Batman: Soul of the Dragon / “Бэтмен: Душа Дракона”
Batman: Soul of the Dragon / “Бэтмен: Душа Дракона” (26.01.21). Сценарист Джереми Адамс. Режиссер Сэм Лиу.
Роли озвучивают:
Бэтмен – Дэвид Гиунтоли
Ричард Дрэгон – Марк Дакаскос
Леди Шива – Келли Ху
Бронзовый Тигр – Майкл Джей Уайт
О-Сенсей – Джеймс Хонг
Джейд Нгуен – Джейми Чунг
Джеффри Барр – Джош Китон
Рип Джаггер – Крис Кокс
Шлангенфауст, подпольный боец – Робин Аткин Даунс
Леди Ева, проститутка – Грей Гриффин
Король Змей, вышибала – Патрик Сейтз
лидер банды Топора – Эрик Бауза
Силвер Сент-Клод, ребенок – Эрика Латтрелл
Когда над миром нависает угроза культа Кобры, Бэтмен вынужден объединить усилия с лучшими мастерами боевых искусств на планете, вместе с которыми он когда-то учился у легендарного О-Сенсея, – Ричардом Дрэгоном, Бронзовым Тигром и Леди Шивой. Новая опасность оказывается связанной с загадкой исчезновения их бывшего наставника…
Шива: Я за то, чтобы приземлиться посередине и поубивать их всех.
Как известно, Бэтмен – персонаж, которого можно без особых проблем адаптировать для сюжета практически любого жанра. Он может казаться рожденным для мира суровой реалистической криминальной драмы, но в то же время вокруг него можно построить юмористическое шоу с яркими цветами и надписями-звуками от ударов. Он борется с заглянувшими из чистейшего хоррора маньяками-убийцами, но может оказаться на своем месте и в межгалактическом сражении а-ля “Звездные войны”. И он идеально подходит для того, чтобы выводить на экран сравнительно малоизвестные героические команды. Из-за своей мрачной природы он выглядел вполне органично среди членов Темной Лиги Правосудия, а теперь он кажется своим в отряде первоклассных мастеров боевых искусств вселенной DC в сороковом мультфильме серии DC Universe Animated Original Movies, впервые анонсированном 12 августа 2020 г. Хоть Темный Рыцарь и вынесен в название картины, она является в большей степени командной, причем, как отмечают ее создатели, готэмский мститель является, возможно, наименее искусным бойцом из квартета основных героев (по мнению сценариста Адамса, в пятерку лучших мастеров DCU, кроме Дрэгона, Тигра и Шивы, входят Кассандра Кейн и Коннор Хоук; Бэтмен, может быть, в первой десятке).
Ричард Дрэгон впервые появился в романе Дэнни О’Нила и Джеймса Р. Берри (воспользовавшихся псевдонимом Джим Деннис) “Мастер кунг-фу, Ричард Дрэгон: Кулаки Дракона” (1974), после чего О’Нил адаптировал его для комиксов DC в серии “Ричард Дрэгон – боец кунг-фу”, где также дебютировали учитель героя О-Сенсей (№ 1; апрель-май 1975 г.) и его союзники Бронзовый Тигр (№ 1) и Леди Шива (№ 5; декабрь 1975 г. – январь 1976 г.). Ирония судьбы в том, что в ту пору второстепенные Тигр и Шива сейчас знакомы любому фану DC намного лучше, чем сам Дрэгон, – возможно, потому, что он как персонаж никогда не казался кем-либо чуть большим, чем просто непобедимый белокожий мастер. В то же время Тигру подкинул дополнительные слои характера Джон Острандер, определив его в Отряд Самоубийц, а у Шивы завязались непростые отношения с Бэт-семейством: с одними его членами она спарринговала, других учила, и в итоге оказалась матерью одной из Бэтгерл. Играет свою роль и тот фактор, что Тигр и Шива появлялись неоднократно в различных DC-анимациях, в то время как для Дрэгона это дебют в этом виде искусства.
Для Брюса Тимма “Душа Дракона” (или же “Душа Дрэгона”, но все же лучше остановиться на Драконе с учетом, кинематографической в том числе, мифологии), посвященная умершему 11 июня 2020 г. О’Нилу, стала исполнением давней мечты. Он взрослел в “свингующие” 1970-е, и мимо него не прошли все эпохальные увлечения тех лет: фильмы и комиксы о боевых искусствах, “бондиана”, “сатанинские” мистические хорроры, “эксплуатационные” ленты. Поэтому Брюс давно собирался совместить их все в одной из своих работ: сделать классику фильмов кунг-фу 70-х в стиле “Выхода Дракона”, которая бы в итоге вырулила на сверхъестественную территорию 80-х а-ля “Большой переполох в китайском квартале”, с истинно “бондовскими” прологом и титрами. С другой стороны, сценарист Джереми Адамс – ярый фанат восточных единоборств: в детстве их изучение помогло ему спастись от терроризировавших его хулиганов, и с тех пор он освоил несколько разновидностей искусства ведения поединка, хорошо знает и ленты о них, и посвященный им уголок вселенной DC. Его первой самостоятельной работой был сценарий “Храбрых и смелых”, где напарником Человека – Летучей Мыши становился Ричард Дрэгон, а “Большой переполох” – его любимый фильм. Поэтому, как только Тимм изложил на собрании свой новый замысел, ему тут же посоветовали, к кому с подобным можно обратиться; исполнительный продюсер и сценарист быстро нашли общий язык. Третьим единомышленником стал еще один поклонник картин о боевых искусствах, режиссер Сэм Лиу. Вместе они отбирали, какие элементы знаменитых фильмов им следует использовать; к примеру, остров из “Выхода Дракона” задействовали, а вот от турнира мастеров отказались.
Создатели мультфильма позаботились о тщательном воссоздании атмосферы 1970-х: в кадре сменяют друг друга характерные для того времени костюмы, прически, автомобили – и все это под типичную для десятилетия музыку (поиск композитора, способного написать под 70-е 95 % музыки ленты, был непростой задачей, и им стал Хоаким Хорсли). Даже почти 80-минутный хронометраж картины должен напоминать об эпохе более простого кино, чем теперь. При этом Тимм зорко следил за тем, чтобы точное воссоздание не перешло грань пародии: шутки о диско, например, он запретил, так как выбрал временем действия конкретно 1974 г. В итоге Лиу решил ориентироваться на сериал “Кунг-фу” с Дэвидом Кэррадайном. И на роль подруги, с которой кратко прощается Уэйн, Тимм не случайно выбрал Силвер Сент-Клод, забраковав Вики Вэйл: 70-е были именно ее временем. Другим важным моментом был отбор второстепенных персонажей, бойцов, способных привнести в сюжет нечто особенное. Адамс тщательно прошелся по своему списку 50 лучших мастеров DCU, и, например, Рип Джаггер и Король Змей были использованы, а Серебряная Обезьяна – нет. Тимм и его сотрудники были весьма удивлены, когда картина получила рейтинг R, а не PG-13, всего лишь из-за насилия в боевых сценах: в “Душе” нет душераздирающей жестокости уровня, скажем, “Убийственной шутки”, и, например, экранизации “Возвращения Темного Рыцаря” в свое время удалось супервзрослого рейтинга избежать. Однако руководство студии не возражало, и было поздновато что-либо менять.
Как и следовало ожидать, особое внимание при работе над лентой уделялось постановке сцен поединков – крайне непростой задаче, по словам режиссера, так как в “Душе Дракона” боевой стиль четко характеризует каждого из персонажей. Рип Джаггер, например, практикует “змеиный” стиль, а Бронзовый Тигр – более жесткий, каратэ с примесью кикбоксинга. Дрэгон использует помесь кунг-фу и джиткундо, Шива – тоже кунг-фу, но в более смертоносном, холодном варианте, с оружием, и в ее движениях и позах больше Донни Йена, чем актеров-бойцов 70-х; у Бэтмена же – смесь всего, что только возможно. Но, пожалуй, главной особенностью проекта стало то, что основных героев озвучили настоящие мастера боевых искусств, неоднократно демонстрировавшие свои таланты в кино и на телевидении.
Из-за незнакомства широкой публики с Дрэгоном у авторов не возникло никаких проблем с тем, чтобы превратить его в азиата и анимационного двойника Брюса Ли. Ничего не знал о Ричарде до момента прочтения сценария и актер, ставший его голосом, – Марк Дакаскос (“Плачущий убийца”, “Братство волка”), в 1990-х игравший во многих не очень выдающихся боевичках, а недавно блеснувший в третьем “Джоне Уике”. Дакаскос считает, что в его работе с голосом пригодилось в первую очередь умение контролировать дыхание, являющееся одним из ключевых в боевом тренинге. Замечательнейший “бондовский” пролог презентует Дрэгона как полноценного экшн-героя, сочетающего лучшие черты Джеймса Бонда и Брюса Ли… и на этом почти все интересное, связанное с ним, заканчивается. Почти, но не совсем. Дрэгон – это все еще всего лишь идеальный боец, однако один нюанс образа раскрыт правильно, и именно в духе Брюса Ли. Ричард встречает противника, к которому не готов совсем, и постепенно, в ходе поединка, познает технику оппонента, находит способ его перебороть – и побеждает. Мотив познания и преодоления врага из лучших сцен фильмов Ли уловлен и передан точно, за что картина заслуживает еще один дополнительный балл.
Дакаскоса впечатлил оригинальный сценарий, в частности заложенная в нем философия: “Там так много нюансов. Фразы настолько глубоки, что тебе хочется идти за ними. То, что великий Джеймс Хонг говорит как О-Сенсей… ничего себе! Я слышал так много вещей, похожих на это во время моего собственного тренинга от моих разных учителей”.
В отличие от Дакаскоса, актеры, озвучившие Бена Тернера, или же Бронзового Тигра, и Сандру Вусан, она же Леди Шива, хорошо знакомы и с работой голосовика, и с доставшимися им персонажами. И для Майкла Джея Уайта (“Спаун”, “Тайсон”), и для Келли Ху (“Царь скорпионов”, “Люди Икс-2”) “Душа Дракона” – это седьмой проект, связанный с мифологией DC, и если Ху припоминает работу над Arkham Origins смутно, то Уайту весьма близок Тигр, ранее сыгранный им в сериале “Стрела”: по мнению актера, их объединяет гнев, с которым ему в свое время удалось совладать именно благодаря боевым искусствам. Майкл получил роль в “Душе” без каких-либо проб, несмотря на то, что в мультфильме ему требовалось сыграть иные стороны темнокожего бойца, в том числе неожиданную, почти комичную, сентиментальность. Что же касается Шивы, то можно сколько угодно делать из Дрэгона помесь Брюса Ли и Джеймса Бонда, но достаточно дать одну сцену персонажу, который отбивается от любых атак, используя ровно один палец, и становится ясно, чей именно это фильм. И статус непобедимой воительницы в этом “элсворде” однозначно радует: Бэтмен знает, что она возглавляет преступность в Чайнатауне, – и ничего не может с этим поделать. Мастер прав – меч принадлежит ей.
Любопытнейший факт: Дэвид Гиунтоли (“Гримм”, “Миллион мелочей”), хоть он и провел ощутимую грань между своими Бэтменом и Брюсом Уэйном, является, без сомнения, одним из самых слабых исполнителей ролей обоих – и в данной картине это практически не имеет значения. “Душа Дракона” – это однозначно не бессчетная история о всепобеждающем Рыцаре Ночи, и даже идейный вдохновитель проекта признал такой подход освежающим. “Брюс Тимм был на борту с этим с самого начала, — рассказывает Лиу. — Ричард Дрэгон никогда не должен казаться сайдкиком. Никто из них не должен казаться сайдкиком. Они все должны быть равными. В нормальном фильме Бэтмена Бэтмен умнее кого-либо еще. Он не таков в этой истории. Они принимают решения как группа”.
Выбор злодея также был закономерен. “…мы начали думать о том, какой будет угроза в фильме; это будет культ. И когда начинаешь копаться в культах вселенной DC, этот один определенно выделяется, — говорит о Кобре Адамс. — Он известен; их система убеждения немного жутковата… Всегда хочется, чтобы у такого типа злой организации была тема”. Как и в случае с Бэтменом, нельзя признать столь несильную и не слишком интересную оппозицию однозначным недостатком фильма – Кобра (дебютировавшая тоже в середине 1970-х, с легкой руки Джека Кирби, тут же перешедшего в лагерь Marvel) есть Кобра, выше головы она прыгнуть не может, и для лент данного жанра данной эпохи она вполне подходит.
Нельзя сказать, что, несмотря на преимущественно прямолинейную структуру, картина не содержит сюрпризы. Это и финальная роль О-Сенсея, озвученного Джеймсом Хонгом (“Блейд-раннер”, “Китайский квартал”) как раз из “Большого переполоха в китайском квартале”, и неожиданно скромная сюжетная функция Джейд, злобной Чешир во всех прочих версиях DCU, – она тот боец, который ищет ответ на свои вопросы, поэтому как раз ее эволюцию можно было б и продолжить. Пожалуй, из центральной троицы героев лишь мотивация Тигра проработана как следует: и Дрэгону, и Шиве не помешали б дополнительные флэшбэки.
Когда Тимм показал законченную “Душу Дракона” своему другу Джеймсу Такеру, они тут же принялись обмениваться идеями, что еще можно задействовать для подобного Бэтмена 1970-х. Так что в случае необходимости замысел для сиквела у Брюса имеется, Адамс с Лиу будут рады возможности поработать над ним, и теперь все зависит от приема ленты публикой. Будет очень рад продолжению и автор этих строк, который тоже взрослел на фильмах с Брюсом Ли: Тимму и компании удалось создать отличную жанровую картину, не отягощенную абсолютно ненужной в данном случае сюжетной сложностью, точно погружающую зрителя в задуманную эпоху и дарящую от этого тонну удовольствия.
Дополнительные плюсы. Дрэгон, увиливающий от поединка с вышибалой очень в стиле “Выхода Дракона”. Боец с битой бутылкой – еще одна цитата из “Выхода”. Шива, признающая полезность Бэтмобиля. Шива, убивающая Еву на лету. Дополнительный минус – у Брюса Тимма не хватило гонора при таких-то титрах протащить под них еще и песню в стиле “бондианы” 60-70-х, а ведь какой был шанс.
Релизы: Batman: Soul of the Dragon.
Вадим Григорьев.
Киря Said,
24 января, 2021 @ 12:30
Вадим у меня есть чвопрос…Ты считаешь что Бэтмен по настоящему герой? Мне кажется что без своего альтер-эго он мог сделать намного больше для Готэма и мира. Открывал бы центры перевоспитания, строил бы новые дома и ввёл бы расследования детективные помогая полиции. Но нет…Он просто надел на себя костюм летучей мыши. Я не хочу принизить его Вадим…Я просто говорю о его недостатках.
Sharp Said,
24 января, 2021 @ 18:59
Что Бэтс чокнутый маньяк, которого от края удерживает только выдуманный кодекс — это все знают.
vadim Said,
24 января, 2021 @ 23:17
Меня как-то именно этот вопрос никогда не интересовал — настоящий герой, картонный… Для того, чтобы персонаж нравился, ему вовсе не обязательно быть героем, настоящим или нет, это чаще всего определяют совсем другие факторы. Да и у разных авторов и актеров Бэтмены разные.
Orlik Said,
28 января, 2021 @ 11:59
Киря, тогда это был бы сложный реализм, совсем другой жанр. Что интересно — историю Джокера постоянно пытаются, причем успешно перевести в реализм (я про последние экранизации), а с Бэтменом никак. А жаль.
Vadim, сорян, что я тут отвечаю на вопрос, заданный тебе, просто тоже интересна тема
Аа Said,
29 января, 2021 @ 05:40
Наконец естьтнавинка глянуть. А то как бы не ругали Харли. Все равно много радости принесла. И я заметила что я не столь критична ко многим вещам.
Sharp Said,
29 января, 2021 @ 20:29
Ну, первый сезон был отличным, второй уже как-то не фонтан.