с маслом эпизода. Сюжет по-настоящему стартует с громкого появления новой злодейки в лучших традициях Готэма: отключение всех камер, трупы копов и обращение ко всему народу с нешуточно звучащей угрозой. При перенесении на экран самая известная противница Бэтвумен тоже претерпела изменения, но они по-своему работают, делая ее еще более готэмской, чем в комиксе: скажем, вместо “криминальной религии” – старая добрая банда Страны чудес, с которой связан целый ряд крупных и мелких членов бэтменовской “галереи бестий”, от Безумного Шляпника до Марч Хэрриет. Алиса в ярком исполнении Скарстен (“Зов крови”, “Царство”) кажется идеальной противницей для Бэтвумен еще до того, как Кейт впервые надевает костюм: ее белые волосы и одежды изначально подчеркивают контраст. Однако это противостояние ни в коем случае не сводится к простому желанию злодейки физически покончить с героиней, хоть она непременно пытается сделать и это, очень неплохо сражаясь. Белокурая любительница Кэрролла (даже ее любовника зовут Доджсон) относится к тем безумцам, которым есть что отстаивать и есть что доказывать. Для таких игры с чужим разумом ценнее, чем массовые разрушения; тех, кто им не нравится, они ставят перед душераздирающим выбором, а тех, кто им симпатичен, пытаются перекроить по своей мерке. Все это неминуемо заставляет вспомнить понятно кого.
“Есть оттенки Джокера в ней, но разница для меня в том, что с Джокером – до сих пор, разумеется, до этого момента, с фильмом “Джокер” – мы никогда не знали по-настоящему, почему он такой, какой он есть, — поясняет в интервью свое отношение Скарстен. — Он действительно был злым просто ради зла. Нет ничего искупительного в нем. Не было причины для него стать таким, каким он стал. В то время как Алиса, в комиксах, мы знаем, была Бет, пока ей не исполнилось 13, и тогда мы видим, как ее и Кейт дороги расходятся из-за этого невероятно травматического события. И это то, что мотивирует ее, — ее зло исходит от множества сломленного. Есть оттенки Джокера, да, но это, для меня, величайшая разница”.
Авторы сериала благоразумно решили не делать из личности Алисы тайну вообще, правильно понимая, что даже если зритель не знаком с первоисточником, он все поймет, как только услышит, что тело сестры Кейт найдено не было. Зато они интересным образом привязали к трагедии сестер Кейн Бэтмена и Джокера, чего в комиксе не было. Машину семьи толкает школьный автобус, в котором Клоун – Принц Преступного Мира везет 34 юных заложника, а в реку она падает потому, что Темный Рыцарь не все рассчитал во время спасения. Таким образом одна пара архи-врагов как бы порождает другую пару, противоположного пола.
Как и следовало ожидать, для фанов уже в пилоте содержится немало напоминаний и намеков, от голоса одной из подруг Уэйна Веспер Фейрчайлд и кадров из фильма о Зорро до спасения Софи очень в стиле “Темного Рыцаря” и упоминания Барнсайда, района, где в комиксах поселилась Барбара Гордон. Опять же, как и следовало ожидать, в плане музыки сериал изо всех сил старается не ударить в грязь лицом после стольких хорошо известных тем: Блейк Нили и Шерри Чанг проделали весьма достойную работу.
Итог: пилот не лишен недостатков, но справляется со своей основной задачей – познакомить зрителя с героиней, ее окружением и конфликтами, с которыми ей придется иметь дело. В наличии качественная злодейка и достаточное количество элементов готэмской мифологии, но, конечно, работа по улучшению может и должна быть проведена.
Вадим Григорьев.
Ikki Pop Said,
16 марта, 2020 @ 21:50
Хорошо что вы взялись за стреловерс, пусть и не за весь (к тому же там уже столько всего произошло, даже Рас свой был, так что объем работ был бы непосильный), всегда интересно почитать ваши обзоры именно на то, что смотрю сам, потому что вы отмечаете некоторый вещи на которые я и сотоварищи не обращаем внимания например. Короче, спасибо!
Насчёт Бэтвумен. Мне немного обидно за шквал критики который обрушился на сериал, он конечно не так крут как та же Стрела, но и далеко не так плох как много где пишут. На том же IMDB рейтинги просто ужасные ИМХО незаслуженно. С учетом того, что Готэм и Стрела всё, а второй сезон Титанов просто дико разочаровал, то получается что у ДС для меня хэдлайнер теперь Бэтвумен.
Очень понравилась Алиса, Руби Роуз тоже ок, только ей бы чуть побольше мышцы. Мэри сначала раздражала, но потом норм. Больше всего понравился СПОЙЛЕР послекризисный твист с Алисой, отличная сюжетная арка, очень удивился накалу драматизма.
Не понравилось: банда Страны Чудес вся из статистов, Алиса и Мышь тащат конечно, но хотелось бы больше ярких эпизодичных психов, в том же Готэме с этим было лучше. Плюс пока не было хороших злодеев недели, как думаете это потому что сериал ещё не раскачался (и пока ещё нет прав на кого-то заметного) или чтобы в первом сезоне никто не затмил Алису? Впрочем, не думаю что Кейт уже готова к какому-нибудь Биг Бэду.
ps а вы не будете писать «особенности» и «дополнительные плюсы» в конце обзора?
pps в черной молнии один из антагонистов агент Перси Оделл собирался вернуться в Готэм. он как-то связан с Бэтвуман? или это уже чисто от авторов стреловерса отсылочки? я просто не в курсе про комиксные каноны, только телик смотрю.
ppps
> и еще на подходе “Супермен и Лоис”
а ещё «зеленая стрела и канарейки»
и ещё первый и единственный сезон Константина теперь тоже в стреловерсе, авторы писали что сюжетка с Астрой продолжится в ЛЗД (точнее уже с этого сезона), а сюжетка с брухерией типа пока на паузе и за кадром как личные дела Константина.
RG Said,
20 марта, 2020 @ 13:56
Сначала сериал зашел, как и все в линейке CW но разачарование пришло быстро (намного быстрее чем в Стреле). Чего-то не хватает, Готэм не Готэм будто, а свой мирок, топчится сериал как будто на месте… Но смотрю я его не потому что мазахист-) Есть явные плюсы Руби чертовски хороша, и Алиса крадет любую сцену… будь ее еще по реже, такого персонажа хочется ждать, надеяться на встречу а не видеть по 15 минут каждую серию! (надеюсь смог нормально сформулировать мысль) . Не плохие злодеи , отсылки к стране чудес (Гусеница, Красная Королева) Не уж то создатели не введут своего Шляпника? Будем надеяться, что сериал найдет еще себя, пока тыкается носом в разные углы, в слепую.Иногда работает (Сорока. Томас Элиот ) иногда нет ( Вампиры? Лесбо агитка? ). Да и на появления Брюса еще разок. Конрой-kingdom come чуть сердце не порвал старому фанату… Теперь нужно Конрой Dark Knight Returns-))
Ikki Pop Said,
22 марта, 2020 @ 23:46
> Сначала сериал зашел, как и все в линейке CW но разачарование пришло быстро
странно, а мне как-то наоборот поначалу он показался каким-то несобранным, скажем пилоту я бы поставил 6 из 10, а вот все послекризисные серии (с 10 по 15 на данным момент) я бы оценил на 10, офигенный ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!!! переход Алисы от роли главного антгониста к роли … даже не знаю, об этом чуть ниже, и выход в качестве главного зла сезона гусеницы, ведь тут вопрос даже не в самих злодеяниях, а в их последствиях, а серьезные последствия уже случились и будут ещё (жду 16 эпизод с нетерпением).
не знаю сколько сезонов будет у Бэтвумен, но если хотя бы 5, то очевидно что Алиса станет Пингвином из Готэма (сериала), будет балансировать между ролью антигероя, жертвы и бигбэда в зависимости от окружающей обстановки. то есть будет как и тим-апы с БВ против кого-то типа гусеницы, либо наоборот жесткое противостояние как в линии с Хэмилтонами.
ещё раз лучи поноса тем кто гнал на сериал. Руби и Рейчел офигенный каст