КЛОУН КАК СИМВОЛ РЕВОЛЮЦИИ (“Джокер” Тодда Филлипса)

Артур Флек: Я привык думать, что моя жизнь – трагедия, но сейчас понимаю, что это чертова комедия.

joker2019-movie1

СПОЙЛЕР АЛЕРТ! Здесь одни сплошные спойлеры, так что перед прочтением желательно посмотреть фильм.

Относительный неуспех “Лиги Правосудия” окончательно убедил “Уорнер Бразерс” и DC в том, что догнать в два хода Marvel, на скорую руку построив свою кинематографическую вселенную, попросту не получится. Требовались собственные, оригинальные шаги, не копирующие конкурента, а сделанные в противовес ему. В то время как марвеловские опусы с каждым годом становятся все более безопасно (и утомительно) однообразными, почти полностью удаляя из уравнения личность создателя-творца, “Уорнер” и DC решили сделать ставку на авторов и режиссеров с нестандартным творческим мышлением. Одной из их идей было, продолжая выпускать связанные с DC Extended Universe картины, в то же время создавать и нечто совсем другое, кинокомиксы с более взрослым, порою рискованным содержанием – и первым из них стал “Джокер” (Joker) Тодда Филлипса.

Тодд Филлипс (первоначальная фамилия – Банзл) родился 20 декабря 1970 г. в Бруклине, в еврейской семье. Его родители, Лоретта Филлипс и Питер Банзл, развелись, когда Тодд был ребенком, и в 16 лет он сменил фамилию с Банзл на Филлипс. Учился в киношколе университета Нью-Йорка, однако бросил ее ради своего первого полнометражного документального фильма “Ненавистный” (1993). Его следующая документальная лента “Дом братства” (1998) получила приз на кинофестивале “Санденс”. После этого Филлипс снимал преимущественно непритязательные комедии: “Дорожное приключение” (2000), “Старая закалка” (2003), “Убойная парочка: Старски и Хатч” (2004), “Мальчишник в Вегасе” (2009; “Золотой глобус” за лучшую комедию) с его двумя продолжениями. Был номинирован на “Оскар” за сценарий “Бората” (2006). Лишь недавно режиссер попробовал взяться за более-менее серьезную тематику в “Парнях со стволами” (2016).

Трудно поверить в то, что настолько безрадостным материалом занялся признанный комедиограф (впрочем, сам постановщик не видит принципиальной разницы между его новой работой и, скажем, его “Мальчишниками”). Забегая вперед, можно сказать, что в “Джокере” всего две действительно забавные шутки – моменты, когда карлик (намек на Гэгги?) Гари (Ли Гилл) отчаянно старается достать до дверной цепочки и спастись и когда заглавный герой гордо пытается пройти сквозь стекло. В остальном же все очень невесело: центральный персонаж принципиально не смешон, а другие подшучивают над ним исключительно унижающе.
Филлипсу ранее неоднократно предлагали снимать кинокомиксы, однако, по его словам, подобные “громкие” блокбастеры его не интересовали. Идея “Джокера” возникла у него в августе 2016 г., после премьеры “Парней со стволами”. Наблюдая за сдержанной реакцией на картину, Тодд думал: “Что же люди действительно хотят смотреть?” В итоге он остановился на варианте с малобюджетным, более “приземленным” кинокомиксом. Джокер казался идеальной кандидатурой из-за большого разнообразия его трактовок, предоставляющего творческую свободу. Филлипс преподнес свою идею “Уорнер Бразерс”, предложив создать нечто совсем непохожее на то, что регулярно поставляет Marvel.

joker2019-movie2

У студии поначалу были свои представления о том, каким должен быть подобный фильм. Боссы хотели задействовать в проекте Мартина Скорсезе, в качестве если не режиссера, то продюсера, и таким образом “заманить” его постоянных актеров, Леонардо Ди Каприо и Роберта Де Ниро, соответственно на главную и второстепенную роли. Однако Ди Каприо должен был сниматься у Тарантино в “Однажды в… Голливуде”, а Скорсезе не смог быть даже продюсером, так как вынужден был с головой уйти в собственный проект “Ирландец”. В той же ленте был задействован и Де Ниро, но он успел сняться во всех своих сценах как раз к началу работы над “Джокером”. Претендентом на главную роль в картине также называли Билла Скарсгарда.
Филлипс же утверждает, что у него с самого начала был один кандидат: “Целью было не ввести Хоакина Феникса во вселенную кинокомиксов. Целью было ввести кинокомиксы во вселенную Хоакина Феникса”. (Интересно, что его же когда-то рассматривали на роль Бэтмена в экранизации “Года первого”.) Переговоры с актером начались в феврале 2018 г.; он подписал контракт в июле того же года, после того, как его четыре месяца уговаривал Филлипс. Сразу же после этого “Джокеру” дали зеленый свет, он получил название и дату премьеры, а в августе были подобраны и актеры на почти все остальные роли. Продюсерами стали давно сотрудничающая со Скорсезе Эмма Тиллингер Коскофф, а также сам Тодд и Брэдли Купер.
Тодд Филлипс и Скотт Силвер писали сценарий почти весь 2017 г. Они сочли классическую историю с падением в химикаты слишком фантастичной и изобрели свой собственный вариант, не ориентируясь четко на какой-либо определенный комикс, а просто используя те элементы образа, которые сочли подходящими. Режиссер хотел, чтобы рассказ был как можно более аутентичным; поскольку у Клоуна – Принца Преступного Мира нет однозначной истории происхождения, авторы чувствовали, что могут свободно двигаться в самых безумных направлениях. В каком-то смысле они даже остались верны теории о многовариантном прошлом: рассказ подан с точки зрения самого Джокера, а его трудно назвать заслуживающим доверия повествователем, так что многие или же все события могут быть ложью или его фантазиями – картина изначально задумывалась богатой интерпретациями. Филлипс собирался затронуть в фильме современные проблемы, но не хотел делать его политическим; он также ориентировался на свои детские воспоминания о Нью-Йорке. Главным было предложить новую инкарнацию образа, которого, как и Макбета, можно трактовать самыми разными способами.
Некоторое время ушло на то, чтобы убедить руководство студии взяться за достаточно смелый проект. За год состав занимающихся DC-фильмами почти полностью изменился, и Филлипсу пришлось доказывать, что его творение не нанесет вред продажам Джокеров-игрушек. Однако участие актера калибра Феникса и сравнительная дешевизна ленты поспособствовали тому, что боссы решили рискнуть.
Съемки начались в сентябре 2018 г. в Нью-Йорке; там сняли бунт и грабежи. В целях секретности будущий фильм называли “Ромео”. Поскольку Феникс сильно похудел для роли, пересъемки в отдаленном будущем были невозможны, и Филлипсу пришлось переписать во время съемок весь сценарий. Порой он с актерами работал над сценой всю ночь в трейлере, а на следующий день исполнители уже разыгрывали ее, заучив реплики во время гримирования. 30 сентября съемочная группа перебралась в Джерси; 13-16 октября она работала в Ньюарке, а в середине ноября вернулась в Нью-Йорк. 3 декабря съемки закончились. В начале апреля 2019 г. был выпущен первый трейлер “Джокера”.

joker2019-movie3

Бюджет картины, первоначально запланированный в пределах 35 млн. долларов, в результате составил 55-70 миллионов, что очень скромно для кинокомикса: “Отряд Самоубийц”, к примеру, стоил 175 млн. долларов. Компьютерных спецэффектов в фильме минимум: почти все они использованы в сцене, где главный герой приходит в “Аркэм”, и еще периодически появляются крупные CGI-крысы, как, например, в сцене с убитыми Уэйнами.
“Джокер” стал первым игровым (так сказать) Бэт-фильмом, получившим рейтинг R (ранее такой чести удостоилась анимационная “Убийственная шутка”). Признавая, что в их работе насилие более грубое, чем в каких-либо “Мстителях”, Феникс считает его оправданным: “Мы всегда хотели, чтобы это чувствовалось реальным, и хотели, чтобы немного насилия, которое у нас было, оказывало воздействие. Что случается во множестве фильмов, так это то, что ты становишься равнодушным к этому, убивают 40 000 человек, а ты не чувствуешь этого. Хоть это и придуманная история в придуманном мире, мы всегда хотели, чтобы она чувствовалась реальной. Все, что случается в этой картине, когда дело доходит до жестокости, вы все это чувствуете”. “Жестокость в ленте всегда задумывалась как медленно кипящая, — поясняет режиссер. — Люди предполагают и думают, что это будет по-настоящему жестокое кино; оно же воздействует на тебя по-другому. Ты можешь смотреть нечто вроде “Джона Уика-3”, и там намного большее количество насилия. Мы пытались рисовать насилие как можно более реалистичной кистью, так что, когда оно приходит, то чувствуется, как удар в живот”.
Каждый из первоклассных актеров, бравшихся за роль Клоуна – Принца Преступного Мира в кинофильме, привносил в нее нечто свое, неповторимое, и не в последнюю очередь этому способствовало то, что каждый воплощал один определенный аспект многогранного образа. Джек Николсон был проживающим в фантасмагорическом мире с причудливыми зданиями остроумным бесом со всеми фирменными ужимками и реакциями актера, только исполненными на стероидах. Хит Леджер перевоплощался в неистового анархиста, скрывавшего за облезлым гримом и одеждой бродяги стратегический гений и продуманную систему взглядов. Безжалостно порезанный и сильно недооцененный Джаред Лето показал колоритного психопатического гангстера не без элементов сердца. А Хоакину Фениксу досталось то, чего в кино еще не играл никто, – постепенное, психологически детальное превращение забитого несчастного человека в безумного убийцу и символ хаоса. И актер, чьей визитной карточкой уже давно считается глубинное, предельно реалистичное погружение в образ, справился с задачей предсказуемо блестяще: он уже удостоился приза на кинофестивале в Торонто, и остается надеяться, что в следующем году трехкратный номинант наконец-то получит золотую статуэтку, которую давно заслужил.
Феникс стал первым исполнителем роли Джокера, у которого есть настоящий шрам на рту, правда, не в кончиках. Он также самый низкий (177 см) из исполнителей после Джареда Лето (173 см). Хоакин, кстати, был другом Хита Леджера, а его подруга Руни Мара претендовала на роль Харли в “Отряде Самоубийц”. Поначалу актер побаивался браться за роль, потому что в кинокомиксах зачастую характеры сводятся к упрощенным стереотипам. Когда все же решил взяться, то попытался сыграть так, чтобы даже психологи и психиатры не могли определить, что это за личность и каков ее недуг. “Во время съемок чувствовалось, что как будто каждый день мы открываем новые части его личности, до самого последнего дня… — вспоминает Феникс. — Он был столь многими разными вещами для меня. То, кем он был в первые несколько недель съемок, совершенно отличалось от того, кем он был в конце. Он постоянно эволюционировал. У меня никогда не было подобного опыта. Чем более непредсказуемыми и свободными мы становились, тем больше это возбуждало”.

joker2019-movie4

1981 г. Артур Флек живет с больной матерью Пенни (в убедительном исполнении Фрэнсис Конрой (“Клиент всегда мертв”, “Авиатор”, “Американская история ужасов”), сменившей отказавшуюся от роли Фрэнсис Макдорманд), одержимой готэмским богатеем № 1 Томасом Уэйном и почему-то верящей, что он непременно поможет ей, так как когда-то давно она работала на него. Днем Артур работает клоуном по найму, однако мечтает выступать как комедиант в клубе. Впрочем, даже мать сомневается в том, что он преуспеет, так как комик должен быть смешным. Флека же назвать смешным уж точно нельзя, несмотря на то, что он считает своим призванием смешить людей; он явно не был счастлив в своей жизни ни единого дня. Он изо всех сил пытается не упасть на самое дно, в то время как населенный огромными крысами город погружается в пучину нищеты, хаоса и жестокости.
Дух знаменитых нью-йоркских фильмов Скорсезе неизменно витает над картиной Филлипса. Сцена, где голый по пояс Артур забавляется с пистолетом, четко напоминает о “Таксисте” с его незабываемым “Ты со мной разговариваешь?”; вся линия с Мюрреем Франклином во многом списана с “Короля комедии”. Другими источниками вдохновения режиссер называет “Серпико” и “Полет над гнездом кукушки”, немого “Человека, который смеется” и некоторые мюзиклы. Феникс же, готовясь к роли, прошел через не менее впечатляющую физическую трансформацию, чем Роберт Де Ниро для “Бешеного быка”, только с точностью до наоборот: ему пришлось похудеть за несколько месяцев на почти 24 кг, живя на 300 калорий в день. По словам актера, столь резкое похудение неизбежно сказывается на психике, но оно было необходимо, чтобы подчеркнуть физическую немощность персонажа, резко контрастирующую с традиционным образом Клоуна – Принца Преступного Мира, в лучшие дни могущего сойтись в бою с самим Бэтменом. Хоакин сидел на диете из яблок, салата-латука и зеленых бобов и боролся с соблазном в виде кренделей, запас которых Филлипс держал у себя в кабинете. Феникс был готов к тому, что будет чувствовать неудовлетворенность, голод, уязвимость и слабость, однако некоторые последствия похудения стали для него сюрпризом: “Но вот чего я не ожидал, так это ощущения как бы плавности, которое я чувствовал физически. Я чувствовал, что как будто могу двигать моим телом так, как я не мог ранее. И, я думаю, это действительно повлияло на некоторые физические движения, которые начали возникать как важная часть персонажа”.
Готовясь к роли, актер не изучал комиксы (даже частично вдохновлявшую авторов картины “Убийственную шутку” он не читал) и не ориентировался на предыдущих экранных Джокеров. Вместо этого он читал книгу о покушениях на политиков, чтобы понимать убийц и их мотивации. “Первое, от чего я отталкивался, — блокнот с неудачными шутками. Я провел с ним несколько дней, пытался понять: какой человек скрывается за этими записями. Я уверен, что в итоге это мне помогло больше, чем все эти многочисленные комиксы, мультфильмы и картины”, — утверждает Хоакин. Актеру было позволено делать записи в блокноте-дневнике, который затем был использован на съемках.

joker2019-movie5

Может, Артур Флек и не самое несчастное существо на планете Земля, но он однозначно в кратком списке максимально приближенных к этому званию. Жизнь давит на него неумолимым прессом: это подчеркивают и его всегда понурые плечи, и походка, когда он вечерами возвращается домой, – фактически, он с трудом держится на ногах. Пробыв некоторое время в психиатрической больнице, он страдает от приступов неконтролируемого смеха: болезненный хохот для него – это реакция на стресс, а стресса в его жизни хватает. Артур вынужден носить с собой карточки, где кратко описано его состояние, чтобы окружающие реагировали на его очень не вовремя звучащий смех с чуть меньшей долей агрессии. Увы, помогают они далеко не всегда.
Смех Флека рождался в ходе долгих и временами мучительных репетиций. Феникс стремился с его помощью сделать своего Джокера непохожим на прочие экранные инкарнации, Филлипс хотел дать персонажу нервную болезнь и поясняющую карточку. Хоакин пересмотрел много видео с людьми с синдромом Туретта, пытался сделать смех максимально нездоровым, и режиссер помогал ему выбирать интонацию. В итоге они остановились на трех вариантах смеха: больной, компанейский (с его помощью Флек пытается влиться в общество) и радостно зловещий. Во время репетиций хохота стремительно худеющему Фениксу временами казалось, что он и впрямь сходит с ума.
Даже нельзя сказать, что Артуру Флеку везет, как утопленнику, потому что захлебнувшийся, в отличие от него, не мучается каждый день. Если ему поручают в гриме клоуна приплясывать рядом с магазином с соответствующим рекламным плакатом, то плакат неизбежно крадут малолетние хулиганы, самого Флека бьют этим же плакатом по голове, после чего от души месят ногами, и в итоге стоимость проклятой вещицы вычитают из его зарплаты. Если надо вытанцовывать в детской больнице, то пистолет, который коллега Рэнделл (Гленн Флешлер) по доброте душевной вручил ему для самообороны, вываливается в самый неподходящий момент так, чтобы его видели все – и дети, и взрослые, и в результате Артур лишается работы. Впрочем, Феникс не воспринимал героя как однозначного страдальца, был “заинтересован в свете Артура, если не сказать лучше. Это не только мучение, это радость, его попытки найти счастье и чувствовать связь. Иметь теплоту и любовь. Я не думаю о персонаже как о мученике”.

joker2019-movie6

Свои первые убийства Артур совершает почти случайно. Троица откормленных, хорошо одетых и изрядно подвыпивших молодых людей явно с Уолл-стрит в метро пристает к женщине, Флек своим больным смехом, фактически, спасает ее, но в результате расправу учиняют над ним. Вместо того, чтобы стерпеть очередное побитие ногами, бедолага достает пистолет и убивает всех троих. Этот эпизод явно должен напомнить о знаменитой стрельбе, устроенной в нью-йоркской подземке Бернардом Гоэтцом в 1984 г.
Вернувшись домой, Артур пытается прийти в себя после случившегося и начинает исполнять странный танец в духе тайцзи. Феникс считает именно этот момент по-настоящему трансформационным: “Это было нечто, чего мы действительно не ожидали. Мы говорили об этой сцене постоянно во время репетиций. Тогда я по-настоящему старался найти нечто, что, я чувствовал, действительно имеет смысл для иллюстрации перемены от Артура к Джокеру… Когда Тодд и я стали довольны тем, что делаем, сцена по-настоящему начала появляться. Это был действительно неожиданный, странный и уникальный процесс для меня. Но он был приятным”.

Страницы: 1 2

8 комментариев »

  1. Ам Said,

    Октябрь 21, 2019 @ 01:44

    Как раз думала. Когда ты это выставишь.я долго думала над разными джокера и. И пришла к выводу. Почему же три джокера. Авторы тем самым объяснили. Эволюцию или переходные периоды джокера. Сейчас покапавшись. Пришла к выводу. Что в первоначальном варианте. Джокер это злой гений. Его внешность. По сути как у анимешных героев просто есть ушки. Удастнве волосы. Таким образом ааторые подчеркивали его образ безумца. Но уж если углубляться в реалистично. То скарей всего он как Джекил и Хайд. Просто Хайд вырвался. Со вторым понятно. Шутливый Джокер почти безвредный шутник. Ну а третью эпостасью идеально отыграл Хоакин. Вот только первоначального. Джокера и какое у него прошлое так и не смогли правельно перенести на экраны. У Николсена и у мультяшного джокера почти удалось. Но они скарее всего адская смесь двух первых. Могло получится у Хита. Но они сделали акцент на многообразное его прошлое. Хотя я была бы не против посмотреть. Жуткий кошмарную анимацию как гениальный учёный превращается в джокера. Ой кажется это показали в бетмане будущего. И так либо на меня подействовал из мульт либо я мыслим в одном русле с ними. Потому что это аиболее логична для конца 20х и очень гротесткно

  2. Hagridok Said,

    Октябрь 23, 2019 @ 22:28

    Как всегда шикарный разбор, спасибо Вадим
    За то, что в концовке есть намёк что это всё «фантазия» я не знаю, мне кажется, что это маловероятно. А кстати «фантазия» с Софи очень напоминает таковую у его Мамы с Томасом, только та до конца во всё верила.
    За сиквел. я думаю DC будет развивать эту вселенную с другими злодеями делая отсылки на того же Джокера. Ну по крайней мере я так думаю судя по заявлениям, что у них в мыслях такой же фильм сделать про Двуликого и прочих негодяев.

  3. vadim Said,

    Октябрь 24, 2019 @ 02:14

    Даже уже сам Феникс намекает, что сиквел возможен. Это ж надо, как народу фильм понравился…

  4. Ам Said,

    Октябрь 25, 2019 @ 02:09

    Хочу бунтов и взрывов.! Не Думала, что фильм так повлияет. Уже в Китае люди в масках джокера требуют вернуть воцап

  5. Ам Said,

    Октябрь 25, 2019 @ 19:59

    Обещают трилогию. Сделать но я не знаю не хочу бетмана с фениксом

  6. T.Oz Said,

    Октябрь 26, 2019 @ 19:27

    Образ конечно далеко нетривиальный создан, да меньшего от Феникса и не ждал…
    Но что лично меня удивило, так это некая «рокировка», что-ли, ролей всем известного мифа.
    Томас — это ладно, еще с первых слухов каста было ясно, что будет гадом-капиталистом. Но вот увидеть в этом откормленном сторожевом питбуле Альфреда было очень сложно, хоть интуиция и подсказывала, что никем другим он быть не может…

  7. vadim Said,

    Октябрь 27, 2019 @ 00:48

    Точно. Я даже поначалу не понял, что это Альфред.

  8. Ам Said,

    Октябрь 28, 2019 @ 22:21

    Я сегодня второй раз сходила. Уу. Я очень надеюсь что вторая часть не испортит. Первую. К статье. Я нашла ещё одну отсылочка из таксиста. Все ее проглядели или не прокомментировала. Но там перс один в маске два раза был один раз он просто сидел в такси. Во второй сбил на скорой помощи полицейскую машину. Так вот его куртка в точности такая же как у таксиста.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий