“Бэтмен: Храбрые и смелые” – обзор мультсериала в целом
“Бэтмен – мрачный, страдающий, мучающийся персонаж. И мы решили его таким не делать”, – эти слова Джеймса Такера, главного продюсера нового мультсериала о Человеке – Летучей Мыши, прозвучали как вызов в 2008 г. на Comic-Con в Сан-Диего, где представляли свое творение он, исполнительный вице-президент “Уорнер Бразерс” Сэм Реджистер, режиссер по озвучиванию Андреа Романо, редактор сюжетов Майкл Джеленик, озвучивший заглавного героя Дидрих Бейдер и режиссеры эпизодов Брэндон Виетти, Бен Джонс и Майкл Чанг. И в таком же духе звучали другие подробности относительно анимационного шоу “Бэтмен: Храбрые и смелые” (Batman: The Brave and the Bold), также известного как “Бэтмен: Отважный и смелый”. Бэтмобиль? Он будет напоминать швейцарский армейский нож или машину Джеймса Бонда, то есть превращаться во что угодно. Готэм? Он в кадре появляться будет, но редко, планируется же задействовать вселенную DC целиком. Союзники Темного Рыцаря вроде Альфреда и Гордона? Их не будет. Знаменитые Бэт-злодеи? Если и будут, то только по особым случаям. А почему все именно так? Потому что все вышеперечисленное было сделано – и отлично – в заслуженно классическом BTAS, у нового сериала же другая цель: сотворить более легкое зрелище для зрителей от 6 до 100 лет, дав им более дружелюбного – но все еще крутого – Бэтмена для всех, ведь только в последние десятилетия этот мститель начал, по словам Реджистера, напоминать Дракулу. В тот момент многие восприняли все сказанное с большой дозой скепсиса, однако прошло совсем немного времени – и “Храбрые и смелые” уверенно стали фан-фаворитом, высоко оцененным и зрителями, и критиками. Впоследствии создатели шоу гордо звали его клизмой, которой было необходимо прочистить Бэт-фэндом.
Первоначально Такер отнесся к идее о еще одном мультсериале о Рыцаре Ночи без энтузиазма: они с Джелеником с любовью поработали над вторым сезоном “Легиона Супергероев” и строили планы на третий. Лишь когда Реджистер уточнил, что шоу должно быть построено по формуле “Храбрых и смелых” (выпускавшаяся с 1955 г. комиксовая серия о героических дуэтах, где во второй половине 1960-х Бэтмен стал постоянным участником), Джеймс осознал, что теперь сможет задействовать самые разнообразные варианты сюжетов (к тому же “Храбрые” были первым прочитанным им комиксом с Темным Рыцарем). Одним из его основных источников вдохновения были любимые им в детстве 100-страничные комиксы-сборники, где можно было найти не только текущую версию готэмского мстителя от Дэнни О’Нила или Лена Уэйна, но и перепечатки Бэт-историй 30-х, 40-х, 50-х и 60-х с несколько иными вариантами того же героя – и это тоже был Бэтмен, многоликий и разнообразный. Руководствуясь таким принципом, Такер решил, делая Бэт-мультсериал своей мечты, собрать в нем элементы самых разных инкарнаций защитника добра в комиксах и на телевидении.
“Я ранее делал сторибоард и создавал дизайн персонажей для сегмента, основанного на Бэтмене 50-х для эпизода Batman: The New Adventures под названием Legends of the Dark Knight, и это было наибольшее удовольствие, которое я когда-либо получал, работая как художник сторибоард, — вспоминает Джеймс. — Так что когда эта возможность появилась, я вернулся к этому за вдохновением. Я решил попытаться использовать более толстую чернильную линию вокруг персонажей, чтобы заставить их выглядеть в большей степени как персонажи старомодных комиксов. Это то, что мы подумывали сделать в сегменте Legends of the Dark Knight, но решили не делать это, потому что анимационные студии тогда не были и близко так разносторонни, как сейчас”. Такер во многом ориентировался на схемы и дизайн работ Дика Спранга: по его словам, этот художник обладал той же энергией, что и Джек Кирби, и именно ее он хотел привнести в шоу.
В числе источников вдохновения создателей “Храбрых и смелых” на первых местах, само собой, стоят также телесериал “Бэтмен” 1960-х и мультфильмы “Филмейшна” того же периода; Реджистер напрямую проводит параллели между их творением и шоу Адама Уэста, откуда взят, к примеру, напрямую вдохновленный творением Джорджа Берриса Бэтмобиль. Такер готов со знанием дела защищать далеко не всеми любимый старый сериал: “Я думаю, если Вы действительно знаете историю Бэтмена, Вы знаете, что множество тех эпизодов были адаптациями историй Серебряного Века. Концепция мистера Фриза, которую мы знаем сейчас, как официальная стартовала в телешоу “Бэтмен”. Они адаптировали многое; скажем, эпизоды Безумного Шляпника были адаптированы из комиксов, так что Вы не можете сказать, что шоу не понимало исходный материал. Они делали шоу тех времен, и, я думаю, это блестящее шоу. Я не стыжусь сказать, что я наслаждался им, что я до сих пор наслаждаюсь им и что в сделанном мною шоу я хотел использовать материал из этого шоу, так же как материал из всех других инкарнаций Бэтмена. Старых киносериалов, комиксов 50-х, комиксов 60-х, “Бэтмена” 1989-го, Batman: The Animated Series…
Дело в том, что шоу Адама Уэста было так иконично и так изумительно блестяще, что установило стандарт для того, что обычные люди думают о комиксах. Мы, фаны Бэтмена, знали, что Бэтмен был намного большим, чем это. Он был заперт в этом стандарте долгое время, что необязательно вина шоу и в большей степени вина близоруких репортеров, я думаю, и администраторов, думавших, что есть только один способ показывать супергероев. Это было виной не шоу самого по себе, а того, как люди реагировали на него и во что верили. Как по мне, это все одно. Этот Бэтмен стоит рядом с Бэтменом Майкла Китона и Бэтменом Дэнни О’Нила и Бэтменом Кармине Инфантино. Они все одинаковы для меня…
Пока Бэтмен основателен и серьезен, Вы можете ввести его в любую ситуацию. Это как объединить всех Джеймсов Бондов, когда-либо существовавших, в один персонаж. Вы получите немного Шона Коннери, но также получите немного Роджера Мура и немного Дэниела Крейга…”
В “Храбрых и смелых” продолжилось тесное сотрудничество Такера и Майкла Джеленика, успевших притереться к друг другу во время работы над “Легионом” (по словам Майкла, с первого совещания с Джеймсом он ушел с мыслью, что никогда не сможет работать с этим типом). Как и Такер, Джеленик ранее работал над более серьезным мультсериалом о Темном Мстителе, “The Batman”, был не против поработать с более светлым аспектом персонажа и знал, что некоторые нововведения фаны героя принципиально принимают в штыки (как, например, начос). Тем не менее, процесс его привыкания к новому шоу был непростым. “Я агонизировал над первыми шестью эпизодами или около того, потому что я не был по-настоящему уверен, чем является шоу. Должно ли оно быть забавнее? Должно ли оно быть мрачнее? Не разрушаем ли мы все хорошее в Бэтмене?” – вспоминает Майкл. Подливал масло в огонь тот факт, что в ту пору у всех на слуху был вариант Кристофера Нолана, Адам Уэст же казался далеким безвозвратным прошлым. Впрочем, стоило Джеленику смириться с мыслью, что они делают именно Бэтмена Уэста, как работа пошла значительно легче.
Продюсеры пытались привнести в каждый эпизод побольше сердца, юмора и героизма. Джеленик умел находить эмоциональное ядро сюжета и был хорош в комедии, Такер был кладезем знаний о Человеке – Летучей Мыши во всех его многочисленных инкарнациях. Тем не менее, Майкл оказался способным учеником и вскоре погрузился в мир бредовых старых комиксов с головой. “Думаю, я помог сотворить монстра”, — смеялся Джеймс, признавая, что наиболее причудливые идеи пришли в голову именно Джеленику. Среди них – замысел и основного сюжета Mitefall!, и его тизера; Майкл также хотел делать целый эпизод, посвященный Призрачному Танку.
В свое время BTAS был бы невозможен без первого “Бэтмена” Бертона, открывшего дорогу к широкому зрителю серьезным версиям готэмской вселенной. А Такер считает, что “Храбрые и смелые” многим обязаны “Темному Рыцарю”, но несколько по-другому: если бы блокбастер Нолана не вышел настолько мрачным, его более легковесный подход не заслужил бы право на жизнь настолько легко. Признавая художественные, в частности визуальные, достоинства “Рыцаря”, Джеймс уточняет, что это не его любимый вариант Летучей Мыши (он хочет видеть своего Бэтмена победителем, там же герой таковым не был со всех сторон) и что картина вполне заслуживает рейтинг R. Тем не менее, он благодарен всем участвовавшим в создании фильма за своеобразную, по принципу “от противного”, путевку в жизнь для его детища.
Главный продюсер “Храбрых” не очень беспокоился о том, найдет ли его новое творение свою аудиторию, так как считал, что об этом позаботилась сложившаяся к тому времени ситуация: кинокиномиксы становились все более “темными”, а ленты из серии DC Universe Animated Original Movies в основном соответствовали вкусам современных любителей комиксов. Такер же ориентировался как на публику более младшего возраста, так и на фанов, знакомых с большим количеством трактовок персонажей DC, в том числе ныне почти забытых, хотел создать мультсериал, который бы родители смогли смотреть с детьми, ничего не опасаясь. И он, со всеми своими непривычно яркими для мира Бэтмена красками, обязательно должен был выглядеть на миллион долларов на экране, о чем позаботились команды рисовальщиков фонов и цветовых стилистов, возглавляемые соответственно Уильямом Данном и Крейгом Кукро. Джеймс вздохнул с облегчением, получив из Кореи первый анимированный эпизод, и с тех пор шоу шло только в гору, пусть и не каждая серия была блестящей (такого не бывает в принципе). Хоть и не мгновенно, но “Храбрые и смелые” твердо встали на ноги и непривычно быстро заслужили теплый прием и высокие рейтинги, что приятно удивило и Такера, и (в еще большей степени) Джеленика. Уже во второй половине первого сезона сериал напоминал, по словам Джеймса, хорошо смазанную машину, а такое нечасто случается на телевидении.
Одной из идей создателей “Храбрых и смелых” было использование тизеров – мини-сюжетов, идущих перед основной историей. Поначалу они были так или иначе с основным сюжетом связаны (о чем Такер впоследствии сожалел), однако затем было введено правило, что тизер должен быть полностью автономен. Таким образом, зритель как бы получал два эпизода в одной серии, и был хороший шанс, что хоть один из них окажется по-настоящему удачным. Тизер также оказался отличным тестом для новых участников шоу: если они хорошо смотрелись в тизере, им предоставляли отдельный эпизод.
Авторы мультсериала с самого начала решили не заморачиваться с хронологией и намеренно отказались от, скажем, долгосрочных линий с романтическими отношениями героев. В “Храбрых” встречались намеки на чувства, например, между Зеленой Стрелой и Черной Канарейкой, Гаем Гарднером и Льдом, однако они никуда не шли: Такер считал, что их шоу преследует другие цели, а подобное лучше оставить для фантазии фанов, не тратя на него экранное время. Вообще план сезона авторов сериала обычно был просто заполненным за два часа листом бумаги, на котором были расписаны тим-апы и некоторые идеи для тизеров. Противоположностью “ленивых”, по их словам, Такера и Джеленика был Грег Уайсман, дотошно планировавший сезоны “Юного Правосудия”. Создатели “Храбрых и смелых” шутя зовут его профессором, а его шоу – антидотом для их: оба подхода имеют право на существование, просто они разные.
Согласно доктрине Такера о Бэтмене-победителе, центральный персонаж “Храбрых”, геройствующий в темно-синем (в противовес ныне более привычному серо-черному) костюме под джазовые мелодии в духе 60-х (работа композиторов Лолиты Ритманис, Майкла Маккуистиона и Кристофера Картера позволяет поставить сериалу большой дополнительный плюс), был общепризнанной иконой, вызывающей уважение или же попросту благоговение у почти всех других, часто намного более могучих, защитников добра во всех уголках вселенной, и необоримым магнитом для практически всех представительниц женского пола. Всегда компетентный и невозмутимый, позитивно настроенный и не лишенный суховатого юмора, он казался единственной стопроцентно здравомыслящей твердыней в безумном мире комиксов Серебряного Века: на встреченных пришельцев, демонов или же говорящих животных Рыцарь Ночи реагировал как на нечто само собой разумеющееся, без капли удивления, никогда не унывал и не впадал в отчаяние, до последнего пытаясь найти выход из самой опасной или бредовой ситуации, – это и был его способ сохранять здравый смысл. За внешней бесстрастностью, тем не менее, скрывался целый спектр эмоций и линий поведения: Человек – Летучая Мышь мог быть откровенно дружелюбным или настороженным, вести себя как ироничный соперник, мудрый ментор или же строгий старший по званию – все зависело от личности очередного причудливого субъекта, доставшегося ему в напарники.
Бэтмен – единственный герой, присутствующий во всех эпизодах шоу, поэтому его голос должен был быть идеальным. Когда перед ней была поставлена задача, Андреа Романо в первую очередь подумала о Дидрихе Бейдере (“Знакомство со спартанцами”, “Очень голодные игры”), чьим наиболее значительным вкладом в анимационный DC Universe до этого было озвучивание заглавного героя “Проекта Зета”. Они уже работали вместе, у Бейдера есть нужные тон и глубина голоса, он талантливый разносторонний актер и хорош в комедии. Дидрих участвовал в озвучивании “The Batman” и, видя, как говорит за Темного Рыцаря Рино Романо, думал, как замечательно было б сделать подобное. Актер посмеивался, что у себя дома он скорее Альфред, однако после ряда проб он стал однозначным выбором всех создателей мультсериала.
В отличие от того же Романо, Бейдер как Бэтмен зазвучал как надо в своей первой же серии и улучшался с каждым разом. Актер играл абсолютно серьезно, без иронии, добиваясь в точности такого эффекта, как когда-то Адам Уэст. Он называл роль Летучей Мыши своей любимой, а своим любимым гаджетом – бэтеранг. Поначалу Дидрих говорил, что его любимый эпизод – Deep Cover for Batman!, а любимый момент – Бэтмен, извиняющийся за павшего духом Аквамена в Mystery in Space!, однако это изменилось во время работы над Chill of the Night!. Момент, когда герой встречает убийцу родителей (первый раз, когда в “Храбрых” показано лицо Брюса Уэйна), пробрал Бейдера буквально до слез и стал для него однозначным фаворитом. Столь же эмоциональным для него было разве что прощание со зрителями в Mitefall!, в том числе потому, что его юный сын Себастьян, комикс-фан (чего о самом Дидрихе, кстати, сказать нельзя, хотя “Возвращение Темного Рыцаря” он читал), присутствовал на записи, подошел к отцу и обнял его, сказав “Ты проделал отличную работу”; все присутствовавшие при этом прослезились. Не случайно Такер и Джеленик сейчас называют эту серию своей любимой.
Хоть Бейдер и был лучшим из прослушивавшихся на роль Рыцаря Ночи, у него было немало талантливых соперников, и некоторые из них получили в шоу другие важные роли. Создатели сериала отдавали предпочтение актерам, умеющим говорить разными голосами и обладающим хорошим комедийным таймингом.
Хоть напарники готэмского мстителя менялись каждую неделю, число героев, появляющихся чаще других (как минимум 3 раза), было поначалу сравнительно небольшим – 4-5 персонажей, чья динамика характеров с Человеком – Летучей Мышью казалась наиболее многообещающей (суперсилы интересовали авторов значительно меньше, чем личности). Для первого сезона Такер с командой выбрали Аквамена и Синего Жука, а также Пластикового Человека, Красное Торнадо и Зеленую Стрелу. В списке регулярных поначалу были и Аутсайдеры, однако после слабого старта авторы сократили свои планы на них. Из обоймы также довольно быстро выпал Торнадо, несмотря на то, что это любимый герой режиссера Бена Джонса; он очень хотел делать первый эпизод с персонажем, но сценарий не был готов вовремя, и серия досталась Брэндону Виетти (Джонс ныне считает наиболее сложным из своих эпизодов Four Star Spectacular!, из которого многое пришлось вырезать из-за нехватки времени, но он также ценит все выходы Бэтмалютки, Mayhem of the Music Meister! (первый полноценный мюзикл в его карьере после специфической серии “Юных Титанов”), The Last Patrol! и Cry Freedom Fighters!).
Киря Said,
19 февраля, 2021 @ 07:34
Вадим, давай забудем все обиды и недоразумения, ведь сегодня угадай какой день? Правильно день рождения Бэтмена и 160 лет с момента отмены крепостного права.
vadim Said,
20 февраля, 2021 @ 02:32
Кирилл, нет никаких обид и недоразумений.
День такой же, как и любой другой.
Что ты хочешь сказать?
Киря Said,
20 февраля, 2021 @ 15:47
Вадим, я хотел сказать что…Мы хоть и друзья, но всё же иногда ссоримся. Я бывает пишу или делаю то, что тебе не нравится. Такое бывает. Прости за правду.
vadim Said,
21 февраля, 2021 @ 02:15
Кирилл, «правда» в том, что сюда, на сайт, люди заходят, чтобы что-либо сказать.
Ты или говори, если есть что сказать, или не извиняйся.
RG Said,
22 февраля, 2021 @ 04:53
Чудесная вещь в успех которой я лично не верил, и плевался с первых серий… Просто гик пиршество, по которому я очень скучаю.
vadim Said,
23 февраля, 2021 @ 00:33
Да, я тоже. Поначалу был высокомерно настроен, а теперь с огромным удовольствием возвращаюсь к некоторым сериям.