ВОЙНА И НИКАКОГО МИРА (80-летие Джокера)
2020-й как год 80-летия самого страшного злодея всех времен ознаменовался сразу несколькими громкими проектами с его участием. Главными из них стали традиционно охватившее почти все Бэт-серии суперсобытие “Война Джокера” и давно обещанная мини-серия Джеффа Джонса “Три Джокера”.
“Война” была задумана как первая большая атака Клоуна – Принца Преступного Мира со времен “Конечной игры”. С момента старта “Возрождения DC Universe” он не то чтобы исчез из поля зрения, но оставался преимущественно на обочине и не выступал в роли угрозы, способной поставить на колени город. По случаю юбилея было решено вернуть ему ужасающую славу.
В мини-серии “Год злодея: Ад поднимается” психопат так объясняет Лексу Лютору свое равнодушие к его войне с Бэтменом, который смеется: его не интересуют вселенские разборки. Когда монстр действовал в Готэме, шут-маньяк участвовал в борьбе с ним, но стоило ему выйти далеко за пределы города, как Джокер утратил к нему интерес. У него есть его Готэм, его Бэтмен и собственные крупные планы относительно обоих. А также есть новая боевая подруга, длинноногая и серьезно настроенная Панчлайн, с первого же взгляда определяемая как антипод Харли Квинн.
Как это часто бывает, дорога, ведущая к суперсобытию, оказалась интереснее, чем оно как таковое.
Первая сага Джеймса Тайниона IV, получившего бразды правления в серии “Бэтмен” после ухода Тома Кинга, “Их темные замыслы”, представила читателям загадочного злого гения предыдущего поколения Дизайнера, которого страшатся, кажется, все крупнейшие фигуры готэмского злодейского мира. (Тайнион в общих чертах изобрел его еще до своей работы над “Детективными комиксами” и в какой-то момент собирался там использовать.) Дизайнер пускает в ход давний план захвата власти над Готэмом, в котором когда-то предложил поучаствовать Пингвину, Риддлеру, Кэтвумен – и Джокеру, который как бы и не участвует в сюжете, лишь произнося великолепный монолог. Трое из четырех преступников, пришедших к дьяволу, купились на его обещания и были вне себя от счастья, и лишь четвертый, шут, понимал настоящую игру искусителя, пожелал занять его место – и убил его.
Возвращение покойного Дизайнера оказывается искусной мистификацией. Криминальный гений прошлого действительно мертв, а все последние события – дело рук того, кто захотел им стать. Клоун – Принц Преступного Мира подключил к делу специалистов (Дэфстрок и его отряд киллеров), сыграл на эмоциях “соблазненной” Дизайнером троицы коллег, дал в плане важную роль верной помощнице – и в результате обвел вокруг пальца архи-врага, захватив все его состояние.
Как ни крути, победа – и знаменательная. В развязке сюжета Джокер однозначно предстает величайшим злодеем Готэма, играющим всеми остальными как марионетками, мыслящим совершенно рационально, но дьявольски изобретательно.
В каком-то смысле не хуже оказалась вторая тропинка к “Войне”, арк Питера Дж. Томаси из “Детективных комиксов”. Номинально его главным злодеем является Двуликий, действующий еще более безумно, чем обычно, но скоро выясняется, что он игрушка в руках Джокера, вставившего ему в голову чип Безумного Шляпника. Клоун-убийца снова манипулирует всеми вокруг, привлекая одних как специалистов (сделавший операцию Хьюго Стрейндж), играя другими как марионетками (Дент, Когти Суда сов) и вынуждая силой третьих (слегка помятый Шляпник). Только в данном случае никакой рациональной цели он не преследует, а лишь веселится, устраивая как можно большую потасовку. Это все же ближе к традиционным представлениям о злобном шутнике.
Некоторый качественный материал обнаружен в сборнике “Джокер. 80-летняя годовщина”. Из размещенных в нем коротких сюжетов следует отметить “Представляем Голубиный корпус” (привет от покойного ныне ветерана Дэнни О’Нила, чей Джокер вполне может стать членом корпуса для не летальных военных миссий и спасать заложников с помощью зудомета, вызывающего безудержную чесотку), “Жуков на день рождения” (клоун-убийца заводит дружбу с мальчиком-изгоем, любящим отрывать лапки у жуков, и устраивает ему замечательный день рождения, силой согнав к нему всех соседей) и, конечно, “Что приходит в конце шутки” (не то чтобы предыстория Панчлайн в традиционном смысле, а скорее попытка объяснить ее образ мышления).
Что же касается самой “Войны Джокера”… Выполнено все на достойном уровне, но чего из этого не было прежде, причем сравнительно недавно, в сагах “Новых 52”? Джокер, идущий войной на Готэм, чтобы изничтожить все его население? Джокер, по очереди приходящий помучить каждого члена Бэт-семейства? Джокер, против которого вынуждены ополчиться все герои и даже злодеи? Все это было у Снайдера, да и не только. Даже Джокер, по-своему обыгрывающий трагедию Брюса Уэйна, уже был.
Детали, конечно, отличаются. У Снайдера был готовый претендент на Нобелевскую премию, способный изобрести личный вариант своего яда для каждого члена Лиги Правосудия и такой вирус безумия, против которого Летучая Мышь находит средство почти на последнем издыхании. В “Войне” – взбесившийся миллиардер, готовый платить всем в городе за то, чтобы они, взяв оружие и надев клоунские маски, принялись палить во все вокруг. Даже фокус с нанотехнологиями, превращающими трупы в зомби ходячих, он позаимствовал у Дизайнера, хотя, конечно, использовал в намного большем масштабе. Получив состояние и заценив красивый образ жизни, злодей большую часть времени почивает на лаврах, появляясь лишь изредка и поручив всю полевую работу подруге, которая, по сути, и стала главной звездой арка.
Начав набрасывать Джокеровские эпилоги для “Бэтмена. № 85” и “Бэтмена. № 86”, Тайнион обратил внимание на факт, что рядом с персонажем в его современной интерпретации давно никто не появлялся – в том плане, что с начала “Новых 52” он действовал без помощников, а для запланированной “Войны” они точно требовались. Написав пару сцен с подручными в клоунских масках, автор осознал, что чего-то не хватает – второго в команде, лейтенанта. Для “Войны” подобная фигура была необходима, поскольку Джокер-то не генерал. Даже имея в распоряжении всю систему банд Готэма, он не будет ставить задание перед каждым отрядом: он скажет что-то странное, пошутит и начнет стрелять в головы. Требовался тот – или та, кто, получив от него инструкции, транслирует их в четкие приказы для десятков вооруженных головорезов, и это точно не могла быть Харли Квинн.
Так Тайнион пришел к идее об анти-Харли. Если Квинн была своего рода ангелом, сидящим на плече Джокера, то это должен быть дьявол, сидящий на втором плече, — такое описание он дал художнику Йорге Джименезу. Готовый рисунок впечатлил и его, и редактора Бена Абернати, и руководство DC, энергично взявшееся за раскрутку нового персонажа. Похоже, впечатлил он и читателей, так как Панчлайн косплеют с первых же дней.
Что же касается наполнения неоспоримо неординарного дизайна, то для Тайниона это воплощение определенной части нового поколения Готэма. “Панчлайн представляет молодых людей, в которых укоренились темные идеологии, и в ней укоренилась темная идеология Джокера”, — поясняет автор, подчеркивая, что новая подруга верит в то, что олицетворяет клоун-убийца, в намного большей степени, чем он сам, когда он об этом поэтично говорит. В этом плане она жертва манипуляции, обмана и самообмана почти в такой же степени, что и Харли ранних лет. Одна видела в злодее непонятую и преследуемую жестоким обществом жертву, другая видит темного мессию, с кровью срывающего маску с лицемерного мира, на самом же деле это просто садист-нигилист, пытающийся убить как можно больше людей, но при этом в людях разбирающийся и умеющий подбирать красивые слова. Но даже если на данном этапе Панчлайн и не самый глубокий персонаж, Тайнион однозначно преуспел в достижении первоначальной цели: из новой злодейки вышел толковый и полезный лейтенант, обеспечивающий связь между наслаждающимся роскошью шутом-маньяком и его солидной армией.
Поэтому совсем не случайно главным союзником Темного Рыцаря в борьбе с Клоуном – Принцем Преступного Мира на этот раз стала Харли. Естественно, это было необходимо для того, чтобы как можно ярче обыграть ее отличие от Панчлайн и пару раз свести их в отчаянной схватке. (На вопрос “Зачем люди читают комиксы?” ответ “Чтобы полюбоваться на яростно дерущихся красивых женщин” будет точно в первой пятерке, Джим Ли подтвердит.) В результате и без того раздвоенная Квинн окончательно растроилась: одна в “Отряде Самоубийц”, другая в собственной серии и третья по уши в готэмских событиях. Так что DC было б уместнее вместо “Трех Джокеров” выпускать “Три Харли”.
Удивительно, но факт: хоть Тайнион и сотрудничал со Снайдером над его Джокеровскими эпосами, его личный Клоун – Принц Преступного Мира получился совсем другим. Ничуть не сумасшедший и не особо пытающийся быть остроумным коварный мастермайнд и манипулятор, в чьем отношении к архи-врагу нет ни капли знаменитой двусмысленности. Он устраивает в Готэме хаос, чтобы показать ненавистному Темному Рыцарю, каким город должен быть – и каким он был до его попыток установить закон и порядок. Этот Джокер демонстрирует нечто вроде ностальгии по старому криминальному Готэму, что, естественно, полностью противоречит всем сюжетам, где он является одним из главных агентов новой эры, устанавливая вместо организованной преступности хаотическую. Что ж, нынче у каждого автора свой Джокер (какие там “Три”…); времена, когда было практически невозможно определить, кто его пишет, О’Нил, Маггин или Хейни, остались в далеком прошлом. Да, и, конечно, всем давно известно, что клоун-маньяк убивает всех своих подчиненных, не намеченных DC для дальнейшего использования, однако Тайнион с этим немного переборщил: его вариант устраивает полную зачистку на каждом этапе своего плана, приканчивая всех без разбора именно для того, чтобы не оставлять свидетелей.
“Война Джокера” презентовала нового персонажа по кличке Клоунхантер (“охотник на клоунов”), паренька в причудливом костюме и маске, одного за другим безжалостно уничтожающего солдат Клоуна – Принца Преступного Мира в Нарроузе. Для Тайниона он воплощает другую часть нового поколения Готэма: если Панчлайн вдохновенно старается быть плохой, то этот видит себя героем – таким, какой нужен городу. Это представитель молодежи, из года в год наблюдающей, что, хоть Бэтмен и скачет по крышам, к лучшему мало что меняется. Поэтому в момент кризиса он, не рассчитывая на помощь мстителя с дорогими гаджетами, надевает маску, берет в руки биту и идет защищать свой квартал. И для Темного Рыцаря это существенная проблема, так как подобный экземпляр никогда не станет членом его команды, не будет ему подчиняться и исповедовать его кодекс. Недаром Джокер, когда ему докладывают о Клоунхантере, откровенно веселится: хоть его людей и убивают, новичок подтверждает его точку зрения о настоящем лице Готэма, а не идеалистические заблуждения Летучей Мыши.
Тай-ины, в которых злодей издевается над разными членами Бэт-команды, выглядят откровенно вторично: отличие от аналогичных “Смерти семьи” лишь в том, что тогда он называл всех героическими прозвищами, а теперь настоящими именами. Особенно бесполезным выглядит выпуск “Бэтгерл”: ранее коронным номером психопата было сделать девушке предложение, преподнеся кольцо на отрезанном пальце ее матери, и было изначально ясно, что этот финт никак перещеголять не удастся. Так и вышло: на этот раз шутник просто поскандалил, еще и заработав острой железякой в спину. Пора поставить крест на этой теме и в следующий раз отправить его к Бэтвумен, которой он опять побрезговал, хотя в “Войне” она участвовала. Ведь без такого его визита ее в настоящие члены семьи Летучей Мыши так никогда и не запишут.
Немного веселее и осмысленнее прошел визит злого гения к Найтвингу: воспользовавшись тем, что молодой герой сначала получил пулю в голову, подарившую ему амнезию, а затем стал марионеткой Суда сов, криминальный остряк тоже приложил руку к его мозгу, заставив Грейсона поверить в то, что он его приемный сын, кровожадный головорез Дикки-бой, и отправив дубасить Бэтгерл, Красного Колпака и Красного Робина. Для головы бедного Дика это стало последней каплей, и в итоге воспоминания вернулись к нему, так что злодеяние обернулось благим делом.
Весьма качественным вышел сборник “Военная зона Джокера”. Истории о том, как пережитые мучения повлияли на Луциуса Фокса, и о том, что делают во время кризиса Спойлер, Сирота и Айви, неплохи, но по-настоящему хороши две, написанные самим Тайнионом. В “Серьезном доме” Джокер приходит к Бейну и доступно объясняет, что именно тот сделал не так во время своего захвата города, — почти как один автор объясняет другому. Этот сюжет не оставляет сомнений в том, кто из двоих по-настоящему страшный злодей, особо подчеркивая, что у трона Бейна был ненастоящий Джокер. А “Охота на клоунов” – первый полноценный выход Клоунхантера, раскрывающий его цели и мотивацию и даже показывающий лицо за маской.
Развязка “Войны” в юбилейном сотом выпуске “Бэтмена” получилась достаточно стандартной: традиционная большая битва один на один (до краткого, но решительного вмешательства Харли), во время которой негодяй вслух подробно излагает свою недавнюю доктрину. В дополнительных сюжетах были кратко намечены будущие пути для основных участников событий – Джокера, Панчлайн и Клоунхантера. В сто первом же номере Темный Рыцарь вдруг решает, что архив-враг был на самом деле прав. Небольшая, но все же победа, стоившая войны.
Артём 23 Said,
9 ноября, 2020 @ 13:22
Вадим, а что с некоторыми страницами сайта? Просто например 2013, в хрониках клоуна, отсутствуют. Или на некоторых ссылках не скриншотов из комиксов
vadim Said,
10 ноября, 2020 @ 11:42
Сайт еще не полностью восстановлен, потому ряда материалов и иллюстраций не хватает.
Артём 23 Said,
10 ноября, 2020 @ 17:42
А, ок, понял. Спасибо
Mefista Said,
11 ноября, 2020 @ 02:13
Вадим, а что с сайтом было? Я давно, конечно, не заходила и не участвовала в жизни, однажды открыла, прочувствовавшись — а нет его…
vadim Said,
11 ноября, 2020 @ 21:29
Несколько лет назад на хостинге, который мы с деловым партнером арендовали, полетел сервер — причем так, что восстановлению не подлежал. И так вышло, что у нас был только очень старый бэк-ап. По нему сайт восстановили, но всех материалов 2011-2015 гг. там не было.
Поскольку у меня и тексты, и иллюстрации этих лет, я понемногу статьи тех лет на сайт возвращаю, но поскольку их очень много, то это долгий процесс.
MefistaCenobica Said,
12 ноября, 2020 @ 20:50
А, так вот как все было 🙁
Могу посочувствовать, у меня только что такое же было с объемистой картой памяти, только пропал всего год (и по оставшимся заголовкам файлов в других местах отыскалось хоть что-то из более нового).