СМЕХ И СМЕРТЬ ПО ПРАЗДНИКАМ (Джокер в мультфильме “Бэтмен: Долгий Хэллоуин”)
Несмотря на свою кажущуюся шутовской природу, Джокер без малейших проблем вписывается в гангстерскую атмосферу, как классическую, так и более современную (как и в любую другую вообще, но это тема для отдельного разговора). Он ведь и начинал в 1940-х как более чем достойный продолжатель традиции оппонентов Дика Трэйси, преступников с отчетливо карикатурной внешностью и соответствующими именами: Флэттоп (“плоскоголовый”), Прунфэйс (“груболицый”), Ворми (“червивый”)… Он очень органично смотрится и с традиционным автоматом в руках, и на встрече мафиозных лидеров, при том, что однозначно выделяется на их фоне, и не только благодаря ярко зловещей внешности. Для них преступление – это в первую очередь средство обогащения, для него – наслаждение и, по большому счету, образ жизни, хотя и деньги бывают не лишними, в первую очередь как средство реализации планов массовых убийств. Хоть и имеются удачные примеры подачи Клоуна – Принца Преступного Мира как более традиционного бандита (сразу вспоминается “Джокер” Брайана Аззарелло), он лучше всего работает как независимый одиночка даже без подручных, который может в любой момент прийти, легко сесть на голову самому влиятельному из криминальных боссов и после этого без малейших осложнений двинуться дальше, – просто понятия вроде власти и территории ему чужды, поскольку связаны со скучнейшей необходимостью за чем-то внимательно следить и контролировать. Он превосходно ориентируется в мире стандартной организованной преступности, знает все тайные входы и выходы, и его боятся все без исключения.
Таким он и предстает в “Долгом Хэллоуине” – и в комиксе, и в мультфильме. В № 3 (“Рождество”; февраль 1997 г.) шутник просто появляется из ниоткуда на Рождество (это однозначно его праздник, хотя Первое апреля на почетном втором месте), связывает совершенно произвольно выбранную готэмскую семью и уносит их елку с подарками очень в стиле Гринча. В неповторимом дизайне Тима Сейла сразу бросаются в глаза две вещи. Первая – зубы: их запредельные длина, острота и количество подчеркивают не совсем человеческую (или совсем нечеловеческую) природу персонажа. Вторая – этот Джокер использует ирреально огромные пушки, наводящие на остроты фрейдистского толка.
Остроумный психопат сбежал из “Аркэма”, чтобы разыскать и уничтожить конкурента – Праздника, серийного убийцу, ликвидирующего членов мафиозных семей по праздникам. Думая, что это Сал Марони, он является в ресторан гангстера, убивает своим ядом его помощника Тутса и приставляет ему самому пушку ко лбу. Марони указывает ему на Харви Дента, и маньяк является в дом прокурора. Харви превосходит злодея в рукопашной, но тот берет верх, двинув слугу закона в пах, и уходит, сделав побитому предупреждение. Наконец, шутник пробирается в дом Фальконе и приказывает найти Праздника – иначе он убьет всех в Готэме. Он уходит, ускользнув от Милоша, телохранителя Кармина.
В предыдущей экранизации одной из саг Джефа Лоэба, “Хаше”, Клоун – Принц Преступного Мира производил однозначно безрадостное впечатление: слабо написанный, посредственно нарисованный и без какого-либо вдохновения озвученный. В “Хэллоуине”, к счастью, наблюдается полностью противоположная картина: высочайшие оценки по всем трем параметрам. Дизайн очень хорош: хоть и нисколько не копирует стиль Сейла, в некоторых аспектах точно им вдохновлен (в частности, острейших зубов тоже бессчетное количество). Голосовая работа Троя Бейкера традиционно безупречна. А главное – роль, весьма достойная в комиксе, заметно улучшена в мультфильме сценаристом Тимом Шериданом.
Джокер: Но есть место только для одного маньяка-убийцы в этом городе!
Джокер: Разве это лицо убийцы?! (Смотрит в зеркало.) Ой, наверняка это оно!
Джокер: Леди и джентльмены, пожалуйста, пристегнитесь, потому что я понятия не имею, как летать на этой штуке!
В мультфильме выход Клоуна – Принца Преступного Мира обставлен намного более драматично. Бэтмен и Гордон в “Аркэме” беседуют с откровенно наслаждающимся игрой с ними Календарным Человеком, который вдруг почти ни к селу, ни к городу упоминает шутку. Рыцарю Ночи требуется одна секунда, чтобы понять, что или, точнее, кто имеется в виду. Он бросается к одной определенной камере и обнаруживает там гниющий труп далеко не первой свежести и газету со статьей о Харви Денте. Охранник бормочет о том, что пациент угрожал его ребенку, а мститель уже несется к выходу под вопли и хохот психов, явно довольных тем фактом, что самый страшный и самый великий из них снова на свободе.
Позже уточняется, что Джокер сбежал из психушки еще до первого убийства Праздника. Именно поэтому Брюс всерьез рассматривает его как подозреваемого в бытии загадочным убийцей – что ж, в ленте неоднократно подчеркивается, что на данном этапе он еще не совсем детектив. Это как бы противоречит тому, что шут-маньяк сбежал специально для того, чтобы разыскать Праздника. Но, с другой стороны, сбежать он мог и просто так, на Дента у него был зуб хотя бы потому, что тот был прокурором на его процессе, а действовать он начал после того, как частично поверил слухам, что прокурор – Праздник.
Бэтмен летит к Харви: его подозрения подтверждает информация о нападениях клоуна на три семьи, все с фамилией Дент. А его архи-враг уже в доме прокурора: напевая праздничную песенку, он украшает рождественскую елочку черепами – и ведь не сказано, что это именно игрушечные черепа. Харви является один, без Джильды, что дает шутнику возможность малость поиграть с ним, ненавязчиво давая понять, кого слуга закона может легко лишиться. Дент бросается за пистолетом, однако незваный гость успел найти его и конфисковать. Сцена великолепна, поскольку смертельно серьезный прокурор служит идеальной противоположностью чокнутому преступному клоуну. Харви предлагает поговорить, Джокер охотно соглашается – и начинает палить ему по ногам. Дент пытается взять реванш в рукопашной, но его ждет бесчестный удар. Напоследок злодей делает еще одно предупреждение, подчеркивая, что не потерпит в городе другого маньяка-убийцу (все же потешает то, что он не считает таковым ни одного из своих коллег по “Аркэму”), и уходит, вырубив собеседника стволом.
Визит Джокера к Марони не показан, только его последствия: гангстер тащит труп обработанного “ядом смеха” подчиненного Фредди. Он рассказывает Летучей Мыши о нападении шутника на его ресторан, попутно возмущаясь тем, что из-за мстителя в городе развелись Убийцы Кроки и Мотыльки (все же засовывать их всех в самые ранние годы деятельности Бэтмена – это не самая лучшая идея). Еще раз подчеркивая, что герой пока что не настоящий детектив, Марони подсказывает ему возможную следующую мишень психопата – и это сам Кармин “Римлянин” Фальконе.
Через некоторое время для проникновения в дом Фальконе Двуликому понадобится армия “аркэмцев” и масштабная атака с пальбой и взрывами, однако Клоун – Принц Преступного Мира проделывает то же самое без малейших усилий, ночью в одиночку. С всемогущим “крестным отцом” Готэма этот Джокер обращается примерно так же, как его собрат из “Темного Рыцаря” с преступными боссами, только еще более бесцеремонно: конфисковав пули из пистолета мафиози, психопат связывает его и велит делиться с ним любой информацией о Празднике. Столкновение с Милошем, обнаружившим улыбающиеся трупы двух своих коллег, превращено в фильме в полноценную и очень качественную перестрелку, заканчивающуюся классическим Джокеровским уходом; хоть тут шутник и не демонстрирует фантасмагорические пушки, он использует оружие с удлиненным дулом. И, как и всякий автор, действительно понимающий, как писать Джокера, Шеридан запросто жонглирует цитатами, вплетая в диалоги реплики то Николсона (“Я себя убиваю!”), то Леджера (“Вот моя карта”).
В комиксе в № 4 (“Новый год”; март 1997 г.) на Новый год шут-маньяк похищает самолет, чтобы в полночь распылить свой яд над главной площадью, где будет половина жителей Готэма. Праздник там или будет, или нет – шансы 50/50, можно рискнуть. Летучая Мышь после продолжительной битвы в воздухе останавливает архи-врага.
В мультфильме Джокер убивает “ядом смеха” пилота и двух членов наземной команды, взлетает и собирается полить своим ядом площадь. Разница в том, что и Бэтмен, и Гордон узнают об угрозе тогда, когда, фактически, уже слишком поздно. Собравшихся на площади спасает чистейшая случайность – то, что злодей плохо разбирается в управлении самолетом и не включил все необходимое для сброса яда. К тому времени, как он соображает, что надо сделать, Рыцарь Ночи успевает прибыть на место и начинает штурмовать самолет. Можно сказать, что сцена очень отдаленно навеяна “Бэтменом” Бертона, с диаметрально измененными ролями для заклятых противников. Интересно, что в картине герой именно во время столкновения с клоуном-убийцей понимает, что Праздником может быть Альберто Фальконе.
В первоисточнике в № 13 (“Наказание”; декабрь 1997 г.) изуродованный Харви Дент устраивает большой побег из “Аркэма” и ведет его обитателей, в том числе Джокера, на штурм жилища Фальконе. Психи без труда справляются с охраной, однако далее их одного за другим быстро обезвреживает Бэтмен.
Во второй части экранизации атака команды из Двуликого, Джокера, Пингвина, Ядовитого Плюща, Пугала, Безумного Шляпника и Соломона Гранди многосторонняя и намного более продолжительная и эффектная. Злобный остряк с азартом палит с двух рук и неплохо держится против архи-врага в рукопашной, особенно когда действует ножом, однако неизбежно проигрывает. К сожалению, в финальной части Джокеровская роль очень скромна. Конечно, так было и в саге Лоэба, и это изначально шоу в первую очередь Дента-Двуликого, но, помня о зубастом фейерверке злобы и остроумия в первой части, можно было б хоть немного украсить ее стоящими репликами.
Имеется также упущенная возможность. В комиксе пунктиром намечена линия соперничества между клоуном-убийцей и новоявленным лидером психов Двуликим. Конечно, более ярко и четко она выписана в “Темной победе”, однако и в “Хэллоуине” имеется тонкий на нее намек: когда экс-прокурор обещает избавить от Фальконе свой город, Джокер реагирует на это тихо зловещим: “Делай это. Хех. Потом… мы решим, кто получит этот город”. В экранизации этого нет совсем, шут-маньяк, как и прочие “аркэмцы”, без сомнений следует за новым главарем и сражается до последнего на его стороне. Это несколько удивляет, учитывая замечательную сцену с Джокером и Харви в первой части и подчеркивание того факта, что второй отправил первого в психушку. Достаточно было одной фразы из первоисточника – и уже б стало ясно, что Клоун – Принц Преступного Мира просто пользуется сложившейся ситуацией, выжидая момент, когда можно будет ударить старому врагу в спину. Это была б хорошая затравка, будящая аппетит в ожидании анимационной адаптации “Темной победы”, которая, будем надеяться, когда-нибудь появится. Возможность упущена, однако в целом достоинства этой инкарнации самого страшного злодея всех времен легко перевешивают ее относительные слабости.
Выбор в качестве голоса шута-маньяка “Долгого Хэллоуина” Троя Бейкера иначе как праздничным и не назовешь. Актеру посвящена отдельная статья, однако некоторые моменты стоит добавить.
“Когда мне предложили роль, — вспоминает Трой времена Arkham Origins, — я пришел на прослушивание, и мне не говорили, что это для Джокера, просто сказали, что это для Джека. Так что я приступил, увидел исходный материал и сказал: “Хорошо, что ж, это из “Темного Рыцаря”, это из Batman: The Animated Series, а это… монолог из “Убийственной шутки”. Они удивились: “Откуда Вы знаете это?” Я ответил: “Я не идиот, люди, я знаю Джокера”. И первый вопрос я задал такой: “Так вы, ребята, хотите Марка Хэмилла?”
“Если я – пожарный гидрант, то Марк – лазер, — продолжает актер. — Так что есть разница между ними. Но чисто из-за эго и высокомерия я отказался от роли дважды. И так было, пока Эймс Киршен, бывший президентом игр “Уорнер Бразерс”, не усадил меня в своем офисе и сказал: “Это действительно хорошо, и мы действительно умны, так что заткнись и берись за работу”. И я взялся, и я очень, очень рад, что так сделал”.
С момента взлета в 2013 г. в жизни Бейкера произошло многое. Сейчас он рекордсмен по количеству актерских номинаций на премию “BAFTA Games Award”: за период с 2013-го по 2021-й он заработал их пять, за игры The Last of Us, Far Cry 4, Uncharted 4: A Thief’s End, Death Stranding, The Last of Us Part II. В 2014 г. Трой выпустил сольный альбом Sitting in the Fire, а в 2017-м вышел альбом Moving Around Bias, записанный им с группой Window to the Abbey. 3 мая 2018 г. у Бейкера родился сын, Травеллер Хайд Бейкер (Трой женился в 2012-м на фотографе Памеле Уолворт).
Актер озвучил Бэтмена в целом ряде Lego-проектов: в играх Lego Batman 3: Beyond Gotham и Lego Dimensions, фильмах Lego Batman: The Movie – DC Super Heroes Unite, Lego DC Comics: Batman Be-Leaguered, Lego DC Comics Super Heroes: Justice League vs. Bizarro League, Lego DC Comics Super Heroes: Justice League: Attack of the Legion of Doom, Lego DC Comics Super Heroes: Justice League: Cosmic Clash, Lego DC Comics Super Heroes: Justice League: Gotham City Breakout, Lego DC Comics Super Heroes: The Flash, Lego DC Comics Super Heroes: Aquaman: Rage of Atlantis, Lego DC Batman: Family Matters, Lego DC: Shazam!: Magic and Monsters. Он также побыл Темным Рыцарем в Batman: The Telltale Series и Batman: The Enemy Within; в обоих случаях актерский ансамбль был номинирован на премию BTVA (Behind the Voice Actors Award), а в первом номинировали и Троя лично. Вообще же ему довелось побывать в шкуре множества персонажей DC – Дика Грейсона, Тима Дрейка, Джейсона Тодда, Супермена, Бэтмена будущего, Двуликого, Мозговика, Хоукмена, Атома, Убийцы Мотылька, Кармина Фальконе и т. д. “Я слышал каждого персонажа “Бэтмена” в моей голове с тех пор, как мне было девять лет, — откровенничает Бейкер. — Просто наконец-то мне дали возможность выпустить их из моей головы наружу в мир”. Его любимый Бэт-фильм – “Темный Рыцарь”, комикс – “Убийственная шутка” и “Психушка “Аркэм”, любимый эпизод BTAS – Perchance to Dream, гаджет – бэтеранг, любимый Бэт-костюм – из Origins, а Бэтмобиль – тот, на котором разъезжал Майкл Китон.
Марк Хэмилл был первым голосом Джокера, услышанным Троем, и он готов без конца восхищаться коллегой: “…наблюдая за ним и видя, насколько легко это вылетает из него, я думал: “Черт, это просто нечестно”. Потому что каждую сессию, если я могу закончить четырехчасовую сессию, чего обычно я не могу, я покрыт потом и изможден. Обычно Аманда Уайатт, наш кабиночный режиссер, заканчивает сессии раньше… Джокер – весь мания, и то, как Марк никогда не звучит так, будто он придерживается ритма, и всегда хаотичен, для меня намного круче, чем то, что он делает с вокальным качеством”. Хэмилл давно одобрил работу Бейкера, но тот до сих пор настаивает, что, если кто-либо хочет позвать на роль клоуна-убийцы его, они должны сначала спросить Марка, иначе он работать не будет. За Джокера Origins актер был номинирован на BTVA, еще две номинации на эту премию заработали актерские ансамбли (и Трой в том числе) мультфильмов “Безграничный Бэтмен: Хаос монстров” и “Бэтмен: Штурм “Аркэма”, а последний еще и удостоился приза “BTVA People’s Choice Voice Acting Award”.
Решение студии сделать Бейкера первым и пока единственным актером, озвучившим в одном проекте обоих архи-врагов, в ленте “Бэтмен против тинейджеров мутантов черепашек-ниндзя” было всего лишь изящным маркетинговым ходом, однако Трой решил играть обе роли одновременно, а не по порядку, как ему предлагали. В 2015 г. Бейкер даже одолжил свой Джокеровский голос интерактивному парковому аттракциону Justice League: Battle for Metropolis 4D, в центре сюжета которого – попытки Лекса Лютора покончить с Лигой Правосудия. Используя Клоуна – Принца Преступного Мира как отвлечение, он ловит нескольких героев, и игрокам приходится помогать их отбивать.
Неудивительно, что когда актера спросили, жизнью какого из своих персонажей он хотел бы пожить недельку, он, уточнив сначала, имеется ли в виду без последствий, назвал Джокера: “Я знаю, что это заставляет меня звучать, как абсолютного психопата, но если без последствий, то это вроде как мечтательное состояние, и ты можешь делать все, что захочешь, так кто не хотел бы быть этим парнем? Всего лишь недолго. И, я говорил это неоднократно, были времена, когда мы должны были покидать сессию, и я был этим типом четыре часа сидения, и я чувствовал себя странно. Аманда Уайатт, наш режиссер этого, наш режиссер озвучки, спрашивала: “Тебе нужно идти? Тебе нужно уходить прямо сейчас”. Это просто, тебе нужно быть жутким, когда ты делаешь это, и это… так что, может, и нет. Может, я бы не стал этим парнем на неделю”.
Существует еще несколько голосов (Кевин Майкл Ричардсон, Джон Ди Маджио), которые легко работают как Джокеры на дальних дистанциях, но есть лишь один, который ассоциируется с ним без малейших трудностей у сразу нескольких поколений. И в тех случаях, когда требуется позвать Марка Хэмилла, но только на двадцать лет моложе, продюсеры зовут Троя – и получают в точности то, что надо. Он может быть и празднично-ребяческой версией, в стиле “Рождества с Джокером”, как в двух мультфильмах серии Batman Unlimited и сопровождающих их короткометражках или же в “Черепашках”, и более зубастым вариантом, как в Origins, в “Штурме “Аркэма” – и в “Хэллоуине”. Продюсеры Бутч Лукич и Джеймс Крайг сделали правильный выбор, с учетом того, что у них долгоиграющий Джокер, рассчитанный на большое количество картин, связанных с новым анимационным DC Universe. Есть случаи, когда Джокер достаточно нетрадиционен, чтобы звучать уникально, – Майкл Эмерсон в “Возвращении Темного Рыцаря” послужит хорошим примером, как и Джефф Беннетт в “Храбрых и смелых”. Однако когда требуется клоун-убийца на самые разные случаи жизни, то лучше варианта, чем Бейкер, не найти. Конечно, злобное чудище, чеканящее пропитанные душевным ядом реплики в ROTJ, — это абсолют, который не заменит никто. Этот момент из тех, когда творится история. Но… лучше остановиться на лучшем из того, что мы имеем. А оно таки лучшее. Бейкер – это Хэмилл без Хэмилла, и, пожалуй, так и должно быть. Пока что “Долгий Хэллоуин” – его лучшая Джокеровская работа. Но его собственный эталонный момент Джокера еще впереди.
Работу Троя в “Долгом Хэллоуине” высоко оценили другие члены творческого коллектива. “Кто не хочет писать Джокера? – вопрошает Тим Шеридан. – Он так здорово написан в книге, и есть нечто в словах, которые он использует, писать их означает, что ты можешь слышать великолепных актеров, как Трой Бейкер, который озвучил Джокера для нас, ты можешь слышать их в своей голове. Трепет и возбуждение приходят от того, что их пишешь, идешь на студию и слушаешь, как Трой выдает нечто столь родственное тому, что я представлял, и потом добавляет больше к этому, это трепет жизни для фана вроде меня”. “Слышать ребят вроде Титуса Уэлливера (Фальконе) и Троя Бейкера, сыгравшего Джокера, и затем Дэвида (Дастмалчиана)? – продолжает Шеридан восхищаться в другом интервью. – Это было в точности так, как когда я слышал написанные мною фразы в моей голове, и я был просто настолько взволнован, слыша эти слова. Слышать Джокера Троя Бейкера, выдающего фразы из оригинального “Долгого Хэллоуина”, было огромным наслаждением”. “Джокер – один из самых иконических персонажей всех времен, — считает Джош Дюамел. — Так что просто быть частью истории этого радует меня, особенно от осознания того, что мой сын будет в большом восторге от этого”.
На Comic-Con в Сан-Диего этого года Трой Бейкер, присутствовавший там вместе с Шериданом и несколькими другими актерами, работавшими над “Хэллоуином”, немного подразнил посетителей, намекнув, что в экранизации отношения Бэтмена и Кэтвумен не такие, как в первоисточнике. Он также признался, что поначалу сомневался в том, что выбранный на роль Бэтмена Дженсен Экклс достойно справится с задачей, но как только услышал его исполнение, понял, что тот не подведет. Трой также оценил старания Экклса не дать просочиться в голос его техасскому акценту, так как сам является техасцем.
Что ж, теперь осталось ждать возвращения Джокера-Бейкера в экранизации “Темной победы”, которая, при такой-то всеобщей положительной реакции на анимационный “Хэллоуин”, неизбежно должна быть создана. Относительно планов стоящих за DC Universe Animated Original Movies людей на ближайшее будущее известно лишь то, что будет выпущен мультфильм, связанный с уже богатой вселенной видеоигры Injustice. И в нем будет свой Джокер, озвученный известным комиком Кевином Поллаком. Так что вскоре у нас будет еще один новый голос Клоуна – Принца Преступного Мира – и конца-краю этому не видно, что замечательно.
Вадим Григорьев.
Киря Said,
10 августа, 2021 @ 11:55
Вадим к тебе есть вопрос. Как ты относишься к такому мультсериалу как «Проект Зета»? Просто я его сейчас смотрю. И…Почему ты не любишь Бэтмена будущего? По мне норм проект. Прости, мне просто интересно.
vadim Said,
26 августа, 2021 @ 13:33
Кирилл, я не люблю Бэтмена будущего — и поэтому меня абсолютно не интересовал «Зета» — по одной исключительно простой причине.
Мне интересны враги Бэтмена, не он сам. В классической коллекции был очень впечатляющий набор психопатических, ломаных пополам личностей, которые старались кусать жестокий мир больнее, чем он кусал их. В Бэтмене будущего, за редким исключением, вроде вернувшихся Фриза и Раша, — лишь очень бледные копии. Поэтому интерес к просмотру почти отсутствовал.
Конечно, все изменилось в тот момент, когда вышел «Бэтмен будущего: Возращение Джокера». Это все компенсировало. И мои любимые Джокеровские моменты связаны именно с ним.
Киря Said,
27 августа, 2021 @ 17:33
Ладно Вадим, это твоя жизнь, твоё мнение. Я просто хотел сказать что благодаря Бэтмену будущего у меня появилась новая любимая вымышленная девушка по имени Мелани Уокер. Мне её было реально жаль. Терри просто взял и бросил её. Он не вернулся к ней, даже после того как она полностью исправилась. Так не делается.
vadim Said,
27 августа, 2021 @ 20:11
Мне тоже было жаль Мелани, когда смотрел. И есть несколько комиксовых вариантов Бэтмена будущего, причем очень разных. И в одном из них именно Мелани в итоге становится девушкой Терри и его помощницей-напарницей. Так что не все так мрачно, если смотреть на тему широко.
Киря Said,
28 августа, 2021 @ 07:04
Оу, спасибки Вадим. А ты не можешь подсказать как называлась та серия комиксов где Мелани стала девушкой и напарницей Терри? Или хотя бы её год? Я вряд ли сам смогу найти. Пожалуйста.