ЧЕРНАЯ МАСКА
Brother… I am ready to torch this hell hole into ash… to kill every sad mouth breather who was ever dumb enough to live here… And I’m ready to go down with the ship.
В 1980-х готэмская “галерея бестий” была уже настолько обширна и богата, что любой автор комиксов о Темном Рыцаре считал необходимым, во-первых, поработать с как можно большим числом ее представителей, а во-вторых, пополнить ее своим собственным детищем, достойным стоять в одном ряду с великолепными предшественниками. Подобное проделал и Дуг Моунч: у него был отличный шанс поработать со всеми злодеями от Джокера до Безумного Лоскута, устраивая для них первые встречи с новым Робином, Джейсоном Тоддом. Что же касается личного творения автора, то Дуг постарался преподнести его как можно эффектнее. “Злодей для 80-х!”, обещала обложка “Бэтмена. № 386”, “безумнее, чем Джокер!” и “смертоноснее, чем Раш аль Гуль!”. Обнаруженный в комиксе преступный босс, возглавлявший нечто среднее между бандой и культом, тем не менее, поначалу был весьма далек от громкой заявки. Лишь почти два десятилетия спустя Черная Маска нашел свое истинное лицо, превратившись в по-настоящему жуткого черепоголового гангстера-садиста, крупнейшего игрока в криминальном мире Готэма и большого любителя пыток. Он также стал врагом не только и не столько Человека – Летучей Мыши, сколько Кэтвумен и Красного Колпака (Тодда).
Моунч считал Маску, созданного им вместе с художником Томом Мандрейком, своим важнейшим вкладом в готэмский миф. “Черная Маска – персонаж, которого я создал в 1984 г., — описывал он свою идею. — Он своего рода темная сторона Бэтмена. У него было похожее воспитание, и его родители умерли, когда он был молод. Правда, он сам устроил пожар, который сжег их дом и убил их.
Черная Маска одержим силой маски. Члены его банды носят разные ритуальные маски, чтобы защитить их личности; он также контролирует своих помощников через них.
Он основан на персонаже бульварного чтива 1940-х, и оттуда он получил этот двубортный гангстерский костюм в стиле 40-х. Я думал, что нам нужен злодей типа “черного фильма” в “Бэтмене”.
Роману Сионису “Аркэм” был написан на роду – сразу же после рождения его уронили на голову (без шуток). Его родители были друзьями Уэйнов, и Брюс знал Романа – сдержанного мальчика, который все время скучал. Сионисов в первую очередь интересовало влияние Томаса и Марты, однако сын тихо презирал их. В 12 лет во время прогулки в лесу мальчика укусил бешеный енот, после чего он стал еще более странным, чем раньше. В 21 год отец, Чарльз Сионис, ввел его в бизнес – он был владельцем крупнейшей косметической компании “Янус Косметикс”, и через месяц Роман стал вице-президентом. В то же время он познакомился с Цирцеей, рыжеволосой моделью, хотевшей рекламировать косметику его компании, и был быстро ею соблазнен. Родители осудили его, не одобряя выбор спутницы; вскоре они погибли во время пожара, причина которого осталась неизвестной. Полиции Цирцея сообщила, что Роман был с ней всю ночь.
Сионис стал королем косметики, унаследовав “Янус”, однако бизнес мало интересовал его. Почти все свое время он проводил с любимой и с коллекцией масок из разных стран. Идеи же Романа относительно новых направлений деятельности его компании варьировались от малоудачных до откровенно катастрофических. Особенно много вреда нанес революционный нерастворимый грим, который Сионис выбросил на рынок, не протестировав на побочные эффекты. За одну неделю 437 человек подали в суд на изготовителя откровенно вредоносного продукта; компания оказалась на грани банкротства, и Цирцея покинула неудачливого любовника. От краха “Янус” спасло вмешательство компании Уэйна, поставившей новый совет директоров и отстранившей Романа от управления семейным бизнесом.
Сионис не смог вынести унижение. Придя на кладбище, он разломал крышку эбенового гроба своего отца и начал хихикать. Затем прижал к лицу кусок темного дерева и просидел так пять часов. А дальше взялся за нож и сделал из куска крышки гроба внушающую ужас черную маску.
Вскоре Роман исчез, прихватив с собой пистолет, деньги, коллекцию масок и проклятый дефективный грим. Используя свой капитал, Сионис заманил в фамильный склеп мелких готэмских преступников и, представ перед ними в маске, пригласил их в Общество Фальшиволицых. Он велел новым подчиненным надеть маски из его коллекции, которые уничтожат их старые личности и создадут новые. “Я Черная Маска, и я сделаю вас богатыми. Я Смерть!” – объявил он.
Бэтмен быстро узнал о новом боссе, чьи подручные подняли волну преступлений в Готэме. Однако главной целью злодея была месть: новых руководителей “Януса” он превращал в изуродованные трупы с помощью масок, смазанных токсичным гримом. Рыцарь Ночи определил виновника мгновенно и безошибочно (“Бэтмен. № 386”; август 1985 г.).
Смерть прежнего большого босса Доктора Фанга позволила Черной Маске быстро стать новой крупной фигурой готэмского криминального мира. Луциус Фокс предупредил Брюса, что удары, наносимые организацией по “Янусу”, могут серьезно повредить и его собственной компании. Роман послал своих людей следить за Уэйном, а сам нанес визит вероломной Цирцее, похитил ее и с помощью маски с гримом изуродовал, оставив при этом в живых (“Детективные комиксы. № 553”; август 1985 г.).
Для того, чтобы выманить Сиониса, в поместье Уэйна был устроен “темный” маскарад. Прекрасно понимая, что это ловушка, Черная Маска все равно отправился туда, сменив маску и взяв с собой, чтобы не привлекать внимания, Цирцею. На маскараде Роман попытался напасть на Брюса с пистолетом, но тот легко отразил атаку, и злодей вынужден был бежать. В результате Робин смог проследить его до убежища – фамильного склепа. Побив напавших на них на кладбище Фальшиволицых, напарники добрались до главаря, но тому удалось ускользнуть через потайной ход. Неудача на маскараде заставила безумца думать, что он ни на что не способен как Роман Сионис – лишь Черная Маска может побеждать. Решив окончательно порвать все связи с прежней жизнью, он поджег свои детские игрушки в фамильном имении, но сразу после этого увидел, что Бэтмен и Робин смогли победить всех его подручных, и бросился в огонь сам. Герои спасли злодея из огня, однако пламя попало на его лицо, навсегда оставив на нем отпечаток его черной маски, сделав ее “неснимаемой”. Теперь прежний Роман Сионис был действительно уничтожен навсегда, а Черная Маска очутился в “Аркэме” (“Бэтмен. № 387”; сентябрь 1985 г.).
Дуг Моунч не спешил возвращать любимца, но использовал в последующих сюжетах других участников его истории. Оставшееся без лидера Общество Фальшиволицых стало мишенью Ночного Убийцы, решившего, что теперь возглавляет организацию его любимая Ноктюрна. Женщине была симпатична идея, так как она хотела обкрадывать разбогатевших на чужих бедах политиков, однако безумный поклонник поубивал всех Фальшиволицых (“Бэтмен. №№ 389-390”, “Детективные комиксы. №№ 556-557”; ноябрь-декабрь 1985 г.).
Цирцея стала стриптизершей по прозвищу Красная Ведьма и попыталась отомстить Черной Маске: в обмен на обещание освободить Сиониса из психушки, чтобы она могла убить его, Двуликий получил шанс восстановить лицо. На самом деле это была изобретенная Летучей Мышью западня для Дента, которая сработала не совсем так, как планировал герой. Когда мститель таки повязал Харви, Цирцея бесшумно ускользнула (“Детективные комиксы. №№ 563-564”, “Бэтмен. №№ 397-398”; июнь-август 1986 г.).
Будучи уверен в том, что после первой же истории его детище можно считать крупным Бэт-злодеем, Моунч дал ему подробный профайл в “Детективных комиксах. № 566” (сентябрь 1986 г.), каталогизирующих готэмскую “галерею бестий”. Как и прочие знаменитые обитатели психушки и тюрьмы, Черная Маска был освобожден Раш аль Гулем, однако отказался подчиняться чужим приказам и удалился с группой злодеев, принявших аналогичное решение (“Бэтмен. № 400”; октябрь 1986 г.).
После “Кризиса на бесконечных Землях” история Сиониса осталась в новой хронологии, что подтверждают его профайлы в выпусках “Секретных материалов” Женщины-Кошки 2002 г. и злодеев Бэтмена 1998 и 2005 гг. Ее расположили примерно в седьмом году деятельности Темного Мстителя.
Черная Маска числился среди пациентов больницы в “Психушке “Аркэм” (1989) Гранта Моррисона, хотя не играл там заметной роли; на последних страницах возле его имени была просто чернота. Он также был одним из многих обитателей “Аркэма”, атаковавших Бэтмена – и быстро им битых, – в “Тени Летучей Мыши. №№ 3-4” (август-сентябрь 1992 г.). По-настоящему история Сиониса продолжилась лишь тогда, когда за него смог снова взяться Дуг Моунч.
Сбежав из психушки, Роман опять собрал Общество Фальшиволицых; его набор вдохновляющих речей не изменился. Себе в лейтенанты он взял Тату, здоровяка-маори, хорошо умеющего и стрелять, и драться. Наточив зуб на Уэйна, Сионис начал устраивать поджоги принадлежащих ему зданий. После четвертого Луциус Фокс предупредил Брюса, что их страховка может быть аннулирована, и его империи может быть нанесен другой ущерб: никто не хочет вести бизнес в зданиях, которые неизбежно будут сожжены. Бэтмен и Гордон одновременно пришли к выводу о личности виновника, и первый из них в гриме человека со шрамом вышел на охоту. Тогда же Фальшиволицые нашли Цирцею, влачащую нищенское существование в метро, и привели к хозяину. Мститель под прикрытием быстро вышел на одного из людей Черной Маски и вскоре был приведен к главарю, который выдал ему маску черепа и назвал Череполицым. Вместе с двумя другими членами банды он был отправлен устроить очередной поджог, обезвредил парочку и, прибежав к Роману, заявил, что все испортил Человек – Летучая Мышь, а ему удалось сбежать. В этот момент Тату притащил похищенного Фокса, чьей кровью Сионис нанес себе на лицо боевую раскраску (“Бэтмен. № 484”; сентябрь 1992 г.).
Черная Маска собирался заставить Луциуса помочь ему разрушить компанию Уэйна, а после отказа полез за пистолетом. Брюс был готов вмешаться в любой момент, однако Романа остановила Цирцея, убедив, что мертвым Фокс для него бесполезен. Пленника оттащили в комнату масок, чтобы он там подумал. Череполицый предложил пытать Луциуса, уверив, что знает фокусы, но вместо этого босс отправил его с Тату на встречу с Обществом Фальшиволицых с новыми инструкциями: больше никаких поджогов, пора браться за все приносящие деньги направления криминальной деятельности в городе. Следующей ночью, когда Брюс явился в убежище Сиониса, то понял, что чуть не опоздал: безумец собрался надеть на лицо Фокса маску с токсичным гримом – если тот не расскажет все о системе безопасности поместья Уэйна. Герой тут же среагировал и, будучи в то время в ослабленном состоянии, сразу понял, как непросто справиться с Тату, – лишь неожиданная помощь Цирцеи помогла ему вырваться вместе с Фоксом. Сильно побитый Темный Рыцарь все же смог уложить Тату, однако Роман сбежал, прыгнув в воду с причала (“Бэтмен. № 485”; октябрь 1992 г.).
С тех пор Черная Маска оставался на свободе, в итоге сколотив, по его словам, величайшую преступную организацию в истории Готэма; Цирцея все еще была при нем. Когда к банде пожелал присоединиться новый Черный Паук, Сионис послал его испортить благотворительную костюмированную вечеринку в доме Брюса Уэйна, убив там одного из гостей. Новичок провалился из-за бдительности хозяина, после чего отправился за головой самого Романа, так как на самом деле был посланцем его конкурента Турка. В тот момент, когда он был близок к цели, убрав со своего пути ряд Фальшиволицых, Рыцарь Ночи настиг его – и, пока продолжалась их схватка, Сионис опять сбежал через канализацию (“Бэтмен. №№ 518-519”; май-июнь 1995 г.).
Кроме самого создателя Моунча, его любимое детище практически никто не использовал. Иногда это делал в “Детективных комиксах” Чак Диксон – очевидно, из солидарности с коллегой, с которым тесно сотрудничал, но и то в эпизодах. Черная Маска легко убрал Дэна Дойла, одного из криминальных заправил на западе Готэма: принятые в Общество Фальшиволицых люди Дойла сами убили бывшего босса (№ 684; апрель 1995 г.). Светлячок нанялся к Маске, хоть тот и не пришел на встречу сам, прислав подручных (№ 689; сентябрь 1995 г.). Узнав, что против него согласился давать показания один из Фальшиволицых, Роман послал за его головой своих людей (№ 697; июнь 1996 г.). Гангстер пытался купить пять мощных плазменных пушек, однако сделку сорвали Бэтмен, Робин и новая Зеленая Стрела (“Зеленая Стрела. № 105”; февраль 1996 г.). Желая расширить территорию, он отправил подручных в Бладхейвен повоевать с местными, но не учел, что там имеется свой большой босс Блокбастер, и эти его намерения накрылись медным тазом (“Найтвинг. № 1”; октябрь 1996 г.). Сионис попытался убирать конкурентов с помощью сержанта Харви Буллока, предложив ему сотрудничество на взаимовыгодных условиях, но в итоге коп, оказавшийся не таким продажным, как думал гангстер, поспособствовал уничтожению ряда его людей (“Бэтмен: Закон Буллока”; август 1999 г.).
В результате во вполне соответствующем названию, связанном сюжетом собрании иллюстраций “Бэтмен: Шедевры” (1998), автором текста в котором тоже был Дуг Моунч, художники признавались в том, что, даже хорошо зная “галерею бестий” Темного Рыцаря, не были знакомы именно с Черной Маской.
Первым автором, двинувшимся с персонажем в каком-либо направлении, был Грег Ракка. Сага “Ничья земля”, в которой разрушенный землетрясением Готэм оказался отрезанным от окружающего мира, стала поводом подыскать для каждого из основных злодеев новую роль или новую функцию в изменившемся мире, и Сионис стал одним из самых ярких примеров.
Если у Черной Маски и оставались ранее какие-либо элементы здравомыслия, то теперь он их утратил начисто. Он срезал подобие маски со своего лица, и оно стало больше напоминать череп. Точно так же уродовали себя его последователи: Роману удалось собрать культ из более 50 человек, провозгласив их истинными лицами Готэма. Тот, кто видит это, живет, кто нет, будет уничтожен – так объявил ужасающий лидер. Он не утратил прежних пристрастий, захватывая со своими людьми здания, построенные компанией Уэйна, – правда, после землетрясения только такие здания и остались стоять. Наконец, Сионис и его последователи нацелились на Клок Тауэр, символ старого Готэма, что неизбежно должно было привести к конфликту с Джеймсом Гордоном и проживающими на его территории людьми, которые располагали весьма ограниченным боевым запасом. Бэтмен дал Охотнице, исполнявшей в то время роль Бэтгерл, задание решить проблему.
Приблизившись к территории Гордона, члены культа бросили туда Рекса – пойманного агента Барбары Гордон, которого их лидер пытал и изуродовал. Когда к несчастному поспешила одна из бывших полицейских, Маска подстрелил ее, заявив, что они забирают Тауэр, и дал пять секунд на то, чтобы сдаться. В этот момент Бэтгерл-Охотница ринулась в бой (“Бэтмен. № 565”; май 1999 г.).
Ошеломив нападающих с помощью дымовых капсул, героиня занялась непосредственно главарем. Она без особых проблем быстро побила Романа. Члены культа, видя беспомощность лидера, сразу разбежались. Бэтмен доставил поверженного безумца в “Блэкгейт” и передал командовавшему тогда там Тюремщику, дав четкие инструкции: держать отдельно от основной популяции, иначе Сионис может поднять бунт (“Детективные комиксы. № 732”; май 1999 г.).
Очевидно, Тюремщик все же не счел новое пополнение своей коллекции пойманных психов столь уж опасным, так как Роман был среди основной популяции, когда в тюрьму проник Найтвинг. Его череп за это время почернел (очевидно, по причине крайней антисанитарии во время операции), таким образом, он снова начал оправдывать прозвище Черная Маска. К нему также вернулось подобие здравомыслия: он был в числе заключенных, считавших, что Дика лучше не убивать, а использовать как заложника. Как и другие пленники, Сионис чуть не утонул, когда Тюремщик решил затопить “Блэкгейт”, пытался вырваться на волю, но благодаря стараниям Грейсона не смог это сделать. Все они оставались в заключении до завершения периода “Ничьей земли” (“Найтвинг. №№ 35-37”; сентябрь-ноябрь 1999 г.).
Коля Логан Said,
24 мая, 2020 @ 20:11
С Днём Рождения, Вадим! Крепкого здоровья, вдохновения, как можно более удачной реализации всего задуманного. Небольшой подарок отправил на твой и-мэйл, который на мэйл.ру, надеюсь он ещё в ходу.
Крайне рад видеть первый (на мое)
Коля Логан Said,
24 мая, 2020 @ 20:13
[не дописал; горячие клавиши такие горячие]
Крайне рад видеть первый (на моей памяти) случай когда кто-то из «Парада» дорос до большой статьи. 🙂 Зсасз там не на очереди?
vadim Said,
24 мая, 2020 @ 20:49
Благодарю, Николай.
В этом году я пересмотрел свою «политику».
Зсасз и Крок на очереди.
И они очень на подходе. Я писал три новых биоса почти синхронно. Но с Сионисом поторопился чуть больше, чем с остальными.
Archie_Wynne Said,
31 мая, 2020 @ 10:10
Еще раз — с прошедшим! Очень приятно видеть обновления на сайте, да еще и такие актуальные, с Ромочкой) Я не пропустила новые био?) Надеюсь, нет. Вдохновения, душевных сил, хорошего и интересного от ДиСи в копилку впечатлений!
Киря Said,
31 мая, 2020 @ 17:50
Ошибочка не «Сионис», а «Сайонис». Как-то так. И хватит Загадочника «Ридлером» называть. Он Загадочник и точка.
Киря Said,
31 мая, 2020 @ 17:51
И да с прошедшим. Спасибо за такие хорошие статьи про вселенную DC. Очень информативно и полезно.
vadim Said,
31 мая, 2020 @ 18:36
Арчи, спасибо за поздравления. Не знаю, что ты пропустила, — зависит от того, когда ты была.
Киря, спасибо за поздравление. Но! Мой сайт — мои правила. Здесь я и только я решаю, как имена пишутся, переводятся или не переводятся. Так что, пожалуйста, никаких «ошибочка», «точка» и прочей ерунды. Я подобное пресекаю… весьма радикально.
Киря Said,
1 июня, 2020 @ 10:06
Ну ок Вадим. Ваш сайт, ваши правила.