ДЖЕК НИКОЛСОН — ДЖОКЕР С "ОСКАРАМИ"
“Сегодня вы самый могущественный человек в Голливуде?” – спрашивают Джека Николсона журналисты и слышат в ответ: “Почему не быть властителем этого мира, пока в нем находишься?” Известно, что он коллекционирует произведения искусства — картины Шагала, Пикассо, Дали, Матисса, однако обладает и не меньшей коллекцией наград. Три “Оскара”, премия Каннского фестиваля, французский орден “За достижения в области искусства и литературы”, множество “Золотых глобусов” и других призов — вклад актера в сокровищницу мирового кинематографа не остался недооцененным, хотя и переоценить его трудно.
“Джек идет сквозь фильм с такой невероятной уверенностью, какой, наверное, не может похвастаться никто, кроме него, — считает Мерил Стрип, снявшаяся с актером в лентах “Оскомина” и “Чертополох”. — Он делает только то, что любит, и получает от этого огромное удовольствие. Николсон оговаривает в контрактах, что не будет сниматься во время матчей любимых команд, требует и получает миллионы долларов, и, несмотря на все это, его любит вся Америка. Он словно уже вошел в пантеон… или никогда оттуда не выходил”.
Джек Николсон родился 22 апреля 1937 г. в городке Нептун (штат Джерси). Вскоре после этого куда-то исчез его отец-алкоголик, и мальчика воспитывали мать Этель Мей и старшие сестры Джун и Лоррейн. Только в начале 70-х Джек узнал, что на самом деле Этель Мей была его бабушкой, Лоррейн — теткой, а Джун — матерью. Наверное, таким образом семья пыталась защитить его от “проклятия незаконнорожденности”.
“Я часто думаю о том, что жизнь моей “сестры-матери” — прекрасный сюжет для книги, — говорит Николсон. — Совсем юной девушкой, еще в годы Великой депрессии, она поступила танцовщицей в один из мюзик-холлов Майами, в годы войны была помощницей дежурного диспетчера на аэродроме, где и познакомилась с моим будущим отцом — летчиком-испытателем, который одним из первых преодолел звуковой барьер. Кстати, я был, пожалуй, первым гражданским лицом в Штатах, во всяком случае — первым мальчишкой, который в восьмилетнем возрасте летал на реактивном самолете. Но то, что за его штурвалом сидел мой отец, мне и в голову не приходило. Мать, расставшись с ним, скрыла от меня его имя. Почему? Может быть, в этом проявился ее своеобразный феминизм”.
Джек прекрасно учился в школе, проявляя способности в точных и гуманитарных науках. Он мог легко поступить в университет, однако после окончания школы отправился в Лос-Анджелес, устроился клерком в отдел мультфильмов студии “Метро-Голдвин-Майер” и начал посещать актерские курсы. “Они открыли мне людей, литературу, — вспоминает Николсон. — Нас учили, что хорошие актеры должны впитывать в себя жизнь, именно это я и пытался все время делать. Это было так же важно, как найти работу, по крайней мере, так тогда казалось”.
Спустя некоторое время молодой актер уже выступал на сценах маленьких театров, зарабатывая 14 долларов в неделю. Но первая же кинопроба стала для него горьким разочарованием. “Понятия не имею, на что вы можете сгодиться, — сказал режиссер. – Но если мы вас когда-нибудь позовем, значит, дела у нас действительно плохи”.
Впрочем, работу Николсон нашел. Он начал сниматься в “лентах класса Б” — малобюджетных вестернах, гангстерских картинах, фильмах ужасов. Джек дебютировал на экране ролью перепуганного подростка, который держит под прицелом заложников, в ленте “Плачь, детоубийца” (1958) Джаса Аддисса, потом играл ковбоев, бандитов, мотоциклистов. С 1958 по 1969 г. он принял участие в создании двух десятков картин, большинство из которых снимал или финансировал Роджер Кормен — своеобразный классик дешевого жанрового кино, под руководством которого делали первые шаги в Голливуде Коппола, Скорсезе, Богданович и другие прославленные режиссеры.
В 1967 г. Джек предложил Кормену свой сценарий под названием “Путешествие”, одну из ролей в котором написал специально для себя. К сожалению, опытный ремесленник не увидел в Николсоне интересного актера и отдал роль Брюсу Дерну. Однако “Путешествие” все же стало важным событием в жизни будущего трехразового лауреата “Оскара”: на съемках он познакомился с молодыми актерами Деннисом Хоппером и Питером Фонда.
Через два года Хоппер дебютировал в режиссуре лентой “Беспечный ездок”, в которой он и Фонда сыграли двух “диких ангелов”, наивных бунтарей на мотоциклах, которых преследуют и наконец убивают обозленные обыватели. На небольшую роль адвоката-алкоголика Джорджа Хэнсона, который вместе с главными героями отправляется на поиски лучшей жизни, Хоппер пригласил Рипа Торна, но, проработав с ним несколько дней, начал искать замену и вспомнил о Николсоне. “Я мог редактировать свою роль, подбирать лучшие кадры, — вспоминает Джек. — Мой характер стал более заметным в фильме”. На следующее утро после демонстрации “Беспечного ездока” на Каннском фестивале малоизвестный актер проснулся звездой. Его даже выдвинули на соискание премии Киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана, но награду в том году получил Джиг Янг (“Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?”).
Конец 60-х и первая половина 70-х — это особая эпоха в истории американского кино. Голливуд впервые заинтересовался темой молодежных бунтов и еще не успел ее коммерциализировать; режиссеры и операторы забыли о дорогих декорациях и начали снимать в обычных домах, барах, кегельбанах; зрители хотели видеть на экране не очередных богов и богинь “фабрики грез”, а простых людей из улицы. Внешность и стиль игры Джека Николсона идеально отвечали требованиям “нового Голливуда”. “Он производит впечатление мыслящего человека, личности, чем отличается от тех кинозвезд, к которым мы привыкли из детства”, — писал один из критиков. Образ бунтаря, циничного и ироничного антигероя, созданный актером в “Беспечном ездоке” и нескольких последующих картинах, стал своеобразным олицетворением поколения.
В ленте Боба Рафелсона “Пять легких пьес” (1970) Николсон перевоплотился в Бобби Дюпеа — бывшего музыканта, а ныне рабочего на нефтеразработках, который чувствует себя чужим как среди грубых и ограниченных коллег, так и в кругу семьи, оставленной много лет назад. Эта роль принесла актеру вторую номинацию на “Оскара”.
В 1973 г. Джек сыграл сержанта Буддаски в драме “Последний наряд” Хола Эшби, в третий раз попал в поле зрения Американской киноакадемии, получил приз нью-йоркских критиков, премию Британской киноакадемии и был признан лучшим актером на Каннском фестивале.
В следующем году Николсон с блеском исполнил роль частного детектива Джейка Гиттеса в классическом “черном фильме” Романа Поланского “Китайский квартал”. Его не испугала даже перспектива сниматься с пластырем на носу. “Джек — единственный актер, которому могло сойти с рук то, что он проходил с этим три четверти фильма”, — считает продюсер “Квартала” Роберт Эванс. Снова призы Британской киноакадемии и нью-йоркских критиков, “Золотой глобус”, однако “Оскар” и в этот раз достался другому — Арту Карни (“Гарри и Тонто”).
1975 год был особенно трудным для Николсона: он снимался одновременно в четырех картинах разных жанров. Результатом изнурительной работы стала бесспорная творческая победа актера. В мюзикле “Томми” Кена Рассела он прекрасно пел и двигался, в ретро-комедии “Состояние” Майка Николса убедительно изображал забавного хитреца, в драме “Профессия: репортер” вместе со знаменитым итальянским режиссером Микеланджело Антониони исследовал психологию человека, решившего начать новую жизнь. Но величайшим достижением Николсона стала работа в “Полете над гнездом кукушки” Милоша Формана.
В образе Рэндла Патрика Макмерфи соединились все актерские темы Джека: молодежный бунт, отстаивание собственных прав, протест против законов лицемерного общества, шутовское отношение к неутешительной реальности. Мелкий хулиган, случайно попавший в психушку, благодаря таланту исполнителя превратился в символ свободы. “Работать с Джеком Николсоном — это мечта, — вспоминал Форман. — Он не требовал особого отношения к себе, был готов к каждой сцене, а его потрясающее чувство юмора создавало великолепную атмосферу на съемочной площадке”. Роль Макмерфи принесла звезде долгожданный “Оскар”, “Золотой глобус”, премии Британской киноакадемии и нью-йоркских критиков.
Миг славы оказался кратким. Во второй половине 70-х начался творческий кризис актера: не слишком удачная режиссерская работа (“Отправляясь на юг”), несколько малоинтересных ролей и недальновидных решений (например, отказ сниматься в “Апокалипсисе сегодня” Копполы). Изменился и кинематограф — он перестал быть серьезным явлением в общественной жизни и стал жанрово-развлекательным зрелищем. Тем не менее Николсон все же смог найти своеобразную форму соответствия новым временам и в 80-х снова вышел на первый план, но уже в качестве мастера стилизации, магнетичного героя-любовника и экранного “короля тьмы”.
На главную роль в мистическом триллере “Сияние” (1980) Стенли Кубрик искал исполнителя, который смог бы показать на экране загадочный и неумолимый механизм сумасшествия, которое превращает обычного человека в озверевшего убийцу. “От него исходила такая мрачная тайна, — рассказывал Кубрик о своей первой встрече с Джеком. — В нем ощущались безумие и кровожадный инстинкт, которые выплескивались с яростной силой, от чего становилось не по себе”. Маньяк Торренс из “Сияния” стал первым в списке блестящих дьявольских персонажей Николсона.
В 1982 г. актер в шестой раз был номинирован на “Оскара” за второстепенную роль Юджина О’Нила в “Красных” Уоррена Битти, но проиграл англичанину Джону Гилгуду (интересно, что Британская киноакадемия в том году наградила как раз Николсона). Два года спустя роль бывшего астронавта Гаррета в мелодраме “Слова нежности” Джеймса Л. Брукса принесла Джеку очередной “Золотой глобус”, приз нью-йоркских критиков и второй “Оскар” (на этот раз в номинации “Лучший исполнитель роли второго плана”).
Интерес к своей персоне Николсон поддерживал не только с помощью творческих достижений. Он чуть ли не каждый день давал повод для скандальных публикаций, получив титул “первого любовника Голливуда”. “Вообще-то, — признается Джек, — я перепробовал почти все: женился, разводился, жил в гражданском браке, испытал полигамию, сам бросал, меня бросали… Наверное, я не создан для семейной жизни. Бунтарство, ненависть к конформизму у меня, видимо, в генах”.
Во второй половине 80-х актер сыграл роли, которые не только подтвердили его безупречную профессиональную репутацию, но и значительно укрепили финансовые позиции: “мелкий бес” Дарил Ван Хорн в “Ведьмах из Иствика” Джорджа Миллера, туповатый гангстер Чарли Партана в “Чести семьи Прицци” Джона Хьюстона (“Золотой глобус”, премия нью-йоркских кинокритиков и номинация на “Оскар”), бездомный алкоголик Фрэнк Филэн в “Чертополохе” Эктора Бабенко (номинация на “Оскар”), Джокер в “Бэтмене” Тима Бертона (номинация на “Золотой глобус” за лучшее комедийное исполнение).
Заработав за роль клоуна-убийцы около 60 млн. долларов, Николсон смог заняться собственным проектом. Он 15 лет мечтал создать фильм “Два Джейка” — продолжение “Китайского квартала”, предлагал постановку Поланскому, Хьюстону, Майку Николсу, Бернардо Бертолуччи, однако никто не заинтересовался его идеей. В 1984 г. Джек решил снимать эту картину с помощью своих старых друзей — сценариста Роберта Тауна и продюсера Роберта Эванса, и в первый же день съемок приятели перессорились. Наконец, в 1990 г. Николсон сам взялся за режиссуру, но его ждало разочарование: лента не понравилась критикам и не имела успеха в прокате. Следующий фильм с участием звезды — комедия “Мужские неприятности” (1992) Боба Рафелсона — также оказался провальным.
Полоса неудач актера закончилась в 1993 г.: его в десятый раз выдвинули на соискание премии Киноакадемии за второстепенную роль полковника Джессепа в ленте “Несколько хороших парней” Роба Райнера. В этой картине Джек снимался только 10 дней, но за каждый день съемок ему платили полмиллиона долларов.
Николсон пополнил свою галерею демонических образов, исполнив роль оборотня в фильме ужасов “Волк” (1994) Майка Николса. “Если меня и привлекла подобная роль, то лишь потому, что сегодня в литературе нет Шекспира, — объяснял актер. — Американцам хорошо знакомы человек-волк, Франкенштейн, Дракула, доктор Джекилл и мистер Хайд. Их снимают чуть ли не ежегодно. Надо лишь найти оригинальный подход к этим классическим персонажам. Я бы хотел по возможности сыграть их всех”.
В 1998 г. легендарный лицедей получил третьего “Оскара” за роль циничного писателя Мелвина Юдала в комедии “Лучше не бывает” Джеймса Л. Брукса. Среди актеров американского кино только Уолтер Бреннан мог похвастать тремя призами Киноакадемии (1936, 1938 и 1940), но все они были наградами за роли второго плана, поэтому Джека можно с уверенностью назвать самым титулованным актером “фабрики грез”.
В 2001 г. Николсон посетил Московский кинофестиваль, где получил специальный приз “за достижение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. Станиславского”.
Джек утверждает, что давно уже работает не ради денег или славы. Сейчас он может позволить себе играть любые роли, какие захочет, и получать удовольствие от работы со старыми друзьями, например, с Шоном Пенном (“Обещание”). Может блеснуть драматическим мастерством, получить еще один “Золотой глобус” и приз кинокритиков Лос-Анджелеса и в двенадцатый раз попасть в список номинантов Киноакадемии (“О Шмидте” Александра Пэйна; 2002), а может и повалять дурака вместе с комиком Адамом Сендлером (“Управление гневом” Питера Сигала; 2003), заодно установив для себя новый коммерческий рекорд (за первый уикэнд картина собрала в прокате 44,5 млн. долларов).
“Я добился определенной позиции в кино: имею на своем счету больше успешных фильмов, чем кто-либо другой, — без лишней скромности говорит гениальный лицедей. — Я знаю, чего хочу и как этого добиться, и об этом же известно каждому, кто имеет дело со мной. Я обладаю властью. Не властью самой по себе — она мне безразлична, а властью делать фильмы, какие я хочу”.
Вадим Григорьев.
Зокки Said,
10 января, 2011 @ 16:40
А вот и Джонни!