ТАК АБСУРДНО, ЧТО ДАЖЕ СМЕШНО (Джокер в телесериале 1966-1968 гг. и фильме 1966 г.)
Сезар Ромеро считается первым исполнителем роли Джокера, но все же он был не единственным актером, примерившим этот образ в середине 60-х. Рональд Лисс, озвучивавший Робина в радиопередачах о приключениях Супермена в 40-х, где юный герой и его старший напарник были гостевыми звездами, написал в 1966 г. сценарии аудиопрограммы “Официальные приключения Бэтмена и Робина”. Они включали в себя истории происхождения обоих главных персонажей, историю о Пингвине, основанную на рассказе “Воровские зонтики” из комикса “Бэтмен. № 70” (апрель-май 1952 г.), написанного Биллом Вулфолком и нарисованного Лью Шварцем и Чарльзом Парисом, и историю о Джокере, основанную на его первых двух появлениях в “Бэтмене. № 1” и рассказе “Пояс Джокера” (см. “Тысяча и один способ остроумного отъема денег”). Альбом был подготовлен Хербом Галевичем и выпущен компанией “МГМ”. Сам Лисс снова озвучил Робина, Бэтмен говорил голосом Джека Кертиса, ведущим был Джексон Бек. В создании альбома также принимали участие актеры Джордж Петри, Дэн Окко, Иан Мартин; кто из них озвучивал Джокера, неизвестно. Так что в списке актеров, перевоплощавшихся в Клоуна – Принца Преступного Мира, на первом месте стоит все же Ромеро, игравший Джокера в телесериале “Бэтмен” 1966-1968 гг.
Этот сериал был весьма странным явлением. С самого начала он представлял собой откровенное дуракаваляние, переходящее грань кича и пародии. Демонстративно бредовые сюжеты, дорогие и безвкусные декорации, яркие костюмы, веселые мелодии Нила Хефти, боевое снаряжение супергероя (в частности Бэтмобиль, созданный Джорджем Беррисом), абсурдные “зловещие” планы его противников и даже неизменные мультяшные надписи “Бах!” и “Бум!” в сценах драк – все это было частью балагана, игры в комиксы. Как ни странно, в то время игра нравилась всем – и детям, воспринимавшим происходящее всерьез, и взрослым, прекрасно понимающим, что все это понарошку. Но все же она быстро приелась и исчерпала себя. Фантазии авторов не хватила надолго: публика постепенно теряла интерес к подвигам Рыцаря Ночи, и после 120 эпизодов шоу прекратило существование. Это был самый стремительный взлет и самое быстрое падение популярности в истории американского телевидения 60-х.
В сентябре 1965 г. создатель Бэтмена Боб Кейн сообщил фанскому журналу “Бэтмания”, что телекомпания АВС и студия “ХХ век – Фокс” работают над высокобюджетным цветным пилотом телесериала о его герое. Кейн был настроен чрезвычайно оптимистично, уверенный в том, что телевидение принесет придуманному им персонажу невиданную популярность, и оказался прав. Шоу имело феноменальный успех: его первый эпизод, впервые показанный 12 января 1966 г., возглавил рейтинги телепрограмм, комик Фрэнк Горшин (исполнитель роли Риддлера) стал звездой, а Адам Уэст и Берт Уорд, сыгравшие соответственно Бэтмена и Робина, превратились в национальных героев Америки. Каждую неделю по вечерам демонстрировались в разные дни два получасовых эпизода, которые были началом и концом одной истории. Согласно легенде, идея сериала родилась у продюсера Уильяма Дозье (он также читал текст от автора), когда он изучал один из комиксов про Человека – Летучую Мышь, летя в самолете. Сам же Дозье утверждал, что он читал комикс потому, что телекомпания к тому времени уже приобрела права на крылатого супергероя. Кейн рассказывал, что его персонажем заинтересовались после того, как один из руководителей АВС посмотрел киносериал “Бэтмен” 1943 г. в особняке Хью Хефнера в Чикаго. Появлению Темного Мстителя на телеэкране также способствовал расцвет поп-арта, выставки Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, вдохновлявшихся в том числе и комиксами DC.
Джокер-Ромеро был одной из главных звезд шоу, но все же пальму первенства ему безоговорочно отдать нельзя – в отличие от Джека Николсона в “Бэтмене” Тима Бертона и Марка Хэмилла в BTAS. Первым стартовал Риддлер-Горшин, и он был единственным актером сериала, который выдвигался на “Эмми” (за лучшую комедийную роль второго плана) и единственным злодеем, который казался достаточно свирепым, чтобы в самом деле порешить своих противников. Риддлер (точнее, сценарист Дик Карр и режиссер Чарльз Р. Рондо) даже “украл” у своего “коллеги” пару эпизодов – “Замедленная смерть” (№ 31; 27.04.66) и “Ложные представления Риддлера” (№ 32; 28.04.66), — основанную на Джокеровской истории Серебряного Века “Комичные шалости Джокера” (см. “Преступление в тему”), однако злодеи “бэтменианы” не столь легко взаимозаменяемы, поэтому эти серии считаются неудачными. Кроме Риддлера-Горшина, пьедестал с Ромеро делили Пингвин – Берджесс Мередит (на его счету было наибольшее количество эпизодов сериала – 20; известен по роли тренера в “Рокки” 1976 г., за которую номинировался на “Оскара”) и Джули Ньюмар, которая привнесла в образ Женщины-Кошки немного иронического эротизма (наши зрители знают ее по “Золоту Маккены” 1969 г.; кстати, именно из-за съемок в этом вестерне актриса не смогла продолжить работу в “Бэтмене” и в третьем сезоне была заменена афро-американкой Эртой Китт). Остальные комиксовые оппоненты Темного Мстителя (мистер Фриз, Безумный Шляпник, Король Часов, Фальшиволицый) появились лишь в паре серий и не были популярны. Создатели сериала также пробовали придумывать собственных злодеев (Король Тат, Яйцеголовый, Книжный Червь, Стрелец и т. д.); при этом они пользовались старыми “лекалами” Билла Фингера, но получалось у них далеко не так ловко – ни одно из их детищ не прижилось в “бэтмениане”.
Гостевые роли в шоу исполняли Винсент Прайс, Джоан Коллинз, Арт Карни, Эли Уоллах, Шелли Уинтерс, Клифф Робертсон, Милтон Берл, Энн Бакстер и т. д. Все они, изображая суперпреступников, просто валяли дурака, ибо, по словам Мередита, “в то время это было модно”. Собственно, именно отсюда пошла традиция кинематографической “бэтменианы” ставить в центр сюжета гротескную фигуру злодея – традиция, которой отдал дань Николсон в “Бэтмене”, которая достигла пика в дуэте Джима Керри и Томми Ли Джонса в “Бэтмене навсегда” и которая, явно исчерпавшись в “Бэтмене и Робине”, привела киносериал к краху. Началось же все это на съемочной площадке телесериала 60-х, где, как вспоминал исполнитель роли Короля Тата Виктор Буоно, “разрешалось то, чего актеров учат никогда не делать, – переигрывать”.
В итоге то, что вначале принесло сериалу популярность, его же и погубило: ненавязчивая пародийность постепенно выродилась в самопародию, а затем и в откровенную глупость. Начиная с 1967 г. рейтинг телепрограммы неуклонно падал. В поисках выхода из кризиса АВС сократила показ до одного эпизода в неделю и ввело нового положительного персонажа — дочь комиссара Барбару Гордон, она же Бэтгерл, в исполнении Ивонн Крейг (Это только у Шумахера в “Бэтмене и Робине” Бэтгерл — племянница дворецкого Альфреда.), но это не помогло. Сериал прекратил существование через 26 месяцев (три телевизионных сезона) после премьеры первого эпизода; последняя серия шоу, в которой За За Габор изображала злую косметичку, читающую мысли граждан с помощью сушилок волос, была показана 14 марта 1968 г.
Каким был Джокер в этом телешоу? Хитрым, опасным, непредсказуемым, легко сбегающим из тюрьмы и не любящим чужие шутки. Никакой истории происхождения для него на этот раз не придумали, поэтому считается, что она соответствует версии с Красным Колпаком из Золотого Века. В сериале Клоун – Принц Преступного Мира обладает неординарными способностями гипнотизера (возможно, был им в молодости) и навыками работы с электроникой; его бредовые приспособления являются отголоском технической изобретательности персонажа в комиксах 40-50-х гг. Среди штук, которые он использует: двусторонне шпионское устройство для подслушивания бесед, управляемое дистанционно и самоликвидирующееся; прыгающие бобы, которые, выскочив из портфеля, устраивают беспорядок и помогают негодяю бежать; жидкий цемент, в котором намертво увязают его противники; желе Джокера – концентрированный земляничный желатин, превращающий жидкость в желе и способный, если его бросить в бассейн, оставить без воды весь Готэм; “спутники” – устройства слежения; ходячий робот-магнитофон, служащий “глазами” и “ушами” злодея; Джокермобиль – видоизмененный родстер; портативный робот-приемник; газовые гранаты; миниатюрные радиозапонки – подслушивающие устройства; прибор, увеличивающий силу его роботов; магическая коробочка, с помощью которой можно гипнотизировать людей, а также поворачивать время назад или вперед, контролируя при этом скорость его изменения; двухсторонний хот-дог-передатчик – замаскированное радио, которое может также выбрасывать шарики с парализующим газом; смертельно ядовитые иглы морских ежей.
Помогают злому клоуну в его бурной преступной деятельности (в разных эпизодах) управляемые на расстоянии голосовыми командами роботы, которых он как-то раз научился делать в тюрьме (Мистер Гли, Мистер Йок и Мистер Бофф) и люди: женщины – Эмеральд, Ундина, Джози Миллер, Куини (благополучно застреленная Джокером в комиксах еще в 40-х) и др., и мужчины – Ник, Оливер, Стенли, Эрни, У. С. Филдс, Шамрок, Чартрез, Меркурий, Сатурн, Марс, Уран, Нептун, Юпитер, Лэтч и Болт (последние двое обязаны свободой своему главарю: он вытащил их из тюрьмы, швырнул в реку наблюдавшего за ними офицера, во время суда над ними похитил жюри присяжных и держал заложницей жену судьи).
Как всегда, веселый бандит выбирает места для своих тайных убежищ в соответствии с собственными шутовски-магически-эксцентричными вкусами: невинные прежде ярмарки и цирки, заброшенная фабрика на холме Флаинг Циркус, готэмский луна-парк на пирсе, кондитерская “Легкая жизнь”, “Компания свежих волшебных продуктов Фергюсона”, Издательский Пентхаус, магазин “Десять пальцев”, где продают доски для серфинга, Художественный институт Джокера и его зал для инструктажа по изобразительному искусству, убежище в Аллее 1 Дугган и т. д. Время от времени злодей использует такие псевдонимы: владелец Издательского Пентхауса У. С. Уайтфэйс, Клавье Анкх.
Далее привожу описание серий с участием Джокера. Названия парных эпизодов в оригинале складываются в шутовскую рифму, поэтому перевести их адекватно почти невозможно. Постарайтесь отнестись ко всему прочитанному с юмором…
5 – “Джокер взбешен” (26.01.66); 6 – “Бэтмен рассержен” (27.01.66): Джокер создает свой вариант бэтменовского пояса с приспособлениями. Захватив с его помощью Бэтмена и Робина, он решает снять с них маски в прямом телевизионном эфире… Эти эпизоды, созданные опять же на основе классического комикса Золотого Века “Пояс Джокера”, лишены многих недостатков последующих серий (даже надписи “Бах!” и “Бум!” не так мельтешат перед глазами, как дальше) и предлагают лучшую из Джокеровских работ Сезара Ромеро. Сценарист Роберт Дозье. Режиссер Дон Уайс.
15 – “Джокер идет в школу” (2.03.66); 16 – “Этот ужасный вурдалак получает отпор” (3.03.66): Клоун — Принц Преступного Мира набирает в свою новую банду “Плохих Пенни” старшеклассников, выгнанных из школы (с детишками он, правда, особо не церемонится: одной из своих подопечных Сюзи, которая стала ему не нужна, шутник дарит флакон канадских духов с ядом; герои в конце концов спасают несчастную, и она переходит на их сторону). Разгадывать логику их преступлений Бэтмену, естественно, помогает ровесник злоумышленников – Робин, который внедряется в банду. Джокер ловит своих вечных противников и собирается подключить их к автомату, генерирующему 50 000 вольт… Сценарист Лоренцо Сэмпл-младший. Режиссер Мюррей Голден.
25 – “Джокер бьет туза” (6.04.66); 26 – “Бэтмен устанавливает темп” (7.04.66): Злой клоун планирует украсть принадлежащие магарадже золотые клюшки для гольфа, но вместо этого похищает самого магараджу. Преследующих его Бэтмена и Робина он связывает и оставляет в полном смертельного газа дымоходе… Эти эпизоды заимствуют некоторые идеи из Джокеровской истории Золотого Века в “Бэтмене. № 53” (июнь-июль 1949 г.) – “Шпилька, мотыга, ножовка, дыра в земле”. Сценаристы Фрэнсис и Мэриан Кокрелл. Режиссер Ричард К. Сарафьян.
55 – “Непрактичный шутник” (16.11.66); 56 – “Провокации Джокера” (17.11.66): Джокер возобновляет злодейское веселье, посылая преследователям ключи к разгадке своих планов и гипнотизируя Бэтмена и Робина с помощью магической коробочки. Герои находят его на старой фабрике ключей и попадают в плен. Человека — Летучую Мышь негодяй привязывает к гигантскому копировальному аппарату, превращающему человека в ключ, а его юного напарника помещает в камеру машины, которая будет покрывать его воском до смерти… Эти серии считаются худшей парой эпизодов с Джокером в сериале из-за слабого и запутанного сценария. В роли Корнелии, помощницы злодея, обожающей меха и зеркала, — вторая жена Берта Уорда Кэти Керш. Сценаристы Джей Томпсон и Чарльз Хоффман. Режиссер Джеймс Б. Кларк.
ZoKpooL Said,
4 марта, 2010 @ 20:58
А мне нравиться этот Джокер больше всех…
Такой я шизик
Two-Faced Friend Said,
3 апреля, 2010 @ 15:30
М-да… еще тогда сценаристы пытались создать своих собственных злодеев. Но из всех придуманных в масс-медии персонажей «бэтменианы» самой удачной была лишь Харли Квинн из BTAS.
CandleClock Said,
4 октября, 2020 @ 22:40
Когда у нас в начале 2000-х показывали этот сериал, он у меня сначала вызвал раздражение. Потом понял, что его надо воспринимать как американскую версию руки и пленницы, а не прообраз фильмов Шумахера и Бертона, и даже как-то проникся. Но надолго меня не хватило, однообразие вскоре надоело.
Интересно, что до этого сериала я был убежден, что Бэтмен, Джокер и кошка — такой же плод фантазии Тима Бертона, как Эдвард Руки-ножницы и Битлджус, а потом Шумахер с Голдсмитом придумали Робина, Ридлера, Фриза и Айви. Оказалось, что все эти персонажи существуют уже давно, и каждая эпоха интерпретирует их по-своему. Тогда-то и появился интерес к этой казалось бы не совсем взрослой теме.