МЕЖДУ КЛАССИКОЙ И НОВОЙ ЭРОЙ (DC Universe Animated Original Movies 2011-2015 гг.)
В предыдущей статье на эту тему (читай тут) были рассмотрены оригинальные анимационные фильмы, связанные с вселенной комиксов DC и чаще всего имеющие “взрослый” рейтинг PG-13 (DC Universe Animated Original Movies), 2007-2010 гг. (включая All-Star Superman). Теперь на очереди – картины из той же серии 2011-2015 гг. и не только.
Лента “Зеленый Фонарь: Изумрудные рыцари”, выпущенная 7 июня 2011 г., примерно в то же время, когда на экраны вышел не очень удачный художественный фильм об этом супергерое, состояла, как и “Готэмский рыцарь” (подробнее тут), из отдельных сегментов-историй. Однако на этот раз они были выполнены в одном стиле, без явного влияния аниме, и переплетены сюжетной линией о подготовке к возвращению Кроны, давнего врага Стражей с Оа, возглавляющего армию теневых демонов. Ариша, новичок среди Фонарей, выслушивает пять рассказов о разных представителях корпуса, прежде чем присоединиться к борьбе с могучим противником. “Первый Фонарь” (сценаристы Майкл Грин и Марк Гуггенхейм, режиссер Кристофер Беркли) – оригинальная история, точно соответствующая своему названию. “Киловог” (сценарист Питер Дж. Томаси, режиссер Лорен Монтгомери) – вариация поговорки “Тяжело в учении, легко в бою”, предложенная в комиксовой истории “Новая кровь” Томаси и Криса Самни. “Лайра” (сценарист Эдди Берганза, режиссер Джей Олива) – экранизация сюжета Рубена Диаса и Трэвиса Чареста “Какова цена чести?” о смертельной схватке правителя и его дочери, выделяющаяся замечательной хореографией боевых сцен. “Мого не общается” (сценарист Дейв Гиббонс, режиссер Джей Олива) – добавляющий немного юмора в серьезную картину сегмент о самом необычном Фонаре, живой планете, основанный на комиксе Алана Мура. “Абин Сур” (сценарист Джефф Джонс, режиссер Кристофер Беркли) – еще одна адаптация Мура, посвященная предшественнику Хэла Джордана и украшенная зловещим предзнаменованием пришествия корпуса Синестро. Связующий сюжет “Изумрудные рыцари” (сценаристы Алан Барнетт, Джефф Джонс и Тодд Кейси, режиссер Лорен Монтгомери) достигает кульминации в эпической битве, которая порадует всех любителей масштабных космических сражений.
Лишенные заметных недостатков “Готэмского рыцаря” и “Первого полета”, “Изумрудные рыцари” предложили очень качественное (и не чрезмерно жестокое – фильм получил рейтинг PG, как и “Всезвездный Супермен”) развлечение с целым набором отличных работ озвучивающих актеров, в первую очередь Келли Ху (Лайра), Уэйда Уильямса (Диган) и Джейсона Айзекса (Синестро). Картина порадовала поклонников этого уголка мифологии DC, но, учитывая отсутствие Бэтмена и Супермена, спрос на нее закономерно был скромнее.
Яркая научная фантастика мира Фонарей особенно сильно контрастировала с мрачной атмосферой урбанистической криминальной драмы в следующей картине серии – “Бэтмен: Год первый” (подробнее тут), экранизации суперклассического арка Фрэнка Миллера, в подчеркнуто реалистической манере запечатлевшего первые шаги Темного Рыцаря на пути борьбы с преступностью. Лента была почти дословной адаптацией комикса, что стало не только достоинством, но и в какой-то степени недостатком: некоторые сюжетные линии и персонажи казались лишними в сценарной структуре полнометражного мультфильма. Тем не менее, в отмеченной номинацией на премию “Энни” ленте чувствовалась мощь первоисточника, визуальный стиль и музыка (“анти-бэтменовская”, поскольку мститель находится в самом начале карьеры) мастерски создавали нужное нуар-настроение, а работа Брайана Крэнстона (Гордон) была великолепна. Хорошим дополнением к “Году первому” на DVD была “Женщина-Кошка” – более легковесная, но занятная короткометражка, смело использующая свободу PG-13 для подчеркивания несомненных достоинств главной героини (подробнее тут); к сожалению, это был последний экземпляр “Шоукэйс” от коллектива Тимма.
Намного более традиционный комиксовый материал был предложен в ленте “Лига Правосудия: Гибель”, позаимствовавшей центральную идею из арка Марка Уэйда “Вавилонская башня”: Смертельный Легион во главе с Вандалом Саважем, грандиозный план уничтожения большей части человечества и множество поединков супергероев с их заклятыми врагами. Картина порадовала фанов в первую очередь возвращением к своим ролям почти всех актеров, озвучивавших членов Лиги в мультсериале Брюса Тимма, однако в целом не очень выделялась среди других ориентированных на экшн фильмов серии, хоть тоже была номинирована на “Энни” и, в отличие от разочаровавшего результатами продаж “Года первого”, раскупалась очень хорошо (подробнее тут).
Было бы странно, если бы за год до премьеры “Стального Человека” не было выпущено ни одной анимационной ленты, посвященной его главному герою, и Тимм и режиссер Майкл Чанг порадовали публику картиной “Супермен против Элиты” (дата выпуска – 12.06.12). Автор Джо Келли лично адаптировал свою историю “Что такого смешного в правде, справедливости и американском пути?” из “Приключенческих комиксов. № 775” (март 2001 г.). Сюжет, который журнал Wizard признал величайшей историей о Супермене всех времен и поставил на 21-е место в списке 100 лучших комиксов за последние 30 лет, ставил ребром вопрос об эффективности могущественного, но гуманного криптонианина в современном жестоком мире, делая его (поначалу) идейными оппонентами группу смертоносных сверхлюдей Элиту, возглавляемую колоритным и неуравновешенным Манчестером Блэком.
По словам Келли, во время работы над сценарием ему очень помог ветеран DC-анимации Алан Барнетт, объяснивший разницу между двумя видами драматургии. Камео президента Лютора из комикса, к примеру, на экран не перекочевало. Из традиционных врагов Стального Человека был задействован (вместо выбранного поначалу, но примелькавшегося в анимации Паразита) Атомный Череп, показанный как беспощадная угроза для всего живого и очень мощный противник как для Супермена, так и для Элиты. Что важнее, в мультфильме вышли на первый план обозначенные в первоисточнике темы, связанные с политикой (вооруженный конфликт между Бьялией и Поколистаном стал одной из основных линий) и СМИ: цена власти, право сильного, роль Штатов – и их известнейшего супергероя – в мировой силовой структуре. Совсем не случайны то и дело прерывающие действие фрагменты телепрограмм с по-разному реагирующими на действия Элиты ораторами, а также мнения простых людей. Как и во всех своих лучших работах из тех, что связаны с последним сыном Криптона, Тимм наглядно демонстрирует, что Супермена делает героем не то, как он использует свои силы, а то, как он их НЕ использует. Когда же доходит черед до использования сил, победу ему чаще всего приносят не грубый натиск, а изобретательность и сообразительность: этот Стальной Человек умеет работать головой и вдобавок хорошо разбирается в людях, что и помогает ему в конце концов доказать свою правоту.
“Супермен против Элиты” превзошел “Всезвездного” в плане связности повествования (Келли отлично справился с задачей превратить 40 страниц комикса в самостоятельный фильм), а “Думсдея” – в плане серьезности и актуальности поднятых тем. Возвращение к роли Кларка Джорджа Ньюберна (“Отец невесты”) порадовало фанов “Лиги”, а Поли Перретт (“Морская полиция: Спецотдел”) стала одной из лучших Лоис Лейн в анимации – чуткой, сообразительной и остроумной. Шоу, впрочем, фактически украл озвучивший отнюдь не одномерного Блэка Робин Аткин Даунс (“Вавилон-5”), да и в целом Элита (ответ Келли на популярность комикса Уоррена Эллиса “Власть” (The Authority)) вышла на экране ярче и полнокровнее, чем на бумаге. Можно упрекнуть ленту в том, что сложное идейное противостояние получает чересчур простую и однозначную развязку, и все же это одна из лучших картин данной серии.
Экранизируя “Возвращение Темного Рыцаря”, Тимм и компания благоразумно решили делать два полнометражных мультфильма, сохранив все сюжетные линии и все знаменитые сцены (подробнее тут и тут). При этом, учтя просчеты своего “Года первого”, они несколько изменили сюжетную схему первоисточника (каждая из частей “Возвращения” была отдельным полноценным произведением со своей завязкой, кульминацией и развязкой), а также немного переосмыслили некоторые спорные моменты. В результате адаптация одного из величайших комиксов всех времен была признана крупным художественным успехом, одинаково интересным обожателям эпоса Миллера и тем, кто с ним незнаком вообще (первая часть была номинирована на премию “Golden Reel Award” за лучший звукомонтаж и на “Энни”). Закончив работу над столь ответственным проектом, Брюс Тимм решил передохнуть, и в кресле главного руководителя DC Universe Animated Original Movies его сменил Джеймс Такер.