СМЕЙСЯ, РЫБА, СМЕЙСЯ (Джокер в комиксах Бронзового Века. Часть 3)
В конце 70-х Клоун – Принц Преступного Мира все еще находился на пике славы: он был признан самым популярным злодеем DC по итогам опроса, проведенного в 1977 г. и опубликованного в 1978 г. в 14-м выпуске “Тайного Общества Суперзлодеев”. А чего еще было ждать после блестящей истории о “смеющихся рыбах”, бывшей частью легендарного ныне цикла работ над “Детективными комиксами” автора Стива Энглехарта и художника Маршалла Роджерса? Энглехарт был еще одним реформатором “бэтменианы”, предложившим новый подход к сюжету, с сопровождающими основную историю и переходящими из выпуска в выпуск побочными линиями, рано или поздно выходящими на первый план, и он же дал новую жизнь некоторым давно забытым персонажам. “Я вкладывал в это такое значение: если вы действительно понимаете сущность Джокера, у него всегда есть другое измерение для бегства – безумие”, — считает Энглехарт.
В последнем “предкризисном” десятилетии к числу художников, давших свою памятную интерпретацию образа хохочущего маньяка, кроме Роджерса, присоединились Хосе Луис Гарсиа-Лопес и Дон Ньютон.
В этот период неунывающий злодей пережил множество различных приключений: после аферы с рыбами ему довелось снова иметь дело со своей экс-любовью Черной Канарейкой, с шиком праздновать день рождения, водить за нос марвеловского супермонстра Халка, периодически сотрудничать и с Бэтменом, и с Суперменом, вести в бой ватаги готэмских злодеев и промывать мозги Женщине-Кошке, переманивая ее на темную сторону. В конце статьи вы прочтете о Земле-2, “многоземелье” DC Universe, “Кризисе на бесконечных Землях” и о том, как со всем этим был связан Джокер.
“Детективные комиксы. № 472” (“Я — Бэтмен”; сентябрь 1977 г.): В предыдущих выпусках серии (“Детективные комиксы. №№ 469-471”) Стив Энглехарт вернул на страницы комиксов безумного ученого Хьюго Стрейнджа (явный наследник литературно-кинематографических традиций “викторианских” злых гениев, от профессора Мориарти до доктора Мабузе из немецких лент Фрица Ланга) и ввел собственных персонажей – радиоактивного злодея Доктора Фосфоруса, коррумпированного политика Руперта Торна и новую подругу Брюса Уэйна, деловую красавицу Силвер Сент-Клод. Пока Бэтмен был поглощен схваткой с Фосфорусом, Торн при поддержке возглавляемого им городского совета объявил мстителя вне закона. Чтобы вылечить полученные от Фосфоруса ожоги, Уэйн отправился в не задающую лишних вопросов клинику, где был захвачен местным начальником, которым оказался его старый враг, профессор Хьюго Стрейндж. В обличье Бэтмена герой почти одержал верх над Стрейнджем, когда был атакован сзади его ручной змеей. Придя в себя, он обнаружил, что Хьюго снял с него маску и узнал тайну его личности… В № 472 триумфатор Стрейндж использует свои связи в готэмском преступном мире, чтобы устроить аукцион, на котором собирается продать секрет Рыцаря Ночи. Торги начинаются в заброшенном театре. Три потенциальных покупателя скрыты в темноте от профессора и друг от друга; их и Хьюго разделяет пуленепробиваемый экран. Стрейндж требует, чтобы клиенты предъявили по 10 тысяч долларов как знак серьезности своих намерений. Получив требуемое, он заявляет, что аукцион произойдет завтра в полночь. Но один из трех покупателей, Руперт Торн, ждать не желает: его люди стреляют в гигантов-подручных Стрейнджа транквилизаторами и похищают самого профессора. В подвале мэрии люди Торна пытают Хьюго, зверски избивая его, но тот отказывается раскрывать тайну Летучей Мыши, считая, что только он имеет на нее право. Пока Стрейнджа забивают до смерти, Робин освобождает Брюса и Альфреда, которых гиганты профессора держат в плену… (Продолжение следует.) Художник Маршалл Роджерс.
“Детективные комиксы. № 473” (“Малайский пингвин”; ноябрь 1977 г.): Двое других участников аукциона Стрейнджа приходят в полночь в пустой театр. Один из них, Пингвин, громко выражает недовольство тем, что профессор не явился. Он желает знать, кто его конкуренты. В ответ из темного зала слышится леденящий душу смех – Джокер. Кобблпот понимает, что если бы клоун-убийца опередил его в получении информации от Стрейнджа, он бы не явился сюда, следовательно, причин для схватки нет, что его более чем устраивает. Пингвин удаляется. Призрак Хьюго Стрейнджа начинает преследовать Руперта Торна. Бэтмен и Робин ловят Пингвина, который две недели назад тайком украл драгоценную статуэтку “малайского пингвина”, подменил ее подделкой и все последние дни делал вид, что хочет ее похитить с выставки, чтобы сбить с толку героев (на самом деле он собирался похитить самолет)… (Продолжение следует.) Автор Стив Энглехарт. Художник Маршалл Роджерс.
“Детективные комиксы. № 474” (“Рикошет Дэдшота”; декабрь 1977 г.): Старый враг Бэтмена, плейбой Флойд Лоутон, ставший злодеем по кличке Дэдшот (Смертельный Выстрел), совершает побег из тюрьмы и пытается достать Летучую Мышь с помощью нового опасного оружия. Призрак Хьюго Стрейнджа во второй раз навещает Торна, обещая, что их третья встреча станет концом политика. После поединка Рыцаря Ночи с Дэдшотом Силвер Сент-Клод внимательно смотрит на героя и узнает в нем своего любовника – Брюса Уэйна… (Продолжение следует.) Этот рассказ является хорошим образцом стиля Энглехарта. Автор использовал новый подход к построению сюжета, концентрируя внимание на группе персонажей, постоянно взаимодействующих друг с другом. Прежние истории, как правило, строились по схеме “герой против негодяя”: в одном комиксе противником был Джокер, в другом — Двуликий и т. д. В “Рикошете” же, к примеру, появляется Пингвин, который, не вступая напрямую в поединок с Бэтменом, тем не менее участвует в сюжете, действуя согласно своему характеру и стилю поведения. Джокер также присутствует здесь как важнейшая часть мифа, угрожающе смеясь в маленькой сцене (он наблюдает с крыши за погоней мстителя за Дэдшотом) и анонсируя таким образом свою следующую классическую историю. Художник Маршалл Роджерс.
“Детективные комиксы. № 475” (“Смеющиеся рыбы”; февраль 1978 г.): Услышав крики рыбаков, Бэтмен видит, что вся пойманная за ночь рыба имеет улыбку Джокера. Мотивы злодея непонятны для него, как и для всех, но вскоре Клоун — Принц Преступного Мира лично наносит визит в готэмское Бюро патентов. Он высыпал свой яд в море, вследствие чего вся рыба в стране приобрела его знаменитую улыбку. Теперь психопат пытается зарегистрировать патент на “свою” рыбу, чтобы получать прибыль с каждого изготовленного из нее продукта. Когда Дж. Карл Фрэнсис, бюрократ из Бюро, отказывает ему, утверждая, что закон не дает таких прав на природный ресурс, возмущенный злодей советует ему передумать до полуночи – иначе он станет трупом. Выходя из Бюро, один из людей Джокера спрашивает босса о его планах, и тот просто швыряет его под колеса проезжающего грузовика – нечего задавать лишние вопросы. Затем шут-убийца наносит визит Руперту Торну. Затерроризированный привидением Стрейнджа политик приседает от страха, но Джокер приказывает ему подняться – он человек занятой. Он знает, что Торн вместе с ним и Пингвином принимал участие в торгах, и правильно подозревает, что политикан стоит за исчезновением профессора. Но шутник понимает, что Руперт в результате не узнал, кем является Человек – Летучая Мышь, и только поэтому позволяет ему жить. Джокеру не нужно, чтобы секрет Бэтмена был раскрыт, — ему необходим этот идеальный оппонент (очевидно, на аукцион он приходил с единственной целью – узнать, кто может узнать тайну его архи-врага, и поубивать их). Так что если тайна умерла вместе с Хьюго, Торну повезло. При упоминании профессора Руперт слетает с катушек, хохочет, выбегает из здания, садится в машину и уезжает из города. Бэтмен и полиция пытаются предотвратить анонсированное Джокером по телевизору убийство Дж. Карла Фрэнсиса, окружив его в его доме, но ровно в полночь газ начинает выходить из тепловых труб. И лишь Фрэнсис умирает с улыбкой на губах: яд действует, когда соединяются два компонента, первым из которых психопат спрыснул его днем, когда угрожал ему. Убить в переполненной комнате одного нужного человека – дьявольский триумф злого остряка. А Силвер пытается сбежать от известной ей правды, садясь в уезжающую из города машину Торна… (Продолжение следует.) Одна из самых причудливых и знаменитых Джокеровских историй, явно перекликающаяся с его дебютом в “Бэтмене. № 1” (только теперь для анонсов преступлений он вместо радио использует телевидение). Ярко выписанный Стивом Энглехартом образ безжалостного убийцы, ради исполнения своих безумных желаний держащего в заложниках весь город, предвещает дальнейшую трансформацию персонажа в работах Алана Мура и Фрэнка Миллера. Рыбы Джокера упоминаются в ряде более поздних историй: в “Смерти в семье” Клоун – Принц Преступного Мира заявляет, что нашел общий язык с иранцами, потому что они тоже любят рыбу, а в “Легендах о вселенной DC. №№ 26-27” причиняет немало неприятностей Аквамену (водоплавающий супергерой) и жителям его королевства, когда они выражают недовольство по поводу того, что в их владениях появились рыбы с гротескными улыбками. Художник Маршалл Роджерс.
