СУПЕРЛЮДИ ПО-ВЗРОСЛОМУ (DC Universe Animated Original Movies)
В 2007 г. на DVD вышла первая картина из новой серии оригинальных анимационных фильмов, связанных с вселенной DC (DC Universe Animated Original Movies). Ее примечательной особенностью было то, что, в отличие от всех остальных полнометражных мультфильмов, связанных с мифологией данной комиксовой компании, она получила “взрослый” рейтинг PG-13. Как объяснял президент DC Пол Левиц, целевой аудиторией для новой серии будут фаны DCU и просто взрослые, любящие приключения, героизм и высококлассную анимацию.
На данный момент выпущено 10 полнометражных лент, большинство которых пользовались успехом и у зрителей, и у критиков. Почти все они не связаны между собой чем-либо, кроме таланта главного продюсера Брюса Тимма: кому еще могли поручить встать у руля подобного непростого предприятия, как ни человеку, удивлявшему мир мастерством со времен BTAS?
Первый из выборов творческой группы, “Супермен: Думсдей” (дата выпуска – 18.09.07), был одновременно неожиданным и предсказуемым. Неожиданным – поскольку Брюс Тимм ранее часто высказывал нелюбовь к вынесенному в заглавие злодею и к связанной с ним эпопее; даже когда он использовал Думсдея в “Лиге”, это выглядело скорее как насмешка (злой Супермен без особых проблем закрывает вопрос, лоботомизируя монстра своим тепловым зрением). Предсказуемым – поскольку первоисточником был бесспорный бестселлер DC, привлекший международное внимание в ту же долю секунды, когда было объявлено, что он похоронит самого узнаваемого на планете героя комиксов; он был и похвален за свою смелость, и (в дальнейшем) раскритикован как рассчитанный на шумиху трюк, давший начало традиции устраивать разрекламированные комиксовые суперсобытия, заканчивающиеся с эффектом кругов на воде. Предсказуемым также по той причине, что сюжет давал возможность продемонстрировать недоступный в анимационных телешоу уровень насилия и трагедии, оправдав громко заявленный PG-13 рейтинг.
При этом нельзя не отметить, что отдельные куски саги о смерти и воскрешении Стального Человека Тимм ранее использовал. Как уже было сказано, бой с Думсдеем был важным моментом эпизода “Лиги Правосудия” “Лучший мир”, возможная смерть супергероя и реакция на нее мира были обыграны в серии “В дальнейшем”, а Думсдей вернулся для матча-реванша в JLU. Поэтому, по словам сценариста Дуэйна Капицци, работавшего ранее над пресловутым “Супермен: Мозговик атакует”, многие его идеи наталкивались на слова Брюса “Мы это уже делали”. Для того, чтобы избежать самоповторов и превратить излишне богатый не всегда легкодоступными для понимания деталями комиксовой хронологии 90-х (вроде рыжего Лютора-клона) сюжетный материал в сценарий полнометражного мультфильма, требовался особый стержень. И им не мог быть Думсдей: хоть запрограммированное на уничтожение чудище и вынесено в название ленты, оно присутствует лишь в ее первой трети. Вместо нелюбимого монстра Тимм сосредоточился на том, что, судя по всему, больше всего интересует его во втором заглавном персонаже. Эта тема была основной во всех сюжетах с Суперменом, попавшим под чужой контроль (вроде “Наследия” с Дарксайдом), в эпизодах с Лордами Правосудия и в связанном с “Кадмусом” сезоне JLU. Все они являются вариациями на тему, что было бы, если б Стальной Человек был по-другому воспитан или решил в какой-то момент идти иным путем. По мнению Тимма, Супермена истинным героем делает не то, как он использует свои силы, а то, как он их НЕ использует. В качестве доказательства от противного в “Думсдее” предложена предшествующая финальному поединку сцена, когда порожденный Лютором и вышедший из-под контроля Супермен-клон громит направленные против него войска, не напрягаясь и даже не двигаясь с места.
Коль уж речь зашла о лысом архи-враге криптонианина, то следует сказать, что это, безусловно, самый популярный и богатый на интерпретации злодей в данной серии картин. В “Думсдее” Лекс играет намного более важную роль, чем в комиксовом варианте, и Тимму вновь удалось найти свежий подход к многократно использованному ранее персонажу. Лютор Клэнси Брауна, особенно в “Лиге”, при всей своей расчетливости и безжалостности был своего рода сверхчеловеком – в том плане, что мог одними лишь умом и силой воли подчинить себе и беспощадный искусственный интеллект, и огромную суперзлодейскую организацию. Лекс “Думсдея” – это скорее Лекс Джона Бирна, властолюбивый и абсолютно аморальный магнат без признаков благородства.
В итоге сценарий Капицци предложил целый ряд запоминающихся сцен, от трогательных (разговор Лоис с Мартой Кент) до откровенно провокационных (момент, когда Лютор месит криптонитовыми кастетами клона, сокрушаясь, что его “бросил” настоящий Супермен), уж не говоря о почти революционной романтической линии (Лоис состоит в близких отношениях с Суперменом, но при этом лишь догадывается, что он Кларк), переосмыслении отдельных персонажей (жуткий Тоймен-педофил в исполнении Джона Ди Маджио) и некоторых улучшенных эпизодах (последний удар Стального Человека по Думсдею). Несмотря на участие сразу троих режиссеров (Тимм, Лорен Монтгомери, Брэндон Виетти), “Думсдей” получился на удивление цельной картиной, могущей похвалиться и отличным составом озвучивающих актеров (Супермен – Адам Болдуин, Лоис – Энн Хеч, Лекс – Джеймс Марстерс), и музыкой Роберта Крала (“Ангел”), выведшего ритмы Джона Уильямса на новый мрачновато-серьезный уровень. Крупным недостатком можно было счесть разве что порожденную первоисточником простоту: “взрослый” рейтинг оправдывало лишь количество насилия в кадре. Свидетельством того, что возможен иной вариант, стала вторая лента серии – “Лига Правосудия: Новый рубеж” (дата выпуска – 26.02.08).
Основой картины был на редкость выигрышный материал – мини-серия Дарвина Кука “DC: Новый рубеж” (2003-2004), отмеченная премиями “Эйснер”, “Харви” и “Шустер”. События мини разворачиваются за пределами официальной хронологии DCU, охватывая 50-е гг. – период, когда на смену Золотому Веку комиксов постепенно пришел Серебряный. Именно это происходит в сюжете: “большая тройка” (Бэтмен, Супермен, Чудо-Женщина) по-прежнему в строю и играет важную роль, однако главные линии связаны с приходом новой генерации героев, которую представляют Зеленый Фонарь, Флэш и марсианин Джон Джонзз. Невооруженным глазом видно, что Кука вдохновляли такие знаменитые произведения, как “Хранители”, “Королевство наступает” и “Возвращение Темного Рыцаря”, и по ряду параметров его работа им не уступает. Это при том, что единственный крупный противник тут – монстр “Центр” (в отчетливо угрожающем исполнении Кита Дэвида): реалии 50-х вроде “охоты на ведьм”, ядерных испытаний и связанной с “красной угрозой” паранойи порождают для супергероев намного больше проблем, чем любые злодеи.
Сотрудничающий с Тиммом еще со времен STAS Стэн Берковиц удачно приспособил весьма насыщенный сюжет мини для 75-минутного фильма, оставаясь верным настроению и темам первоисточника. Его труд был подкреплен не менее талантливой режиссурой Дэвида Буллока (к сожалению, не участвовавшего в этом качестве в создании какого-либо другого DCU-проекта) и отличной музыкой Кевина Мантея (особенно запоминается тема Зеленого Фонаря). Необычайно хорош и ансамбль голосовиков, подаривших жизнь дюжине рисованных персонажей, от убедительно бесстрашного Хэла Джордана (Дэвид Бореаназ) и вдумчиво рассудительного Джона Джонзза (Мигель Феррер) до нестандартного для анимации Бэтмена (Джереми Систо) и второплановых в данном случае, но тоже важных для сюжета Лоис Лейн (Кира Седжвик) и Кэрол Феррис (Брук Шилдс). Все, от дизайна персонажей и великолепной анимации до тщательно воссозданной атмосферы 50-х, свидетельствует о том, что это что угодно, только не очередное стандартное приключение Лиги Правосудия. Однако главный плюс – то, что серьезность и взрослость в данном случае не сводятся к любовным отношениям между героями и к потокам крови (хотя есть и они, начиная с эффектного самоубийства перед титрами). Герои Кука, Берковица и Буллока, подобно “Хранителям”, существуют в реальном мире, с его социальными и политическими (финальная речь Кеннеди совсем не случайна) особенностями, но при этом остаются именно героями, чей выбор основан не на абстрактных понятиях, а на собственном жизненном опыте. Если какую-либо из данной серии лент и стоит рекомендовать аудитории взрослой, то это именно “Новый рубеж”.
Третью картину цикла, “Бэтмен: Готэмский рыцарь”, где к роли Человека – Летучей Мыши вернулся Кевин Конрой, рекламировали как сюжетный мостик между фильмом “Бэтмен: Начало” и его с нетерпением ожидаемым продолжением, “Темным Рыцарем” (подробнее тут). Это было верно лишь отчасти (лента никак не была связана с TDK, хотя не видевшим “Начало” воспринимать ее было намного сложнее), но именно такая заявка обеспечила зрительский интерес фильму, в противном случае рисковавшему быть неоцененным широкой аудиторией из-за своей формы (набор мало связанных между собой коротких сюжетов-сегментов, выполненных в разных стилях аниме).