СМЕРТЬ ВЕРНУЛАСЬ В ГОТЭМ (Джокер в комиксах Бронзового Века. Часть 1)

j-5-way-rev1Начало 70-х в американской культуре ознаменовалось повышенным интересом к темам, связанным с насилием и злом. Этот процесс почти не затронул телевидение, зато ярко проявился в кинематографе и литературе. Благородные герои-полицейские все чаще стреляли в спину подозреваемым, зрители стояли в очередях, чтобы упасть в обморок от страха на “Челюстях” или “Экзорцисте”, сражения с индейцами в вестернах превращались в кровавые побоища, вернувшиеся из Вьетнама “борцы за справедливость” олицетворяли таящуюся до поры до времени угрозу. Лучшие режиссеры и писатели анализировали актуальные проблемы американского общества, посредственные — просто готовили для зрителей очередную порцию острых ощущений. Комикс, чья следующая эпоха расцвета называется Бронзовым Веком (1970-1979), шел примерно тем же путем: вследствие пересмотра и существенного послабления “морального кодекса” в 1970-1971 гг. повысился уровень жестокости, появились новые темы и новые талантливые авторы. Среди них, если говорить о “бэтмениане”, в первую очередь следует назвать Дэнни О’Нила.
Серьезно взявшись за реформацию мифа о Черном Мстителе, пришедшего к концу 60-х в полный упадок, О’Нил решил вернуться к его истокам, изучал ранние работы Кейна и Фингера и старался с помощью талантливого художника Нила Адамса передать в своих работах мрачную, зловещую атмосферу их историй. Источником вдохновения для О’Нила также служили страшные рассказы По и Лавкрафта: многие написанные им “бэтменовские” комиксы больше напоминали мистических хорроры (“Тайна ждущих могил”, “Клятва из могилы”, “Ночь Жнеца”).
Разумеется, новый автор не мог сопротивляться соблазну пополнить галерею врагов Человека — Летучей Мыши новыми персонажами, а также возродить кое-кого из прежде славных, но забытых в течение Серебряного Века. Любимые злодеи О’Нила и его сподвижников были угрожающими и в то же время двойственными личностями: ученый Кирк Лэнгстром, нашедший способ превращаться в оборотня — гигантскую летучую мышь, старался творить добро, но мог быть смертельно опасным; загадочный Раш аль Гуль, живущий уже не одну сотню лет, мечтал уничтожить человеческую расу и восстановить экологическое равновесие на планете, но видел в Бэтмене не врага, а потенциального зятя и наследника его преступной империи; вернувшийся после почти двадцатилетнего отсутствия Двуликий — сумасшедший прокурор Харви Дент, мог казнить и миловать в зависимости от того, какой стороной падала его монета.
Прежняя же команда противников Рыцаря Ночи осталась не у дел: к тому времени благодаря телесериалу и мультфильмам они превратились в балаганные фигуры и казались чужими во вновь ставшем мрачным Готэме. О’Нил и его коллеги не использовали их несколько лет, но потом стали постепенно возвращать на страницы комиксов, уже в качестве более серьезных и опасных злодеев.
Джокер отсутствовал в историях о Бэтмене с 1969 по 1973 год – немалый срок, учитывая стабильность, с которой он появлялся прежде. Но если учесть то, каким он вернулся, то можно простить О’Нилу эту четырехлетнюю “ссылку”. Ибо в комиксе “Пять путей мести Джокера” (“Бэтмен. № 251”; сентябрь 1973 г.) вернулся тот самый Джокер, какой был с самого начала, — страшный, не знающий пощады убийца, играющий в свои зловещие игры с садистским упоением. Вернулся его знаменитый смертельный “яд смеха” и убийства в полночь; что еще более важно, вернулся его прежний “кодекс бесчестья” Золотого Века, согласно которому подлежат уничтожению все, кроме главного противника, так как его смерть означает “конец игры”.
“Хоть я и не понимал этого в то время, — сказал О’Нил в 2004 г., — теперь я знаю, что Джокер – это, возможно, лучшее воплощение мотива плута во всей современной культуре, но Ганнибал Лектер с небольшим отрывом может занять второе место”.
j-5-way-rev2…Дождливая ночь в Готэме. Комиссар Джеймс Гордон и несколько его офицеров изучают место преступления на окраине города. Улыбка на лице убитого и найденная поблизости игральная карта джокера не оставляют сомнений в том, чьих это рук дело. Бэтмен выходит из тени и заявляет, что проведет собственное быстрое расследование, чтобы предотвратить новые убийства. Темный Рыцарь отправляется в путь, и читателям дана возможность проникнуть в его мысли: узнав в убитом Филли Джека Бертона, члена старой банды Джокера, герой догадывается, что остальные сообщники будут следующими мишенями психопата, вернувшегося в город после четырехлетней отсидки. Добравшись до гимнастического зала, Бэтмен находит там Пэки Уайта и рассказывает ему о смерти Бертона от “яда смеха” и о том, что его бывший босс сбежал из государственной больницы для душевнобольных, уверенный в том, что его предал один из пятерых прежних сообщников, и поклялся убить их всех. Человек – Летучая Мышь уверяет Пэки, что его единственное спасение – полицейский участок. Уайт соглашается, задерживается, чтобы хлебнуть воды, тут же начинает смеяться и падает замертво в следующее мгновение; лицо его при этом искажается в ужасную улыбающуюся гримасу.
Действие переносится в комнату захудалого отеля, где никто иной, как сам Клоун – Принц Преступного Мира навещает своего третьего помощника Элби. Предложив ему сигару с нитроглицерином, заливающийся смехом Джокер смывается за секунду до взрыва, пожелав несчастному “покоиться в кусках” (rest in pieces созвучно с rest in piece – ”покоиться с миром”).
Услышав по радио о гибели Элби, Бэтмен спешит к четвертому члену банды – Биггеру Мелвину, скрывающемуся в порту. Преступник узнает героя и решает, что его хотят арестовать за грабеж. Он пытается убежать, но сталкивается с Черным Мстителем, который коротко объясняет, почему он здесь, и обещает Мелвину полицейскую защиту. Тот соглашается, но на самом деле думает, что это всего лишь уловка, чтобы захватить его, и, подкравшись к Бэтмену, бьет его по голове. Очнувшись, герой мчится в квартиру Биггера иj-5-way-rev3 находит его там повешенным. Тут же он ощущает чье-то присутствие, но, еще не оправившись от удара Мелвина, падает на пол, оглушенный Джокером. Триумфально усмехаясь, злодей ставит пятку на горло противника, но решает, что приканчивать его сейчас не стоит: смерть Бэтмена должна быть результатом не счастливой случайности, а ожесточенной борьбы его детективных навыков с “божественным даром, который люди называют безумием”. Он уходит, поклявшись уничтожить своего архи-врага достойным способом.
Придя в себя, Летучая Мышь обнаруживает след Джокера со смесью песка и неочищенной нефти и отправляется за последним членом банды – фальшивомонетчиком Бингом Хули, ныне находящимся в доме для престарелых. Там герой узнает, что мистер Хули уехал в компании благодетеля — мистера Генесиуса. Вспомнив, что Святой Генесиус – это покровитель актеров и… комедиантов, Бэтмен понимает, что Хули был похищен днем раньше его прежним боссом и доставлен в потаенное место, где, согласно обнаруженному им следу, должны быть песок и неочищенная нефть. Он едет на Бэтмобиле к пляжу, загрязненному севшим на мель танкером, и находит там заброшенный аквариум. Шут-маньяк появляется из темноты, и сражение начинается.

j-5-way-rev4

От полной веселящего газа гранаты Темный Рыцарь спасается с помощью противоядия. Преследуя преступника, он обнаруживает в следующей комнате хитроумную ловушку: Джокер манипулирует прикованным к инвалидному креслу Хули, подвигая его к краю платформы, под которой расположен наполненный водой резервуар… с акулой. Он угрожает нажать рычаг и сбросить свою жертву навстречу смерти, если Человек – Летучая Мышь не сдастся; разумеется, благородный герой вынужден принять его условия. При этом он бормочет, что Джокер безнадежно безумен. – “И это моя самая очаровательная черта!” Клоун – Принц Преступного Мира швыряет к акуле скованного кандалами Бэтмена, а затем и Хули. Но супергерою удается одолеть монстрообразную рыбу, зажав ей рот своей цепью. Освободившись от кандалов, он понимает, что израсходовал двадцать драгоценных секунд и теперь ему необходимо вернуть пожилого человека к жизни, и разбивает креслом Хули стену резервуара, выпуская воду. Довольный тем, что Бинг еще дышит, Рыцарь Ночи начинает преследовать негодяя, который бежит к спасительному автомобилю: “Сражение отменяется! Я безумный, но не сумасшедший! Я смываюсь, а над тобой посмеюсь в другой день!” Но тут фортуна, наконец, оказывается благосклонной к защитнику добра: Джокер поскальзывается на пропитанном нефтью песке и попадает в руки правосудия. Ведя злодея навстречу наступающему рассвету, Бэтмен говорит, что это забавно – ему помогло загрязнение.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий