Batman: The Animated Series — обзор мультсериала в целом
5 сентября 1992 г. Бэт-вселенная была заново рождена: на американских телеэкранах состоялась премьера анимационного шоу “Бэтмен” — Batman: The Animated Series, известного также как BTAS. Созданный мультипликаторами из кинокомпании “Уорнер Бразерс” на волне популярности фильмов Тима Бертона, сериал представлял собой исключительно удачный синтез лучших сюжетных мотивов и стилистических решений многолетней комиксовой и кинематографической “бэтменианы”; даже самые привередливые фаны чувствовали, что на этот раз все сделано “так, как надо”. BTAS завоевал такую популярность, что повлиял на текущую последовательность историй DC, подарив ей новых персонажей и изменив имидж многих уже существовавших. Он также стал началом настоящего мультяшно-комиксового бума: та же команда перенесла на телеэкран приключения Супермена (Superman: The Animated Series — STAS), изобрела “Бэтмена будущего” и закончила свой впечатляющий пробег “Лигой Правосудия”.
Все началось с того, что Джин Маккарди, исполнительный продюсер из анимационного отдела “Уорнер”, на волне успеха комедийной серии “Тини Тунс”, сообщила подчиненным о перспективе делать мультсериал о Человеке – Летучей Мыши, которая стала возможной исключительно из-за успеха первого “Бэтмена” Бертона и планов “Уорнер Бразерс” вскоре выпустить второй фильм. Для двоих из членов коллектива – художника сторибоард “Тини Тунс” Брюса У. Тимма (“Хи-Мен и властелины Вселенной”, “Новые приключения Майти Мауса”) и рисовальщика фонов Эрика Радомски – эти слова имели особый смысл. Отложив в сторону более насущные проблемы, эти двое создали двухминутный фильм-пилот, впечатливший их руководство настолько, что им доверили встать у руля проекта. (Подробнее см. [здесь->btas-pilot].)
С самого начала мультипликаторы решили, что их сериал должен как можно точнее передавать дух комиксового первоисточника, но при этом четко осознавали различия между двумя видами искусства. Художник Тед Блекмен под руководством Радомски нарисовал мрачные, темные пейзажи Готэма в стиле film noir, бывшие явным нарушением тогдашнего правила американских аниматоров не использовать в качестве фона черный цвет.
На этих черных, стилизованных фонах Брюс Тимм разместил свои эскизы персонажей. “За годы работы в анимации, — рассказывает Брюс, — я понял одну вещь: каждый раз, когда мы создавали приключенческий мультфильм, мы пытались делать рисунки похожими на комиксы, и это всегда работало против анимации. Чем больше линий в персонаже, тем сложнее его рисовать снова и снова. Поэтому я считал, что наилучшим выходом будет простота”. К тому же он знал, что работу над анимацией контролировать будет трудно, поскольку большую ее часть поручили разным иностранным студиям, например, АКОМ. В своих первых поисках Тимм был не одинок: посильную помощь ему оказали Кевин Ноулан (неоценимый вклад в создание самого первого – гениального – эскиза Джокера, явно вдохновленного в том числе первыми работами Боба Кейна), Майк Мигнола (Риддлер, Фриз) и особенно Линн Нейлор, проделавшая большую работу с женскими персонажами, которые не очень удавались самому Брюсу Тимму на первых порах.
Сознательный отказ от традиционного реалистического, богатого деталями стиля американской анимации, особенно приключенческой (в противовес шоу типа “Настоящих охотников за привидениями”), в пользу подхода сознательно упрощенного (объединившего мощные торсы и квадратные челюсти классических мультфильмов Макса Флейшера о Супермене 40-х и работы Алекса Тота, с очевидным влиянием эскиза Космического Призрака) был вторым ярким нововведением от авторов BTAS. Все это работало в поддержку того тезиса, что именно анимация лучше всего подходит для адаптации комиксов, обеспечивая нужную степень абстракции от реальности, невозможную в игровом кино: к примеру, в “Бэтмене” Бертона трудно отвлечься от того, что костюм главного героя не позволяет ему ворочать шеей – каждый раз ему приходится поворачиваться всем корпусом.
“Что касается меня, то я бы избрал временем действия 1939 год, — говорит Тимм. – Но сценаристы посчитали, что будет чрезвычайно трудно писать истории, не показывая компьютеры и тому подобное”. В результате в BTAS современные технологии и научные теории абсолютно органично соседствуют со старыми автомобилями, дирижаблями и гангстерами, одетыми по моде 40-х. Это помогло создать уникальную вневременную атмосферу шоу, стильную, одновременно ностальгическую и не кажущуюся устаревшей, опять же возможную в принципе только в анимации.
Главным редактором сюжетов серии был назначен Алан Барнетт, чей вклад оказался чрезвычайно важным: в “Бэтмене” был сразу же установлен высокий (для мультшоу) уровень драматургии, чему в немалой степени поспособствовали сценарии самого Барнетта, в частности двухсерийный эпизод [“Двуликий”->btas-10]. Одним из лучших решений Барнетта стало приглашение Пола Дини (“Тини Тунс”), написавшего для BTAS много блестящих сценариев, среди которых – [“Ледяное сердце”->btas-14], отмеченное телепремией “Эмми” за драматургию. Дини стал настолько важен для шоу, что его назначили одним из продюсеров BTAS, и для многих фанов он стал настоящим лицом сериала.
Еще одним и, пожалуй, ключевым для успеха шоу моментом стал принципиально революционный подход к озвучиванию. Вместо того, чтобы привлечь к работе традиционный десяток актеров, специализирующихся на создании “мультяшных” голосов, ответственная за этот аспект сериала Андреа Романо объявила прослушивание для всех доступных для такой работы лицедеев, особо акцентируя то, что роли надо будет исполнять всерьез, без сюсюканья и шутейства, так же, как это было бы на сцене или в кино. В результате среди обеспечивших для шоу голоса оказалось полтора десятка кино- и телезвезд, но даже если отбросить их статус, почти каждый выбор был попаданием в десятку, отражавшим сущность рисованного характера и способным обогатить его новыми нюансами.
Другим жизненно важным аспектом для BTAS были великолепные, “оперные” музыкальные темы Ширли Уокер и ее команды композиторов. Каждый персонаж получил собственную музыкальную тему, и почти каждый эпизод приобрел свое неповторимое звучание – еще один шаг вперед от традиционной американской телевизионной анимации, оперирующей, как правило, двумя-тремя мелодиями максимум.
Осталось добавить ко всему этому весьма солидный бюджет, позволивший (в большинстве случаев) обеспечить весьма качественную анимацию, – и получилось шоу, мгновенно заслужившее высочайшие оценки критиков, выигравшее несколько “Эмми” и ставшее популярным у зрителей ВСЕХ возрастов. Старт BTAS был столь мощным, что телесеть “Фокс” потом много месяцев удерживала сериал в прайм-тайме с целью привлечь взрослую публику.
Да-да, именно взрослую. Взявшись за (на первый взгляд) крайне несерьезный материал, Барнетт, Дини и прочие ухитрились наполнить его мыслями и чувствами, далеко не все из которых будут понятны зрителям младшего и среднего школьного возраста. Это и боль потерь, горечь, тоска, разочарование в жизни, и власть иллюзий, самообман – ловушка, в которую попали многие будущие враги супергероя, и мотив выбора и предопределенности (каждый из вступивших в игру не в силах сменить свою роль или отказаться от нее). Авторы BTAS не забывают о приключениях и юморе и иногда откровенно валяют дурака, но все же время от времени осторожно дают понять, что изобретенный ими мир не укладывается в черно-белые рамки добра-зла. Здесь не все можно исправить или спасти, не всегда наказание виновного приносит радость или вообще имеет какое-либо значение, и финал часто оставляет зрителей в состоянии невеселом и иногда – подавленном.
Одной из главных причин успеха шоу стала тщательная проработка образов персонажей. Настоящим чудом стал выбранный для озвучивания Бэтмена Кевин Конрой – актер, никогда ранее не работавший над озвучиванием. Он сумел не только наполнить любую из реплик Темного Рыцаря необходимыми чувством, гневом и устрашением, но и провести (с помощью одного лишь голоса) четкую грань между его ночной и дневной сущностями, одновременно сделав понятным их сосуществование и потребность друг в друге. Эскиз же персонажа использовал его классический серо-синий костюм Серебряного Века с желтым овальным знаком на груди. Несмотря на то, что создатели BTAS разумно не стали создавать отдельный эпизод, описывающий становление Брюса Уэйна Бэтменом (рассчитывая, что большинство знакомо с его историей в общих чертах благодаря первому фильму Бертона), тема “демонов”, населяющих душу центрального героя, стала одной из ведущих в мультсериале. В шоу готэмский мститель также заметно обновил свой арсенал: пистолет с крюком, который он впервые использовал в первом “Бэтмене” Тима Бертона, спасал его в мультсериале настолько часто, что вскоре стал незаменимым и в комиксах.
Несмотря на настоятельные рекомендации руководства студии как можно чаще использовать в эпизодах Робина (чтобы сделать шоу более привлекательным для детей), в первом сезоне BTAS “чудо-мальчик” появлялся редко. Причем это был уже не ребенок, а 18-летний ученик колледжа, что более соответствовало взрослому тону сериала. Вдобавок этот Дик Грейсон получил более современный костюм, который носил в комиксах его “коллега” и ученик Тим Дрейк, Робин № 3. Все же в традиционном BTAS на долю этого персонажа выпало крайне мало звездных моментов (один из них – [Robin’s Reckoning->btas-32]), и это тот редкий случай, когда герой и озвучивавший его актер получили настоящий шанс проявить себя лишь во втором шоу – TNBA.
Юная Барбара Гордон, также ученица колледжа, появлялась в BTAS редко, но линия ее становления Бэтгерл стала одним из редких и наиболее интригующих “саб-плотов” мультсериала. Однако настоящим членом Бэт-команды она тоже стала лишь в TNBA.
Альфред в неподражаемом, полном нюансов исполнении Ефрема Цимбалиста-младшего обеспечил необходимый для ряда эпизодов комедийный оттенок и даже стал полноправным героем одного из более поздних эпизодов, раскрывающего одну из тайн его прошлого ([The Lion and the Unicorn->btas-77]). Комиссар Гордон присутствовал в большинстве эпизодов, но не получал заслуживающих внимание моментов (настоящим шансом блеснуть для него стал эпизод TNBA [Over the Edge->tnba-97]), а вот его подчиненные Харви Буллок и Рене Монтоя смогли как следует проявить себя в нескольких сериях (в первую очередь это [P.O.V.->btas-7] и [A Bullet for Bullock->btas-67]).
Джокер, архи-враг Человека – Летучей Мыши, стал главным злодеем мультсериала и, благодаря неподражаемому и до сих пор непревзойденному исполнению Марка Хэмилла, его наиболее ярким персонажем. Пожалуй, правы те, кто считает эту версию Клоуна – Принца Преступного Мира лучшей вообще, включая комиксы: в ней удачно (по крайней мере, во многих случаях) скомбинированы игровая и смертоносная его составляющие, добавлены новые психологические детали и даже любовный интерес (так сказать…) – Харли Квинн, для которой дебют в BTAS стал первым шагом на пути к международной популярности. Даже продвигаемая некоторыми авторами комиксов теория о “суперздравомыслии” улыбающегося злодея нашла здесь умно-завуалированное отражение: Джокер – единственный персонаж BTAS, которому позволено напрямую обращаться к зрителю (как будто он понимает, что живет в мультфильме), но происходит это всего два раза (в [Christmas with the Joker->btas-2] и [Joker’s Wild->btas-40]), на которые вполне можно не обратить внимания.
Что же касается прочих членов “галереи бестий”, то двое из них – Женщина-Кошка и Пингвин – стали прямыми “жертвами” готовившегося в то время второго фильма Бертона. Дело вовсе не в том, что их киноверсии были плохи (это вовсе не так), а в том, что они (и основанное на них видение руководства студии) противоречили трактовке, которая сложилась в умах у создателей шоу, — и это не могло не сказаться на сериях с их участием. Риддлер оставался в тени несравненного Фрэнка Горшина и страдал от личной неприязни Брюса Тимма. Пугало не казался по-настоящему страшным из-за стабильных неудач с эскизом и не самого удачного выбора голоса. (В каждом из перечисленных случаев конечный результат был весьма хорош, но мог быть еще лучше.) Все же однозначных злодейских удач было намного больше, чем относительных неуспехов.
Для некоторых популярнейших в комиксах, но никогда не появлявшихся на экране Бэт-злодеев (Двуликий, Раш аль Гуль и Талия) это был блестящий дебют, верный по духу первоисточнику. Для многих менее известных отрицательных персонажей это был шанс показать себя и заставить фанов относиться к себе серьезно (в первую очередь это Ядовитый Плющ и Клэйфэйс, чьи многочисленные инкарнации были умно скомбинированы в одном образе). Мистер Фриз обязан всем, чем он знаменит на данный момент, Полу Дини, давшему этому, мягко говоря, второсортному до той поры маньяку вторую жизнь блестящим эпизодом [Heart of Ice->btas-14]; в чуть меньшей степени это можно сказать о Безумном Шляпнике, заслужившем звездный час в другом великолепном эпизоде Дини – [Mad as a Hatter->btas-27]. Даже психопаты второго эшелона (Крок, Шрам) и откровенные лузеры (Король Часов, Миррор-Мен) смогли напомнить о себе благодаря хорошей драматургии и блестящей голосовой работе.
Успех анимаций о Летучей Мыши закономерно привел к появлению великолепного полнометражного мультфильма [“Маска Фантазма”->mask-of-the-phantasm], заметно расширяющего горизонты BTAS-мифологии, и другой полнометражки [“Ниже нуля”->sub-zero], не столь богатой сюжетно, но посвященной одному из лучших злодеев BTAS. Мультяшные вставки, озвученные теми же актерами, были использованы в [компьютерной игре Sega CD->lost-episode].
Триумф BTAS повлиял на данный жанр американской мультипликации в целом. До 1992 г. в США на телевидении приключенческая анимация была фактически мертва. “Бэтмен” не просто возродил ее, но и установил для нее новые стандарты: если первый мультсериал о людях Икс, стартовавший через несколько месяцев после BTAS, соответствовал старым вкусам, то уже через несколько лет “Люди Икс: Эволюция” во многом имитировал графический стиль шоу Темного Мстителя.
Некоторое время схожие по тематике эпизоды BTAS получали литературные адаптации от автора научной фантастики Гери Гравела. Среди них: “Тени прошлого” ([Appointment in Crime Alley->btas-26], [Robin’s Reckoning->btas-32]), “Двойной до смерти” ([Two-Face->btas-10], [Shadow of the Bat->btas-57]), “Дракон и Летучая Мышь”, “Маска Фантазма” (адаптация полнометражного мультфильма).
Примерно в конце первого сезона и в последующих направление шоу стало несколько меняться. Если в первой половине “бэтменовской” мультсаги акцент однозначно делался на саспенс и пережитые персонажами психологический травмы, то во второй начали преобладать фарс и чистое действие. Мрак в Готэм-сити начал рассеиваться, и понравилось это далеко не всем фанам. Во втором сезоне (13 сентября 1993 г. — 23 мая 1994 г.) было выпущено лишь 10 эпизодов, тогда как в первом (5 сентября 1992 г. — 24 мая 1993 г.) — 60. В третьем сезоне (10 сентября 1994 г. — 26 ноября 1994 г.) шоу, переименованное в “Приключения Бэтмена и Робина”, пополнилось 10 новыми сериями, а в четвертом (11 сентября 1995 г. — 15 сентября 1995 г.) — только 5, после чего Тимм и его коллеги сделали двухлетнюю паузу и занялись приключениями Супермена. Трудно сказать, что именно стало первопричиной изменения общего тона сериала: тут и уступка требованиям студии сделать Робина вторым главным персонажем, чтобы познакомить с ним широкую публику накануне премьеры следующего киноблокбастера “Бэтмен навсегда”, и постоянное желание создателей все время пробовать что-то новое, неизведанное. Так или иначе, несмотря на заметное “осветление” общего тона, классический BTAS оставался увлекательнейшим зрелищем до самой последней серии.
Вадим Григорьев.
Shoen Said,
26 января, 2009 @ 13:26
Хм, так Риддлера вообще нет в BTAS?
vadim Said,
26 января, 2009 @ 22:52
Есть он. В статье не написано, что нет. Есть, но всего три полноценных эпизода.
WindomEarl Said,
16 марта, 2009 @ 17:36
Кроме трёх полноценных эпизодов Риддлер встречается в эпизоде «Trial», правда он там довольно молчалив, и ему ещё посвещён в значительной степени (а так же Джокеру, Ядовитому Плющу и Хэйгану) мульт, снятый всё в том же БТАСовском тиммовском стиле.. но специально для Игры на СуперНинтендо!
Так же Риддлер частенько упоминается в некоторых эпизодах косвенно… и встречается мимолётно в двух эпизодах ТНБА, собственно эпизодах про двулицего.. и Пугало.. и даже в одном мульте «Супермена».. который посвящён Бэтмэну…
Незнаю как Вы.. но я считаю «Бэтман Бейонд» равноценным детищем Тимма как и БТАС… и по-сути продолжением! так вот и там встречается Риддлер… но не настоящий а при тренировке МакГинеса.. и выглядит 1в1 как в ТНБА.
ТНБАшный Риддлер гораздо дебильнее БТАСовского.. но я привык не разделять эти сериалы!.. наверное такое уродливое изменение Риддлера.. переход от элегантного костюма к идиотскому облегающему треко — это то за что нужно сказать «спасибо» тупой версии Джимма Керри и Джоэля Шумахера….
WindomEarl Said,
16 марта, 2009 @ 17:45
А вот по поводу Пугала Тимм чёто долго колдовал.. и наколдовал какую-то хрень (простите)..
В одном из интервью он заявил что эскизы в БТАСЕ были неудачными и в ТНБА они сделали поистине страшное пугало…
чушь какая то!
1й эскиз.. появляющийся в эпизоде «Нечего Бояться» — гениален и оригинален! вспоминвется как полицейский затаившись за столом видит как по веревочной лестнице спустились ноги в модных туфлях и широких брюках — раз гангстер.. потом примерно так же но другого цвета — 2 гангстер.. а потом — тряпичные тапочки и тощие костлявые ноги в какойто красной тряпке! О! А это ещё ктО!?… и когда это нечто повернулось с мешком на голове и косо одетой казалось бы придурышной шляпе — это и был ну просто лучший профессор Джонатан Крейн — он же пугало!…
Дальше Пугало стало более пафосным… волосы из соломы… морда какая то действительно больше смешная чем пугающая.. а к ТНБА пугало превратился в некое подобие Эзакиеля Рейджа (или как там звали того черепастого в широкополой шляпе из другого мультсериала?) причём персонаж потерял цвет… потерял лицо Доктора Крейна, потерял худощавость и дестрофичность так идущую ему… и зачем то нацепил слишком до уродливости толстую верёвку на шею… и стал бегать с палкой в руке вместо косы или мешочка со бомбами из пугающего газа…
Та в новом мире ТНБа это нечто смотрится…. и смотрится местами лучше… но всё же с Тиммом я не согласен!
ZoKpooL Said,
5 марта, 2010 @ 07:01
Нууу,если присмотреться,в каждом эпизоде с Пугалом(сольным,естесна)у него менялся дизайн
Vanek Said,
26 марта, 2010 @ 22:47
Этот мультсериал покорил меня! Великий сериал!
Та романтика и очарование 50-х! Образ Тёмного Рыцаря! Не выразить словами! Браво!
Chance for glory Said,
7 января, 2012 @ 04:34
Ванек скорее 30-40х , хотя Ванька скорее всего уже давно и нет ну да ладно, vadim , у меня вопрос почему ты считаешь, что Пингвин в БТАСе не так уж и хорош и неполноценен, я считаю что при тех внешних критериях которые Тимму и его команде задали Warner, он прекрасен, да эскиз немного уродует и не сильно соответствует характеру персонажа, но его содержание это блеск-вся его аристократичность, его некая хитрость, коварство, тонкий юмор, а голос… (Просто прекрасный выбор, обидно что мы не услышали старого Пингвина в самой последней полнометражке о Бэтвумен) мне кажется, персонаж обыгран на ура, ДА если бы Warner дал добро на первоначальный эскиз возможно результат был бы еще превосходнее, но у Тимма не было выбора
vadim Said,
7 января, 2012 @ 12:24
Про все это можно прочесть в обзорах эпизодов с этим товарищем.
Chance for glory Said,
7 января, 2012 @ 15:47
Так и поступлю