ЗОЛОТОЙ ФОНД ДЖОКЕРА (Что читать и как читать)

gfond1.jpgЭтой весной Клоуну – Принцу Преступного Мира исполняется 70 лет, и по этому случаю предлагаю вашему вниманию давно обещанную статью о том, как, на мой взгляд, лучше знакомиться с комиксовым Джокером: что именно читать, в каком порядке и т. д.
Начинать лучше всего… а почему бы не с начала? Две первые Джокеровские истории Билла Фингера из “Бэтмена. № 1” (подробнее [тут->bios-4]) на удивление хорошо сохранились, несмотря на прошедшие семь десятилетий, и наметили многое из того, что стало основой образа улыбающегося злодея: это доказывает уже тот факт, что они были среди сюжетов, которыми вдохновлялся Крис Нолан, изобретая шутника-убийцу нового тысячелетия. (Скачать) Однако людей, мало знакомых с комиксами и с Золотым Веком в частности, могут отпугнуть простоватый (по нынешним меркам) рисунок и старомодные диалоги. Поэтому им лучше начать знакомство с замечательного графического романа Эда Брубейкера “Человек, который смеется” (подробнее [тут->205-2-chr-cl]), рассказывающего, по сути, ту же историю, но в современном стиле (перед ним желательно прочитать “Год первый”, чтобы лучше понимать персонажей и ситуации).
Первая “чертова дюжина” (интересное совпадение) Джокеровских историй 1940-1942 гг. (подробнее [тут->bios-5-1]) представляет собой мрачноватый многосерийный триллер, напоминающий ленты тех лет о суперпреступниках вроде Мабузе и первые кинофильмы о Дике Трэйси. Она имеет шанс понравиться тем, кто без труда переваривает подобные картины, но также позволяет проследить эволюцию персонажа в самые первые годы: от одиночки до главаря банды, от серьезного хладнокровного убийцы до не столь кровожадного грабителя-шутника. Странно, что DC, при всей своей любви к различным тематическим сборникам старых сюжетов, до сих пор не выпустило отдельным блоком эту “Чертову дюжину Джокера”. (Скачать 1, 2, 3, 4)
После своей 13-й истории, в которой он прошел “крещение” электрическим стулом и получил таким образом от авторов отпущение прошлых грехов, криминальный шут практически не менялся следующие три десятилетия. Поэтому и сюжеты с ним 1943-1949 гг. не отличались особым разнообразием. На общем фоне выделяется лишь пара ранних историй, где динамика отношений между архи-врагами сознательно изменена: “Джокер исправляется” и “Двойник Джокера”. В центре же остальных всегда находится очередная волна краж и ограблений, тем или иным образом связанных с шутками и розыгрышами, с неизменным финалом (подробнее [тут->bios-5-2]). Читать эти истории одну за другой в хронологическом порядке будет утомительно для абсолютно любого человека, и после третьей или четвертой он неминуемо бросит это занятие, даже несмотря на то, что Фингер и его коллеги умудрялись каждый раз насыщать схему новыми, иногда любопытными деталями. С другой стороны, чтение одного такого комикса в месяц или два поможет уберечься от растущей антипатии и сохранить свежесть восприятия.
gfond2.jpgТо же самое, в еще большей степени, касается Джокеровских историй 50-х: достаточно ознакомиться с одним-двумя сюжетами (это могут быть, например, наиболее известные “Миллионы Джокера” и “Пояс Джокера”) – и можно считать, что видел все (подробнее [тут->bios-5-3]). Это же касается и 60-х, с небольшими исключениями в виде трех тим-апов Джокера и Лютора и истории о соперничестве остряка с Клэйфэйсом, вносивших хоть какое-то разнообразие (подробнее [тут->bios-6-1] и [тут->bios-6-2]).
60-е закончились пришествием в Бэт-вселенную Дэнни О’Нила. Если его сюжет о сражении Клоуна – Принца Преступного Мира с Лигой Правосудия (Скачать) все же нельзя отнести к разряду “обязательных для прочтения” (по причине наличия более современного аналога в “Хоурмене. № 16” (Скачать)), то его первый Бэт-комикс с клоуном-убийцей от этого звания уберечься никак не мог. “Пять путей мести Джокера” – классика, заслуженно любимая многими поколениями: впервые с начала 40-х Джокеровская история была рассказана как триллер, но, само собой, она будет намного более удобоваримой для современного фана по диалогам, стилю рисунка и атмосфере, чем произведения Фингера и Кейна. (Скачать)
gfond3.jpgПочти все сюжеты 70-х с улыбающимся маньяком несли на себе освежающий отпечаток “Мести”, но, увы, мало кто смог приблизиться к ней по качеству: даже сам О’Нил, хоть и часто работал с персонажем, так и не превзошел свой ранний шедевр (подробнее [тут->bios-7-1]). Не обнаружено бриллиантов и в недолго продержавшейся собственной серии Джокера: в ней выдержан нормальный средний уровень, однако само ее существование противоречит природе именно этого злодея. Для комикс-серии, построенной вокруг какого-либо героя, нужны второстепенные персонажи, любовный интерес и противники-негодяи. Как же можно создавать серию, где, если правильно писать персонаж, состав второго плана будет весь лежать замертво в конце каждого выпуска, на лице любовного интереса неминуемо появится неестественная улыбка, и ни один антагонист не сможет быть страшнее и смертоноснее “главного героя”? Миссия невыполнима. Из серии “Джокер” вполне достаточно прочитать какой-нибудь один выпуск, например, первый – о соперничестве с Двуликим (подробнее [тут->bios-7-2]). (Скачать)
Следующим, кто смог достичь уровня шедевра, был Стив Энглехарт с легендарным ныне арком “Детективных комиксов” (№№ 469-476) (Скачать). Дилогия о “смеющихся рыбах” в последних двух выпусках обязательна для прочтения, но лучше ознакомиться с арком в целом, чтобы оценить, как постепенно, намеками, автор подводит нас к концертному выступлению клоуна-убийцы, и просто получить удовольствие от увлекательного связного сюжета со многими линиями (подробнее [тут->bios-7-3]); также рекомендуется продолжение арка – “Темный детектив” (Скачать).
Отдельные истории 80-х могут заинтересовать нестандартностью фабулы (встреча с Халком, тим-апы Джокера с Бэтменом и Суперменом), но настоящий звездный час шутника-душегуба наступил во второй половине десятилетия.gfond4.jpg Словно сговорившись, авторы DC, включая ведущие таланты (Миллер, Мур, Моррисон), всего за несколько лет превратили “чокнутого преступного клоуна” в самую грозную и пугающую личность из всех, когда-либо населявших комиксы, возвели на пьедестал сеятеля смерти, подарив ему некоторых очень престижных жертв. Чтобы понять и почувствовать, какая жутчайшая слава окружала Джокера в этот период, нужно прочитать одно за другим произведения, по которым последовательно проходит его линия завоевания звания самого страшного злодея всех времен: “Возвращение Темного Рыцаря”, “Бэтмен. № 408”, “Убийственная шутка”, “Психушка “Аркэм”, “Смерть в семье” (“Бэтмен. №№ 426-429”), “Пустынное место смерти” (“Бэтмен. №№ 440-442”, “Новые Титаны. №№ 60-61”) и арк, который можно условно назвать “Возвращение Джокера” (“Детективные комиксы. №№ 616-617”, “Бэтмен. №№ 450-451”). Конечно, последний пункт списка несколько подкачал, но его можно воспринимать как своего рода индульгенцию, дающую персонажу право на дальнейшее существование после всего, что он сделал (подробнее [тут->bios-8]). (Скачать 1, 2)
В 90-х число комикс-серий, посвященных миру Готэма, увеличилось в несколько раз, поэтому неудивительно, что эти годы получились особо богатыми Джокером: он был постоянным персонажем многочисленных “аркэмских” историй, брал участие во многих суперсобытиях, сваливавшихся на город Рыцаря Ночи почти каждый год, и вдобавок потехи ради путешествовал по самым разным уголкам DCU (подробнее [тут->bios-9-1], [тут->bios-9-2], [тут->bios-9-3] и [тут->bios-9-4]). Как это обычно случается, количество не всегда сопровождалось качеством. Отдельные главы “Поражения рыцаря” и “Ничьей земли” напоминают о справедливости ужасающей репутации, которую психопат приобрел в конце 80-х. Это же можно сказать про саги “Преисподняя наступает” и “Вековой камень”, где вдобавок предложена интересная и сильно отличающаяся от “предкризисной” динамика между Джокером и Лютором. Достойны упоминания относительно малоизвестные встречи готэмского душегуба [со Спектром->joker-and-spectre] и [с Дэфстроком->joker-and-deathstroke]. Но немало и сюжетов, где клоун-маньяк просто пытается воплотить очередной безумный план с целью убить как можно больше людей, — его воспетая талантами 80-х смертоносность постепенно превратилась в такое же надоедливое клише, каким были в 50-60-х дурашливые ограбления. Из-за частоты появлений ореол угрозы вокруг персонажа начал меркнуть: кому страшен негодяй, который терпит поражения почти каждый месяц?
gfond5.jpgЭто вовсе не значит, что в 90-х не было людей, работавших с образом по-настоящему хорошо. В первую очередь надо назвать Чака Диксона, автора “Адвоката дьявола” и ряда других блестящих вещей. Работает ли Чак в жанре [политического ядерного триллера->joker-and-oracle] или плетет [международный приключенческий сюжет->joker-ras-al-ghul], его Клоун – Принц Преступного Мира всегда опасен, умен, изобретателен, отнюдь не так оторван от реальности, как принято считать, и, главное, чертовски остроумен – это тот случай, когда перевод реплик шутника доставляет истинное удовольствие.
С другой стороны, Дж. М. Де Мэтьюз преуспел там, где споткнулись почти все: он стал единственным, кроме Алана Мура, автором, убедительно и деликатно, без лишней сентиментальности, показавшим человеческое лицо улыбающегося убийцы. В истории “Стать нормальным” (“Легенды о Темном Рыцаре. №№ 65-68”) и в “Лиге Правосудия Америки. № 35” он ставит персонажа в экстраординарные условия, исследуя забытый уголок его души, о существовании которого никто, даже он сам, не подозревает.
60-летие своего лучшего злодея DC громко отметило сагой “Император Джокер” – пожалуй, лучшей из вариаций на тему “Джокер получает суперсилы”. К сожалению, в последующем десятилетии звездных моментов у персонажа было очень мало. Авторы оказались в как никогда сложной ситуации: разыгрывать дальше карту с массовыми убийствами было уже не интересно, но и возврата к невинным проделкам Серебряного Века тоже не могло быть. Попытки построить интригу вокруг поражений маньяка от рук новых злодеев вроде Хаша принесли больше вреда, чем пользы, а возвращение из мертвых Джейсона Тодда отобрало у Джокера одну из его самых легендарных побед, еще сильнее снизив и без того испарявшийся ореол угрозы (подробнее [тут->bios-9-5], [тут->bios-12-2] и [тут->bios-13]).
Возникшие трудности попытались побороть Пол Дини и Грант Моррисон – основные авторы, занявшиеся Бэт-комиксами в период после суперсобытия “Бесконечный Кризис”, причем вначале они шли в разных направлениях.gfond6.jpg Моррисон попробовал сделать шута-убийцу опять страшным, превратив его в малоаппетитного человека-холокост. Его трактовка, наиболее полно представленная в саге “R.I.P.”, как и графический роман [“Джокер”->joker-gn] Брайана Аззарелло, была встречена в штыки теми, кому больше по душе правильный баланс между садизмом и юмором (как, например, у Диксона), но, с другой стороны, нельзя отрицать, что юмор в замысел обоих авторов ни в коем случае не входил (подробнее [тут->bios-14]).
Дини же удивил всех, вспомнив о талантах злодея, продемонстрированных им в своих первых же историях, но впоследствии забытых, — искусстве перевоплощения и актерском мастерстве. В замечательном [833-м->207-08-chr-cl] выпуске “Детективных комиксов” трудно понять, что не так с фокусником Иваром Локсиасом, пока он не снимает маску. Здесь Джокер преспокойно живет бок о бок с ничего не подозревающими обычными людьми, нанося удар лишь в решающий момент, и воспринимается это как никогда свежо и увлекательно.
Грант Моррисон в интервью назвал эту работу Дини замечательной, и для него это были не просто слова, а руководство к действию. Все читатели серии “Бэтмен и Робин” уже знают, что Грант провернул такой же фокус с замаскированным клоуном-убийцей, только в большем масштабе, и его сюжет еще далек от завершения.
Разумеется, начиная с 90-х основная комиксовая версия Клоуна – Принца Преступного Мира никогда не была одной-единственной. Большинство “кроссоверов” разных компаний создавались с исключительно коммерческими целями, поэтому характеристика персонажей там часто оставляет желать лучшего, однако и в них иногда можно встретить хорошо написанного Джокера, как, например, в “Человек-Паук и Бэтмен” Дж. М. Де Мэтьюза (Скачать). В “элсвордах” появлялись самые разные варианты злодея (Джокер-флибустьер, Джокер-чернокнижник, Джокер-Лютор и т. п.), но как только мода на подобные истории прошла, их малая (по крайней мере, во многих случаях) жизнеспособность стала очевидной.
Что касается перебравшихся в комиксы Джокеров мультсериалов (BTAS, “The Batman”, “Бэтмен: Храбрые и смелые”), как и следовало ожидать, наибольшие успехи были на счету у первого.gfond7.jpg [3-й->btas-com2] и [16-й->btas-com3] выпуски “Приключений Бэтмена”, “Приключения Бэтмена и Робина. № 1” и целый ряд других доказывают, что при добротном сюжете эта версия “вкусна” даже без голоса Марка Хэмилла. Не говоря уж о том, что, начиная с заслуженно обласканной критиками [“Безумной любви”->btas-com1] Пола Дини, в комиксах BTAS-вселенной были представлены все возможные варианты развития отношений между Джокером и Харли Квинн.
Я постарался упомянуть Джокеровские истории, которые (или хотя бы часть из них) имеют шанс понравиться широкому кругу, но предсказать реакцию читателя в каждом конкретном случае очень трудно. Разные люди имеют очень разные представления о клоуне-убийце, и ему частенько удается занять настолько близкое к сердцу место, что человек резко не приемлет любое отличие от понравившейся ему трактовки. Автор Грег Ракка, чью работу с персонажем выдающейся назвать нельзя, тем не менее сделал правильное наблюдение: “У Бэтмена концепция такова, что ты можешь делать ошибки с персонажем, и читатель простит это. Ты можешь, например, вставлять не то слово в каждую десятку диалогов, и читатель скажет: “Ну, ладно”. У Джокера концепция, я думаю, настолько личная для разных людей, что очень трудно сказать, какое воплощение Джокера является хорошим. Но люди знают, какое является плохим, в ту секунду, когда видят его”.

Вадим Григорьев.

32 комментария »

  1. Алекс Said,

    24 мая, 2010 @ 05:32

    я не могу какого черта читаю и плачу.я пытаюсь верить,но знаю что мне все лгут жестоко над чувствами .все

  2. Алекс Said,

    24 мая, 2010 @ 05:48

    к стати факт .я пыталась прочитать или просмотреть все комиксы по хронолгии на 5 здохла (говорю про самые древнии

  3. Mrs. Sparrow Said,

    24 мая, 2010 @ 06:34

    Старичок… 🙂

  4. Mrs. Sparrow Said,

    24 мая, 2010 @ 06:45

    Кстати, правильные слова сказал этот Грег Ракк

  5. ksalgart Said,

    24 мая, 2010 @ 09:28

    Грег Ракка, фамилия не склоняется.

  6. Irish Said,

    24 мая, 2010 @ 12:47

    «Шииикарно!»

  7. J Said,

    24 мая, 2010 @ 15:47

    С днём рожденья Вадим. Счастья, здаровья, успеха, и продолжай радавать нас фанатов своими статьями!

  8. vadim Said,

    24 мая, 2010 @ 20:26

    Большое спасибо.

  9. Irish Said,

    24 мая, 2010 @ 20:58

    С днём рожденья. Желаю, чтобы окружающая действительность разочаровывала как можно реже. Ну и, это, виртуально чокаюсь… в смысле пью, а не схожу с ума…

  10. Mrs. Sparrow Said,

    24 мая, 2010 @ 21:13

    А наша открытка пришла?

  11. vadim Said,

    24 мая, 2010 @ 21:21

    Спасибо, всем спасибо. Открытка пришла.

    >>Желаю, чтобы окружающая действительность разочаровывала как можно реже.

    Да кто ж надеется на эту окружающую, она ж overrated anyway :).

  12. Алекс Said,

    24 мая, 2010 @ 22:58

    ой я не дочитала параноей была занята ))))))

  13. Алекс Said,

    24 мая, 2010 @ 23:25

    как и графический роман “Джокер” Брайана Аззарелло, была встречена в штыки теми, кому больше по душе правильный баланс между садизмом и юмором (как, например, у Диксона),

    это скорее о бо мне .только не Диксона (может дикенсона?) а Джиром Джиром

    я сразу в штыки приняла

    про спайдермена порадовали . )))))

  14. ksalgy Said,

    26 мая, 2010 @ 16:47

    Ты кстати раскроешь тайну Оберона Секстона? Хотя в принципе это не так интересно, тут никто и не заморачивался по этому поводу…

  15. vadim Said,

    26 мая, 2010 @ 18:34

    Я подробно разберу все, что он делал или мог делать с начала B&R. Набралось довольно много интересного материала на эту тему.

  16. Dr. Crane Said,

    30 июля, 2010 @ 14:57

    ЫЫЫ… Вадим Григорьев, может мое предложение покажется слишком наглым, но почему бы не создать рубрику (или хотяб статейки в Биографии Джокера), посвященную великим авторам и художникам бэтменианы типа: Алана Мура, Дэнни О’Нила, Пола Дини, Дика Спранга, Джима Апаро и т. д. Ну там можно не только их био писать, но и их творчество, какие они прорывы делали в комикс-индустрии, над чем кроме комиксов они работали, какое влияние они имели на бэтмениану и т. д.

  17. vadim Said,

    30 июля, 2010 @ 18:33

    Пока и без них есть о чем писать.

  18. Голова под рогами Said,

    11 апреля, 2011 @ 06:19

    Здравствуйте, Вадим.
    Не могли бы вы ответить на один вопрос по Джокеру?
    Меня интересует, говорил ли он где-нибудь ДО фильма Нолана про хаос?

  19. vadim Said,

    11 апреля, 2011 @ 09:07

    Не в таких формулировках — это точно. Чаще всего он говорил, что он безумие, а не что он хаос.

  20. Голова под рогами Said,

    11 апреля, 2011 @ 09:30

    Спасибо!

  21. Childcatcher Said,

    30 июня, 2011 @ 02:41

    Господа! Я тут собираюсь переводить некоторые комиксы. Начинаю с выпуска Detective Comics 251. Не знаю, почему, так захотелось) нет ли его еще на русском, не зря ли берусь? и еще — кто сможет помочь потом мой текст впилить в саму картинку. Или посоветуйте, что перевести. Интересуют Джокер и Двуликий более всего
    

  22. vadim Said,

    30 июня, 2011 @ 02:52

    Я завтра посоветую, сегодня я уже сплю.

  23. Childcatcher Said,

    30 июня, 2011 @ 10:40

    Спасибо, жду с нетерпением)

  24. Stepajoker03 Said,

    30 июня, 2011 @ 13:02

    Childcather ты тоже самое написал в batman forever не такли?И еще,зачем переводить ТАКОЙ старый комикс?!!!!????????

  25. vadim Said,

    30 июня, 2011 @ 13:43

    Childcatcher

    Я так понимаю, если тебя интересуют Джокер и Двуликий, то имеешь ты в виду на самом деле Batman 251 — Joker’s Five-Way Revenge. Я его переводил очень давно, перевод у меня есть в текстовом файле, но до стадии «текст впилить в саму картинку» он так и не дошел, так как я этим не занимаюсь (и, следовательно, посоветовать тут не могу).

    Я к переводам потерял интерес уже давно (считаю, что читать надо в оригинале), но есть сайты в рунете, которые этим занимаются. Гугльни «комикс перевод бэтмен» — и получишь представление о том, что переведено, а что нет, заодно у тамошних людей можешь поспрашивать, как это делается.

  26. Childcatcher Said,

    30 июня, 2011 @ 18:21

    Stepajoker03
    ну нравится он мне))

    vadim
    эх черт, а я уже начал) работаю для друга, который учит английский и на комиксах ему приятно практиковаться. Подумал — а вдруг еще кому-то пригодятся мои переводы

  27. Stepajoker03 Said,

    30 июня, 2011 @ 21:51

    Ааа…ты про это…КОМИКС КЛАСС!!!!!!!!я его читал!только ,вроде двуликого там нету.

  28. Childcatcher Said,

    30 июня, 2011 @ 22:17

    Двуликого нету, он есть в первом выпуске The Joker, который меня тоже очень радует, к нему позже приступлю

  29. Серафина Пеккала Said,

    27 ноября, 2011 @ 19:03

    Доброго времени суток, уважаемый Вадим и все посетители сайта. У меня возник вопрос, но честно говоря, не имею понятия, где его можно задать. Перечитывая «Убийственную Шутку», мне очень захотелось узнать, на какой мотив Джокер поет свою песенку «When the world is full of care…» Я сама музыкант, и какие-то мысли промелькнули, но силенок явно не хватило. Может быть, кто-то из экспертов уже задавался этим вопросом, а возможно, это известный факт и я просто была
    невнимательна.)
    В любом случае, благодарю за ответ.

  30. vadim Said,

    27 ноября, 2011 @ 19:11

    Все источники сходятся на том, что это его личная оригинальная песенка. Так что мотив может быть любой, на выбор.

  31. Серафина Пеккала Said,

    27 ноября, 2011 @ 19:29

    Огромное вам спасибо.)

  32. mr.Joker Said,

    26 марта, 2013 @ 03:54

    Дайте пожалуйста ссылку на сайт с комиксами бета(можно англ.) Главное, чтоб все выпуски с мистером Джеем были. Спасибо.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий