1 – Hi Diddle Riddle / “Загадка с обманом”
1 – Hi Diddle Riddle / “Загадка с обманом” (12.01.66). Сценарист Лоренцо Сэмпл-младший. Режиссер Роберт Батлер.
В ролях:
Бэтмен – Адам Уэст
Робин – Берт Уорд
Альфред – Алан Нэпиер
комиссар Гордон – Нил Хэмилтон
шеф О’Хара – Стэффорд Репп
Харриет Купер – Мэдж Блейк
Риддлер – Фрэнк Горшин
Молли – Джилл Сент-Джон
Гарри – Аллен Джаффе
инспектор Баш – Майкл Фокс
премьер-министр – Бен Астар
Гидеон Пил – Дэмиен О’Флинн
охранник – Ричард Ривз
телеведущий – Джек Берри
Грандиозный план Риддлера – использовать против Рыцаря Ночи закон – стартует на готэмской Всемирной выставке, где премьер-министр республики Молдавия (аплодисменты) торжественно режет торт, активируя бомбу. Вылетевшая загадка ведет Бэтмена и Робина в художественную галерею, где король головоломок держит на прицеле ее владельца Гидеона Пила… но его “пистолет” на самом деле – зажигалка. Юристы злодея тут же вручают поспешившим героям повестку в суд по обвинению в незаконном аресте, намереваясь отсудить у них миллион долларов. Дуэт борцов с преступностью должен разоблачить Риддлера раньше, чем начнется суд, потому что иначе Бэтмену придется, давая показания, раскрыть свою истинную личность и поставить крест на карьере мстителя. Две умно спрятанные загадки в юридических документах приводят героев на дискотеку, в то время как злодей выводит из подземного убежища свою банду. Бэтмена обезвреживают с помощью одурманивающего апельсинового сока, а Робина Риддлер подстреливает транквилизатором из своего пистолета. Не сумев угнать Бэтмобиль, преступник похищает юного героя…
Риддлер: Чего никто не хочет получить, но и никто не хочет проиграть?!
Робин: Судебный процесс!
Как уже неоднократно говорилось, этот сериал стоит смотреть лишь тогда, когда точно знаешь, с чем имеешь дело, а тем фанам, которые принципиально приемлют исключительно мрачные и психологичные Бэт-вселенные, он попросту противопоказан. Критиковать его пестроту, крикливость, дурашливость и временами не очень уважительное отношение к главному герою бессмысленно, так как они входят в замысел. Яркие краски, подвиги средь бела дня, надписи на поясах типа “бэткрюк”, бесконечные бэтменовские “old chum” и робиновские “Holy…” что угодно – все это элементы игры.
Некоторые участники этой игры сохраняют серьезное лицо, выступая в роли белых клоунов. Среди них лидирует, бесспорно, Адам Уэст: ни один мускул на физиономии героя не дрогнет, пока он выдает очередную напыщенную речь о неотвратимости кары за нарушение закона или просто предупреждает юного напарника, что кидать снятую с окна решетку вниз не стоит – можно причинить какой-нибудь ущерб (решетку следует повесить на прикрепленный к стене бэткрюк – такой вот жизненный урок). Благодаря убийственной серьезности актер в нужные моменты звучит искренне, а в другие уморительно смешон (Уорду-Робину с его карикатурной имитацией юношеского горячего энтузиазма никогда не удавалось достичь подобного эффекта).
Другие же игроки откровенно комикуют, то есть являются клоунами рыжими. В данном случае это Риддлер-Горшин – вот кто определял понятие “Бэт-злодей” до пришествия Николсона. Актер позаимствовал безумный смех у Ричарда Уидмарка, сыгравшего сумасшедшего убийцу Томми Удо в “черном фильме” Генри Хатауэйа “Поцелуй смерти” (1947), который принес ему номинацию на “Оскар”; Фрэнк был даже похож на Уидмарка внешне – по крайней мере, их спутал автор одной статьи, использовав взятую с этого сайта фотографию. Но если Удо был замечательнейшим киноманьяком, который, похохатывая, сбрасывал с лестницы женщину-инвалида (именно он считается прародителем всех гангстеров-садистов из лент Тарантино и пр.), то Горшину смертоносным в полудетской телепрограмме позволили лишь казаться, но не быть. В свои первые экранные минуты он напоминает настоящего гангстера, в костюме, шляпе и с пистолетом, однако дальше костюм сменяет трико, и эффект пропадает. Большую часть времени в эпизоде злодей шатается от собственного хохота или забрасывает героев загадками, на которые те находят ответ от силы за минуту, но иногда актер немного меняет голос и взгляд, производя более сильное впечатление. Особенно это заметно в финале с пойманным Робином: король загадок приближается к нему с таким выражением лица, что вот-вот начнет как минимум стоматологическую пытку, однако в следующей серии показано, что его намерения вполне безобидны. Просмотр одного за другим “Поцелуя смерти” и Hi Diddle Riddle наводит на мысль, что комбинация разновидностей маниакальности персонажей Уидмарка и Горшина (соответственно смертоносной и эксцентричной) могла бы послужить замечательным наброском для Риддлера в серьезном Бэт-фильме а-ля Нолан. И это приобретает дополнительный смысл, если взять на веру информацию, что Уидмарк был фаном комиксов о Бэтмене и, играя Удо, непосредственно вдохновлялся образом Джокера. За Hi Diddle Riddle Фрэнк получил номинацию на “Эмми” за лучшую комедийную роль второго плана (на эту же премию номинировали сериал в целом и его монтаж).
Пилотная пара эпизодов шоу основана на сюжете “Замечательная уловка Риддлера” из “Бэтмена. № 171” (май 1965 г.), но ушла от него довольно далеко. Комикс создавался в то время, когда редактор Джулиус Шварц пытался вернуть приключениям готэмских героев более серьезный тон, и в нем практически нет юмора. Как и любая добротная Риддлеровская история той эпохи, “Замечательная уловка” представляла собой непростую детективную головоломку без каких-либо посторонних элементов. Эдвард Нигма выходит из тюрьмы и, делая вид, что исправился, помогает Бэтмену и Робину выследить преступников, скрывающихся в подземных туннелях (в Hi Diddle Riddle он, наоборот, главарь этой банды). Добившись того, что внимание борца со злом теперь принадлежит ему, король загадок совершает два “фальшивых ограбления” (второе – как раз сцена с зажигалкой из сериала), которые представляют собой загадку, ведущую героев к настоящему преступлению. Ничего похожего на повестку в суд и похищение Робина в комиксе нет, в эпизоде же Риддлер еще и пытается сначала угнать Бэтмобиль (ему это удастся значительно позже, в серии The Ring of Wax), а затем уничтожить его (этот момент напоминает “Бэтмен навсегда”, но со значительно меньшим эффектом).
Бэтконопля, люди. Бэтконопля.
При описании эпизодов сериала “Бэтмен” невозможно обойтись без перечисления их наиболее ярких балаганных моментов. В Hi Diddle Riddle это в первую очередь визит Летучей Мыши на дискотеку – самое опасное место для не столь Темного Рыцаря 60-х, где зазевавшегося героя могут подпоить или, не дай бог, затанцевать до смерти. Я преувеличиваю лишь отчасти: к танцу с бандиткой Молли в исполнении 25-летней красавицы Джилл Сент-Джон (будущая девушка Бонда из “Бриллиантов навсегда”) отважный мститель отнесся более чем положительно, пустившись в ныне знаменитый пляс “бэтуси” (Уэст: “Я не знал, что должен буду танцевать на дискотеке, пока не оказался там. Все это было импровизацией на площадке. Ватуси был популярным в то время танцем. Я сказал: “Хорошо, я станцую “бэтуси”. Так и случилось”), зато апельсиновый сок, куда коварно подмешали что-то одурманивающее (а скорее всего – простой спирт), действительно сыграл с ним злую шутку. Абсолютно шедевральный момент: еле ворочающий языком защитник добра бормочет что-то вроде “На-ад-до сэ-пас-с-сти Роб-бин-на”, и полицейский, видя, в каком он состоянии, забирает у него ключи от Бэтмобиля. На втором месте – охранник, не пускающий на дискотеку Робина (мал еще); исполнитель этой роли Ричард Ривз сыграл нескольких злодеев в сериале “Приключения Супермена” 1952-1958 гг.
Особенности. Первые появления Бэтмена, Робина, Альфреда, комиссара Гордона, шефа О’Хары, тети Харриет, Риддлера и Бэт-сигнала. Отличия пилота от остального сериала: немного другая музыкальная тема, Альфред единственный раз носит смокинг все время, перчатки Робина матерчатые, а не кожаные, как в следующих сериях. Кадры, где герои готовятся к выезду из пещеры, были затем использованы во многих других эпизодах и в фильме 1966 г. Ряд кадров для сцен на выставке взят из документальной съемки нью-йоркской выставки 1964 г. Хоть история Человека – Летучей Мыши в сериале как следует не рассказана, Брюс мельком упоминает о том, что его родителей убили преступники, и о годах тренировок. Кэти Феррар, сказавшая на дискотеке “Gleeps! It’s Batman!”, стала известна как “Gleeps Girl” и появилась в серии The Joker Trumps an Ace.
Дополнительные плюсы. Молдавский торт дружбы. Бэтстолбы с надписями “Брюс” и “Дик”. Свист, которым Риддлер зовет своих адвокатов.
Релизы: пока нет.
Вадим Григорьев.
Watch Said,
21 апреля, 2009 @ 13:26
Поздравляю с открытием новой рубрики!))
P.S. «активизируя бомбу» По-моему, правильно «активируя» (приводя в действие)
vadim Said,
21 апреля, 2009 @ 22:21
Спасибо.
Да, действительно, коварно проникли две лишние буквы.
Saint Said,
23 июля, 2009 @ 14:33
где же их можно посмотреть?
Ольга Р. Said,
14 ноября, 2010 @ 00:06
О, спасибо! Мы смотрели на английском, почти все поняли, но описание ой как кстати! Такого заряда бодрости и позитива, как после просмотра сериала 60-х, лично я не получала давно.
Особенно на моменте с пластиковыми бэтарангами и дискотекой.
Александр Said,
6 февраля, 2013 @ 15:38
Вот любили тогда Молдавию…
Коля Логан Said,
6 февраля, 2013 @ 18:37
Кстати, да, в 1960-х Молдавия явно была в тренде у кинематографистов. Например один из моих любимых режиссеров, Марио Бава, в своем полноценном режиссёрском дебюте «Маска Демона» («Чёрное воскресенье»), экранизации «Вия» (такой экранизации, что если бы Гоголя из титров убрали, никто бы и не догадался) ввел на экраны Молдавскую инквизицию… К слову, Молдавия у него это где-то в России и в ней есть Миргород (единственное, что отночительно жестко привзяывает к повести Гоголя этот фильм…).