“Готэм” – обзор сериала в целом

gotham-all1

Идея о новом – первом со времен “Бэтмена” (1966-1968), если не считать недолговечных и малоизвестных “Хищных птиц” (2002-2003), – игровом телешоу, посвященном миру Человека – Летучей Мыши, появилась в начале 2010-х. Продюсер Бруно Хеллер поначалу не хотел браться за сериал супергеройской тематики, потому что не знал, как писать о людях с суперсилами. Он также считал, что Темный Рыцарь будет не очень хорошо работать как телеперсонаж. Сын Хеллера предложил сделать центральным персонажем не Бэтмена, а комиссара Гордона. Далее у самого продюсера возникла идея о том, что Гордон будет расследовать убийство родителей Брюса Уэйна, и таким образом начало было положено. Сперва предполагалось, что это будет реалистичная процедурная полицейская драма, однако быстро стало понятно, что для привлечения зрительского внимания необходимо использование более вкусных, ярких элементов готэмского мифа.
В сентябре 2013 г. было официально объявлено о запуске новой серии. В феврале 2014-го на главную роль был выбран прежде озвучивавший Бэтмена в анимационном “Году первом” Бен Маккензи (его, по слухам, соперник Донал Лог в итоге сыграл Харви Буллока), в марте Брюсом Уэйном стал Дэвид Мазоуз. Подготовка к проекту была весьма секретной: скажем, часть актеров не знали, на какие именно роли они пробуются. 22 сентября 2014 г. состоялась премьера первого эпизода.
С самого начала встал вопрос о хронологии сериала: предысторией какой именно из многочисленных и существенно отличающихся друг от друга Бэт-вселенных он станет? Функция приквела также накладывала серьезные сценарные ограничения: если все основные персонажи, от работников готэмского полицейского управления до будущих Бэт-злодеев, должны быть живы к моменту дебюта Рыцаря Ночи, а он будет лишь в самом конце, то о каком драматическом накале может идти речь? Получалось, что убивать авторы могут лишь собственных персонажей, а среднестатистический зритель смотрит шоу о Человеке – Летучей Мыши уж точно не ради них. Тем не менее, “Готэм” в финале первого сезона показал, что дело обстоит вовсе не так, не побоявшись убить Сала Марони. С тех пор его основное правило состояло в том, что нет никаких правил, кроме разве что основополагающих. Было ясно, что Гордон станет комиссаром, Брюс Уэйн – Бэтменом, а Селина Кайл – Женщиной-Кошкой, и произойдет это лишь в самом конце, однако в отношении всего остального позволялись почти любые вольности.
“Истинная суть великого мифа – то, что существует миллион историй, и ни одна из них не фальшивая; вы не можете противоречить одному мифу Бэтмена другим; они все правда, — пояснял свой подход Хеллер. — Вот что делает это таким видом реального мира, и все великие религии и все великие, завоевывающие всех рассказы имеют это свойство, будь то христианство или “Звездные войны”. Это слишком большой мир, чтобы указать на изъяны и сказать: “Эти две вещи не могли случиться”, потому что в этом магия. Вот что заставляет это работать”.gotham-all2 Таким образом в его вселенной симпатия между Брюсом и Селиной могла возникать уже в подростковом возрасте, члены “галереи бестий” могли безумствовать задолго до появления своего архи-врага, умирать и воскресать, а Раш аль Гуль считал юного Уэйна наследником просто из-за пророческих видений.
Многие фаны сочли подобное ересью, часть из них от огорчения повесилась, остальные прекратили просмотр. Другие же постепенно втянулись в игру, сначала с циничным интересом (“Ну ладно, глянем, что же из этого выйдет”), а затем уже с вполне искренним, тем более что шоу, стоило ему избавиться от хронологических комплексов первого сезона, стало намного живее и задорнее. В одном его создателей нельзя было упрекнуть уж точно – в том, что они идут уже кем-то протоптанной тропой. Нет, конечно, существовал “Смолвилль”, где действовали во многом схожие правила, но “Готэм” неизменно добавлял в формулу явную абсурдность, сочетавшуюся с изображенным в нем миром иногда сносно, иногда никак, а иногда замечательно. Уже на этапе второго сезона стало понятно, что это своя собственная, оригинальная Бэт-вселенная, живущая по своим законам. Главный, пожалуй, из них состоял в том, что появление большого количества причудливых злодеев в итоге приводит к становлению Брюса ночным мстителем, не наоборот, как это было раньше.
В первом сезоне городом правили криминальные семьи вроде Фальконе и Марони, но быстро стало очевидно, что мафиозные разборки не являются по-настоящему сильной составляющей шоу. Поэтому во втором были введены более колоритные “Биг Бэды” в лице строящих бесконечные коварные планы Тео Галавана (первая половина сезона – “Восход злодеев”) и Хьюго Стрейнджа (вторая половина – “Гнев злодеев”). Далее роль главного нехорошего перешла к Суду сов (третий сезон – “Безумный город / Восход героев”), которого сменил сначала Раш аль Гуль (четвертый сезон – “Темный Рыцарь”), а затем его дочь Нисса (пятый сезон – “Легенда о Темном Рыцаре”), – и это не считая периодически возникающих на горизонте Валеска-Джокеров.
Тон шоу нельзя было назвать последовательным: наоборот, оно, казалось, пытается отдать дань всем возможным вариантам взгляда на готэмский миф. Шли в ход и игривая дурашливость сериала 1960-х, и причудливая фантастичность Бертона, и мрачный так сказать реализм Нолана, а также многое другое, самые разные мотивы, ссылки и идеи. В результате “Готэм” часто был несколькими совсем разными сериалами одновременно, но при этом возрастала вероятность, что зрителю придется по душе что-либо из предложенного.
gotham-all3Джим Гордон “Готэма” получился во многом непохожим на образцового, но редко действительно эффективного копа из большинства Бэт-вселенных. Он стартовал как единственный принципиально не коррумпированный детектив в городе, но довольно быстро научился идти на компромиссы с личностями по другую сторону баррикад, в первую очередь с Пингвином, с которым у него установились любопытные отношения, постоянно смещающиеся от осторожного доверия к откровенной вражде и назад. Этот Гордон мог собственноручно карать зло, когда не видел другого выхода, успел побывать и беглецом от правосудия, и заключенным “Блэкгейта”, и циничным охотником за головами, и непререкаемым символом закона и порядка в брошенном Штатами городе. Он прошел через предательства, сомнительные союзы, бои с превосходящими силами противника и неизменно плохо заканчивающиеся романы, чтобы вернуться к статусу самого честного готэмского копа – только уже в роли комиссара, у которого в лагере немало верных союзников и который во многом справился с задачей избавить местную полицию от тотальной коррупции.
“Я на самом деле не симпатизирую ему совсем, — посмеивается актер. — Чем меньше симпатии ты чувствуешь, тем лучше, я б сказал. Чем больше боли ты причинишь протагонисту, надеюсь, тем выше ставки и больше эмоций будет извлечено”. “Готэм” подарил Маккензи дебют в качестве постановщика (эпизод These Delicate and Dark Obsessions), еще одну режиссерскую работу (One Of My Three Soups) и две сценарные (The Demon’s Head и The Trial of Jim Gordon).
Свой путь в готэмской полиции Джим начал, став напарником опытного детектива Харви Буллока. Поначалу бывшие противоположными полюсами коллеги постепенно сближались: в то время как идеалист Гордон учился идти на компромиссы, изрядно попивающий и стопроцентно уверенный в том, что единственный способ выжить в этом городе – это признать коррупцию как необходимость, Буллок благодаря принципиальности молодого копа все больше убеждался, что возможен и иной подход. Другим полицейским в сериале повезло значительно меньше: Сара Эссен (Забрина Гевара), ставшая в комиксах со временем женой комиссара, продержалась лишь первый сезон, а знакомые по комикс-серии “Готэм централ” Рене Монтоя (Виктория Картагена) и Криспус Аллен (Эндрю Стюарт-Джонс), засветившись в нескольких первых сериях, напрочь исчезли из поля зрения, так как сценаристы не смогли придумать для них стоящего занятия, кроме как ставить палки в колеса и без того переживающему не лучшие времена Джиму.
Поначалу Брюсу Уэйну в “Готэме” предназначалась скромная роль, однако после знакомства с 13-летним Дэвидом Мазоузом Хеллер решил значительно продлить его экранное время, сделав одним из центральных героев сериала. Не все выделенные будущему Бэтмену сюжетные линии были удачными или же просто терпимыми, но свою порцию хороших моментов юный актер получил. В значительной степени Мазоузу помог постоянный экранный партнер в лице опытного Шона Пертви, чей Альфред, как и в ряде современных трактовок, был не просто дворецким, а прошедшим огонь и воду “псом войны”, способным и защищать подопечного, и умелой рукой направлять его на первых этапах становления борцом со злом и несправедливостью. Другим близким другом и союзником Брюса стал Луциус Фокс, в образе которого Крис Чалк подчеркнул достоинство и острый ум.
gotham-all4Самые невероятные трансформации в “Готэме” произошли с Барбарой Кин (Эрин Ричардс), первоначально представленной как невеста Джима Гордона. Совершенно неинтересный и безжизненный любовный интерес, практически лишенный черт личности в комиксах, сначала оказалась патологически ревнивой (и при этом изменяющей любимому) бисексуалкой, затем сошла с ума, убив тираничных родителей и пополнив число обитателей “Аркэма”, далее побывала совладелицей криминального ночного клуба “Сирены”, самой настоящей королевой преступного мира города, ученицей и любовницей Раш аль Гуля, наконец, успешной деловой женщиной и матерью дочери комиссара. Даже по стандартам безумного-безумного-безумного мира Готэма это весьма причудливый путь, и с каждым новым сезоном персонаж завоевывал все больше зрительских симпатий.
“Мне нравится то, что Барбара осталась своей собственной личностью и никогда на самом деле не становилась одним из суперзлодеев из комиксов, — говорит актриса. — Она сама по себе. Она поднялась к вершинам Готэма. Она правила преступным миром. Она независимая женщина, управляющая большой компанией и успешная в Готэме в конце. Она не должна быть кем-либо, кроме себя”. В The Trial of Jim Gordon Ричардс дебютировала в качестве режиссера.
Вместо помешавшейся Кин создатели сериала сделали любовным интересом главного героя Лесли Томпкинс (звезда “Дэдпула” Морена Баккарин), почти полностью проигнорировав при этом сильную сыновне-материнскую связь между ней и Уэйном в других вариантах мифа. О том, что на этот раз любовная “химия” получилась намного лучше, свидетельствует хотя бы тот факт, что она перекочевала в реальность: 2 июня 2017 г. Маккензи и Баккарин поженились. Правда, в шоу Лесли тоже прошла через не одну трансформацию, успев побывать и мафиозной примадонной, и опасной маньячкой, но в итоге авторы вернулись почти к первоначальному образу любящей и преданной спутницы жизни.
gotham-all5Общеизвестно, что Бэтмен мало для кого представляет сильный интерес без своей яркой многочисленной “галереи бестий”, а уж в том случае, когда Темный Рыцарь не должен был появиться на экране до последней минуты последнего сезона, было жизненно необходимо привлечь кого-нибудь из известных Бэт-злодеев. Выбор в первую очередь Освальда Кобблпота и Эдварда Нигмы имел смысл, поскольку ни один из них до сих пор не получил в комиксах по-настоящему интересной истории происхождения, и было сравнительно несложно продумать их путь к высотам в качестве Пингвина и Риддлера без непосредственного участия в их судьбах Летучей Мыши. Первый эволюционировал от мафиозной “шестерки” до главы преступного мира Готэма, второй – от скромного полицейского лаборанта до хладнокровного криминального гения с несравненным аналитическим умом. Правда, как только они стали полностью сформировавшимися Пингвином и Риддлером, у сценаристов осталось не так много вариантов их использования: Оззи и Эд вынуждены были раз за разом терять все завоеванное и снова карабкаться на Эверест власти. При этом между ними установились весьма сложные отношения с диапазоном от бескорыстной любви до глубокой ненависти, и Робин Лорд Тейлор и Кори Майкл Смит по-настоящему блистали в своих общих сценах, став одной из наиболее сильных сторон сериала.
“Если вы когда-либо смотрели шоу и думали: “Боже, они, должно быть, кайфуют, делая это”, то это абсолютная правда, — признается Тейлор. — Каждый кадр, это действительно было изумительно”. Смит жалеет лишь об одном – о том, что их персонажам не предоставили возможности фехтовать тростью и зонтиком.
Также с первого же эпизода попала в число постоянных персонажей юная подросток-беспризорник Селина Кайл, постепенно совершенствующаяся в искусстве выживания на улицах и проходящая долгий тернистый путь от подруги детства Брюса Уэйна до очень особенного человека в его жизни. Выбранная на роль в первую очередь благодаря удивительному сходству с Мишель Пфайффер Камрен Бикондова, как и Мазоуз, фактически, училась актерскому мастерству на съемочной площадке, и со временем они образовали достаточно убедительную экранную пару. (Сейчас продюсер Джон Стивенс намекает, что возможно появление Кошачьего спин-оффа “Готэма”.)
gotham-all6Лишенные возможности использовать в шоу Джокера (из-за ограничений, введенных руководством, и глубинной связи злодея именно с взрослым Бэтменом), создатели “Готэма”, тем не менее, понимали, что действительно жизнеспособная вселенная Рыцаря Ночи не может существовать без данного персонажа, и искали разные способы вводить связанные с ним мотивы. Одной из их идей было представить Клоуна – Принца Преступного Мира не как конкретную личность, а как своеобразный итог эволюции, окончательного носителя анархической идеологии. Однако Камерон Монахэн, исполнитель роли Джерома Валеска, первого носителя этой идеологии, совершил небольшое чудо: он настолько пришелся по вкусу публике, что поначалу задуманный как одноразовый персонаж возвращался снова и снова, делаясь с каждым разом все более похожим на истинного Джокера. (Анализу работы Монахэна будет посвящена отдельная статья.)
Другие Бэт-злодеи, от мистера Фриза и Светлячка до Пугала и Безумного Шляпника, появлялись в качестве гостевых звезд, весьма быстро трансформируясь в хорошо знакомые фанам образы, с большим или меньшим успехом. Далеко не всегда создателям “Готэма” удавалось достичь приемлемого результата. Их Харви Дент оказался малозаметным карьеристом, бестолковым и бесполезным, обретший более реалистичное лицо Суд сов не производил такого впечатления, как в первоисточнике, и Раш аль Гуль не стал тем мудрым и властным оппонентом, каким мог. Авторы также долго не могли найти подход к Ядовитому Плющу, засветив в этой роли трех совсем разных актрис, из которых лишь последняя, Пейтон Лист, сумела убедительно сыграть коварную и опасную соблазнительницу-отравительницу.
Попытки создателей шоу вводить собственных персонажей (или же радикально переосмысливать некоторых малоизвестных) проходили с переменным успехом. Афроамериканская гангстерша Фиш Муни (Джада Пинкетт-Смит, вдохновлявшаяся Нормой Десмонд из “Бульвара Сансет” и реальной наркобаронессой Гризельдой Бланко из Медельинского картеля) внесла свою лепту в эволюцию Кобблпота, но на этом ее роль, по большому счету, закончилась.gotham-all7 Затянутая в черную кожу смуглая красавица Табита (Джессика Лукас), она же Тигрица, сестра и главный агент Тео Галавана, оказалась значительно удачливее брата, продержавшись целых три сезона, и в итоге таки стала ментором будущей Кэтвумен, как было обещано с самого начала. Дочь дона Фальконе София (Кристал Рид), согласно телевизионным требованиям превратившаяся из монструозной великанши в роковую соблазнительницу, стартовала как талантливый криминальный стратег, но завершила путь на значительно менее почетной ноте. Здоровяк-гангстер Бутч Гилзин (Дрю Пауэлл), правая рука сначала Фиш, а затем Пингвина, в четвертом сезоне переродился в Соломона Гранди. И злобно-саркастичный Виктор Зсасз (Энтони Карриган), переосмысленный как элитный киллер, украшал даже небольшие сцены со своим участием.
Шоу было удостоено премий “Critics’ Choice TV Award” за лучший новый сериал, “Gracie Award” за выдающуюся драму и “Creative Arts Emmy Award” за спецэффекты во второстепенной роли (Томас Джозеф Махони в серии Heavydirtysoul). Среди многочисленных полученных им номинаций: “People’s Choice Award” за любимую новую телевизионную драму, любимого актера в новом телесериале (Маккензи) и любимую актрису в новом телесериале (Пинкетт-Смит), “Image Award” (за роль Пинкетт-Смит), “Сатурн” юной актрисе (Бикондовой), “Teen Choice Award” злодеям (дважды Монахэну и раз Смиту) и экшн-актеру (Мазоузу).
“Готэм” вряд ли можно отнести к числу экранных воплощений Бэт-вселенной, однозначно пользующихся зрительской любовью, таких, как BTAS или трилогия Нолана. Однако он подарил уникальный взгляд на те годы жизни центральных героев мифа, которые принято оставлять за кадром, и дал яркие трактовки ряда персонажей и сюжетных мотивов. Далеко не все обещания были выполнены, было, и достаточно много, недостатков, но хитроумный манипулятор Кобблпот и вдохновенно маниакальная Барбара, расцветающий роман юных Брюса и Селины и зловещие метаморфозы Джерома и Джеремии, а также ряд других элементов, наверняка запомнятся многим зрителям и найдут достойное место в богатой фильмотеке Темного Рыцаря.

Вадим Григорьев.

4 комментария »

  1. Коля Логан Said,

    19 июня, 2019 @ 00:24

    Отличный sendoff отличного сериала. Конечно, жалко смотреть как сразу куча хороших сериалов явно невовремя закрываются, но лучше делать это пока не съехали в кювет.

    К слову, есть ли планы делать рецензии на серии «Пенниуорта»? Я честно не понимаю, что Хеллер и Кэннон будут пытаться сделать этим сериалом и на какую аудиторию, но вдруг получится?..

  2. Antragon Said,

    22 июня, 2019 @ 13:13

    Люди які вважають цей серіал гарним а Смолвілл нітом, це люди цієї ж категорії ненавиділи Секс У Великому Місті але дуже так давилися Антуражем.
    Тобто, в них краще не питати що подивитись, а то замість лайна з бутером дадуть бутер з лайном, й будуть впевнювати що то ковбаса.

  3. Hagridok Said,

    30 июня, 2019 @ 22:56

    Спасибо за краткий обзор Вадим, эти годы что смотрел сериал главным ритуалом было глянуть серию, и прочитать твою рецензию, побеседовать с вами и гостями сайта о ней.
    Также я состоял в разных коммюнити, даже слушал обсуждение людей с малоизвестного «Сериального трёпа» (примечателен был тем. что его вёл блоггер АКР, и после его ухода подкаст благополучно умер) и конечно же лайкал картинки людей с пабликов типо «Суда сычей». И к чему я это? А к тому, что для меня «Готэм», как и для многих стал эпохой, легендарной эпохой, сравнимой с Падением Рима или Константинополя. Ну или закрытием «Смолвиля».
    В эти пять лет прошел геройский путь изумительнейший сериал, который оставил важнейший след, как самый безбашенный, яркий, смелый, удивляющий каждой серией, да и просто самый шикарный сериал DC.
    Готэм радовал меня почти всегда, он либо был чертовски хорош, либо настолько плохим, что даже хорошим, «средненьким» его нельзя было назвать никогда. Он породил тонны угаров, мемов и локальных шутеек, которые я никогда не забуду и еще долго буду по ним угорать: от «обещаний Джима Гордона», «это же Готэм» и «Бутча с базукой».
    Так что сериал навсегда останется в моём сердце, как и новые мемы в пабликах, восторженные обсуждения фанатов со всей Земли в твиттере, и конечно же ежесерийные рецензии от тебя. Не знаю как мне повезло 10 лет назад зайти на этот сайт просто чтобы прочитать биографию моего любимого злодея Двуликого и остаться здесь надолго.
    Спасибо огромное за всё.

  4. vadim Said,

    1 июля, 2019 @ 09:56

    Благодарю всех за добрые слова, они для меня очень ценны.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий