“ЛИГА ПРАВОСУДИЯ”: Вариант Зака Снайдера
Джокер: Мы живем в обществе, где честь – отдаленное воспоминание. Не правда ли… Бэтмен?
Что ж, “Лига Правосудия” Зака Снайдера (Zack Snyder’s Justice League, кратко ZSJL) по крайней мере отвечает на вопрос, что именно было снято этим режиссером, а что добавлено после его ухода (первого на удивление много). Она же дает представление, что из картины в свое время было выброшено: из хорошего и ценного это практически вся вполне каноничная мифология, связанная с Апоколипсом. И еще она содержит несколько небольших сюрпризов, в том числе очень краткое возвращение одного старого знакомого (то есть оно должно было стать сюрпризом, но его, конечно, проспойлерили).
Историю шествия этой ленты к зрителям можно воспринимать как рассказ о том, как произведение одаренного автора неизбежно найдет его поклонников. Или же как гимн во славу современного принципа “Долбайте – и получите”. В зависимости от отношения к теме одни и те же события можно трактовать и как торжество справедливости, и как малоприятный, потенциально опасный прецедент.
Кратко напомним историю, более подробно рассказанную тут. Реакция публики на “Бэтмен против Супермена” заставила “Уорнер Бразерс” утратить уверенность в непогрешимости своего DC-кудесника Зака Снайдера. Один за другим он готовил варианты “Лиги Правосудия” разного хронометража, делая их все более “светлыми” и веселыми, однако ни один из них не устроил студию. Нанятый поначалу для некоторых сценарных правок Джосс Уэдон постепенно получал все больше власти над проектом, и терпимость Снайдера по отношению к его переделкам постепенно испарялась. Тогда же Зак пережил личную трагедию: его дочь Отемн, страдавшая депрессией, покончила с собой в марте 2017 г. Два месяца режиссер пытался отвлекаться с помощью погружения в работу, но в итоге счел ее невыносимой и в мае добровольно покинул проект, как и его жена-продюсер Дебора.
Согласно общему мнению, Уэдон фильм не улучшил: некоторые из его добавлений (грабитель на крыше, русская семья, которую надо спасать) были откровенно дурацкими. Он добавил 80 страниц в сценарий, использовал примерно 10 % из снятого коллегой и вдобавок, по слухам, терроризировал актеров на съемках. Когда готовая “Лига” вышла на экраны, Дебора и Кристофер Нолан упросили Зака не смотреть ее, зная, что это разобьет его сердце. Он до сих так этого и не сделал. Картина, обозванная критиками фильмом-Франкенштейном, с треском провалилась (658 млн. долларов в мировом прокате при 300-миллионном бюджете, 25-миллионных пересъемках и 100- или 150-миллионной маркетинговой кампании), заставив “Уорнер” полностью переосмыслить свой подход к кинокомиксам.
Тогда же стартовало движение в социальных медиа #ReleaseTheSnyderCut: фаны требовали увидеть вариант “Лиги”, подготовленный Снайдером, до вмешательства Уэдона (ситуация, напоминающая о “Супермене-2” и варианте Доннера). Упрямцев не останавливало ничего: ни заявления о том, что в законченном виде такой версии фильма существовать не может, ни уверения, что студия ни в коем случае не выделит деньги для того, чтобы закончить и выпустить этот вариант. Они долбали и долбали: устраивали кибератаки, собирали деньги, угрожали чиновникам студии и критикам-недоброжелателям. Хоть официально такие действия не одобрялись, многие члены актерского ансамбля тоже настаивали на выпуске версии Снайдера, да и режиссер давал понять, что она есть, просто требуется дополнительная работа.
В конце концов долбание возымело эффект: в конце 2019 г. руководство HBO Max начало размышлять о варианте Снайдера. Режиссеру предложили выпустить свой недоработанный вариант таким, как он есть, однако тут он уперся: или он закончит свое произведение, чтобы оно имело шанс понравиться требующим его фанам, или его не увидит никто и никогда. В феврале 2020 г. началась, наконец, активная деятельность: Зак показал на дому свою версию шефам HBO Max, “Уорнер Бразерс” и DC, и ему решили пойти навстречу, даже несмотря на COVID-19. 20 мая, во время вечеринки в честь “Стального Человека”, Снайдер и Генри Кэвилл официально объявили о скором выходе ZSJL.
Для полноценного завершения ленты требовалась дополнительная работа со спецэффектами (их добавили более двух тысяч), музыкальным сопровождением и монтажом, которая бы обошлась примерно в 20-30 млн. долларов. Зак отказался от гонорара в обмен на полный контроль над проектом. Первоначально съемки нового материала не планировались, однако постановщик все же смог добавить пару сцен общей продолжительностью минут четыре-пять, работа над которыми началась 6 октября 2020-го. В результате его доработки стоили более 70 миллионов. Вариант Снайдера был готов в январе 2021 г.
ZSJL, с его продолжительностью 242 минуты (самый долгий DC-фильм, самая долгая лента Снайдера и самый долгий кинокомикс в истории), явно планировали демонстрировать как мини-серию, так как даже в поданном как одно целое фильме сохранились названия глав (“Не рассчитывай на это, Бэтмен”, “Век героев”, “Любимая мать, любимый сын”, “Изменяющая машина”, “Вся королевская конница”, “Нечто темнее”, “Дважды отец”). Ничего из снятого Уэдоном в этот вариант не вошло. Снайдер посвятил фильм Отемн, и титры в конце сопровождает ее любимая “Hallelujah” Леонарда Коэна, исполненная Эллисон Кроу. Зак гордо сравнивает свое творение с “Крестным отцом” или с “Ирландцем”, только с битвами.
Итак, лучше ли “Лига Правосудия” Зака Снайдера той, что попала в кинотеатры? Да, это факт. Не неузнаваемо лучше, однако лучше. Но правда и в том, что для того, чтобы создать кино, которое лучше никакой “Лиги” 2017-го, не нужно быть Копполой или Спилбергом. Как ни смешно, для этого даже необязательно быть Снайдером, хотя его рука, естественно, чувствуется тут во всем, коль уж он наконец-то мог себе это позволить. Для этого надо всего лишь разбираться в том, как делается блокбастерное кинозрелище, иметь под рукой солидный бюджет и, главное, иметь в голове четко выстроенную историю, в которой каждый основной игрок имеет смысл, то есть понятно, откуда он пришел и что тут делает.
“Лига” 2017-го сильно пострадала из-за того, что была соединенными в одно полотно четырьмя фильмами, каждый из которых делали два автора-режиссера, и ни один из них не довел свой замысел до логического финала. Версия Снайдера – это все равно четыре фильма, однако теперь их по крайней мере делал один человек, и задуманное он до конца довел.
Лучше всего это видно на примере, условно говоря, “фильма Киборга”. Снайдер считал именно этого персонажа сердцем картины. Из кинотеатрального варианта его почти полностью выкинули (по словам Рэя Фишера, туда вошла лишь одна сцена с ним из снятых Заком), в результате чего Виктор остался для незнакомого с ним зрителя практически полной загадкой, Робокопом без пистолета. В ZSJL его предыстория подана эмоционально и с флэшбэками, в его сюжетной линии участвуют мать Элинор Стоун (Карен Брайсон) и Райан Чой (Райан Женг), а главное, подробно рассказано о его силах и талантах, о том, что он может дать команде супергероев. А вот ответить на вопрос, стала б картина лучше, если б из нее выкинули материал, посвященный двум другим новичкам, и оставили только “фильм Киборга” и все, что касается современных событий, однозначно положительно нельзя. Стоун стал понятнее, но нельзя сказать, что он стал намного притягательнее и интереснее как персонаж. Сольная лента Киборга – это в любом случае большой риск, но лучше было все же набраться смелости и сделать ее (Marvel удавалось протащить на большой экран и более рискованных кандидатов) или же попросту не задействовать персонажа в “Лиге”.
То же самое, в несколько меньшей степени, касается “фильма Флэша”. Тут дело даже уже не в том, что публика получает более четкое представление о предыстории героя и природе его сил, а в том, что сам он предстает не неопытным и даже трусоватым почти-любителем из “Лиги” 2017-го, а вполне компетентным и отважным защитником добра. Впрочем, все равно существенной частью этого образа осталась комедия, в которой срабатывают далеко не все шутки. Поэтому на вопрос, стала бы “Лига” лучшей картиной, если б из нее выкинули “фильм Киборга” и “фильм Аквамена”, а оставили Барри, опять трудно дать позитивный ответ. Момент со спасением Айрис (Кирси Клемонс), к примеру, вроде бы и хорошо показывает, как Аллен видит мир в момент использования своего дара, но при этом столь именно по-снайдеровски нетороплив, что прямо-таки хочется перемотать его в убыстренке, вернув герою его легендарную скорость.
“Фильм Аквамена” – еще более скользкая территория. Он не так уж намного больше того материала короля морей, что попал в кинотеатральную “Лигу”, и то, что предложил в случае с этим борцом со злом Снайдер, уж точно не лучше того, чем обернулось его сольное кино. Вулко Уиллема Дэфо в ZSJL использован хуже, и режиссерское решение так долго держать в кадре поющую девицу, обнимающую вонючую рубашку Артура, выглядит, мягко говоря, сомнительным.
Наконец, четвертый фильм, собственно “Лига Правосудия”. В варианте 2017-го он очень сильно пострадал, в первую очередь в плане сил зла: Степпенволф выглядел там CGI-гориллой, желающей лишь завоевывать и уничтожать, и Дарксайд был упомянут ровно раз, ни к селу, ни к городу. ZSJL тут воспринимается значительно выигрышнее. Лорд Апоколипса (Рэй Портер) появляется в кадре и выглядит сравнительно неплохо (это его кинодебют), несмотря на то, что атаковать врагов топором не совсем в его стиле. В наличии также сносный Десаад (Питер Гиннесс), и, главное, мотивация Степпенволфа лучше продумана, а его место в системе данного Кощеева царства четче объяснено. В результате сам он сразу становится интереснее, тем более что выглядит и даже рубится чуть получше, чем в 2017-м. Не случайно Киран Хайндс жаловался на то, как его персонажа подрезали в кинотеатральной “Лиге”.
Предложена полноценная сцена попытки Дарксайда завоевать Землю много лет назад, то есть то, что заняло в кинотеатральной версии жалкие, хоть и густонаселенные несколько минут. Эпизод, несомненно, порадует всех любителей масштабных спецэффектных битв в стиле “Властелина колец”, особенно хороши расправа над Зеленым Фонарем и бой злого бога с Аресом (Дэвид Тьюлис). Намного больше зрелищного, жестокого, очень снайдеровского (и потому немного монотонного) экшна у амазонок. Наоборот, действия на тему “Бэтмен против парадемонов” поменьше, что можно лишь приветствовать.
Роль Чудо-Женщины изменена очень мало, что неудивительно, в слабых она не числится в любом варианте “Лиги”. Обе главные женщины в жизни Кларка на этот раз переживают потерю несколько убедительнее и психологически точнее. Роль Темного Рыцаря в ZSJL несколько более последовательна, и, к счастью, у них с Альфредом Айронса больше сцен, но все равно это шаг назад по сравнению с “Бэтмен против Супермена”. Можно полностью отрицать то авторское видение персонажа, однако по крайней мере оно было детально продуманным и до конца реализованным. Утративший бешеную одержимость и паранойю, присмиревший Брюс малоинтересен Аффлеку, почти совсем неинтересен Снайдеру и в результате практически не вызывает каких-либо эмоций у зрителя. Интересно, что одной из ранних идей Зака было безответно влюбить мстителя в Лоис Лейн, но студия запретила ему это делать и, пожалуй, была права.
Видение Супермена у Снайдера с каждым новым фильмом ощутимо становится все мрачнее. В “Стальном Человеке” он казался суровым, но заслуживающим доверия, в “Бэтмен против Супермена” – преданным человечеством, но не утратившим самоотверженных порывов. В ZSJL пробудившийся без памяти криптонианин сразу показывает себя действительно страшным оружием массового уничтожения, до финала ходит в черном и в жутчайшем (возможном?) будущем становится слугой, а возможно, наследником властелина Апоколипса. Да, он приходит в себя и помогает силам добра одержать победу, однако намек на то, насколько близок был мир к тому, чтобы все стало по-настоящему плохо, дан красноречивый. Этот Супермен – крайне выразительная потенциальная угроза, а вовсе не символ надежды.
Об использованном в ZSJL совсем новом музыкальном сопровождении, написанном Томом Холкенборгом, он же Junkie XL, трудно сказать что-либо определенное. Оно явно придает ленте другой привкус, пожалуй, более близкий к замыслу Снайдера… вот и все. Принципиально лучшей картину оно не делает, худшей тоже и не такую уж жизненно важную функцию исполняет.
Вторые акты в обеих версиях почти совпадают (что не совсем комплимент), а вот третий в ZSJL заметно отличается и связан с уравнением анти-жизни. Дарксайд возвращается на экран и даже говорит, сразу давая понять, что не Степпенволф в доме настоящий хозяин. Омега-лучи показаны в действии, а защитники Земли получают возможность лично взглянуть на своего настоящего главного врага и даже передать ему напоследок эффектное послание. Злой бог не собирается забывать о непокорной планете и готовится завоевывать ее более традиционным способом.
Маленькое отступление: Рэй Портер сыграл Дарксайда благодаря технологии “захвата движения” и прошел через несколько разных вокальных гимнастик, подбирая его голос. Он не был знаком с персонажем, но Снайдер и сценарист Крис Террио помогли ему.
Зак охотно рассказывает, что должно было случиться в запланированных им следующих частях трилогии о Лиге, которых, увы, не будет. Супермен попадал под власть анти-жизни. Флэш пытался спасти положение, путешествуя во времени. Дарксайд являлся захватывать Землю, и, как и давным-давно, на бой с его армадой выходили эпически объединившиеся амазонки, атлантийцы и люди.
Вместо стандартного “настоящего” финала в ZSJL имеются несколько эпилогов, прокладывающих пути к будущим сиквелам и спин-оффам. Скажем, сцена с Лютором Айзенберга (наконец-то разговаривающим и ведущим себя, как Лютор) и годным Дэфстроком Манганьелло отличается от виденной в картине 2017 г. совсем немного, но это отличие существенно, так как явно является дорожкой к обещанному когда-то Бэт-фильму Аффлека со Слейдом в качестве оппонента (что вовсе не значит, что он когда-либо будет снят, сейчас таких планов нет). Будущий член Лиги (Гарри Ленникс) делает свое прежде тайное присутствие явным, и реагируешь на этот поворот, как и Уэйн, по принципу “Почему бы и нет, чем больше, тем веселее”. А в недалеком будущем, на завоеванной Апоколипсом Земле (подобный момент был и в “Бэтмен против Супермена”) от жуткого Стального Человека безуспешно прячутся Бэтмен и его последние союзники – Барри, Виктор, Мера, Дэфстрок… и Джокер (с несколько измененным внешним обликом).
Снайдер считал, что в его кинематографической вселенной DC обязательно должен быть хотя бы один разговор Темного Рыцаря и его зеленоволосого оппонента. Известно, что он собирался ввести Джокера, как и Риддлера, в “Бэтмен против Супермена”, однако в итоге не сделал этого. Зак хотел использовать шута-маньяка в “Лиге”, но не придумал, как именно это сделать. И вот теперь, вернувшись к этой ленте, он наконец изобрел способ добавить туда злодея: когда-то убивший Робина (Дика Грейсона) Джокер стал союзником архи-врага, потому что, действуя заодно с героями, украл “материнскую коробку”, благодаря которой Флэш, по расчетам Киборга, смог перемещаться во времени, чтобы предупредить Уэйна, как именно не допустить плачевную ситуацию в будущем. Снайдер даже пытался уговорить шефа DC Джима Ли выпустить отдельную комиксовую мини-серию, где б описывалось, как безумный клоун убил Дика и как после этого озверел его ментор, но это ему сделать не удалось.
“Зак всегда чувствовал необходимым для него увидеть Бэтмена и Джокера вместе в сцене, — рассказывает Дебора Снайдер. — Это было то, о чем мы думали, работая над фильмом, но не смогли вычислить, как это может подойти. Так что когда у нас появилась эта возможность сделать кино снова, он сказал, что действительно хочет сделать это”. Джаред Лето соглашаться не торопился. “Зак разговаривал с Джаредом несколько раз об этом со времен “Отряда Самоубийц”, — вспоминает Дебора. — Он отвечал “Я не знаю”, потом перешел к “Хорошо, может быть”, и затем, наконец, “Хорошо”.
Снайдер решил непременно добавить в свой последний DC-фильм сцену с диалогом заклятых недругов (единственным другим добавлением была сцена с Ленниксом, которую Зак планировал включить в “Лигу” первоначально, но не успел снять). Она была снята за три дня с Аффлеком, Фишером, Манганьелло и Эмбер Херд; Лето и Эзра Миллер были добавлены туда позже, причем второй из них был в тот момент в Лондоне на съемках третьих “Фантастических тварей”, и Снайдер инструктировал его, как снимать себя.
Ну чем может заниматься хохочущий маньяк пусть даже в постапокалиптической пустыне, как не играми с разумом “лучшего друга”? Клоун-убийца зовет архи-врага Брюсом, напоминает ему о многочисленных смертях в семье и за ее пределами, намекает о своей зловещей роли в событиях и со смехом выслушивает его угрожающее рычание. Это вовсе не лучший диалог между двумя легендами (там очень есть из чего выбрать), однако следует отдать должное: в игровом кино такого мы еще не слышали, Лето, как и ранее, странен, интенсивен и бесстрашен. Каким бы скромным не было его Джокеровское экранное время, Джаред, вообще говоря, стал первым после Сезара Ромеро актером, сыгравшим персонажа больше одного раза (все же Валеска в “Готэме” так ни разу и не назвали Джокером).
Итак, “Лига Правосудия” Снайдера – намного лучше продуманная и рассказанная история, чем то, что наблюдалось в варианте 2017 г. Но при этом и новая версия не стала легким, остроумным и неглупым развлечением, к которому хотелось бы возвращаться снова и снова. Не является она и по-настоящему глубоким, многослойным произведением, для настоящего понимания которого необходим ряд внимательных просмотров. Ее можно посмотреть раз из любопытства, и на этом, скорее всего, все и закончится, тем более что и один просмотр будет еще тем испытанием, и его наверняка придется хоть ненадолго прерывать; понятно, что в прокате подобное кино провалилось бы однозначно. Фаны режиссера точно получили, что хотели, так как Снайдера в плане стиля и художественных выборов в фильме очень много, однако это, пожалуй, будет единственная категория зрителей, которая останется искренне довольной. Снайдер бесспорно талантлив и обладает ярким визуальным стилем, но у него всегда были проблемы с чувством меры и умением находить золотую середину между своими представлениями о том, каким должен быть кинокомикс, и чьими-либо еще (например, зрителей); в его “Лиге Правосудия” эти черты проявились вполне. Так что появление этого варианта “Лиги” вовсе не означает возвращение к распланированному Заком первоначальному DC Extended Universe, тем более что студия твердо намерена двигаться вперед согласно нынешнему плану с отдельными лентами, мягким перезапуском и разными вселенными.
И последний вопрос: а удалось ли ZSJL напомнить публике, насколько перспективным и интересным был Джокер Лето (факт, признанный, мягко говоря, далеко не всеми), и заставить захотеть увидеть его вновь? Да, но опять же это будет касаться не всех зрителей. Остается надеяться, что, как бы не менялся DC Extended Universe, в будущих проектах место для этой инкарнации самого страшного злодея всех времен найдется – и не раз.
Вадим Григорьев.
Sharp Said,
29 марта, 2021 @ 15:50
Посмотреть хочется, но с таким форматом очень неудобно.