БЕЗ ЛИЦА, БЕЗ ТОРМОЗОВ (Джокер в 2011-2013 гг.)

deathoffam1Историю Джокера DCU “Новых 52” решено было начать с “бэнг!”: в заново стартовавших “Детективных комиксах” после динамичной, но весьма стандартной погони Бэтмен доставлял маньяка в “Аркэм”, где загадочный сообщник (оказавшийся впоследствии коллегой-психопатом Доллмэйкером) с согласия клоуна-убийцы срезал его знаменитое белое лицо. После этого злодей исчезал на год, оставив свое лицо храниться в полицейском участке (к большому неудовольствию копов), и появлялся лишь в флэшбэках, проясняющих, какие элементы его богатейшей биографии перекочевали в новую вселенную: выстрел в Барбару Гордон (с несколько измененными обстоятельствами), роман с Харли Квинн (пережившей аналогичное купание в химикатах), убийство Джейсона Тодда (жизнь которого шутник, оказывается, тайно направлял в нужное ему русло много лет), получение ломом от Дэмиена.
Логично было предположить, что вернет Клоуна – Принца Преступного Мира на страницы комиксов тот же автор, который забрал у него лицо, — Тони Дэниел. Он и сам какое-то время думал именно так, высказывая в интервью нетерпеливую готовность вернуться к работе с его любимым злодеем. Однако через некоторое время стало известно, что очередным пришествием Джокера займется новая звезда Бэт-комиксов Скотт Снайдер и что возвращение легендарного безумца станет суперсобытием с громким названием “Смерть семьи”.
В интервью Снайдер несколько туманно рассказывал, что у Дэниела было несколько своих идей относительно того, что делать с шутом-маньяком, а у него – замысел крупной истории, созревший еще до “Новых 52” и постепенно сформировавшийся в полноценный сюжет. Победил сильнейший. Скотт утверждал, что это будет его любовное письмо и одновременно исследование злодея, значащего для него больше, чем какой-либо другой персонаж комиксов. “Когда Джокер приходит за тобой, потому что он сердит, он приходит заdeathoffam2 тобой, используя самый личный подход, — пояснял свое видение Снайдер. — Даже если его не очень заботишь ты сам, он достает то, чего, он думает, ты боишься в себе больше всего, и работает с этим. И нет ничего запредельного, когда ты используешь Джокера; ничего слишком страшного, слишком мрачного, слишком жестокого”.
Скотт ранее писал Джокера для пары выпусков “Детективных комиксов”, и уже там заметны особенности его оригинальной трактовки образа. В половине сцен на маньяке маска в духе Лектера, следовательно, знаменитая улыбка – не то, что интересовало автора. Клоун-убийца Снайдера подозрительно много знает о своих противниках (и прочих людях, попадающих в его поле зрения) и дико обижается, когда вместо “его” Темного Рыцаря сражаться приходит Бэтмен-Дик.
“Чем больше об этом думаешь, тем интереснее та вещь, что Джокера, как бы важен он ни был в бэтменовской мифологии, на самом деле не так уж много в комиксах, если оглянуться назад, — утверждает Скотт. — Я имею в виду, он был в “Batman R.I.P.” и местами в “Бэтмене и Робине”, а до того он был в “Ничьей земле” или где-то еще, но он на самом деле не центральный злодей в сюжетах Гранта. Хоть он играет действительно большую роль, он не был фронтом и центром и серьезно не ставился против Бэтмена по-настоящему долгое время. Так что, хоть он и появлялся в анимации и фильмах, среди нас было понимание того, что большой Джокеровской истории не было уже давно, и мы убрали его на год, вот и появилась возможность вернуть его как можно более зверским путем”.
Увы, слова Снайдера о малом количестве появлений Клоуна – Принца Преступного Мира в комиксах свидетельствуют лишь о его, мягко говоря, невысокой компетентности в этом вопросе, и его список любимых Джокеровских историй традиционен: “Убийственная шутка” (финал со смехом архи-врагов – одна из его любимых сцен в комиксах), “Возвращение Темного Рыцаря”, “Психушка “Аркэм” и, к счастью, ROTJ. Однако он хорошо умеет строить атмосферу саспенса: лучшие куски “Смерти семьи” отлично работают как триллер, особенно начало со зловещими предзнаменованиями и крупным планом белой ноги. То же самое можно сказать о визите центрального персонажа в полицейский участок, откуда он забирает свое срезанное лицо, чтобы дальше носить, привязав к голове, как маску. Жутковатую уже саму по себе концепцию усилило мастерство художника Грега Капулло: на наших глазах от выпуска к выпуску лицо гниет, меняя цвет и собирая вокруг себя рои насекомых. При этом создатели арка уверяли, что ни в коем случае не хотели превращать безумного остряка в монстра из хорроров в стиле 80-х.
deathoffam3Шутник срезал себе лицо с очень определенной целью: это был символический акт, поскольку, в его представлении, своего лица лишился его вечный противник. Джокеру Снайдера нужен “его” Бэтмен – грозный непобедимый мститель-одиночка. Бэт-команда, ослабляющая, по мнению злодея, своего лидера, путающаяся под ногами короля свита, ему не нужна совсем. Поэтому, после уже традиционного телевыступления и не менее традиционного убийства кучи случайных людей (в основном копов), клоун-психопат анонсировал, что на этот раз повестка дня – полное уничтожение “семейства” Человека – Летучей Мыши, и подкреплял угрозу словами о том, что за год вычислил личности всех союзников готэмского героя. Его новая миссия определяла и костюм – простой рабочий комбинезон “автомеханика Джо”, горящего желанием “починить” жизнь Темного Мстителя.
Снайдер также воспользовался шансом охарактеризовать отношения Джокера с другими видными членами “галереи бестий”: к основному сюжету выпуска прилагался небольшой второй, в котором безлицый маньяк общался с одним из коллег, демонстрируя дружелюбное высокомерие (к представляющему организованную преступность Пингвину), снисходительное уважение (к умнику Риддлеру) или же щедро приправленное недоверием презрение (к Двуликому). И автор, и персонаж при каждом удобном случае подчеркивали превосходство шутника над всеми прочими врагами Летучей Мыши.
deathoffam4Если с чем Скотт явно переусердствовал, так это с характером многолетней “привязанности” самого страшного злодея всех времен к его извечному оппоненту. Неизвестно, был тому причиной тот факт, что в “Флэшпойнте” Бэтменом и Джокером были Томас и Марта Уэйн, или что-либо еще, но в “Смерти семьи” психопат вел себя так, будто Рыцарь Ночи – его муж. То, что раньше подавалось намеками отдельными авторами вроде Миллера и Моррисона, Снайдер высказал более чем буквально: к диалогу с бесчисленными “дорогой” прилагались выразительные жесты и демонстративно изящное, практически женственное телосложение – такой Джокер если и представляет физическую угрозу для героя, то точно не в драке.
Решение DC превратить арк Снайдера в суперсобытие, затронувшее почти все связанные с миром Готэма серии, оправдало себя отчасти. Полномасштабное сражение с Бэтгерл было явно необходимо, и результат вышел отменным: есть нечто бесконечно Джокеровское в том, чтобы просить у девушки руку и сердце, преподнося ей кольцо на отрезанном пальце ее матери. Это один из тех моментов, которые нельзя представить себе с другим злодеем. Еще более жутким маньяк казался в “Найтвинге”: в величественной хоррор-сцене он презентовал Дику зал, полный скелетов давно покойных работников цирка Хейли, а затем натравливал на него живых циркачей, его друзей. Если Барбара достойно сражалась до последнего (и в какой-то момент почти борола психопата, занося над ним его же бензопилу), то травмированный до глубины души Грейсон сдался практически без боя. Эта версия Джокера определенно ненавидит первого чудо-мальчика больше, чем его последователей, — возможно, потому, что с него все началось.

deathoffam5deathoffam6

Патрик Глисон в “Бэтмене и Робине” предложил наиболее пугающий визуально вариант данного Клоуна – Принца Преступного Мира, рисуя его периодически с пустыми глазницами и надетым вверх ногами лицом. В случае с Дэмиеном злодей использовал страх стать причиной гибели отца-ментора; хоть финал испытания оказался не таким, как планировал шут-убийца, мальчуган в итоге пополнил его коллекцию связанных детишек.
С другой стороны, отнюдь не обязательными были встречи центрального персонажа саги с Кэтвумен (в ее серии) и с Харли (в “Команде Самоубийц”), особенно первая: не будучи членами Бэт-семейства, обе особы были ему безразличны до такой степени, что он довольно быстро оставил их в покое. Впрочем, беседа по душам с Квинн была все же оправдана радушным приветствием в лицо и намеком, что она у него такая не первая и не последняя.

deathoffam7

Разочаровали разборки психопата с Джейсоном Тоддом и Тимом Дрейком в командных сериях “Красный Колпак и люди вне закона” и “Юные Титаны”: слабоватое испытание (всего лишь угроза убить отцов обоих), отвратная жестикуляция и все та же бесконечная болтовня о “свите короля”. Уж для своего битого ломом любимчика злодей мог расстараться как следует (впрочем, он отчасти компенсировал это, налив кислоты в колпак Тодда). “Детективные комиксы” же затрагивали тему совсем чуть-чуть, но с небезынтересной стороны: в них описывалось влияние на горожан возвращения Джокера и появление множества вдохновленных им банд.
К сожалению, финал эпопеи оказался слабоватым, особенно на фоне тщательно созданной Снайдером мрачной атмосферы предчувствий чего-то очень плохого. Повязав всю свиту и в конечном счете самого короля, Клоун – Принц Преступного Мира никак не воспользовался столь убедительной победой. Он никого из них не убил, не покалечил и не изуродовал – попугал немногоdeathoffam8 фальшивыми срезанными лицами и, можно сказать почти без преувеличения, отпустил подобру-поздорову, свалившись в пропасть “в объятия смерти”. Рецензенты, называвшие “Смерть семьи” шедевром чуть ли не с первой главы, поспешили разъяснить коварный замысел психопата: изощренные психологические пытки, которым он подверг членов Бэт-команды, неизбежно заставят их держаться подальше от ментора – это и будет “смерть семьи”. Однако тем, кто читает комиксы хотя бы не первый год, было сразу ясно, что эффект отчуждения “рассосется” буквально через пару месяцев без каких-либо последствий – что и случилось. И совсем уж малозначимым итог сюжета Снайдера выглядел в сравнении с настоящей смертью в Бэт-семействе – гибелью Дэмиена на страницах “Бэтмен Инкорпорейтед” Моррисона. Так или иначе, при всех своих достоинствах и недостатках, “Смерть семьи” стала наиболее громким из связанных с Джокером событий в мире комиксов за последние годы и крупным коммерческим успехом для DC (в частности, все входившие в арк выпуски “Бэтмена” занимали вторые или третьи места в списке хитов продаж месяца).
Подробное описание всех перечисленных выше событий можно найти по следующим ссылкам:

НОЯБРЬ 2011 Г.
ДЕКАБРЬ 2011 Г.
ЯНВАРЬ 2012 Г.
ФЕВРАЛЬ 2012 Г.
Графический роман “Бэтмен: Ноэль”
МАРТ 2012 Г.
АПРЕЛЬ 2012 Г.
МАЙ 2012 Г.
ИЮНЬ 2012 Г.
ИЮЛЬ 2012 Г.
АВГУСТ 2012 Г.
СЕНТЯБРЬ 2012 Г.
ОКТЯБРЬ 2012 Г.
НОЯБРЬ 2012 Г.
ДЕКАБРЬ 2012 Г.
“СМЕРТЬ СЕМЬИ”: ФИГАРО ТУТ, ФИГАРО ТАМ…
ЯНВАРЬ 2013 Г.
“СМЕРТЬ СЕМЬИ”: КОЖАНОЕ ЛИЦО
ФЕВРАЛЬ 2013 Г.
МАРТ 2013 Г.
АПРЕЛЬ 2013 Г.
МАЙ 2013 Г.
ИЮНЬ 2013 Г.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий