ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ? (Разные версии происхождения)
Эталонный вариант гангстерской предыстории Джокера предложили главный сценарист BTAS Пол Дини и художник Алекс Росс на страницах сборника “Бэтмен: Черное и белое” (сентябрь 2002 г.) в сюжете под названием “Изучение дела”. В нем двое психиатров из “Аркэма”, Рубин и Ахмет, изучают случайно найденные в архиве любопытные свидетельства того, что их главный пациент вовсе не так безумен, как принято считать, — совсем наоборот: все указывает на то, что все это время они имели дело с абсолютно рационально мыслящим, дьявольски умным и хитрым мерзавцем, лишь симулирующим сумасшествие.
В этой версии преступников, знавших клоуна-убийцу до его превращения, удается найти без труда: один из них – Эдди Марконе, другой – Динк Фокс. Конечно, в то время никто не называл его Джокером, однако его настоящего имени тоже не знал никто: его звали Сонни, Джеки, Хэп — каждый раз у него наготове был новый вариант. При таком раскладе трудно завести друзей, но он и не пытался делать это. У него не было постоянных сообщников, но он работал на дюжину готэмских банд: всегда первым брался за грязную работу, первым забирал свою долю и первым уходил. И такой подход работал безупречно: даже когда его пару раз вызывали в полицию, против него не было никаких улик, и он всегда имел наготове хорошо оплачиваемых адвокатов, вызволявших его почти мгновенно.
Его жестокость и садистское чувство юмора уже тогда были при нем. Будущий Джокер демонстративно ухаживал за Дебби, девушкой дико ревнивого криминального босса Томми Дойла, – лишь для того, чтобы однажды, нарядив в свои пальто и шляпу, послать ее точно под пули дружка, горевшего желанием порешить соперника. Ошеломленный Дойл был арестован и отправлен на электрический стул, а разыгравший все как по нотам остряк прибрал к рукам его территорию и банду.
Отныне он мог совершать преступления чужими руками, но ему не хватало острых ощущений – поэтому он изготовил красный колпак, гарантировавший ему анонимность. В ночь, когда очередной налет был сорван Бэтменом, человек в колпаке понял, что если его схватят, это будет конец всему, – и прыгнул в чан с химикатами. Получив клоунскую внешность, злодей сознательно выбрал эксцентричный стиль совершения преступлений и больше не боялся правосудия: он вел дико жестокую вендетту против Летучей Мыши, зная, что, какие бы зверства не совершил, он неминуемо будет признан безумным и отправлен в психушку, откуда так же неминуемо сбежит… Изящное и свежее дополнение к теории о “многовариантном прошлом” заканчивается неожиданным поворотом: оказывается, все материалы были собраны Харлин Квинзель до того, как она начала лично общаться с пациентом и стала Харли Квинн.
Рубин: А теперь, Ахмет, запри это или сожги, мне все равно.
Ахмет: Вы не верите этому?
Рубин: Верю каждому слову. Точно так же, как верю, что он специально оставил эту папку там, где мы должны были когда-нибудь найти ее. Правду, сообщенную доктором, которую он свел с ума. Он знает, что она никогда не сможет быть использована на суде, но дает нам момент надежды, прежде чем выдернуть ковер из-под наших ног. Как говорил Эдди Марконе: “Весьма хорошая шутка – пока ее не сыграли с тобой”.
Попытки заново пересказать предысторию Клоуна — Принца Преступного Мира в последние годы кажутся весьма убогими и, главное, абсолютно ненужными. На страницах “Готэмских рыцарей. № 54” (август 2004 г.) автор А. Дж. Либерман попытался вольно интерпретировать сюжет “Убийственной шутки”, отказавшись от всякой таинственности, двусмысленности и горькой иронии. В его комиксе Джокер рассказывает Риддлеру и Пингвину свою историю. Его звали Джек (Нэпиер?), и он, пытаясь вытащить из нищеты жену и будущего ребенка, согласился провести гангстеров на химическую фабрику, поскольку знал, как обойти тамошнюю систему безопасности. Позже он передумал, но преступники заставили его сдержать обещание, поручив коррумпированному полицейскому Оливеру Хаммету похитить его беременную жену Дженни. Когда Джек (в обличье Красного Колпака) привел бандитов на фабрику, Рыцарь Ночи атаковал их и толкнул “главаря” в бак с химикатами. Поскольку грабеж был сорван, Хаммет привез жену Джека в их квартиру, оставил ее на полу и ушел, включив газ и плиту и устроив таким образом взрыв. За его действиями совершенно случайно наблюдал молодой Эдвард Нигма, который снимал квартиру в доме через улицу и как раз в тот момент обдумывал план ограбления банка. Он сумел подойти достаточно близко и идентифицировать Хаммета. Взрыв видел и появившийся в тот момент в аллее Джек, заработавший благодаря купанию в химикатах клоунскую физиономию, и это окончательно добило его. Риддлер затем пришел на похороны погибшей и видел, как туда же явился человек, ставший Джокером… Согласно версии Либермана, у событий из Джокеровского прошлого есть свидетель (Риддлер), что лишает их “многовариантности”. От прежней анонимности смеющегося убийцы тоже не осталось следа — хотя бы потому, что гангстеры, которых он привел на фабрику, были не убиты, а всего лишь избиты (Бэтменом). Немаловажна и такая деталь: герой здесь не пугает Колпака, заставляя прыгнуть в бак, а именно толкает его (протянутая затем рука помощи — не в счет). И главное — тот факт, что за несчастьем, постигшим человека, ставшего Джокером, стоят конкретные люди, разрушает сконструированную Муром “теорию всемирного хаоса”, что в свою очередь полностью обессмысливает всю деятельность персонажа с самого начала его преступной карьеры. Зная, чем он занимался все эти годы, трудно поверить в то, что при этом он искал убийцу жены.
Еще более бессмысленным кажется сюжет Майкла Грина, изложенный в “Секретах Бэтмена. №№ 7-12” (см. [сентябрь->207-09-chr-cl], [октябрь->207-10-chr], [ноябрь->207-10-chr-cl], [декабрь->207-12-chr-cl], [январь->208-1-chr-cl] и [апрель->208-4-chr-cl] в “Хрониках клоуна”) и представляющий будущего Джокера скучающим суперпреступником, профессионалом настолько высокой категории, что он просто не находит себе места, пока не встречает Летучую Мышь, — бессмысленным хотя бы потому, что в нем даже не нашлось места Красному Колпаку. Возможно, для того, чтобы положить конец бесконечным жалобам фанов, DC в “Обратном отсчете. № 31” (сентябрь 2007 г.) выдала окончательный официальный вариант предыстории клоуна-маньяка, в котором окончательного и официального нет ничего вообще: согласно ему, любая из версий происхождения Джокера имеет право на существование, и ни одна из них не имеет ни грамма подтверждений.
На фоне провалов недавних попыток сказать что-либо новое о предыстории шута-убийцы в комиксах вполне оправданным кажется отказ делать что-либо подобное в последних экранных версиях образа. В мультсериале “The Batman” мы получаем о прошлом шутника весьма скудную информацию: в одном эпизоде (“Резиновое лицо комедии”) имеется очень краткий флэшбэк о несчастном, упавшем в чан, и там же Клоун – Принц Преступного Мира, на секунду погрустнев, вполне в духе “Убийственной шутки” заявляет, что один день может превратить нормального человека в монстра; в другом же, “Странные умы”, есть намек, что будущий Джокер был кем-то вроде клерка, мечтавшего смешить людей. И уж совсем противопоказанной для общей концепции произведения выглядела бы любая история происхождения в грядущем “Темном Рыцаре” Криса Нолана, где Джокер, судя по предварительной информации, – нечто вроде стопроцентно реального абсолюта хаоса и анархии, бродяга, который в один прекрасный день нацепил на лицо клоунский грим и с тех пор не смывал его, позволив ему въесться в кожу, срастись с ней. И после этого поставил на колени весь город.
В завершение процитирую Билла Ктепи в статье “Другое Бэт-время, тот же Бэт-канал”: “Джокер был рожден из хаоса, но не был им уничтожен, а впитал его. “Отравленная химикатами вода, сделавшая волосы Джокера зелеными, губы красными и лицо белым, — это реальное экологическое бедствие, которое только и могло выпустить на свободу дух демона и создать настоящее чудовище городского, индустриального, западного мира” (McCue, Greg S., with Clive Bloom. Dark Knights: The New Comics in Context. London: Pluto Press, 1993). Джокер не просто “порождение хаоса, который Бэтмен презирает, хаоса, который отнял у него родителей” (Sharrett, Christopher. “Batman and the Twilight of the Idols: An Interview with Frank Miller”. In Pearson and Uricchio, с. 36), он — его олицетворение, его живое воплощение. Эти отношения показаны довольно упрощенно в фильме “Бэтмен” Тима Бертона, где Джокер (или по крайней мере молодой Джек Нэпиер за годы до инцидента, преобразовавшего его) фактически является убийцей родителей Уэйна. Эта простота по сути отнимает у саги Бэтмена большую часть ее силы; борьба со злом вообще лишается движущей силы, когда Уэйн может точно назвать конкретного преступника причиной своей потери.
Алан Мур в “Убийственной шутке” анализирует отношения “Джокер/Бэтмен — хаос/порядок” и переосмысливает происхождение Джокера, дав ему беременную жену… В этой версии параллель совершенна: у обоих противников чистая случайность отняла любимых людей, оба пережили перерождение. Один принял хаос, другой решил бороться с ним”.
Вадим Григорьев.
Postal Said,
6 марта, 2008 @ 06:14
Где вы берёте эти великолепные изображения?
«07rossjoker.jpg»
«07rossbw.jpg»
?
vadim Said,
6 марта, 2008 @ 07:30
Это все из упомянутого в этой же статье Case Study («Изучение дела») из сборника Batman: Black and White Vol. 2. Нарисовано Алексом Россом.
Postal Said,
6 марта, 2008 @ 13:40
Подскажите, пожалуйста, ссылку на данный комикс.
P.S.
Алекс Росс — замечательный художник.
vadim Said,
6 марта, 2008 @ 22:29
Именно так, замечательный.
Файл лежит тут — правда, сборник большой, а Case Study сам по себе маленький (идет там первым), но сборник в целом интересный.
Postal Said,
9 марта, 2008 @ 12:15
Спасибо за ссылку.
Дмитрий Said,
11 марта, 2008 @ 12:06
Спасибо, за столь содержательную статью.
vadim Said,
11 марта, 2008 @ 20:36
То ли еще будет…
Алика Said,
23 марта, 2008 @ 22:30
Спасибо! СПАСИБО Вам огромное за этот сайт!!!Джокер (и Урфин Джус) как персонажи оказали на меня довольно сильное влтяние в детстве.Инет у меня всего пару дней… помогите пожалуйста найти комиксы с переводом на русский (про жителей Готэм-сити). Буду очень, очень благодарна!)))С уважением Алика.
vadim Said,
23 марта, 2008 @ 22:42
С переводом на русский проблема, потому что переводилось мало, а в сети выкладывалось еще меньше. Единственное, что приходит на ум — вот этот сайт, там немного есть:
http://comicszone.narod.ru/comics/bra/index.htm
CycleSinycepe Said,
9 ноября, 2008 @ 04:51
Скажите, а у вас есть RSS поток в этом блоге?
Ростислав Said,
9 ноября, 2008 @ 14:26
Копирнул запись к себе на жесткий диск. Надеюсь не упустить и вернуться к нему.
Марешаль Ниель Said,
12 января, 2009 @ 18:15
Огромное спасибо за ваш сайт. Сказать, что он замечательный, значит не сказать ничего. Низкий поклон! 🙂
александра макфолл Said,
3 мая, 2009 @ 23:09
нет все же если правду говорить ,то в будущем красный колпак в серьезных произведения исчезнет .Оставшись всего лишь в приколах.
это я так думаю правда могу ошибиться.
александра макфолл Said,
3 мая, 2009 @ 23:30
и все же могу сказать ,(главному ) огромное вам спасибо за титанический труд который вы не пожалели вложить в проект.
это была не просто .
я многим рассказала о вашем сайте .Одни восхитились, а другие сочли вас за сумасшедшем.Но это не изменила моего личного отношения к сайту.
и на последаг желаю вам всего самого лучшего чтобы все
смелые проекты исполнились.И как можно больше терпения это на работе с компьютором необходима.
vadim Said,
4 мая, 2009 @ 08:38
александра макфолл
Спасибо за добрые слова и пожелания.
>>другие сочли вас за сумасшедшем
Это бывает, да и тематика сайта к этому располагает. Это на самом деле хорошо. 🙂
Rilajiree Said,
21 августа, 2009 @ 15:36
Интересный блог- ещё зайду
Two-Faced Friend Said,
1 мая, 2010 @ 10:58
Я не понял до сих пор действие «Секретов Бэтмена» относятся к официальной хронологии, или происходят на одной из многочисленных Земель, или это своеобразное продолжение «Легенд о Темном рыцаре»
РЕЧЬ О КРИЗИСЕ, ИЛИ ХАШ, БЭБИ, ХАШ (Джокер в 2004-2006 гг.) | Супергерои Marvel Said,
7 сентября, 2010 @ 14:17
[…] что Джокер не может четко помнить свое прошлое (см. “Откуда он взялся?”). Художник Эл Баррионуэво. (Скачать)“Готэмские рыцари. […]