“Харли Квинн”. Эпизоды 44-45: Конец цвета, конец света
44 – The Most Culturally Impactful Film Franchise of All Time / “Самый культурно значимый киносериал всех времен” (24.08.23). Сценарист Алексис Куасарано. Режиссер Брэндон Маккинни. Роли озвучивают: Кейли Куоко (Харли Квинн), Лейк Белл (Ядовитый Плющ, старая Черил), Алан Тадик (Джокер), Тони Хейл (Доктор Психо, Стив), Бриана Куоко (Бэтгерл), Джейкоб Трамбле (выросший Робин), Кристофер Мелони (Гордон), Ванесса Маршалл (Чудо-Женщина, Кая), Рейчел Дретч (Нора), Дидрих Бейдер (Горилла Гродд), Джинни Тирадо (Вулкана), Керри Кнаппе (Терра), Вико Ортиз (Тефе Холланд), Гари Энтони Уильямс (Король Бэби), Ларисса Галлахер (сфера времени), Зося Мамет (Принцесса Ледифингерс).
Харли пытается понять, окончательно ли она сошла с ума, но Барбара слишком занята, чтобы помогать ей: она уверена, что не Джокер убил Найтвинга, и хочет это доказать. Айви же пытается вместе со Стихийными Бедствиями похитить сферу времени Легиона Супергероев, но из-за вмешательства Квинн все идет не по плану…
В шоу, где всегда хватало неожиданностей, авторам трудновато чем-либо серьезно удивить зрителя на этапе четвертого сезона, но в данном случае это удалось. Хотя начинается эпизод как раз с того, к чему все шло: разногласия между героинями-антигероинями-злодейками достигают критической точки. Почуяв силу, Плющ с трио помощниц злодействует уже не во имя флоры, а просто так, для развлечения и укрепления авторитета, и остановить ее злодейское веселье не могут даже Супермен с Чудо-Женщиной. Харли же, серьезно напуганная мыслью о том, что она перестает понимать, где реальность, а где нет, пытается получить хоть какую-то поддержку и помощь, по ходу дела пуская все под откос. Если Памела вовсе не собиралась использовать сферу времени, опасаясь последствий, то клоунесса делает это без раздумий, чисто интуитивно забрасывая обеих в не столь отдаленное будущее.
Конечно, создавать сколько-нибудь продуманный футуристический мир для одного короткого мультфильма смысла не было – никто и не пытался это делать. Сложившаяся к 2048 г. ситуация излагается в серии скороговоркой, а визуально это будущее полностью состоит из знакомых клише из многочисленных фильмов на подобные темы – но фокус в том, что все это переварено в фирменном юморе “Харли Квинн”. Ключевой вопрос – что страшнее, апокалипсис сам по себе (с типичными прелестями вроде мертвой экономики и нечеловеческих условий жизни) или тот факт, что после него главным культурным достижением человечества считается “Аватар”? (Пожалуй, таки второе.) И все в таком духе: например, злобный диктатор, хранящий в замороженном виде героев и злодеев (включая Джокера), – это, разумеется, Дэмиен, но совсем не такой, каким его видел Грант Моррисон.
Главное – это не постапокалиптическое будущее само по себе, а то, как оно влияет на Харли и Айви. Очутившись в нетипичной ситуации и очень на грани провала, они осознают то, к чему их вели авторы весь сезон, – что друг без друга они никак. Мало того, если они не будут вместе и не учтут свои ошибки, то никак будет всему миру – об этом парочку милостиво информирует их дочь Нейтири (с зеленой кожей и волосами Квинн), у которой на безголовых мамаш большущий зуб – еще бы, в детском саду ребенок еще не имел имени. Визит в мрачную антиутопию, как ни странно, становится для антигероинь глотком свежего воздуха, приводящим голову в порядок и взбадривающим зарядом энергии. Изначально было понятно, что к финалу сезона они будут вместе, однако то, как именно это сделано, – сюрприз, и в достаточной степени приятный. Харли и Айви возвращаются из будущего, усвоив урок и горя желанием сделать все правильно, предотвратив конец света… но, естественно, если б это было просто, то было бы неинтересно.
Второстепенная сюжетная линия связана с Клоуном – Принцем Преступного Мира и его недавним громким заявлением. Он наслаждается вернувшимся к нему злодейским респектом, обыгрывая в покер коллег (Крок, Металло, Гродд, Доктор Психо) и выступая для подкастов, но длится это недолго. Бэтгерл удается найти доказательства того, что в ночь убийства Грейсона шутник проходил обследование в больнице, – и за считанные секунды лжец низвергается с небес славы в самую грязь. Впрочем, Летучая Мышка радуется зря: Джокер сразу понял, кто устроил ему разоблачение, а он не из тех, кто такое спускает.
45 – Il Buffone / “Иль Буффоне” (31.08.23). Сценарист Ава Трамер. Режиссер Йори Мочизуки. Роли озвучивают: Кейли Куоко (Харли Квинн), Лейк Белл (Ядовитый Плющ), Рон Фанчес (Король Акула), Джеймс Адомиан (Бейн), Джанкарло Эспозито (Лекс Лютор), Джанин Гарофало (синьора), Джеймс Волк (Супермен), Бен Левин (Капитан Холод), Рейчел Дретч (Нора), Джинни Тирадо (Вулкана), Тиша Кэмпбелл (Тауни), Ларисса Галлахер (секретарша приемной, итальянский мальчик), Эрик Морган Стюарт (ученый).
Попытка Бейна починить в Италии паста-мейкер ни к чему хорошему не приводит, зато ему удается найти почтенную синьору, которая учит его делать тесто собственными руками. Тем временем Лекс Лютор начинает приводить в исполнение свой зловещий план, и для этого ему нужна Вулкана…
После того, как предыдущий эпизод наконец-то устроил душевное воссоединение Харли и Айви, этот рулит в, казалось бы, совсем другую сторону. Он состоит из двух линий, одна из которых никак не связана с основными событиями. Горя желанием исполнить поручение Норы, которая и имени-то его не помнит, Бейн с долгими мучениями добирается до Италии, оказывается в тупике и, как обычно, решает проблему взрывом. Однако хитрая судьба направляет его прямиком к особе, которая может ему помочь и при этом достаточно эксцентрична по натуре, чтобы принять здоровяка таким, каков он есть.
Создатели “Харли Квинн” и раньше устраивали в сезоне эпизод-отвлечение, но личности вроде Бэтмена и Джокера такой подход без вопросов заслуживали. С Бейном сильно не разгонишься: набор хороших шуток для него исчерпался в основном на стадии первого сезона, во втором ему дали возможность поломать Летучую Мышь, а весь третий он держался, фактически, на одной остроте с паста-мейкером. На этот раз вокруг многострадальной вещицы строится целая история, можно сказать, притча о том, сколько усилий можно потратить для достижения абсолютно не стоящей того цели, ошибочно интерпретировав намек совершенно не достойной стараний особы. Хотя для гиганта итальянская одиссея оказывается в итоге успешной: он, регулярно заваливавший намного более простые дела, учится тонкому ремеслу под руководством суровой, но проницательной наставницы, а это духовно положительный процесс. Конечно, важнейшая причина, почему эта линия работает вообще, – это талант известной комедиантки и номинантки на “Эмми” Джанин Гарофало (“Правда о кошках и собаках”, “Полицейские”, “Роми и Мишель на встрече выпускников”), чья синьора, она же Мама, будучи совсем не из Готэма, без малейших проблем вписалась в мир “Харли Квинн”. Даже интересно, что бы получилось, если бы ее свели не с мирным по натуре Бейном, а с тяжелым случаем в виде заглавной героини. Самое же главное, пожалуй, то, что, достигнув цели и вернувшись домой, здоровяк остается собой: он лишь немного огорчается тому факту, что героиня его грез ничуть не ценит ни его самого, ни его старания, и тут же бросается исполнять ее очередной каприз. Иль Буффоне – на всю жизнь Иль Буффоне.
Вторая линия ближе к делу, а точнее, показывает, что именно привело к апокалипсису. Собственно, виновник был назван в предыдущей серии, и его истинную цель угадать совсем несложно. Естественно, Лютору нужно уплотнить озоновый слой вовсе не для того, чтобы помочь планете и человечеству, – он хочет, как всегда, достать Супермена, лишив его сил с помощью блокировки Солнца. Все остальное ему до лампочки, хотя воцарившийся повсюду хаос может тоже вписываться в его планы. Противостоит уже не лысому гению на завершающем этапе эклектичная и крайне малоэффективная команда из Норы, Короля Акулы, Капитана Холода и Вулканы. Эту линию почти целиком крадет Нора, которая в плане анархической аморальности задвигает Харли и Айви: у них все же есть какие-то принципы и цели, а она руководствуется лишь сиюминутными желаниями. Перед ее напором пасует даже Лютор, с каждым выходом становящийся все более нестабильным (явно грядет переход от Лекса-манипулятора к Лексу-маньяку). Так или иначе, цели своей он достигает: шоу погружается в монохромный “Снайдерверс”. И кто же всех спасет? Ну точно не Супермен.
Вадим Григорьев.