БАРРИ КЕОГАН – СМУТНЫЙ ДЖОКЕР

Последние десять лет были весьма удачливыми для Клоуна – Принца Преступного Мира в кинематографическом плане. После “Темного Рыцаря” все гадали, возьмет Кристофер Нолан на роль другого актера в свой третий Бэт-фильм или же вообще откажется от использования персонажа; он сделал второе (только в литературной адаптации “Восхода Темного Рыцаря” упоминается, что Джокер остался единственным пациентом “Аркэма” – а возможно, удрал оттуда). Новый, спорный и многими раскритикованный вариант легендарного злодея, разработанный для DC Extended Universe, показал Джаред Лето в “Отряде Самоубийц” (подробнее тут). Эта же версия образа – так сказать – появилась в “Хищных птицах” (подробнее тут), а последним ее выходом стало камео в “Лиге Правосудия” Зака Снайдера (подробнее тут). Замечательный Хоакин Феникс в ленте Тодда Филлипса сыграл непохожего ни на кого из предшественников, хрупкого и глубоко несчастного безумца, заслуженно получив “Оскар” (подробнее тут). И вот теперь Мэтт Ривз, только взявшись строить собственную Бэт-вселенную, уже выбрал для нее Джокера – им стал не очень известный актер Барри Кеоган.
Барри Кеоган родился 18 октября 1992 г. в Дублине (Ирландия). Он рос в Саммерхилле, в северной части Дублина. Его отец ушел из семьи, а мать подсела на героин и периодически попадала в больницу. В результате Барри и его брат Эрик с 5 лет кочевали по приемным родителям, сменив 13 разных домов. Наконец, когда Кеогану было 10, они с братом очутились на попечении у бабушки по материнской линии; Барри называет ее строгой женщиной и именно за это любит. Через два года мать умерла от передозировки, что ни для кого не стало сюрпризом.
В доме бабушки будущий актер смотрел документальные фильмы о животных, а позже увлекся такими киноиконами, как Марлон Брандо, Джеймс Дин и Пол Ньюмен. Он пытался подражать кумирам и воображал себя одним из их персонажей, даже когда ходил в магазин. Окружение не очень позитивно откликалось на увлечение Барри, так как в тех краях жители больше интересовались боксом, чем искусством, и все же амбиции у него постепенно вызревали: “Что мне было еще терять? Единственный путь – вперед”.
Со школой у Кеогана не складывалось, и в 16 лет его окончательно выгнали. Еще до этого он участвовал в школьных пьесах, но его выставили и оттуда – за “безделье”. По словам Барри, свое кинематографическое образование он получал, проникая с приятелями на сеансы в “Cineworld” на Парнелл-стрит, пока это можно было делать.
Увидев в витрине магазина на Шерифф-стрит объявление о кастинге, 16-летний Кеоган принял решение, определившее его жизнь. Он осторожно переписал номер телефона, убедившись в том, что его никто не видит, и позвонил, как только добрался до дома. Лента была криминальной драмой под названием “Между каналами”; Барри сказали, что ждут финансирования съемок, а он даже не понял, что это означает. Ожидание растянулось на три года: на экраны картина вышла в 2011 г. Режиссер Марк О’Коннор вспоминает, что Кеоган звонил каждые несколько недель, пока ему наконец не дали небольшую роль Аидо. Далее Барри учился актерскому мастерству в дублинской школе The Factory; в те времена у него не было даже денег на автобус.
Затем последовал ряд маленьких ролей в ирландских драмах и независимых фильмах: “Сталкер” (2012), “Король улиц” (2012), “Легкая жизнь” (2013), “Останься” (2013). В Ирландии Кеоган стал известен в 2013 г., сыграв Уэйна в популярном телесериале “Любовь/Ненависть”, после чего снялся в картинах “71” (2014), “Млекопитающее” (2016; номинация на премию “Irish Film and Television Award”), “Афера по-английски” (2016).
2017-й стал для Барри годом прорыва. Он впервые поучаствовал в по-настоящему крупном проекте – военной драме “Дюнкерк” Кристофера Нолана. Актер сыграл Джорджа Миллса, парня, волею судьбы проходящего краткий путь от простого помощника на судне до героя войны. Для Кеогана съемки были как воздушное шоу для ребенка, так как в них также принимали участие Марк Райленс, Том Харди, Киллиан Мерфи. Нолан называет восходящую звезду “ослепляющим талантом”, а его пробу вспоминает так: “У него была невинность, но с удивительно сложной правдой и зрелостью”.
Однако еще большее значение для стремительно пошедшей в гору карьеры актера имела его вторая работа 2017-го – психологический триллер Йоргоса Лантимоса “Убийство священного оленя”, в котором также снялись Колин Фаррелл и Николь Кидман. Барри перевоплотился в 16-летнего Мартина Лэнга, который винит в смерти отца кардиохирурга (Фаррелл) и, познакомившись с ним и войдя в доверие, начинает превращать его жизнь в ад. Лантимос говорит, что Кеоган – “милейший человек, но может показаться зловещим и опасным за долю секунды”. Именно эта лента превратила актера в любимца критиков и поклонников артхаусного кино, к тому же он получил призы “Irish Film and Television Award” и “Chlotrudis Award” (в обоих случаях лучший актер второго плана) и премию дублинских критиков за прорыв, а также целый ряд номинаций – на следующие награды: “Независимый дух”, “Online Film & Television Association Film Award”, “Odyssey Award”, “International Online Cinema Award”, “International Cinephile Society Award”, “Fright Meter Award”, “Evening Standard British Film Award”, призы критиков Сиэтла, Сан-Диего, Флориды и Колумбуса.
В 2018 г. Кеоган сыграл Хобсона, английского солдата, дислоцированного в Ирландии во время Великого голода, в фильме “Черный 47-й” и Спенсера Рейнхарда в “Американских животных” Берта Лейтона (номинация на премии “British Independent Film Award” и “National Film Award”). Тогда же The Hollywood Reporter назвал работы актера за последние три года “великой вещью”. Дальнейшими ролями Барри были Димфна в картине “Стойкая броня” (2019; номинации на премию Британской киноакадемии, на “Irish Film and Television Award” и на “British Independent Film Award” за роль второго плана), советский солдат Павел, участвующий в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в мини-сериале “Чернобыль” (2019; номинации за лучший ансамбль на приз “Online Film & Television Association Television Award” и за второстепенную роль на “Irish Film and Television Award”), Мусорщик в фильме “фэнтези” “Легенда о Зеленом рыцаре” (2021; номинация на премию критиков Северного Техаса). В июле 2018 г. он был выбран на главную роль Йорика Брауна в сериале “Y. Последний мужчина”, но покинул проект в феврале 2020-го.
Еще в 2013 г., снимаясь в сериале “Любовь/Ненависть”, Кеоган сообщением попросил Стэна Ли сделать его супергероем. В августе 2019 г. его мечта сбылась: он присоединился к актерскому составу “Вечных” (2021), очередной ленты, относящейся к кинематографической вселенной Marvel. Она рассказывала о легионе инопланетян, защищающих планеты от смертоносных существ, и Барри достался Друиг, Вечный, способный влиять на умы. Его взяли одним из последних, через два месяца после начала съемок. Подыскивали кого-нибудь постарше, однако режиссеру Хлое Чжао приглянулся именно этот исполнитель. “Он искал и бродил поначалу, — вспоминает она, — но когда он нашел Друига в себе, персонаж мгновенно обрел жизнь”.
Чжао также называет Кеогана диким волком: “В какой-то момент, особенно у опытных и прославленных кинематографистов, возникают желание и жажда вернуться на дикую природу, во время, когда они были более бунтарскими и беспечными. Он не может быть приручен, и ты не хочешь этого, потому что он будет постоянным напоминанием о дикой природе”. Барри уверяет, что, хоть участие в подобном проекте было для него совсем новым, непривычным опытом, давления со стороны Marvel не было – если оно откуда и шло, то только от осознания факта существования огромнейшей фан-базы. Актер не явился на премьеру фильма, посчитав, что это будет как раз в стиле его героя. Однако его огорчает тот факт, что из-за того, что “Вечные” не имели такого успеха в прокате и не были так благосклонно встречены публикой, как многие марвеловские блокбастеры, у них вряд ли будет продолжение.
В сентябре 2022 г. на Венецианском фестивале состоялась премьера драмы “Банши Инишерина”, где партнерами Кеогана стали Колин Фаррелл и Брендан Глисон. Барри сыграл Доминика Кирни, простоватого паренька, служащего совестью персонажа Фаррелла. На съемках актеры жили в одном доме. Режиссер Мартин Макдонах считает Кеогана одним из лучших актеров его поколения не только в Ирландии, но и в мире.
Среди грядущих проектов с участием восходящей звезды – триллер “Солтберн” Эмеральды Феннелл (первая главная роль Барри) и военная мини-серия “Властелины воздуха” от исполнительных продюсеров Стивена Спилберга и Тома Хэнкса. Актер также очень хочет сняться в “Звездных войнах” Тайки Вайтити.
Кеоган, названный в 2020 г. 27-м из величайших ирландских актеров, признается, что смотреть свои работы – это очень непростое для него занятие: “Смотреть какое-либо кино, частью которого ты являешься, весьма трудно… трудно смотреть на себя, правильно, или даже слушать себя. Но да, это поучительный опыт. Ты смотришь фильмы и учишься. Я никогда не смотрел кино, думая: “Да, я молодец”. Ты, естественно, смотришь фильм в целом также, но я постоянно узнаю, что я мог сыграть немного правдивее или чего я не смог сделать. И дело не в том, чтобы быть слишком критичным к себе, а просто надо сделать это поучительным опытом и не анализировать это слишком много”.
В списке постановщиков, с которыми хотел бы поработать Барри, три десятка имен, и в первую очередь это женщины: Андреа Арнольд, Линн Рэмси, Селин Сьямма. Актер считает, что с режиссерами-женщинами можно позволить себе быть более открытым и уязвимым и в результате вложить в персонажа больше себя.
Кеоган – талантливый боксер-любитель: он должен был дебютировать в сентябре 2017 г. на Celtic Box Cup, но был вынужден уйти из-за травмы. Актер также является послом Dior и Barretstown.
Барри любит животных и утверждает, что, наблюдая за ними, узнал все, что нужно, об актерском мастерстве. Даже каждого своего героя он “списывает” с того или иного зверя. Своим спиритическим животным актер считает волка. У него живет чешская пастушья собака Кода.
С 2017-го по 2020 г. у Кеогана были отношения с Шоной Гуэрин. Со своей нынешней подругой Элисон Сандро, шотландкой-стоматологом, актер познакомился в пабе в Лондоне. Барри сразу заявил, что он актер и сыграл супергероя, Элисон же в ответ спросила: “Кого, Человека-Паука?” Однако фото со съемок и селфи с Анжелиной Джоли убедили ее в том, что новый знакомый не врет. Сейчас у пары уже есть первый ребенок, которого назвали Брандо. Уроки быть отцом Кеоган получает у своих экранных партнеров и приятелей Колина Фаррелла и Джоела Эдгертона. Своим другом он также называет Дуэйна Джонсона.

Мэтт Ривз не был уверен в том, что материал с Клоуном – Принцем Преступного Мира попадет в окончательный вариант “The Batman” и что сыгравший его актер продолжит делать это в будущем. Поэтому ему требовался бесстрашный исполнитель, и таковым стал Кеоган. Приглашение на рискованную роль актер получил спустя четыре месяца ожидания после беседы с продюсером Диланом Кларком. Даже при том, что появление в картине персонажа было под вопросом, режиссер поручил художнику по гриму Майку Марино разработать полностью дизайн его лицевых протезов.
Об участии в ленте Барри стало известно на DC FanDome 2020. Не желая портить сюрприз, Ривз объявил, что актер играет офицера Стенли Меркела из “Года первого”, специально снял его в фальшивых сценах в полицейской форме на похоронах мэра и позволил этим фото просочиться в Интернет. А все зря: брат Кеогана Эрик разболтал правду социальным медиа до премьеры.
Серия дерзких убийств власть имущих Готэма, совершенных безжалостным Риддлером, заставляет Человека – Летучую Мышь прийти в “Аркэм”, чтобы проконсультироваться у другого маньяка, пойманного им ранее (на нем, кстати, такой же ошейник, какой был на Зсасзе в “аркэмских” видеоиграх). Его имя или прозвище ни разу не называется, и его самого ни разу не показывают четко, однако отдельные детали (белесая кожа, зеленоватые волосы, перманентная улыбка) однозначно указывают на личность пациента. Он явно рад видеть мстителя и сообщает ему, что Риддлер – никто, желающий стать кем-то, и что он, возможно, является фаном Рыцаря Ночи. Раздраженный Бэтмен уходит, будучи явно не в восторге от услышанного.
Позже в психушке пойманный Эдвард почти со слезами отчаяния и разочарования наблюдает за тем, как, несмотря на все его старания, борец со злом затмил его в глазах горожан. Тогда другой пациент решает утешить его, вступив в диалог.

Пациент: Это просто ужасно, не так ли? Он… Вот так поливать твой парад? Как там говорят? Один день ты на вершине, а на следующий ты клоун. Что ж, позволь сказать тебе, есть вещи и похуже. Ну-ну-ну, не грусти. Ты сделал все так здорово. И знаешь, Готэм обожает истории о возвращениях.
Эдвард: Кто ты?
Пациент: Что ж, это вопрос, не так ли? Отгадай загадку: чем меньше их у тебя, тем больше ты их ценишь.
Эдвард: Друг.

И оба психопата дружно начинают хохотать. На данном этапе уже понятно, что “безымянный пациент” любит общаться с архи-врагом и что одну из своих целей он видит в том, чтобы поддерживать и вдохновлять нынешних (и, скорее всего, создавать новых) врагов героя.
Первую сцену Ривз изобрел, чтобы подчеркнуть уязвимость главного героя, но позже выкинул, сочтя, что она необязательна и нарушает темп повествования. Вообще в конце 2021 г. “Уорнер Бразерс” был устроен целый ряд тестовых просмотров. На первых был показан первоначальный, грубоватый четырехчасовой вариант. На следующих демонстрировались две версии, в одной из которых первая сцена с Кеоганом уже была вырезана. Последние просмотры прошли на неделе, начавшейся с 29 ноября, и после них боссы “Уорнер” решили, какой вариант их устраивает больше.

Вторая сцена с почти-Джокером призвана была подчеркнуть, что с поимкой Риддлера проблемы для Бэтмена и Готэма отнюдь не закончились. “Я никогда не пытался сказать: “Эй, угадайте, вот Джокер. Следующий фильм!” Идея была скорее сказать: “Эй, смотрите, если вы думаете, что неприятности ушли из Готэма, вы можете забыть об этом. Они уже тут. И они уже очаровательны”, — поясняет Ривз.
“Это очень пугающе, — говорит Кеоган о перевоплощении в самого страшного злодея всех времен. — Для меня лучшим был Хит Леджер. Так что было много людей, у кого можно заимствовать. Но опять же, ты пытаешься создать свою версию. И так я делаю с любым персонажем, которого играю… Я не хотел быть похожим на кого-то и следовать тому или другому методу. Я хотел быть собой. Я хотел показать мою версию, потому что чувствовал, что это путь новый и уникальный, хотел преподнести мою версию, еще никем не виденную. И, похоже, люди это почувствовали”. Вырезанную сцену с Кеоганом после того, как ее выложили в Интернете 24 марта 2022 г., посмотрели более 10 миллионов зрителей, и он был признан по ряду опросов четвертым из семи в списке лучших экранных Клоунов – Принцев Преступного Мира. “Ребята, для четырех минут экранного времени, не так плохо, а!?” – смеется актер. Он называет себя большим фаном Пола Дано и поет дифирамбы Ривзу: “Мэтт удивителен… Опять же, еще один отличный режиссер в объяснении, чего он хочет, самым деликатным путем и умении быть понятым. Это самая важная вещь для меня – быть способным понять, чего хочет мой режиссер. Но он просто удивителен… делать сцену с Робом и Полом Дано было просто, опять же, мастер-классом”.
Джокер Кеогана – всего лишь набросок образа, так что делать какие-либо серьезные выводы пока что рано. Однако появление в рядах клоунов-убийц одаренного молодого актера, не побоявшегося взяться за свежую оригинальную трактовку легендарного злодея, вселяет надежду, что нас ждет нечто заслуживающее внимания и ожидания.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий