БЛЕСК И ДЕЗИНФОРМАЦИЯ (Джокер в видеоигре Batman: Arkham Origins)
2013-й подарил миру третью видеоигру из “аркэмской” серии, название которой чаще всего переводят как “Бэтмен: Летопись “Аркэма”, — и нового Джокера, впрочем, в достаточной степени похожего на предшественника, чтобы они воспринимались как единое целое.
В июле 2012 г. “Уорнер Бразерс” начала планировать следующую игру о Человеке – Летучей Мыши как приквел к предыдущим, основанный на комиксах Серебряного Века с участием Супермена, Чудо-Женщины, Зеленого Фонаря и Вспышки. Пол Дини быстро заявил, что будет занят другими проектами, а в феврале 2013 г. стало известно, что разработку поручат не блеснувшей Arkham Asylum и Arkham City Rocksteady Studios, а другой студии. Ею стала канадская Warner Bros. Games Montreal, работавшая над одной из адаптаций City, поэтому знакомая с разработками Rocksteady. Систему боев не стали менять, считая подходящей, зато ввели новые типы противников, тактики и движения. Сценаристы Дума Вендшух и Кори Мэй и участвовавший в процессе Джефф Джонс выбрали временем действия второй год деятельности героя, черпая вдохновение из “Года первого” и серии “Легенды о Темном Рыцаре”; режиссером стал Эрик Холмс. Создатели Arkham Origins решили не приглашать Кевина Конроя и выбрать для своего Бэтмена голос помоложе – им стал Роджер Крейг Смит.
Центральным антагонистом игры ее создатели называли Черную Маску: главный криминальный босс (и потому самый могущественный житель) Готэма назначает за голову Темного Рыцаря награду – 50 миллионов долларов, привлекая таким образом в город целую коллекцию колоритных наемников с самыми разными способностями, вокруг борьбы с которыми и построен сюжет игры. “Мы, — объяснял такой выбор продюсер Бен Маттес, — просто подумали: “Это персонаж, у которого было камео в Arkham City, и него были свои маленькие моменты в некоторых предыдущих комиксах”, но мы не чувствовали, что у него когда-нибудь была собственная история, и решили дать ему шанс ее получить.
Мы чувствовали, что он персонаж, у которого есть потенциал подняться. И благодаря его доступу к ресурсам он был идеальным катализатором для сюжета Origins”. Признавая, что черепоголовый гангстер, частенько появляясь в комиксах и мультсериалах, все же менее известен широкой публике, чем злодеи, засветившиеся в фильмах, создатели игры описывали свою концепцию так: Маска олицетворяет переход готэмского криминального мира от традиционных мафиози к костюмным психопатам, и он хорошо подходит для ранних лет Бэтмена из-за своей практичной натуры.
Роль Джокера, хоть о его появлении в Origins тоже было заявлено заранее, была описана как намного менее значительная, чем в двух предыдущих играх. “Это одна из вещей, — говорил Маттес о степени участия шута-маньяка в сюжете, — которые мы хотели, чтобы люди обнаружили сами.
Он в игре, конечно, и мы действительно рады за игроков, которые будут раскрывать самостоятельно не только его роль, но и роли множества других персонажей”. Поскольку Марк Хэмилл отказался озвучивать Клоуна – Принца Преступного Мира после Arkham City, его место занял Трой Бейкер.
Arkham Origins стала первой игрой этой серии с многоигровым режимом, дающим пользователю возможность участвовать в войне банд Джокера и Бейна в тюрьме “Блэкгейт” на стороне одной, другой или готэмских мстителей.
Игра была выпущена 25 октября 2013 г. в версиях для PlayStation 3, Wii U, Xbox 360 и Microsoft Windows. В первую же неделю она возглавила список продаж во всех форматах в Великобритании, однако ее коммерческий успех был не столь значителен, как у предшественников. Это можно объяснить как некоторыми быстро обнаруженными техническими проблемами, так и исчерпанностью формулы: в то время как City существенно расширила мир Asylum, выведя его за пределы здания, третья игра во многом повторила вторую. Тем не менее, рецензии на нее были во многом положительными, и некоторые критики даже сочли, что Origins сделана на уровне City.
Выбрав эпоху года второго (за 5 лет до событий Arkham Asylum), создатели игры заметно освежили статус-кво предыдущих двух. Бэтмен уже хорошо набил руку на борьбе с уличной преступностью, но еще не превратился в не знающего промахов супергероя. Его отношения с Альфредом (голос Мартина Джервиса) прохладнее, чем в дальнейшем, капитан Гордон (Майкл Гуф) и детектив Буллок (Роберт Костанцо) пытаются его арестовать, а коррумпированные полицейские – просто убить, охотясь за обещанной Черной Маской наградой. Дополнительный колорит обеспечил тот факт, что действие происходит на Рождество, – и он же дал Кристоферу Дрейку возможность написать музыку в стиле первого “Крепкого орешка”.
Подбор противников для поединков в Origins достаточно удачен. Кто-то из восьмерки охотящихся за героем киллеров уже появлялся в этой серии, кто-то нет, но они достаточно разнообразны, чтобы бросать противнику все возможные в плане боя один на один вызовы. К примеру, стиль Дэфстрока (Марк Ролстон) ориентирован на защиту и контратаки, и злодей непобедим до того момента, пока его не лишают всего оружия. Щитомордник (Роза Салазар), явно поменявший пол по причине почти полного отсутствия в игре женских персонажей, использует помесь акробатики с боевыми искусствами. В результате для того, чтобы анимировать этот персонаж, потребовалось сразу три актрисы – каскадерша, каратистка и артистка из Cirque du Soleil; эта версия малоизвестного злодея понравилась DC настолько, что ее решили ввести в мир “Новых 52”. Также в восьмерку вошли снайпер Дэдшот, громко щелкающий зубами Убийца Крок (Кхари Пейтон), вопящий, но весьма бестолковый Электротокер (Стивен Блум), брызгающий огнем Светлячок (Криспин Фримэн), изящная и смертоносная Шива (Келли Ху, давно специализирующаяся на азиатских злодейках DC – и не только DC) и, наконец, Бейн (Дж. Б. Бланк), чья роль в сюжете намного важнее, чем простой наемник.
Весьма интересны и дополнительные вызовы для героя, особенно в том плане, как они переосмыслены для современности и для данной Бэт-вселенной. Скажем, когда Бэтмен разыскивает Пингвина, от которого хочет получить информацию о местонахождении Черной Маски, ему препятствуют еще не ставший Риддлером Энигма (Уолли Уингерт) и Анархист (Мэтью Мерсер), напоминающий уличного протестанта и больше заинтересованный в том, чтобы Темный Мститель стал его союзником. Сам же Кобблпот (Нолан Норт) – в той же степени аппетитно-злодейский, что и в City, – пытает Альберто Фальконе и следит за делишками Маски: его позиция второго в списке босса после черепоголового подчеркивает заявленные создателями игры перемены в готэмском преступном мире. В принципе, хорош и сам Черная Маска (Брайан Блум), высокомерно держащийся с самыми смертоносными киллерами, могущими покончить с ним мгновенно, безжалостно убивающий комиссара Лоэба и от души развлекающийся с жертвами. Однако – лишь до того момента, когда раскрывается главный спойлер игры.
Он состоит в том, что, когда маска-череп наконец снимается с головы главного злодея, под ней обнаруживается новый преступник, только заявивший о себе в городе, — Джокер. Выясняется, он недавно занял место нынешнего короля, прибрав к рукам все его операции, и инициатива устроить за Бэтменом 50-миллионную охоту на самом деле принадлежит ему. То есть Черной Маской с самого начала игры был именно он. Таким образом, все сказанное создателями игры про личность центрального антагониста можно назвать дезинформацией, а можно и просто ложью.
Явная ложь с целью скрыть спойлер используется довольно часто – достаточно вспомнить Марион Котияр с заявлениями, что она точно играла не Талию аль Гуль. Проблема не в самой лжи, а в том, что ей часто прикрывается слабость. В случае с финалом трилогии Нолана – ненужность дочери Демона в нем вообще. В случае с Arkham Origins – относительная чужеродность Клоуна – Принца Преступного Мира заявленной в игре концепции.
Относительная – потому что он идеально работает как злодей года второго, но только в том случае, когда является первым в своем роде на фоне традиционной мафии, родоначальником новой волны злодейства, ставшей прямым ответом на появление Рыцаря Ночи. В Бэт-вселенной же, где уже существуют все, от Пингвина и Крока до Безумного Шляпника (Питер Макникол) и Календарного Человека, и где Бэтмен знает всех их по именам, появление нового злодея по кличке Джокер вызывает, мягко говоря, недоумение. И такой же точки зрения придерживался, например, Джеймс Такер, в мультсериале “Храбрые и смелые” принципиально отказавшийся делать Шляпника предшественником шута-убийцы.
Первоначально заявленный сюжет Origins бы не пострадал, если б Джокер был уже известным всем, но втайне заменившим Маску психопатом. С другой стороны, тогда игра бы лишилась динамики зарождения всегда неординарных отношений между архи-врагами, на которую ее создатели тоже сделали крупную ставку: подозревая, что для кульминации не подойдет более монотонный злодей, они достали из рукава заведомо выигрышную карту. А если бы игра была построена лишь на этой линии, в ней не было б эффектных поединков с суперзлодеями. Авторы сценария попытались сесть на два стула сразу, из-за чего вышел весьма эклектичный результат.
Если же отвлечься от этих размышлений, нельзя не признать, что роль Джокера в Arkham Origins сама по себе хороша и воспринимается на удивление свежо. Рассказанная им предыстория с одним плохим днем, естественно, напоминает об “Убийственной шутке”, но по-хорошему удивляет первоначальный прагматичный подход: вместо того, чтобы тратить время на игры (отравляя воду, пуская шарики с газом и пр.), он попросту присваивает империю местного криминального короля и привлекает лучших наемников для уничтожения единственной существенной преграды на пути к полному господству – еще чуть-чуть, и дело было б в шляпе. Лишь после того, как Бэтмен спасает ему жизнь, рискуя своей, мировоззрение злодея меняется в намного менее адекватную сторону: он понимает, что нашел то, что ему подходит, и вслух излагает это пришедшей проверить его умственное здоровье доктору Харлин Квинзель (вновь Тара Стронг). Если же учесть, что она понимает его неоднозначные слова очень по-своему, то нельзя не признать, что это замечательная сцена.
Финал же игры, заявленной как “история Черной Маски”, представляет собой шоу Бейна и Джокера. По ходу сюжета между ними устанавливаются непростые отношения: они отнюдь не друзья и порою палят друг в друга, но сотрудничают во имя общей цели – уничтожить Летучую Мышь. Только первый, уже одержав одну победу над мстителем по ходу игры, заинтересован в полном физическом триумфе, второй – в триумфе идеологическом, создании ситуации, которая превратит противника в убийцу независимо от сделанного им выбора.
Голосовое исполнение Троя Бейкера было высоко оценено практически всеми рецензентами, кроме тех немногих, кто жаловался на то, что он слишком уж напоминает Марка Хэмилла, не пытаясь предложить собственную трактовку, — им можно ответить словами актера, что это была часть замысла. Работа Бейкера оживила образ и во многом улучшила восприятие спорной игры, поэтому ему в ближайшем будущем будет посвящена отдельная статья.
Вадим Григорьев.
EmperorJoker » ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА (Джокер в видеоиграх. Часть 2) Said,
15 декабря, 2023 @ 22:23
[…] Batman: Arkham City (2011), DC Universe Online (2011), Lego Batman 2: DC Super Heroes (2012), Batman: Arkham Origins (2013), Injustice: Gods Among Us (2013), Lego Batman 3: Beyond Gotham (2014), Lego Dimensions […]