ПИНГВИН

Пингвин впервые приковылял на телеэкран в середине 60-х, когда стал одной из главных звезд сериала “Бэтмен”. Актер Берджесс Мередит сумел сделать своего персонажа по-настоящему ярким и запоминающимся, что в немалой степени повлияло и на популярность Пингвина в комиксах.
Берджесс Мередит родился в 1907 г. в Кливленде (Огайо). Учился в колледже “Амхерст” в Массачусетсе. Его экранная и театральная карьера охватывает семь десятилетий. Мередит дебютировал на нью-йоркской сцене в 1933 г., а через три года впервые снялся в кино, повторив свою бродвейскую роль в драме “Уинтерсет”. Он сыграл в более чем 70 фильмах, исполняя в основном роли второго плана. Одной из его лучших ролей был Джордж из экранизации пьесы Джона Стейнбека “О мышах и людях”, созданной в 1939 г. Среди других памятных работ – роль в “Дне Саранчи” (1975) Джона Шлезингера и тренер боксера Рокки из одноименного хита 1976 г. и трех (из четырех) его продолжений (в обоих случаях актер был выдвинут на “Оскар” в номинации “Лучшая роль второго плана”, однако остался без награды). В числе последних экранных образов, созданных Мередитом, — отец героя Джека Леммона из комедий “Два ворчливых старика” (1993) и “Один ворчливее другого” (1995). Помимо театра и кино, актер работал на радио и телевидении (в шоу “Зона сумерек”, “Обезьяны”, “Дикий, дикий Уэст”). В Голливуде Берджесс вел весьма бурную жизнь; в своей автобиографии он объяснил, что причиной его скачков настроения была болезнь циклофимия. Он был четыре раза женат – на кинозвезде Полетт Годдар, Хелен Дерби, актрисе Маргарет Перри и танцовщице Кайе Сандстен. Мередит умер 9 сентября 1997 г. (он страдал меланомой и болезнью Альцгеймера). “Берджесс Мередит всегда был… незаменимой легендой, мастером, какие попадаются редко, раз в несколько поколений, — считает Сильвестр Сталлоне. — Я благодарен ему за его игру в “Рокки”, потому что я чувствую, что без его участия фильм не имел бы эмоционального ядра”.
peng_7.jpg “Я снимался в “Бэтмене” по двум причинам, одной из которых были деньги, — рассказывал Мередит. — Другой было то, что началось после нескольких первых эпизодов “Бэтмена”. Каждый, включая Фрэнка Синатру, хотел или сыграть злодея или появиться в каком-нибудь камео… На самом деле мы не заработали на этом шоу так уж много денег, как вы могли подумать, хотя нам заплатили достойные деньги за полнометражный фильм. Главной причиной продолжать появляться в “Бэтмене”, если не считать желания иметь работу на телевидении, было то, что это было модно”. Берджесс, который увел роль из-под носа у Микки Руни, наполнил образ юмором, личной харизмой и выразительной, почти диккенсовской характерностью. “Я переваливался, как пингвин, что казалось довольно очевидной задачей, — вспоминал актер. — Приемом, который мне нравился, было специфическое пингвинообразное кряканье, которое я использовал в своих репликах”. С помощью этого кряканья, кстати, он маскировал покашливание: по роли ему пришлось курить, хотя в жизни он этого не делал. Неудивительно, что столь эффектный типаж быстро стал одним из зрительских фаворитов и появился в большем количестве серий, чем любой другой злодей, — 20.
Пингвин участвовал в следующих эпизодах телесериала “Бэтмен”:

3 – “Прекрасные крылатые агенты” (19.01.66); 4 – “Дурной глаз Пингвина” (20.01.66): Пингвин решает устроить так, что преступления для него будет планировать Бэтмен. Сначала ему нужно привлечь внимание героев, и его агенты Воробей и Соколиный Глаз делают это, раздав посетителям ювелирного магазина и банка взрывающиеся зонтики. Далее птичий гангстер запускает в небо огромный зонтик; думая, что это ключ к следующему преступлению, герои берут зонтик в Бэтпещеру, не догадываясь, что там подслушивающее устройство. Брюс Уэйн пробирается в магазин зонтиков, которым теперь заправляет Пингвин, чтобы установить там “жучок”, однако злодей и его подручные ловят его, приняв за конкурента, и вырубают газом из зонтика. Брюса привязывают к конвейерной ленте, ведущей в 12000-градусную печь, но он приходит в себя, взрывает печь с помощью своей зажигалки и освобождается. Он возвращается в Бэтпещеру и, думая, что теперь преступники попытаются похитить актрису Даун Роббинс, вместе с Робином размышляет вслух, как они могут это сделать. Пингвин все это слышит благодаря “жучку” в Бэтпещере, и это как раз то, чего он добивался. Он успешно совершает похищение, используя против своих врагов гигантский магнит, который притягивает их пояса. Разгадав уловку, напарники говорят в Бэтпещере, что выкуп будет выплачен в поместье Уэйна, устраивают ловушку для подслушивающего их Пингвина и ловят его… В этой паре эпизодов использован сюжет из комикса “Бэтмен. № 169”, хотя там злодей похищал не актрису, а драгоценный метеорит. Сценарист Лоренцо Сэмпл-младший. Режиссер Роберт Батлер.

21 – “Пингвин исправляется” (23.03.66); 22 – “Нет, пока он это делать не собирается” (24.03.66): В театре Пингвин предотвращает кражу огромного рубина у актрисы Софии Старр. Затем в клубе миллионеров он спасает богача Регги Рича от похитителей (которыми на самом деле являются его помощники Орлиный Глаз и Голубь). Птичий гангстер объявляет, что открывает свое охранное агентство. Бэтмен и Робин уверены, что это очередной злодейский план, и, чтобы уберечь от негодяя охраняемые им сокровища Софии, пытаются заменить их подделками, но Пингвин застает их на месте преступления, и борцы со злом сами становятся беглецами от правосудия. Злодей ловит их и привязывает сзади тира, где тренируются комиссар Гордон и шеф О’Хара. Герои спасаются с помощью своих пуленепробиваемых подошв. Пингвин убеждает своих новых друзей-богачей надавить на комиссара и объявить охоту на Летучую Мышь. Бэтмен и Робин имитируют свою смерть, и довольный птичий преступник реализует свой зловещий замысел – крадет подарки на их с Софией свадьбе и использует Бэтмобиль как машину для побега. Однако готэмский дуэт защитников добра очень даже жив, и с помощью дистанционного контроля он управляет Бэтмобилем так, чтобы доставить Пингвина в лапы правосудия (момент, который, очевидно, стал источником вдохновения для одной из известнейших сцен в “Бэтмен возвращается”)… Сценаристы Лоренцо Сэмпл-младший и Джон Кардвелл. Режиссер Лесли Х. Мартинсон.

33 – “Прекрасные рыбные злодеи” (4.05.66); 34 – “Бэтмен делает сцены” (5.05.66): Пингвин похищает Альфреда, заманив его в фальшивый рыбный магазин, и промывает ему мозги. Это часть его плана ограбления ежегодного благотворительного обеда миллионеров. Заниматься подготовкой обеда будет Альфред, поэтому он один из немногих, кто обладает нужной коварной птице информацией: в каком месте будет проходить обед и которая из красоток будет собирать деньги. Заподозрив неладное, Бэтмен и Робин выходят на след Пингвина и его подручных, но попадают к ним в лапы. Герои должны стать жертвами взрыва шаров, но они спасаются, перерезав свои веревки. Узнав от Альфреда, что деньги будет собирать Мисс Природные Ресурсы, крякающий злодей отправляет вместо нее свою помощницу Финеллу. Преступница усыпляет миллионеров зонтиком с газом, но, оказывается, Бэтмен и Робин заблаговременно приняли анти-пингвино-газовые пилюли. Они быстро добираются до убежища негодяя и арестовывают его… Сценарист Шелдон Старк. Режиссер Том Грайс.

51 – “Мэр Пингвин” (2.11.66); 52 – “Глупый Пингвин” (3.11.66): Вот еще одна идея, которой попользовались сценаристы фильма Тима Бертона: Пингвин баллотируется в мэры. “Побольше девочек, музыки, лозунгов и как можно больше шумихи, но помните, никакой политики. Проблемы смущают людей!” Бывший преступник завоевывает симпатии горожан, предотвращая ограбление, спасая ребенка и жертвуя на благотворительность 100000 долларов. У Рыцаря Ночи не остается другого выбора, кроме как самому поучаствовать в выборах. “Этот Бэтмен не наберет достаточно голосов, даже чтобы стать выбранным ловцом собак!” Люди Пингвина ловят Бэтмена и Робина и, связав, укладывают их на гигантские весы; на второй чаше – глыбы льда, нагреваемые гигантским нагревателем. Как только они растают, герои упадут в кислоту, но, к счастью, у Летучей Мыши есть наготове противокислотный костюм. В финале, видя, что он все равно обречен на поражение на выборах, птичий злодей похищает членов избирательной комиссии, чтобы вырвать победу. Бэтмен останавливает его, побеждает на выборах и отказывается от поста в пользу мэра Линдсида… Сценарист Стэнфорд Шерман. Режиссер Оскар Рэндольф.

61 – “Гнездо Пингвина” (7.12.66); 62 – “Последняя шутка птицы” (8.12.66): Данная пара эпизодов использует сюжет из “Бэтмена. № 36” с небольшими вариациями. Собрав образцы почерков богачей, Пингвин пытается попасть в тюрьму, где находится известный подделыватель подписей Бэллпойнт Бакстер. Для этого он похищает шефа О’Хару и собирается поджарить его током, в то время как его помощники наводят автоматы на Бэтмена и Робина. Героям, разумеется, удается взять ситуацию под контроль. Они подсылают к птичьему гангстеру замаскированного под фальшивомонетчика Альфреда, однако злодей берет его в плен и требует у Брюса Уэйна миллионный выкуп. Дуэт защитников добра ловит Пингвина и отправляет его в тюрьму, где хитрец узнает, что Бакстер досрочно освобожден благодаря стараниям Брюса Уэйна… Сценарист Лоренцо Сэмпл-младший. Режиссер Мюррей Голден.

76 – “Пингвин – лучший друг девушки” (26.01.67); 77 – “Пингвин определяет курс” (1.02.67); 78 – “Катастрофический конец Пингвина” (2.02.67): Пингвин, который на этот раз работает вместе с преступницей Маршей, Королевой Бриллиантов, делает вид, что снимает фильм, и даже заставляет поучаствовать в нем Бэтмена и Робина. На самом же деле злодей разработал коварный план. Сначала он под прикрытием съемок крадет из музея древнюю пуленепробиваемую броню. Затем проникает в этой броне в Гексагон (читай — Пентагон) и похищает секретные планы. Наконец, пробирается в хранилище золота (Марша очаровывает охрану с помощью приворотного зелья из жаб) и по украденным планам за три дня строит из золота танк, на котором начинает ездить по городу. Дуэт готэмских героев Пингвин сначала выстреливает с катапульты, а затем пытается расплющить под прессом для металла. Борцы со злом обезвреживают танк с помощью Бэтзуки, заставляя преступников сдаться… Сценарист Стэнфорд Шерман. Режиссер Джеймс Б. Кларк.

95 – “Бэтгерл входит, Пингвин уходит” (14.09.67): Пингвин похищает Барбару Гордон и пытается заставить ее выйти за него замуж, угрожая убить ее отца. Он рассчитывает, что, став зятем комиссара, обезопасит себя от полиции. Злодей также похищает Альфреда, прикинувшегося священником (чтобы спасти настоящего священника), и усыпляет Бэтмена и Робина своим пингвиньим газом. Сбежав от негодяя и став Бэтгерл, Барбара спасает героев, которых Пингвин собрался сварить живьем. Вместе они побеждают преступников… Сценарист Стэнфорд Шерман. Режиссер Оскар Рудольф.

98 – “Спорт пингвинов” (5.10.67); 99 – “Лошадь другого цвета” (12.10.67): Пингвин похищает дорогой зонтик, затем использует зонтик-бомбу и, наконец, участвует в афере, связанной с лошадью по кличке Зонтик, которая, как все уверены, победит на скачках. Зонтик злоумышленники выдают за другую лошадь, а на ее место приводят похожую. Теперь все, кто поставит на Зонтик, проиграют, а птичий гангстер со своей “темной лошадкой” заграбастает куш. От Темного Мстителя и его напарника злодей на этот раз спасается, приклеив их клеем к сиденьям Бэтмобиля. Разгадав коварный план, герои приводят на скачки лошадь Брюса – Уэйнбью. Бэтгерл на Уэйнбью легко опережает Пингвина на замаскированном Зонтике, после чего преступник и его подручные вновь попадают в тюрьму… Сценарист Чарльз Хоффман. Режиссер Сэм Стренджис.

114 – “Чистая уборка Пингвина” (25.01.68): Пингвин и его помощники заражают большую сумму денег редкой сонной болезнью и уничтожают всю вакцину от нее, взяв предварительно дозы для себя. От Бэтмена и Робина злодей пытается избавиться с помощью дрозофил с теми же микробами. Зараженные деньги попадают в банк и начинают распространяться по городу. У героев не остается другого выхода, кроме как обратиться к людям по радио. Перепуганный народ начинает в панике выбрасывать деньги на улицу, где их спокойно подбирает Пингвин. Теперь он богат, однако ничего не может сделать со своими капиталами: Брюс предупредил все свои деловые контакты не иметь дела с деньгами из Готэма. Птичий гангстер требует, чтобы Уэйн взял свои слова назад, иначе он выпустит в город 500 зараженных дрозофил. Однако Бэтмен, зная, что погода будет холодная и дрозофилы не выдержат ее, ловит в западню злодея, который к тому же принял слишком большую дозу вакцины и сам погрузился в спячку… Сценарист Стэнфорд Шерман. Режиссер Оскар Рудольф.

Пингвин-Мередит также появился в трехсерийномpeng-batmovie.JPG эпизоде (71 – “Преступления Зодиака”; 72 – “Трудные времена Джокера”; 73 – “Пингвин падает”), где объединился с Джокером (см. [“Так абсурдно, что даже смешно”->jfilms-3]), и в фильме “Бэтмен” 1966 г. В картине у него ведущая роль и много экранного времени для всевозможных проделок: кроме всего прочего, он там проникает в Бэтпещеру и снова похищает Бэтмобиль (правда, на этот раз это часть плана Рыцаря Ночи). Крякающий преступник засветился и в злодейской массовке из эпизода 119, “Восхитительная доктор Кассандра”, но там его уже играл дублер.

Разумеется, наиболее далекая от первоисточника и противоречивая версия образа – Пингвин из фильма Тима Бертона “Бэтмен возвращается” (1992). Интересно, что в первоначальной версии сценария, написанной Сэмом Хэммом, он был совсем другим – похожим на своего комиксового собрата любителем птиц с криминальными наклонностями, только что выпущенным из тюрьмы и решившим разыскать спрятанное в Готэме сокровище. Чтобы достичь этой цели, требуется совершить ряд краж и даже убийств, для чего мистер Бонифас (таково здесь настоящее имя Пингвина) нанимает Женщину-Кошку. В финале выясняется, что сокровище спрятано под Бэтпещерой, где злодей и встречает свою смерть. Однако этот вариант был забракован Бертоном. Ходили слухи, что роль достанется талантливейшему Дастину Хоффману, но свой выбор создатели ленты остановили на Дэнни Де Вито.
Дэниел Майкл Де Вито родился 17 ноября 1944 г. в городке Нептун (штат Нью-Джерси) в семье итальянских эмигрантов. В юности подрабатывал в салоне красоты своей старшей сестры и, если б не увлечение лицедейством, стал бы профессиональным парикмахером. Карьеру в Голливуде начал с того, что работал мусорщиком и парковал машины возле ресторанов. В кино дебютировал в 1968 г. в “Стеклянных мечтах”, но замечен был лишь после небольшой роли одного из психов в пьесе и затем фильме “Полет над гнездом кукушки” (1975). Настоящей же звездой стал после роли мерзкого диспетчера таксопарка в телесериале “Такси”. Придя на пробы со сценарием в руке, он завопил: “Кто написал это дерьмо?” (вполне в духе персонажа) – и получил роль мгновенно. Именно в “Такси” актер нашел комедийную маску, которую с успехом использовал на протяжении двух следующих десятилетий. Его персонаж – энергичный, самоуверенный и беспринципный человечек без комплексов, своего рода миниатюрная карикатура на такие популярнейшие в Америке типажи, как Дж. Р. Юинг из сериала “Даллас” и Гордон Гекко из фильма “Уолл-стрит”. Как правило, герои Де Вито не претендуют на особую симпатию (“Роман с камнем”, “Безжалостные люди ”, “Чужие деньги”), но иногда актер добавляет в образ лирические нотки (“Слова нежности”, “Жизнь без границ”), доказывая, что является настоящим многогранным мастером. Вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый низкий в истории кино исполнитель главных ролей (рост – 1 м 52 см). Также проявил себя как талантливый режиссер (“Сбрось маму с поезда”, “Война семейства Роуз”) и успешный продюсер (“Криминальное чтиво”).
О том, что он, дескать, хочет сыграть Пингвина, Де Вито с удивлением узнал из газетной статьи, когда снимал “Войну семейства Роуз”. Через год ему позвонил Бертон. “Последняя вещь, которую я хотел услышать от Тима, — то, что мы будем делать Пингвина из комиксов или телесериала, — вспоминает актер. — Я знал немного об этом парне и уважал его как режиссера, поэтому не удивился, когда он рассказал мне о своей концепции визуального и психологического образа дуальности персонажа и о новом происхождении Пингвина”. “Пингвин из комиксов всегда был персонажем, который мне нравился меньше всего, потому что он никогда не имел такого значения, как Джокер или Бэтмен или Женщина-Кошка, – у него никогда не было той простой, но таинственной силы”, — признается Бертон. Поэтому он считал необходимым изобрести для птичьего злодея новые характер, внешний облик и историю. Для Де Вито, отца троих детей, ключевым моментом стала описанная режиссером первая сцена, роды в доме Кобблпотов, и то, как поступают родители Освальда со своим ребенком: “Я почувствовал, что мы можем использовать это как старт, чтобы создать мощную оперу в стиле “Носферату”. Режиссер и исполнитель роли вместе придумывали историю своего Пингвина, инструктируя сценаристов Дэниела Уотерса и Уэсли Стрика.
peng_8.jpg Бертон и Де Вито вместе работали и над внешним обликом персонажа. Художник по спецэффектам Стэн Уинстон, гример Ви Нейлл и стилист причесок Иоланда Тоссьен помогли им создать эскизы и выбрать из них подходящий вариант. Нейлл отдавала предпочтение реализму, Бертон – гротеску. Последнее слово осталось за режиссером, и Пингвин получил бледную кожу и темные круги под глазами. Вместо одного парика использовалось пять волосяных накладок в разных частях головы. Чтобы окончательно превратиться в монстра из канализации, Де Вито одевал разработанный Мэри Вогт и Бобом Рингвудом силиконовый костюм и перчатки-плавники. Превращение актера в Освальда Честерфилда Кобблпота занимало от двух до полутора часов. “Обычно как актер ты получаешь удовольствие, прячась за персонажем, когда действуешь, реагируешь и играешь в игры, но здесь я мог пойти даже дальше, — делится впечатлениями Де Вито. — Как только я надевал маску, случалась невероятная вещь: я был полностью свободен и чувствовал, что могу делать все, что угодно. Я почти чувствовал, что могу повернуться к аудитории и говорить, сделать шекспировский поворот, как в “Ричарде III”, где Лоуренс Оливье с его горбом мог прогуливаться, быть жалким и сладострастным и говорить про убийство детей в башне. Это возбуждало”. Дэнни утверждает, что не спрашивал советов у предыдущего экранного Бэт-злодея, своего коллеги и друга Джека Николсона, хотя в то время часто общался с ним, готовясь к съемкам своего следующего фильма “Хоффа”.
Из всех киношных врагов Человека – Летучей Мыши Пингвин вызвал наиболее разнородные отклики – от ярого одобрения до полного неприятия. Все же претензии, предъявляемые ему, были в основном связаны не с работой Де Вито, а со сценарными проблемами, конфликтом между оригинальностью замысла и инерцией мышления, заданной комиксами и сериалом, которую режиссер и актер все же не побороли до конца. Их Кобблпот – мутант-полуптица, живет в канализации, питается сырой рыбой, но, по примеру своего телевизионного предшественника, баллотируется в мэры и берет контроль над Бэтмобилем. А настойчивое стремление вызвать к нему симпатию в какой-то мере помешало создать образ по-настоящему опасного противника – в этом аспекте первый и третий фильмы работают намного лучше. Но все же нельзя не отдать должное мощи актерского исполнения и очарованию множества построенных вокруг персонажа величественных, мрачно-торжественных сцен, таких, как посещение Пингвином могилы родителей или его похороны, когда группа императорских пингвинов прощается со своим покровителем, отвергнутым этим миром и изначально ему чуждым.

Страницы: 1 2 3 4 5

4 комментария »

  1. Александровна Said,

    6 июня, 2009 @ 19:38

    «…Тут поднялся галдёж и лай,
    И только старый попугай
    Громко крикнул из ветвей:
    «Жираф большой – ему видней!..»
    Высоцкий, «Где-то в жаркой Африке». Знаю,что вяжется не очень, но ничего лучше найти не могу. А прикол покатит – «Пингвин – это перекормленная ласточка»?

  2. Александровна Said,

    18 июня, 2009 @ 20:22

    Никогда не забуду, как впервые в жизни посмотрела «Бэтмен возвращается». У нас тогда был видак и кассета, на которой были записаны два фильма «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» (такие, знаете, были в чёрных футлярах). Так вот, «Бэтмена» я посмотрела без проблем. Когда стала смотреть «Бэтмен возвращается», вот тут случился прикол. Всё шло прекрасно… до тех пор, пока в кадре не появился де Вито в образе Пингвина. Я тогда заорала (мне же было 6 лет, нет, даже 5)! Брат подскочил на диване, собака залаял, мама прибежала, соседи в пол стучали(то есть в потолок, они же с четвёртого)… Короче, первый раз целиком и полностью я посмотрела этот фильм только когда мне стукнуло уже 10. До этого боялась Пингвина. 🙂

  3. Алекс Said,

    18 мая, 2010 @ 02:41

    видно что девачка в шесть не видела срашного монстра противный
    похожий на паука и краба одновременно . со сташным ртом но я не кричала я смотрела а серце готово было остоновится в любую минуту

    каждый испытывает страх по разному (

  4. Александр Said,

    1 сентября, 2012 @ 17:18

    А помню этого чудика. Моя сестра сначала думала что он -человек крыса…

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий