Justice League: Crisis on Infinite Earths. Part 3 / “Лига Правосудия: Кризис на бесконечных Землях. Часть 3”
Justice League: Crisis on Infinite Earths. Part 3 / “Лига Правосудия: Кризис на бесконечных Землях. Часть 3” (23.07.24). Сценарист Джеймс Крайг. Режиссер Джефф Уоместер.
Роли озвучивают:
Бэтмен – Дженсен Экклс
Супермен, Супермен Земли-2 – Даррен Крисс
Чудо-Женщина – Стана Катик
Супергерл – Мег Доннелли
Зеленая Стрела – Джимми Симпсон
Джон Стюарт – Элдис Ходж
Флэш – Мэтт Бомер
Джон Константин – Мэтт Райан
Лисица – Киша Шарп
Джон Джонзз – Айк Амади
Лоис Лейн – Александра Даддарио
Робин, Дэмиен – Зак Каллисон
Бэтгерл – Гидеон Адлон
Бэтмен Земли-12 – Кевин Конрой
Бэтмен будущего, Каманди – Уилл Фридл
Охотница, Доктор Свет – Эрика Исии
мистер Необычайный, Анти-Монитор – Ато Эссандо
Синий Жук – Мэтт Лантер
Психо-Пират – Джеффри Аренд
Хоукгерл, юная Диана – Джейми Грей Хайдер
Джей Гаррик, солдат с газом, палач – Армен Тейлор
Паслен, Мера – Эшли Берч
Рейзер, Селянин – Джейсон Списак
Вопрос, Фонарь Кардона – Дэвид Кей
Аквамен – Лайам Макинтайр
Черная Канарейка, Черная Канарейка II – Элисия Ротару
Доктор Фейт, Двуликий – Кейт Фергюсон
Адам Стрейндж, Удар Сбоку – Брайан Блум
Спектр – Лу Даймонд Филлипс
Бэт Лэш, Капитан Атом – Бретт Далтон
Ипполита, Ая – Дженнифер Хэйл
Капитан Шторм – Дин Уинтерс
Лобо – Джон Ди Маджио
Джокер, Фонарь Гильдии Пауков – Трой Бейкер
Джокер Земли-12 – Марк Хэмилл
Лекс Лютор – Кори Столл
Ядовитый Плющ – Кэти Сакхофф
Гепард, Бет Чапел – Синтия Кэй Макуильямс
На последнем издыхании Монитору удается спрятать уцелевшие Земли, однако Анти-Монитор все равно находит их и начинает уничтожать одну за другой. Вспомнив о предупреждении Барри, Бэтмен приходит к выводу, что ключ к спасению – в самом начале, в событии, ставшем стартом мультивселенной в ее нынешнем виде…
Джокер Земли-12: Конец света, и ты хочешь провести его со мной.
Третья, 98-минутная, часть отмеченного рейтингом PG-13 “Кризиса на бесконечных Землях” (пятидесятая картина из серии DC Universe Animated Original Movies, если считать три части одним фильмом), несомненно, стала бы самой обсуждаемой, так как больше всех отличается от исходного текста. Стала бы, если б к тому моменту происходящее на экране не поднадоело бы публике, с нарастающим нетерпением ждущей конца – и “Томорроуверса”, и мультфильма. На данном этапе глобальные ставки уже не кажутся по-настоящему высокими, а какие-либо эмоции близки к увяданию.
Для начала – о хорошем. Прощание с Кевином Конроем (ему и посвящена картина), а если брать шире, то с миром BTAS в целом, получилось именно таким, как надо (было сделано как минимум семь вариантов этой сцены); недовольны будут разве что те, кто думал, что этот Бэтмен будет играть важную роль в сюжете, что чрезвычайно наивно. Трактовка персонажа актера в видеоигре Suicide Squad: Kill the Justice League заслужила неласковую фанскую критику, зато в “Кризисе” его Темный Рыцарь уходит достойно, при исполнении геройских обязанностей и в компании верного архи-врага. Последнего мы тоже явно слышим в последний раз – Хэмилл заявил, что не будет Джокером без своего Бэтмена (“Мне могли позвонить и сказать: “Они хотят, чтобы ты сыграл Джокера”, и мой единственный вопрос был: “Кевин – Бэтмен?” Если они говорили “да”, я отвечал: “Я согласен”. Мы были, как напарники. Мы были, как Лоурел и Харди. А без Кевина, кажется, для меня нет Бэтмена”), и это тоже можно понять. (В результате странной оплошности в ранний релиз попала Джокеровская озвучка не Хэмилла, а другого (неизвестного) актера, что было исправлено позднее.) Уходят на глазах зрителей в небытие и другие знакомые вселенные (“Супердрузья”, “Лига Правосудия”, “Юные Титаны”; создатели были не прочь “помянуть” еще миры, только все уперлось во время и деньги), но, конечно, прости-прощай BTAS задевает за живое сильнее других.
“Дело в том, что мы просто планировали сделать эту сцену, и, разумеется, это фрагмент с Джокером и Бэтменом. Я подумал, что схватка на крыше подойдет. Плюс помогло, что волны антивещества приближаются, но это просто показывает фанам этот период снова. Мы специально не планировали – конечно же, в фильме это предполагался конец. Мы не знали в то время, когда записывали Кевина. Знаете, мы шутили с ним: “Вот тут мы убьем Бэтмена, ха-ха-ха”. Он смеялся тоже, зная, что это просто для фильма, ничего серьезного. Грустно, что это стало его финальным исполнением, к сожалению”, — вспоминает Бутч Лукич. Джеймс Крайг уверяет, что если б творческий коллектив знал, что это будет последняя роль Конроя, ее бы сделали побольше.
Другое хорошее: Крайг довел до логического конца давнюю мечту свою и весьма немалой группы фанов. Пусть привычные DC-вселенные уничтожаются одна за другой безжалостно и бесповоротно – сценарист дал возможность воссоединиться в эти последние минуты несчастливым влюбленным Рейзеру (непременный Джейсон Списак) и Ае (Грей Делисл заменила Дженнифер Хэйл). Они вместе и вместе помогают Джону Стюарту вернуться в строй и биться за судьбу мира – кратко (чтобы не отвлекать тех, кто не знает эту оперу), но значимо (для тех, кто помнит и ценит). И если уж пошла речь о давно ожидаемых воссоединениях, то Стюарт и Шайера из JLU тоже уходят в небытие вместе.
Чего “Кризису” как цельной трилогии не хватило совсем, так это единого выразительного антагониста: попытки делались, но выходили одноразовыми, недоработанными. Анти-Монитор, у которого в первоисточнике признаки личности кое-какие были, в экранизации не вышел за рамки стихийного бедствия глобального масштаба. Тем более что его функция в мультфильме изменена настолько, что его и злодеем-то не назовешь: он – точнее, (спойлер) они – не просто разрушают, а служат антителами, помогающими оздоровиться организму – вселенной, барахтающейся в муках от бесконечного размножения. Лукич посчитал, что персонажу больше подойдет холодно-зловещий дизайн киборга в стиле Монолита из “Космической одиссеи” Кубрика, и это неплохой выбор.
Во второй части впечатлял Психо-Пират, причем настолько, что появились теории о том, что в кульминации он задвинет Анти-Монитора; сейчас они звучат особенно смешно с учетом того, насколько мелкая и жалкая роль ему досталась в третьей ленте. Выход на первый план Лютора вроде бы закономерен и правилен, только уж больно резким он вышел. Во-первых, это не Лекс из первой части, а двойник с Земли-10, причем явно более способный. Во-вторых, он появляется как готовый лидер суперзлодейской организации (Джокер, Двуликий, Ядовитый Плющ, Крок, Гранди) и добровольно-высокомерный союзник сил добра, как всегда ведущий тройную игру. Все как бы по делу, только было б лучше, если бы он присутствовал во всех трех частях и шел к статусу одного из вершителей судеб постепенно и последовательно. Тем не менее, номинант на “Золотой глобус” Кори Столл (“Человек-Муравей”, “Черная месса”, “Карточный домик”) хорошо справился с ролью, и остается надеяться, что у него еще будет возможность к ней вернуться.
Роль Джокера ограничена отдельными репликами, но – опять же будем надеяться – он возродится в новой вселенной со свежими силами и с голосом Бейкера.
Какой же “Кризис” без гибели Супергерл? Она в наличии и изо всех сил старается напоминать легендарную обложку, однако именно эта предопределенность и мешает самопожертвованию Кары выглядеть по-настоящему искренним и героическим. Она потеряла любимого и наставника, стала игрушкой сил зла, у нее больше ничего своего нет, так что деваться ей некуда. Вышел не подвиг, а суицид, пусть и достаточно эффектный.
Впрочем, ее кузену не досталось и того: хоть “Томорроуверс” и начался с Супермена, он так и не стал в этом мире по-настоящему важной фигурой, а в “Кризисе” и вовсе выглядит ненужным, участвующим в сюжете как собеседник Лоис. Бэтмену повезло больше – все-таки он Бэтмен. Линия обретения доверия получает уместное завершение, есть и действие (нацисты с оружием Бэт-злодеев хороши тем, что их можно приканчивать, а не как Бэт-злодеев), и расследование: именно Рыцарь Ночи находит вдохновенно заливающегося Константина и докапывается до сути и Кризиса, и мультивселенной. Авторы пытались как бы подчеркнуть важность и Чудо-Женщины, но это не совсем вышло: короткое появление в начале и дальше аж в конце. Зато мы точно знаем, что в новый DC Universe она “переехала” и с мамой – вот радость-то.
Вообще персонажи, коих в ленте множество, разбросаны по фильму исключительно хаотично. Некоторые по ходу действия просто подают голос, с умным (мистер Необычайный) или саркастичным (Доктор Свет) видом. Другие появляются, выполняют свою функцию и исчезают, и если Аквамен хотя бы печально уходит с семьей, то Зеленая Стрела и Черная Канарейка – встретились, поболтали, да и все.
Возвращение Мира Войны и Джона Джонзза (ну и Лобо, у которого пара фраз), пожалуй, оправданно, поскольку позволяет построить несколько дополнительных ступенек к выходу из центральной проблемы (это получился именно выход, а не решение). Роли в происходящем Аллена и Константина, напрямую связанные с “Войной Апоколипса”, получились неожиданно мрачными, но в обслуживаемом ими повороте есть закономерная грустная правда: невозможно построить толковое добро на костях ребенка, пусть даже это ребенок зла. Что-нибудь то в этом случае неминуемо вылезет боком, как мультивселенная и Анти-Монитор. “Что если убить Гитлера в детстве?” – ставят вопрос Крайг с коллегами, отвечая на него: “Нельзя использовать зло, чтобы уничтожить зло”. Дарксайд неизбежен, и для вселенной это плохо, а для публики хорошо. Жаль, конечно, что ему не дали возможность пободаться с Анти-Монитором.
Итог: “Томорроуверс” подошел к концу, и следует признать, что единственной по-настоящему удачной его составляющей был “Долгий Хэллоуин” (и он же единственный был абсолютно самостоятельным произведением). В этом контексте “Кризис на бесконечных Землях” вышел вполне пригодным завершением, пусть он и не стал громким эпичным событием, на что, возможно, рассчитывала какая-то часть фанов. Он стартовал далеко от идеала и продолжал “прихрамывать” всю дорогу в плане анимации, драматургии и общей способности справляться с таким огромным количеством задействованных персонажей. Хотя тем, кому пришлись по вкусу первые две части, понравится и третья. Тех же, кого всерьез расстроило уничтожение любимых с детства анимационных вселенных, Крайг призывает сильно не огорчаться, уточняя, что “ни одна вселенная не пострадала во время создания этих картин. Как каждый предположительно мертвый супергерой, любая или все из них доступны для чудесного возвращения”.
Дополнительные плюсы. Диана верхом на динозавре. Джокер, выводящий Айви из себя. Лютор, искренне радующийся шансу покончить с Суперменом “для общего блага”.
Релизы: Justice League: Crisis on Infinite Earths. Part 3.
Вадим Григорьев.