ГОРОД ПОТЕРЯННЫХ ДУШ (Джокер в видеоигре Batman: Arkham City)
Марк Хэмилл честно считал, что видеоигра Arkham Asylum (подробнее тут) станет его Джокеровской “лебединой песней”: “Я озвучивал Джокера с 1992 по 2004 г. во всех анимационных версиях, включая полнометражные фильмы. Я остановился в 2004-м и не рассчитывал вернуться к нему, поэтому когда меня попросили вернуться, мне стало любопытно”.
“Я думал, что это будет один последний шанс сыграть Джокера. А было так весело играть персонажа, который полностью безумен”, — тем не менее, актер далеко не сразу принял предложение еще раз вернуться к любимой роли в продолжении Arkham Asylum, получившем название Arkham City. Он считал, что такой образ нужно покидать на “высокой ноте”, однако участие в новом проекте давних “сообщников”, сценариста Пола Дини и “вечного Бэтмена” Кевина Конроя, поколебало его решимость. Возможно, имел значение и тот факт, что на этот раз Дини приготовил для Клоуна – Принца Преступного Мира уход на еще более высокой ноте.
К ноте мы вернемся позже, а пока что – несколько отрывков из интервью Хэмилла. В первом из них он говорит о другом актере, воплотившим образ легендарного злодея: “Я старомодный фанат комиксов и думаю, что Хит Леджер был великолепен в “Темном Рыцаре”: душераздирающая интерпретация с полным отсутствием радости. Но я думаю, что у Джокера огромное эго, и он почти сердит, что Бэтмен мешает его восхождению. Он верит, что заслуживает аплодисментов за свой гений”.
Марк вспоминает, что репетировал роль, смеясь в своей машине, разъезжая по улицам Лос-Анджелеса: “Я спускаю все тормоза, когда дело доходит до смеха Джокера. Это как музыкальный инструмент. Он смеется в по-настоящему неподходящее время и находит смешными вещи, которые не кажутся таковыми нормальным людям. Я хотел сделать это большой частью моего арсенала в плане подхода к характеру. Столь многим людям я отдавал дань таким образом: добавлял немного Дуайта Шульца (“Безумный Вой” Мердок из “Команды А”) здесь, чуток Рэнфилда из “Дракулы” там”.
“Зубы действительно напомнили мне “синих плохишей” из “Желтой подводной лодки”, — вспоминает актер о временах BTAS в другом интервью. — Так что я хотел, чтобы создалось это ощущение раскачивания. Я всегда воображал Джокера как типа, который пытается поддерживать свое здравомыслие в любой данный момент. И опасность в том, что он может слететь с катушек. Меня заинтересовало то, как Фрэнк Горшин сказал, что не столько звук смеха Риддлера, сколько то, над чем он смеялся, делало его жутким. Это был хороший ключ. Джокер, как я просто считал, должен быть больше жизни, очень смешон и театрален. Так я пришел к использованию этого среднеатлантического британского акцента, который предпочитали имитировать театральные импресарио, особенно на рубеже столетия. Кроме того, писал для меня обычно Пол Дини, и это было как раз то, что требовалось в сценарии… Он (Джокер) – такой мириад личностей, которых можно задействовать, от Джерри Льюиса до Чарльза Лоутона”.
Пора перейти к, собственно, Arkham City. Действие игры происходит через год после событий Arkham Asylum. Начальник психушки Куинси Шарп, никак не причастный к восстановлению в ней порядка во время Джокеровского бунта, тем не менее завоевал репутацию героя и умудрился стать мэром. Утверждая, что “Аркэм” и тюрьмы не в состоянии сдерживать готэмских преступников и маньяков, он превращает часть города в огражденную от остального мира территорию. Туда отправляют не только знаменитых психопатов, но и всех как-либо причастных к любой криминальной деятельности – и просто тех, на кого указывает психиатр Хьюго Стрейндж, подлинный хозяин Аркэм-сити, дергающий за ниточки послушного мэра. На новом месте узники могут жить как угодно, пока не попытаются пересечь границы Аркэм-сити. Новейшим обитателем города-тюрьмы становится Брюс Уэйн, чей главный секрет не так давно вычислил Стрейндж. Так начинается странствие Темного Рыцаря по земле, поделенной упивающимися безнаказанностью психопатами.
Тем временем Джокер медленно, но верно умирает из-за злоупотребления наркотиком “Титаном” в финале Asylum. Клоуну-убийце удается стать одной из ведущих сил в тюрьме под открытым небом, однако главная его цель – поиск лекарства. Свой последний шанс злодей видит в пробирающемся по улицам Аркэм-сити Бэтмене: заманив архи-врага в ловушку, Джокер инфицирует его тем же ядом, давая герою веский стимул искать противоядие.
Игру официально анонсировали в 2009 г. на церемонии вручения наград “Spike Video Game Award”. Серьезная разработка ее сюжета и концепции началась в феврале того же года. Идея вынести действие за пределы психушки, в город, возникла еще во время работы над Arkham Asylum: первая игра создавалась с расчетом на сиквел (возможно, не один). Режиссер Arkham City Сефтон Хилл говорит, что пытался создать у играющего “ощущение Бэтмена в Готэме”. Однако он чувствовал, что давать герою полную свободу передвижений не стоит: так был придуман Аркэм-сити, отдаленно напоминающий о саге “Ничья земля”. Пространство, в котором должен выжить мститель, стало в пять раз большим, чем в Asylum; это дало разработчикам возможность пополнить набор движений и боевых техник героя, расширить его арсенал и придумать для него как можно больше разнообразных вызовов и заданий, использовав намного больше злодеев.
Последний факт также позволил расцветить ландшафт игры: каждый из участков Аркэм-сити четко дает представление о том, кто из маньяков его контролирует. “Если вы придете на территорию Джокера, вы получите очень “джокеризованный” опыт, и все рисунки на зданиях – граффити ли это, торговый знак или что-либо еще – дают вам безошибочное представление о Джокере, — утверждает Декс Гинн, маркетинговый менеджер игр. — Так что наша художественная команда действительно приложила много усилий, чтобы создать такого типа переходы между разными зонами, очень помогающие игроку почувствовать, что он физически переходит в другое эмоциональное пространство”. Для разработки различных урбанистических пейзажей компании Rocksteady Studios пришлось привлечь уже на 75, а более 100 человек.
Желая расширить вселенную Arkham City за пределы игры (а также в понятных рекламных целях), DC выпустило мини-серию, также написанную Дини, представляющую собой сюжетный мостик между двумя играми. Ее основной линией было расследование, выводящее Человека – Летучую Мышь на истинного автора идеи Аркэм-сити (подробнее тут, тут и тут). Был создан и ряд коротких эксклюзивно-дигитальных комиксов, посвященных отдельным персонажам: в них было показано, как нашли свое место в Аркэм-сити Риддлер и Фриз, детализировались мотивация Бейна и процесс вербовки людей в отряды Стрейнджа. Интересной особенностью всех этих сюжетов (как, впрочем, и игры) было использование персонажей и мотивов, связанных с “Дини-вселенной”, как фаны окрестили работу своего фаворита над “Детективными комиксами” и “Улицами Готэма”. Не обошлось и без музыкального альбома Arkham City.
Сама же игра была выпущена 18 октября 2011 г. в Северной Америке и 21 октября в Европе (версии для PlayStation 3 и Xbox 360); версию для Microsoft Windows выпустили 15 ноября в Северной Америке и 18 ноября в Европе. За первую неделю по всему миру было продано 2 миллиона экземпляров, всего же – более 4.6 миллионов (Arkham Asylum остановилась на цифре 4.3 миллионов). Таким образом City стала одной из самых быстро распродаваемых игр в истории. Критические отзывы были исключительно положительными: практически все сошлись на том, что это не просто лучшая супергеройская видеоигра всех времен (превосходящая предшественницу так же, как “Темный Рыцарь” оставил позади “Бэтмен: Начало”), а и одна из лучших видеоигр всех времен. Встречались даже мнения, что Arkham City раскрывает готэмский мир лучше, чем любой комикс, фильм или сериал (явное преувеличение). Много говорили и о мрачности игры, а Кевин Конрой даже сравнил ее с великолепным мультфильмом “Бэтмен будущего: Возвращение Джокера”: “Она очень, очень мрачная. В ней задействовано множество злодеев, и она идет в том же направлении – она настолько же мрачна”.
Центральным антагонистом Arkham City задолго до ее выхода был объявлен Хьюго Стрейндж, выразительно озвученный Кори Бартоном в стиле графа Дуку. Выбран он был из-за своих способностей манипулятора и знания личности Бэтмена – оба этих момента стали ключевыми для сюжета игры. Хоть Хилл и признает, что Хьюго менее известен широкой публике, чем Бэт-злодеи, засветившиеся в голливудских фильмах, он счел, что именно такой оппонент поставит героя в ситуацию, где тот будет как никогда ранее уязвим. Правда, тот факт, что Стрейндж, как выясняется ближе к финалу, служит Раш аль Гулю (голос Ди Бредли Бейкера), несколько умаляет его роль.
Конкурирующие с Джокеровской группировки возглавляют, разумеется, Двуликий и Пингвин. Первый из них нетерпеливо агрессивен: попав в Аркэм-сити одним из последних, он хочет как можно скорее завоевать респект, для чего устраивает публичный суд над пойманной Кошкой. Второй же успел надежно окопаться на новом месте, собрал большую армию и подстраховался другими, менее стандартными козырями. Трой Бейкер обеспечил Денту достойное злобное рычание, и внешний облик маньяка хорош, однако использован он в сюжете очень скромно и выходит из игры чересчур быстро. Зато птичий гангстер причиняет Рыцарю Ночи солидную порцию неприятностей, имея в своем распоряжении множество подручных (некоторые из них – на “Титане”), замораживающий арсенал мистера Фриза, почему-то акулу (вместо привычных ястребов или морских котиков) и даже Соломона Гранди (Фред Татаскиоре) на поводке. Внешность Освальда комбинирует традиционный комиксовый вариант и мутанта от Бертона, у него фамильная ненависть к Уэйну (как в “The Batman”), а к кряканью актер Нолан Норт добавил акцент кокни – в результате вышел весьма колоритный Кобблпот, один из лучших злодеев игры.
Хватает и интеллектуальных вызовов для героя. В первую очередь их подбрасывает высокомерно-хвастливый Риддлер (Уолли Уингерт), раздавший своим заложникам коды, каждый из которых скрывает приготовленную для Темного Мстителя загадку. Дополнительные задания для борца со злом предлагают перекочевавший из Arkham Asylum Зсасз (Дэнни Джекобс), устроивший чаепитие Безумный Шляпник (Питер Макникол), выполняющий контракт Дэдшот (Крис Кокс) и пытающийся украсть личность Брюса Хаш (Конрой). Бейн (Фред Татаскиоре) на этот раз выступает временным союзником героя, поскольку его цель – полное уничтожение “Титана”. Фриз (Морис Ла Марш) – все еще злодей, но, как всегда у Дини, почти симпатичный, со знакомой супружеской мотивацией и вдобавок оказавшийся между молотом и наковальней, то есть Джокером и Пингвином. Ядовитый Плющ (Тасия Валенца) появляется в части игры, посвященной Кэтвумен. Совсем маленькие роли исполняют Черная Маска (Нолан Норт), Крок (Стивен Блум) и Календарный Человек (Морис Ла Марш), у которого на каждый месяц приготовлена жутковатая история о его подвигах. Воистину густонаселенный мир – возможно, даже перенаселенный.
Кроме Бэтмена, имеется возможность поиграть за Робина (Криспин Фримэн), Найтвинга (Куинтон Флинн) и Кэтвумен (Грей Делисл). Последняя, разумеется, наиболее интересна, с собственным акробатическим боевым стилем и своим вариантом Detective Mode – “воровским зрением”, а также с отдельным набором вызовов-заданий. Вдобавок ей дается возможность спасти любимую Летучую Мышку. Другая большая любовь Брюса, экзотическая Талия, тоже исполняет важную роль в игре; ее озвучила Стана Катик (“Спирит”, “Касл”).
Зная Дини, заранее настраиваешься на то, что, даже при наличии Хьюго, Раша и прочих, в конце концов все сведется к Бэтмену и Джокеру. Именно так и происходит: несмотря на то, что на этот раз Клоун – Принц Преступного Мира выступает далеко не единственным мастермайндом и что роль у него поменьше, чем в Arkham Asylum (всю полевую работу за него делает Харли, сменившая костюм и голос – Тара Стронг вместо Арлин Соркин), финал все равно принадлежит ему. Здесь и неплохой “твист” с двойником, которым оказывается Клэйфэйс (достойный противник с голосом Рика Д. Вассермана, творчески использованными силами и замечательнейшей мотивацией: “Это роль всей жизни!” – чистая правда), и убийство Талии (!), и, наконец, самая настоящая смерть, причем точно соответствующая динамике отношений между вечными врагами. Конрой, по сути, выдал этот спойлер, сравнив игру с ROTJ, но такой поворот событий просто никому не пришел в голову. (Вообще, количество пущенных здесь под откос заметных фигур мифа поражает – очевидно, создатели уже определились с персонажами, которых будут использовать в неминуемой третьей части.) Бэтмен молча выносит труп Джокера и уходит, не давая каких пояснений даже Гордону (означает ли это переход к статусу беглеца от правосудия, как в “Темном Рыцаре”?). А последний аккорд – Only You Бака Рама и Энди Рэнда, спетая шутником лично на Бэт-автоответчик за три часа до развязки.
“Привет-прощай, Джокер! Я получал удовольствие от каждой минуты, проведенной за рулем чокнутой машины Клоуна – Принца, — я буду скучать по нему больше, чем могу сказать!!” – утверждает Марк. Пожалуй, при такой концовке в его прощание можно поверить… или нет?
Вадим Григорьев.
EmperorJoker » ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА (Джокер в видеоиграх. Часть 2) Said,
8 ноября, 2023 @ 16:47
[…] Batman: The Videogame (2008), Mortal Kombat vs. DC Universe (2008), Batman: Arkham Asylum (2009), Batman: Arkham City (2011), DC Universe Online (2011), Lego Batman 2: DC Super Heroes (2012), Batman: Arkham Origins […]