“Детективные комиксы. № 476” (“Знак Джокера”; март-апрель 1978 г.): Шут-садист приканчивает следующего бюрократа в своем списке — Томаса Джексона. На этот раз его оружие – Эрнест, кот жертвы: отравленный рыбой Джокера питомец Джексона опознает хозяина, несмотря на то, что Бэтмен в целях безопасности дал ему свою одежду, а сам принял его облик. Джокер тут же по телевидению анонсирует следующее убийство, которое произойдет на рассвете. В лесу герой мельком видит призрак Хьюго Стрейнджа, который исчезает, оставив ему подсказку — измеритель испарений. В своей Ха-Хасиенде на кладбище Джокер размышляет, что будет, если все, сговорившись, перестанут есть рыбу, — тогда он использует свой яд на рогатом скоте (“Джокер-бургеры!”). В беседе с Торном Силвер защищает Бэтмена, и возмущенный политик выгоняет ее из машины; Сент-Клод возвращается в Готэм. Призрак Стрейнджа снова посещает Руперта и окончательно сводит его с ума. Отряд полицейских под командованием комиссара Гордона заходит в комнату, чтобы охранять следующую потенциальную жертву клоуна-убийцы, когда Бэтмен атакует одного из них. Под маской полицейского – Джокер. Темный Мститель опознал его по подсказке привидения Стрейнджа (на аукционе профессор сбрызнул всех потенциальных покупателей определенным химикатом). Безумный шут не собирается сдаваться: в его полицейском значке – кислота, он легко уворачивается от сокрушающего стену удара Летучей Мыши и уходит в окно. Бэтмен гонится за ним по лестнице на крышу на фоне грозы. “В старые времена придворные шуты были в большом почете! — комментирует Клоун – Принц Преступного Мира. — Даже короли завидовали их свободе делать все, что приходит им в головы!” При этом он взбирается (по словам рассказчика, с кошачьей грацией), выбирая лучшую опору, — как мысленно подмечает Черный Рыцарь, в своем безумии Джокер сообразительнее любого. Маньяк прыгает с крыши на подвешенную строителями балку, отпугивая преследователя кислотой из значка, — однако в этот момент в балку ударяет молния, как будто небеса сами решили определить исход борьбы. Злодей падает вниз – в реку. Финал можно назвать счастливым лишь отчасти. Гордон сообщает Бэтмену, что обезумевший Торн признался во всех преступлениях, и герой больше не вне закона. Но Силвер, став свидетельницей страшного поединка ее возлюбленного с Джокером, при встрече говорит ему, что не может смириться с мыслью, что дорогой ей человек будет так рисковать жизнью каждую ночь, пока удача не изменит ему, и уходит, полностью разрушая чувство победы, возникшее у героя… Автор Стив Энглехарт. Художник Маршалл Роджерс.
“Храбрые и смелые. № 141” (“Плати или умирай”; май-июнь 1978 г.): Далее [тут->brave-and-bold-141].
“Зеленый Фонарь. № 117” (“Вид первого и второго видов”; июнь 1979 г.): Придя в “Аркэм” по своим делам, Зеленый Фонарь и Зеленая Стрела становятся объектами осмеяния со стороны двоих самых безнадежных пациентов. Джокер считает, что они в подметки не годятся Бэтмену, а Двуликий рад их видеть лишь потому, что их двое… Автор Дэнни О’Нил. Художник Джо Стэнтон. (Скачать)
“Бэтмен. № 321” (“Ужасного дня рождения, дорогой Джокер”; март 1980 г.): Этот комикс DC специально выпустила к 40-летию своего самого популярного злодея. Итак, прислав комиссару Гордону приглашение на вечеринку по случаю своего дня рождения, Джокер через секунду похищает его прямо из полицейского участка, выводя из строя офицеров с помощью “газа смеха”. Бэтмен бросается в бой в противогазе и сражается с бандой криминального клоуна, но сам главарь успевает сбежать с Гордоном на Джокермобиле. Полиция сообщает Летучей Мыши, что разошедшийся не на шутку злодей прихватил с собой и Робина. Затем Джокер отправляется в Фонд Уэйна и захватывает в плен Альфреда; оказавшаяся поблизости Селина Кайл (бывшая Женщина-Кошка, исправившаяся и ставшая законопослушной гражданкой) пытается помешать ему, но получает боксерской перчаткой в лицо. Всех жертв Клоун — Принц Преступного Мира притаскивает в свою Ха-Хасиенду и обещает убить их завтра, на свой день рождения, на глазах у готэмцев. Он также приканчивает из пистолета с флажком незасмеявшегося подчиненного. Весь город приглашен на выставку товара несуществующей пекарной компании “Арлекин” в Прибрежный Колизей; там Джокер парализует толпу специальным газом и представляет ей свой гигантский торт со свечами-бомбами, к которым привязаны Робин, Альфред, Гордон и прочие его враги. Появившемуся Бэтмену предложен выбор: наблюдать смерть его друзей или сдаться. Зловещий шутник привязывает героя к свече-бомбе “для почетного гостя”, но Рыцарю Ночи удается использовать свечу как ракету. Он вылетает из торта, освобождается и своими бэтерангами отбивает фитили у остальных бомб. Джокер пытается удрать на моторной лодке и после краткой драки сбрасывает преследователя за борт, но терпит крушение на мелководье и исчезает во взрыве; Бэтмен сомневается, что он погиб… Автор Лен Уэйн. Художник Уолт Симонсон.
“Нерассказанная легенда о Бэтмене. №№ 1-3” (1980 г.): Мини-серия, напоминающая о важнейших событиях и людях в жизни Бэтмена. В № 1 (“В начале”; июль) Джокер появляется на обложке и в камео, в № 2 (“С такими друзьями…”; август) кратко пересказана история Красного Колпака, а в № 3 (“Человек в маске”; сентябрь) показан эпизод из прошлого, когда герой еще не сотрудничал с комиссаром Гордоном: Рыцарь Ночи, не останавливаясь, вышвыривает из машины возле полицейского участка пойманного клоуна-убийцу… Автор Лен Уэйн. Художники Джон Бирн (№ 1) и Джим Апаро (№№ 1-3).
the Joker Said,
22 мая, 2008 @ 16:53
Спасибо! очень интересно.
Вообще странно, что к 87му году образ Джокера в комиксе (внешность, в смысле) достаточно видоизменилась по сравнению с прошлыми периодами: он стал стройнее и как-то симпатичнее, моложе, что ли. Тем не менее, в кино его играл Николсон, совсем не соотвествующий новому образу. Ну, впрочем, возможно фишка в виденье Тима Бёртона.
Two-Faced Friend Said,
9 мая, 2010 @ 12:34
Простите, а где можно скачать историю о смеющихся рыбах (желательно всю энглехартовскую историю в детективных комиксах)? В gothamcity.ru я нашел только историю с доком Фосфорусом.
MARVEL VS. DC VS. ДЖОКЕР (Джокер в “кроссоверах” разных компаний) | Супергерои Marvel Said,
27 августа, 2010 @ 14:15
[…] встретились Джокер, Бэтмен и Халк, рассказано в главе “Смейся, рыба, смейся”), же настоящей волной они полились в 90-х. Обычно, что […]
что! Said,
27 января, 2013 @ 07:04
“Я вкладывал в это такое значение: если вы действительно понимаете сущность Джокера, у него всегда есть другое измерение для бегства – безумие”, — считает Энглехарт.
я его не до конца понимаю (спать хочу)..бегство ведь психическое..так? то есть поймали..а он в свой мир бизумия типо так он это ..вы меня изловили а я впаду в бизумие?
что! Said,
27 января, 2013 @ 07:10
я всетаки не совсем улавливаю его обезумивание ..вроди еще ничего 70..надо перечетать