“Пингвин”: Перстень власти
1 – After Hours / “После работы” (19.09.24). Сценарист Лорен Ле Франк. Режиссер Крейг Зобел.
В ролях:
Пингвин / Оз Кобб – Колин Фаррелл
София Фальконе – Кристин Милиоти
Виктор Агуилар – Рензи Фелиз
Фрэнсис Кобб – Дейрдре О’Коннелл
Сал Марони – Клэнси Браун
Ева Карло – Кармен Эджого
Альберто Фальконе – Майкл Зеген
Джонни Вити – Майкл Келли
Милош Граппа – Джеймс Мадио
Белла Рил – Джейми Лоусон
Кармин Фальконе – Марк Стронг
Кастилло – Берто Колон
Майки Стоун – Джошуа Биттон
Ник Фачс – Дэвид Х. Холмс
Бруно Тесс – Дэниел Дж. Уоттс
Мирти – Юджин Солфанелли
доктор Десотто – Эрик Берриман
Рэй – Алекс Анагностидис
Дом – Майлс Хамфус
официант – Барретт Мартин
раненый дилер – Джеральд Бансен
охранник “Блэкгейта” – Дарен Донофрио
трансвестит № 1 – Юпитер Генезис
трансвестит № 2 – Кристофер Дж. Альфаро
ведущий № 1 – Бобби Куза
ведущий № 2 – Дин Мемингер
ведущий № 3 – Рома Торре
Лука Фальконе – Скотт Коэн
работник склада – Люкман Агия
охранник – Иван Амаро Буллон
охранник Фальконе – Дэн Коди
слуга – Уилл Фитц
помощник – Жак Гальяно
счетовод на складе – Кори Кертис Харпер
богатая домохозяйка – Лорен Мари
посетитель клуба – Джош Мартинез
офицер – Питер Росаспина
заключенная в наручниках – Маргарет Скура
пешеход – Майкл Сонтарп
Кармин Фальконе мертв, и его правая рука (как он считал) Оз Кобб уверен, что это его шанс забраться на самый верх криминальной иерархии. Увы, на его пути сразу встает Альберто, не очень уравновешенный сын короля преступного мира. И он не единственный член мафиозной семьи, с которым придется иметь дело Пингвину…
Оз: Но есть другие виды власти.
“Я описывал Кейси Блойсу с НВО, как я хотел сделать эту историю для Оза как начало следующего фильма, — вспоминает Мэтт Ривз. — Я сознательно закончил на месте, где Селина говорит, что будет кроваво. Это момент величайшей надежды, но это также самый опасный момент, какой был в Готэме за долгое время. Так что Бэтмен окажется прямо в центре этого. Когда я описывал начало истории этого недооцененного преступника, который, как мы все знаем, станет боссом, Кейси сказал: “О, это шоу! Мы хотим делать это шоу”. И вот шоу Оза Кобба (боссы DC без малейших колебаний позволили Ривзу поменять имя персонажа на более реалистичное) “The Penguin” готово, и критики уже усмотрели в нем и сильное влияние “Клана Сопрано”, и чуть менее сильное “Игры престолов”.
“Мэтт Ривз придумал историю в духе “Лица со шрамом” – восхождение к власти, — объясняет босс шоу Лорен Ле Франк. — Я превратила ее в психологическое исследование характера этого человека. Гангстеры исторически больше жизни, так что это слегка приподнимает качество, но он всего лишь человек. Очень сложный человек”.
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что в “Пингвине” Оз немного другой. В “The Batman” экранное время Фаррелла было ограниченно, поэтому он не боялся быть “чересчур” – чересчур колоритным, чересчур напористым, чересчур импульсивным, и это – в малых дозах – всем нравилось. Здесь актер на экране практически все время, поэтому задача у него совсем другая, а именно сделать из Кобба человека. Аморального, жестокого, очень грешного, но все же человека. Это видно уже в начале, когда почти пойманный на горячем Оз рассказывает Альберто Фальконе (непродолжительный, но энергичный выход Майкла Зегена, Багси Сигела из “Подпольной империи”), какими он видит уважение и любовь людей – те их разновидности, которые, как он считает, он может и должен добыть. Этому гангстеру нужны деньги, очень нужна власть, но также нужно и нечто другое, и, как показывает пилотный эпизод, он способен и на милосердие, и на любовь (по крайней мере, на некоторые специфические ее разновидности).
Когда Альберто делает ошибку, грубо высмеивая нежные струны души Кобба, реакция ковыляющего фрика очень показательна. Им управляют эмоции, а не холодный интеллект. Это в большей степени не смелый ход борьбе за власть (хотя немного этого есть тоже), а дерзкая выходка обиженного взрослого ребенка, в котором взлелеяли недетскую жестокость. Застрелив Альберто (что само по себе было несложно), Оз оказывается совершенно не готов к тому, что последует дальше, потому что он во многом переоценил себя и свой статус в криминальном мире города. Он переоценил свой авторитет в глазах приближенных Фальконе, он переоценил доверие Марони, и, главное, он не рассчитывал, что объявится София. Коббу приходится выкручиваться на ходу, устраивая себе алиби и отводя от себя неизбежные подозрения, и то, что ему удается выйти сухим из воды – пока что и надолго ли, – свидетельствует о почти звериной смекалке, умении выживать на грани; скорее всего, весь его жизненный опыт во многом состоит из подобных выживаний.
Поскольку Оз вместе с главной ролью в шоу получил элементы человечности и уязвимость, роль персонажа более комиксовой природы обязана была перейти к кому-нибудь еще, и, судя по первому эпизоду, она досталась Софии Фальконе – по крайней мере, игра Кристин Милиоти (“Как я встретил вашу маму”, “Волк с Уолл-стрит”, “Фарго”) производит именно такое впечатление. Ее огромные выразительные глаза хорошо подходят для слегка мультяшной угрозы, ее манеры за столом заставляют вспомнить Пингвина Бертона, а ее чутье и догадливость быстро спускают слегка размечтавшегося Кобба на землю. И, конечно, “аркэмское” прошлое криминальной королевы (ее кличка – Висельник, как в “Темной победе”) и ее вкус к особо жестоким пыткам почти гарантируют, что соперничество с ней станет для Оза очень непростым и кровавым.
На раскрытие человечной стороны Кобба пока что целенаправленно работают два персонажа. Не совсем здоровая материнская любовь – это уже почти неотъемлемая часть Пингвиньего мифа, особенно после “Готэма”, и в новом сериале для этого мотива тоже нашлось место. Дейрдре О’Коннелл (“Город ангелов”, “Сердца в Атлантиде”) талантливо предоставляет именно то, чего можно ожидать от мамы Кобблпот: во-первых, она больна, во-вторых, именно ее старания сделать из любимого детища эдакого сверхчеловека во многом сформировали из него то, чем он есть сегодня. “Это то, что отличает его от предыдущих версий Пингвина в комиксах, где он происходит из богатой, хорошо известной семьи, — поясняет Ле Франк. — Мэтт уже сделал его неудачником в том, что он был номером вторым при Кармине Фальконе в фильме, но мы ничего не знали о его семье. Так что для меня было важно то, что он пришел из ниоткуда, и он действительно жаждет заполучить больше признания и выглядеть более важным”.
Рензи Фелиз (“Беглецы”, “Американские истории ужасов”) неплох в роли случайного знакомого Кобба, мелкого воришки-заики, становящегося шофером гангстера; рецензенты прозвали его мафиозным Гарри Поттером. Он точно станет либо жертвой амбиций Оза, либо хорошо усвоившим его уроки предателем, но вряд ли это случится раньше финальной серии.
Ветеран-кинозлодей Клэнси Браун (“Побег из Шоушенка”, “Звездный десант”) добавляет происходящему на экране класс в роли заключенного Марони. В “Готэме” был свой яркий образ Сала (у того сериала с “Пингвином” вообще много общего, хоть об этом мало кто говорит: амбициозный недооцененный Освальд, нездоровая мама, соперница София – и список продолжается), однако нет сомнений, что Браун и сценаристы предложат собственную интересную трактовку. Джонни Вити (эпизодический, но заметный персонаж из классических “Года первого” и “Долгого Хэллоуина”) в исполнении Майкла Келли (еще один привет от “Сопрано”) тоже обещает быть небезынтересным и неглупым оппонентом, не испытывающим к главному персонажу ни капли симпатии.
В визуальном плане “Пингвин” продолжает наработанное в “The Batman”, только на более низком уровне – и в плане меньшего бюджета (явные CG-декорации), и в плане перехода мрачной эстетики кинофильма к более бедным и грязным кварталам. Примерно то же можно сказать про музыку Мика Гиаччино, сына Майкла, во многом ориентирующегося на сделанное отцом у Ривза. Гример Майк Марино продолжает творить чудеса, особенно в сцене пыток, где “костюм” Оза впервые показан полностью. Уровень насилия предсказуемо высок и временами подходит к грани гротеска, как в сцене драки в машине.
Итог: интересный пилот, в принципе, оправдывающий ожидания тех, кто хотел получить жесткую криминальную драму. Фаррелл, как и ранее, хорош как гангстер а-ля Скорсезе, хоть и работает в несколько другом регистре, и Милиоти интригует опасной и непредсказуемой натурой Софии (обоим уже прогнозируют как минимум номинации на “Эмми” и другие награды). Весь вопрос в том, получат они по-настоящему достойный их драматургический материал или просто набор штампов, и это прояснится по мере продвижения шоу вперед.
Особенности. Первые появления Софии и Альберто Фальконе, Сала Марони, Джонни Вити, Милоша Граппа, Виктора Агуилара, Фрэнсис Кобб и Евы Карло. Рекс Калабрезе, образец для подражания Оза, – гангстер из комиксов DC и, согласно одной из версий, отец Селины Кайл. Отсылки к актерам, игравшим Кобблпота: ювелирный дизайн Берджесса и крыши Дэнни.
Дополнительные плюсы. Оз с зонтиком. Скромное напоминание о Риддлере. Факт, что Пингвин любит слушать Долли Партон и стесняется этого. Кобб, любующийся “Джильдой”. Оз, отдающий Марони перстень власти.
Релизы: пока нет.
Вадим Григорьев.