БОРЬБА ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА (Селина Кайл и Кармин Фальконе в фильме “The Batman”)

Бэтмен: Не выбрасывай прочь свою жизнь.
Селина: Не волнуйся, дорогуша. У меня их девять.

Селина Кайл и Кармин Фальконе. Впервые их пути пересеклись в “Году первом” Миллера, где Женщина-Кошка оставила на щеке мафиози нежные следы своих острых коготков. Однако по-настоящему их имена переплел нитью хитрой интриги Джеф Лоэб, в своих детективных комикс-сагах обосновавший несомненный интерес Селины к Кармину верой в то, что он ее отец. Эта версия не была официально принята в комиксах основного потока, но именно ее выбрал Мэтт Ривз, изобретая сюжет своего первого Бэт-фильма.
Режиссер называет трагическую любовную историю Брюса и Селины одним из ключевых элементов картины, а саму антигероиню – ее сердцем: “Ты смотришь на этих двух персонажей, ты хочешь, чтобы они были вместе, и они хотят быть вместе так отчаянно, но все, что движет ими, идет от сломленности. Ты смотришь на них и думаешь: “Что ж, он предан этой идее быть мстителем, и она преданна тому, что делает” – могут ли двое сломленных людей действительно когда-либо быть вместе?” Разрабатывая романтическую линию, Ривз вдохновлялся отношениями между героями Джейн Фонды и Дональда Сазерленда в триллере “Клют” (1971).
По словам постановщика, важно то, что в “The Batman” Уэйн эволюционирует, и Кайл становится для него вызовом: “Она вовлечена в мир, который он видит как аморальный и коррумпированный, он сразу же начинает судить ее, а потом смотрит на нее и осознает, что у них на самом деле были похожие травмы в детстве, но у нее не было ни одного из преимуществ, которые были у него. Он судит ее в начале, и потом, когда вы узнаете, какова ее настоящая история, он понимает, что оценил ее неправильно, и это пробуждение для него.
Его немедленно тянет к ней. Ее мотивации точно так же чисты, как его. Просто у нее была, знаете, ее собственная трудная дорога, и у нее нет ресурсов миллиардера, так что она идет путем, позволяющим выжить”.
Среди претенденток на роль Селины были Ана де Армас, Элла Балинска, Эйса Гонсалес, Ханна Джон-Кеймен, Натали Эммануэль и Алисия Викандер. Зази Битц, сыгравшая Софи Дюмон в “Джокере”, тоже проходила пробы, но отказалась от роли из-за конфликта расписаний с сериалом “Атланта”.
Кандидатура Зои Кравиц была предложена кастинг-режиссером Синди Толан, и Ривз в конечном счете согласился. После роли Энджел Сальвадор в ленте “Люди Икс: Первый класс” актриса не горела желанием сниматься еще в одном кинокомиксе, однако была фаном Женщины-Кошки и чувствовала себя “связанной с ней эмоционально и также эстетично”. Тем более что она уже раз пробовалась на роль Селины – в “Восходе Темного Рыцаря”, но тогда ее признали чересчур “городской”; Зои не знает, принял такое решение Нолан, кастинг-режиссер или его ассистент.
Кравиц вспоминает, что браться за роль Кошки было по-настоящему страшно, и даже звонок с приглашением на встречу с Мэттом Ривзом и на пробы казался ей сюрреалистичным. Она считает, что решающим фактором стала ее честность во время разговора с режиссером, когда она объяснила, какой видит свою героиню: “Мэтт невероятный и один из моих любимых режиссеров, с кем я когда-либо работала. Он также очень нацелен на сотрудничество и хочет знать, что его актеры чувствуют в своих персонажах. Я думаю, было важно вычислить, как Селина смогла выжить и почему она считает важным бороться за то, во что она верит. Другая вещь, которую я выложила Мэтту, была идея о бездомных кошках, и, думаю, Селина – сама что-то вроде бездомной. Она также действительно хочет биться за тех, у кого нет никого другого, чтобы защитить их, и это связывает ее с Бэтменом”. Актриса также запомнила Мэтта как очень скрупулезного постановщика: был момент, когда он велел ей не закрывать рот, поскольку счел, что это точнее передает определенную эмоцию. Ривз же описывает Зои как “умную, забавную, честную, скромную” и как “великолепного креативного партнера”.
Новость о кастинге стала для Кравиц настоящим взрывом: “Это было дико. Когда меня выбрали, я никогда не получала так много телефонных звонков или текстовых сообщений. От Эрты Китт до Мишель Пфайффер и Холли Берри, это честь быть в этой группе женщин. Я думаю, временами мне действительно нужно было абстрагироваться от этого, потому что было это давление быть иконической или сравниваемой с кем-то. Эта история также настолько специфическая, и я хотела, чтобы чувствовалось, что она определяется характером, и исполнение идет изнутри, не извне. Я действительно хотела сфокусироваться на духе Селины”.
Актриса решила, что у ее Кошки будут длинные страшные ногти без лака, напоминающие когти. Готовясь к роли, она тренировалась четыре месяца, два из которых ее инструктором был Дэвид Хиггинс. Зои также работала с координатором трюков Робом Алонзо и оттачивала боевую хореографию в течение всего периода съемок. Она заботилась и о том, чтобы физически выглядеть способной делать все требующиеся для роли движения, и в результате, по ее словам, чувствовала себя более сильной и здоровой, чем когда-либо. “Это было забавно – играть различные виды походки, проворства, — рассказывает Кравиц. — Знаете, кошек трудно понять, поэтому многие люди чувствуют неудобство рядом с ними”.
Свою Кайл Зои описывает как “жесткую, воспитанную улицей личность. Ее жизнь была по-настоящему сложной, и она нашла способ выжить до сих пор и заботиться о себе, и она действительно неравнодушна к другим людям в похожих ситуациях”. Если поначалу ее мотивы неясны, то потом она и Бэтмен начинают сотрудничать. Ношение же знаменитого костюма актриса сочла унизительным: чтобы сходить в туалет, ей каждый раз требовалась помощь, как будто ей два года. Кстати, о подобном неудобстве ее предупреждала Пфайффер, точно так же, как Кристиан Бэйл Роберта Паттинсона.
Кравиц и Паттинсон были друзьями за десятилетие до “The Batman”, поэтому у них возникла отличная “химия” и естественная связь сразу с начала съемок. Зои считает Роберта замечательным актером и очень добрым человеком, искренне любящим то, что он делает: “Он надевал костюм, и я действительно забывала, что это Роб. И, я думаю, это была по-настоящему впечатляющая работа”.
Наибольшим испытанием для актрисы на съемках был вызванный пандемией перерыв с вынужденной изоляцией. Никто не знал, продлится это неделю, две или больше – а вышло шесть месяцев. Первые три из них Кравиц провела вдали от дома, в Лондоне, где у нее немного друзей, и в основном смотрела правительственные пресс-конференции, стараясь при этом поддерживать необходимую для роли форму. Даже когда съемки возобновились, из-за ношения масок и прочих предосторожностей члены съемочной группы общались мало, и Зои характеризует этот процесс как “обезличенный”.
“Помимо статуса невероятно иконического персонажа, эта конкретная версия Селины – по-настоящему сложный женский характер, — дает свою оценку Кравиц. — Я прочувствовала ее историю, прошлое, боль, борьбу и силу. Я нашла персонаж, являющийся намного большим, чем напарница или хорошо выглядящая девушка в облегающем наряде. Она реальная личность, которая много боролась, и даже во время чтения сценария были моменты, когда я клала руку на сердце”. Актриса считает, что урок, который ее героиня может дать молодым женщинам, – жить полной жизнью и быть всем, чем ты можешь быть.
Зритель, как и мститель, знакомится с Селиной в клубе Кобблпота, где она – одна из многих, естественно, — не только разносит напитки, но и приторговывает наркотой. Первое, что в ее облике неизбежно обращает на себя внимание, – очаровательные кожаные сапоги: теперь они часть не ее воровского костюма, а весьма симпатичного рабочего наряда. Он призван радовать взор, в то время как костюм воровки преследует исключительно практичные цели, маскируя девушку в ночи (тем не менее, это пока что лишь отдаленный набросок настоящего костюма Кэтвумен).

Новая знакомая всерьез начинает интересовать Темного Рыцаря после того, как он понимает, что она знает загадочную девицу на снимке с совсем недавно убитым мэром. Проследив за ней, Бэтмен видит, что Кайл и Анника (так зовут красотку на фото) живут вместе и что более решительная Селина готова рисковать ради подруги, похищая ее прежде конфискованный паспорт. Легкость, с которой она открывает сейф, свидетельствует о том, что проделывает подобное она далеко не в первый раз. Схватка же Кошки и Мышки показывает, что, хоть будущая Кэтвумен и не соперница борцу с преступностью в плане физической силы, она старается компенсировать это ловкостью и проворством. Все же нельзя не обратить внимание на то, что Кравиц слишком изящна и миниатюрна, чтобы выглядеть по-настоящему эффектным бойцом. Можно поверить в то, что она способна справиться с середнячком вроде коррумпированного копа Кензи, но трудно представить ее в бою с действительно мощными мужиками.
Именно беспокойство о похищенной Аннике заставляет Кайл временно стать почти агентом Рыцаря Ночи, а точнее, его глазами и ушами в клубе; продолжается это недолго, однако дает герою в руки пару небезынтересных нитей в расследовании. В следующий раз их дороги пересекаются, когда Селина пытается ограбить Оза, но в результате находит труп Анники. Гнев заставляет ее действовать решительнее, и именно ее вмешательство помогает Бэтмену и Гордону понять, что Готэмом на самом деле давно правит Кармин Фальконе, который, так уж вышло, также является и отцом воровки, и убийцей ее матери и Анники. В силу непредвиденных обстоятельств отправившаяся мстить родителю Селина чуть было не становится его очередной жертвой. Человек – Летучая Мышь спасает ее, но Кошка возвращает долг, когда защитнику добра приходится вести нелегкий бой с многочисленными и хорошо вооруженными последователями Риддлера. Он хочет снять для нее маску, но она не позволяет – их чувства уже на такой стадии, что в этом нет настоящей необходимости.
“Кошка и Мышка – вот отличный способ описать их, — говорит Кравиц об отношениях центральных персонажей. — Это любовь-ненависть… где линия между любовью и ненавистью очень тонка. Я думаю, что есть эта действительно глубокая связь между ними, и даже пусть они пришли из очень разных окружений, они оба сражаются за одну и ту же вещь. Они борются за то, во что они верят, и не боятся умереть за это, и, думаю, это очень редкое качество”.

Брюс и Селина расстаются на рассвете (нет, ничего такого не было, а жаль): она отправляется в Бладхейвен, поскольку по горло сыта Готэмом и не верит в то, что он может измениться, он же остается в проклятом городе, чтобы продолжать свою миссию, только с существенной корректировкой. Увидятся ли они снова? Да у кого могут быть сомнения?! (Тем более что основные члены актерского состава подписались на продолжения еще в ноябре 2019 г.)
Кравиц – третья смуглая Кэтвумен (после Эрты Китт и Холли Берри) и точно лучшая из трех, однако в целом ее трудно сравнивать со знаменитыми предшественницами. Актриса и режиссер предложили многослойную, наиболее приземленную и человечную из всех версию образа легендарной антигероини, пожертвовав при этом мифическим ореолом и отчасти крутизной, но зато сделав ее по-человечески понятной и уязвимой, вызывающей не столько восхищение, сколько сочувствие и симпатию. Эта Селина не боится убивать, но для нее это крайний способ решения проблем в бесконечно жестоком мире. Она движется по-кошачьи грациозно и промурлыкивает свои речи, однако к мести относится очень серьезно. Она мало кому доверяет, но ради этих людей готова на все. Таких она зовет “бэби”, прочих же кличет “дорогуша”. Она, может быть, немного излишне самоуверенна, но отважна, решительна, чувственна и верна, вдобавок романтичная музыкальная тема Майкла Гиаччино, выпущенная 17 февраля 2022 г., подходит ей наилучшим образом. Элементы “Года первого” несомненны и легко узнаваемы (скромная квартирка с большим количеством кошек, более слабая подруга – там Холли, тут Анника, удар когтями по лицу Кармина), но у экранной Селины жестокость и кровожадность несколько приглушены.
Некоторые рецензенты уделяют много внимания аспекту бисексуальности этой Кэтвумен. Действительно, у Селины и Анники очень близкие отношения, и они наверняка носят в том числе интимный характер, однако Кайл (и это подтверждает режиссер) в первую очередь руководствуется стремлением защитить и уберечь от жестокого мира намного более беззащитное и уязвимое, чем она, человеческое существо. Бисексуальность антигероини скорее подразумевается, а не демонстрируется откровенно и с подробностями, так что на нее можно и не обратить внимания – как, собственно, и в комиксах.

Работа Кравиц в основном заработала позитивные критические оценки. Лишь некоторые, как Ким Ньюмен в Sight and Sound, посчитали, что Селина, как и Гордон, Альфред, Пингвин, недоработаны и служат сугубо сюжету. The Independent же, отмечая, что в целом картина – это не чудо для жанра, пишет о почти вымершей чувственности, привнесенной актрисой в роль. Кристи Лемайр из RogerEbert.com предупреждает: “Это не флиртующая, мурлыкающая Кэтвумен: она боец и эксперт по выживанию с верным сердцем и сильным ощущением, что правильно… Кравиц продолжает раскрывать свирепую харизму и тихую силу”.
Что ж, ждем дальнейшей Кошкиной эволюции и ее новой встречи с Мышкой. В том, что их история далека от завершения, уверен и Мэтт Ривз: “Это типа классическая, своего рода трагическая любовная история. Есть эти два такта, вы хотите, чтобы они были вместе, и вы также знаете, что у них всегда будет конфликт того или иного рода. Так что идея, что мы увидим, как их пути пересекаются снова… если у меня еще будут фильмы, нет вопросов, что вы увидите, как пути пересекаются. Наверняка”.

Фальконе был одним из первых изобретений авторов “бэтменианы” после “Кризиса на бесконечных Землях”. Если раньше у традиционного, не костюмного преступного мира Готэма никогда не было единого общепризнанного лидера, то в “Году первом” он появился – Кармин “Римлянин” Фальконе, командующий мэром, комиссаром, да и всем городом – по крайней мере, до появления Бэтмена, Гордона и Харви Дента. Джеф Лоэб в “Долгом Хэллоуине” развил и углубил образ мафиози, подарив ему семейку и окружение очень в стиле “Крестного отца”. Ривза же интересовал не человечный аспект Кармина, а наоборот, его скрытая, темная сторона – в смысле еще более темная, чем просто могущественный преступный босс.
Режиссер сам описывает персонажа как “кажущегося… аристократичным мафиози, но, как выясняется, есть очень, очень темная история за ним”. Он сравнивает Фальконе с классическим злодеем Ноем Кроссом из “Китайского квартала”. А поскольку Ривз любит подбрасывать в фильм и элементы реальной жизни, то своего Кармина он списал частично и с бандита Уайти Балджера, сыгранного Джонни Деппом в картине “Черная месса” (2015): тот тоже был информатором и занимался коррупцией.
В ноябре 2019 г. на роль был утвержден многогранный Джон Туртурро. Он сразу обратил внимание, что Ривз отбирает тех актеров, которые лучше подходят для фильмов, где плащи и маски не главное, и по интересному совпадению это все оказался “бруклинский контингент”. “Вы можете сказать по кастингу, куда он направляется, — поясняет Джон. — Вы начинаете слушать, кто еще будет в фильме, и случайно оказывается, что мы все живем в пределах пары кварталов друг от друга. По крайней мере пятеро из нас в фильме могли ходить в квартиры друг друга”.
В детстве, проведенном в Нью-Йорке, отец учил Туртурро во время бесед с людьми, связанными с мафией, не смотреть им в глаза, потому что у них в крови способность привлекать потенциальную жертву на свою сторону. Этот урок актер вспоминал, готовясь к роли Фальконе, которого он сам называет “опасным парнем”. Помогли и советы его старшего сына Амедео, работающего в DC Comics редактором. Кое-что Джон добавил от себя: “Я подумал: “Мне нужна маска”. И тогда я пошел к леди, у которой я покупаю все мои винтажные очки, и нашел эти очки, и Мэтту понравились они. Потому что множество этих ребят носят темные очки, когда дают показания”. Как и прочие его коллеги, Туртурро не узнал Колина Фаррелла в гриме Пингвина: “Я понятия не имел, что это он. Я просто думал, что это какой-то грубо выглядящий тип. Я просто глазел на него. Это было весьма невероятно”.
С Фальконе зритель знакомится в клубе Оза, где он обменивается парой реплик с Селиной (то, что он касается ее щеки, – идея актера, позволяющая слегка исказить настоящий характер отношений персонажей). Сразу бросается в глаза, что он не похож на традиционного киногангстера, чуть что палящего из автомата, – эта роль остается за Кобблпотом. Кармин скорее смахивает на респектабельных “крестных отцов”, и его манера говорить даже отчасти напоминает Марлона Брандо в роли дона Вито – при том, что Туртурро ничуть не пытается копировать легендарного коллегу.
На похоронах мэра мафиози весьма приветливо беседует с Брюсом, напоминая ему о том факте, что Томас Уэйн спас ему жизнь, сделав операцию, когда он был подстрелен в грудь (как в “Долгом Хэллоуине”). Брюс относится к этому со скепсисом, но Фальконе явно радует подобная связь между их семьями; чувствуется, что это карта, которую он готов использовать в любой момент.

Что и происходит, когда Риддлер делает достоянием общественности информацию о том, что Томас обратился к Кармину, когда требовалось заткнуть рот чрезмерно ретивому репортеру, угрожавшему его мэрской кампании. Ошеломленный Брюс приходит к криминальному королю, и тот рассказывает ему детали истории – только в таком свете, в каком выгодно ему. В его версии Томас одобрил любые его действия, вплоть до убийства репортера, и слова опытного лжеца звучат достаточно убедительно для сироты-миллиардера. В этой сцене Туртурро, оставаясь угрожающим и скользким, позволяет себе нотки отеческой заботы и при этом сознательно фальшивит, правда, настолько тонко, что можно и не заметить. Кстати, в этой сцене звучит (и наверняка неслучайно) песня “I Have But One Heart”, которую исполнял Эл Мартино на свадьбе в “Крестном отце”.
Мир Темного Рыцаря в одночасье переворачивается, однако верный Альфред рассказывает ему о том, как все было на самом деле: Томас был против убийства и собирался идти в полицию – возможно, именно поэтому он и Марта были убиты. Эта новость совпадает с разоблачением Кармина на других фронтах. Во-первых, выясняется, что именно он стоит за громким полицейским рейдом, положившим конец наркобизнесу Сала Марони. Это дало ему возможность устранить конкурента, взять контроль над фондом Уэйна и поставить на все нужные посты своих людей. Во-вторых, Фальконе своими руками задушил Аннику, а также, как он потом сам признается, и мать Селины – возможно, и очень многих других. Подобная участь ждала и будущую Кэтвумен, которая пошла мстить отцу и получила от него бильярдным кием по голове.

Таким образом, эта версия Кармина – сам по себе серийный убийца, а не только мафиози, наркоторговец и коррупционер. Это сразу наводит на размышления о том, что в Готэме зло и порок процветали задолго до появления суперзлодеев, просто рядились в более привычные одежды; в бедных слоях их порождало отчаяние, в богатых – уверенность в своей безнаказанности. Возможно, мотив удушений также навеян сериалом “Готэм”, где Кармин собственными руками приканчивал юную возлюбленную, оказавшуюся засланным казачком.
Одновременное разоблачение преступника на стольких фронтах становится финалом правления Фальконе: не только Пингвин отказывается отныне признавать его власть, но и полицейские всем селом являются арестовывать. Впрочем, Кармин отнюдь не чувствует себя проигравшим или, по крайней мере, старается таковым не выглядеть – иронично называет Бэтмена Зорро, на выпады Оза отвечает оскорблением и уверяет Гордона, что скоро будет на свободе. Не исключено, что так бы и произошло (все же власть, удерживаемая много лет, в один миг не исчезает), если бы не выстрел Риддлера, однозначно ставящий точку и в криминальной карьере Фальконе, и в его жизни.
“…это не кино о Бэтмене и космосе. Это Бэтмен в сердце гниющего проблемного Готэма, — излагает свою точку зрения Туртурро. — И это то, что дает Мэтту Ривзу как режиссеру и всем нам богатую территорию тем за пределами просто блеска комиксов. Дает нам возможность глубже погружаться в вопросы, важные сегодня”.

Вадим Григорьев.

3 комментария »

  1. Reborn Said,

    11 декабря, 2022 @ 03:28

    Спасибо за статью, Вадим. Все твои работы по The Batman Ривза великолепны) как впрочем и все твои статьи и твоё творчество. Скажи пожалуйста, а будет ли из под твоего пера отдельная статья, посвящённая собственно самому Бэтмену-Паттинсону? я понимаю, что сайт посвящён преимущественно Бэт-врагам, но все таки) тоже ключевая фигура фильма ведь в каком то смысле

  2. vadim Said,

    11 декабря, 2022 @ 05:06

    Благодарю за добрые слова.

    Во всех смыслах все, что я могу сказать о Бэтмене Паттинсона, я сказал в большой рецензии. Может, пару деталей подбросил в статье о сотворении фильма в целом.

    Нет, из под моего пера выйдет на Новый год статья по Коегану-Джокеру. А почему б и нет — парень не испугался, хоть и знал, что его почти наверняка вырежут. В моей энциклопедии — пусть будет Джокером, пусть пока что «смутным».

  3. Reborn Said,

    12 декабря, 2022 @ 04:23

    Воу, идея такой статьи звучит весьма интригующе и очень интересно!! сам часто вспоминаю/пересматриваю ту самую вырезанную сцену, так что буду ждать этот материал от тебя с нетерпением)

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий