1940
Год пополнения Бэт-семейства и существенного пополнения рядов их противников. Пожалуй, именно появление одного из врагов в данном случае следует назвать Бэт-событием года № 1: Джокер до сих пор является самым узнаваемым, популярным и просто лучшим из всех злодеев, порожденных индустрией комиксов. Его роль в популярности готэмского мифа во всех сферах массовой культуры трудно переоценить. Ранние похождения Джокера и загадочные обстоятельства создания образа подробно описаны в главах [“Впервые на арене”->bios-4] и [“Дело о смеющейся смерти”->bios-5-1]; здесь же достаточно сказать, что его блестящий дебют состоялся в комиксе “Бэтмен. № 1”, и в том же году он снова гостил в серии “Бэтмен” (№№ 2, 4) и в “Детективных комиксах” (№ 45).
Если же вернуться к хронологии, то первые выпуски “Детективных комиксов” данного года — № 35 (январь; герой побеждает преступника Шелдона Ленокса при поддержке своего друга Вонга из Чайнатауна, разъезжая при этом на темно-синей машине, протыкая фехтовальщика мечом его партнера и броском статуей выбрасывая самого мастермайнда из окна навстречу смерти), № 36 (февраль; первое столкновение с Хьюго Стрейнджем, явным наследником литературно-кинематографических традиций “викторианских” злых гениев, от профессора Мориарти до доктора Мабузе из немецких лент Фрица Ланга) и № 37 (март; битва с лидером международной шпионской сети графом Граттом) – продолжают линию мрачных Бэт-историй 1939-го и несравнимы по влиянию на индустрию с апрельским выпуском № 38, в котором дебютировал Робин. Считается, что идея сделать напарником Рыцаря Ночи ребенка принадлежала Бобу Кейну (чтобы юным читателям было с кем себя идентифицировать), хотя нарисовал персонажа и дал ему имя (вдохновившись, разумеется, Робин Гудом) юный ассистент Кейна, Джерри Робинсон. Билл Фингер был только за, поскольку присутствие напарника облегчало его авторскую задачу: теперь герою было с кем говорить, объясняя свои действия.
История Робина (и это было одним из ключевых моментов мифа с самого начала) была почти зеркальным отражением истории его старшего товарища: юный акробат Дик Грейсон становился свидетелем гибели своих матери Мэри и отца Джона – всей его семьи – на первый взгляд в результате несчастного случая в ходе выступления, а позже узнавал, что на самом деле “несчастный случай” был диверсией со стороны преступного босса Зукко (срисованного с Эдварда Дж. Робинсона, звезды гангстерских лент 30-х). Появившийся как всегда вовремя Бэтмен объяснял Дику, что, придя с этим в коррумпированную полицию, он будет мертв через час, брал его под свое крыло, раскрывал ему свою тайну, тренировал его и, наконец, помогал ему поквитаться с убийцами родителей. Присутствие ребенка в этом сюжете ничуть не повлияло на тогдашнюю безжалостность мстителя: он предпочел следить за тем, как Зукко прикончит одного из своих подручных, чтобы, сняв убийство на пленку, гарантированно отправить гангстера на электрический стул. Робин же в данной истории убил по крайней мере троих людей Зукко, сбросив их с недостроенного небоскреба.
Робин был первым в истории комиксов ребенком-помощником супергероя, вызвавшим многочисленные подражания, вышедшие далеко за рамки этой индустрии. Издатель Джек Лебовиц был крайне скептичен по отношению к идее сделать дитя героем столь опасных приключений, но дал ему один шанс. Когда благодаря появлению Робина продажи комиксов увеличились вдвое, пути назад уже не было.
Следующим шагом вперед для Темного Рыцаря была его собственная комиксовая серия, стартовавшая весной 1940-го. В первой и четвертой историях выпуска № 1 поучаствовал уже упомянутый Джокер, в третьей дебютировала воровка Кошка (подробнее см. [статью о Женщине-Кошке->catwoman]), позже вернувшаяся в №№ 2 и 3, однако и второй сюжет из этого комикса имел для мифа важное значение. И даже не потому, что это была по-настоящему классическая история о гигантах, созданных вернувшимся Хьюго Стрейнджем, последние страницы которой были явно вдохновлены “Кинг-Конгом” 1933 г. Здесь Бэтмен впервые использовал против врагов на своем самолете пулемет, объявив, что “как бы я не ненавидел отнимать человеческую жизнь, боюсь, что в данном случае это необходимо!” Новый Бэт-редактор Уитни Эллсворт, пришедший на смену Вину Салливану, на такой сентимент не купился; он попросил, чтобы в дальнейшем Бэтмен и Робин не убивали своих противников ни при каких обстоятельствах. Это, с одной стороны, поспособствовало дальнейшему, иногда чрезмерному, осветлению общего тона историй о Человеке – Летучей Мыши, а с другой, стало основой того морального кодекса, которым герой знаменит сегодня.
Среди других заметных Бэт-историй 1940 г.: “Детективные комиксы. № 39” (май) — битва героического дуэта с терроризирующей Чайнатаун бандой Зеленого Дракона, ответственной за гибель Вонга (последний раз, когда Бэтмен и Робин запросто убивали своих оппонентов, в частности, роняя на них гигантскую статую); “Детективные комиксы. № 40” (июнь) – дебют еще одного классического Бэт-злодея, Клэйфэйса (подробнее см. в [“Параде маньяков”->clayface-1]); “Детективные комиксы. № 46” (декабрь) – третий и последний в этой эпохе поединок мстителя с Хьюго Стрейнджем, о котором вспомнил лишь Стив Энглехарт в 1977 г.; “Бэтмен. № 4” (зима) – не только “дело о криминальном цирке Джокера”, но и столкновение героев с рэкетиром Джимми Маккоем, срисованным с еще одной звезды гангстерских картин 30-х, Джеймса Кегни (Бэтмен в последний раз носит пуленепробиваемый жилет, использует пистолет, и впервые назван его город – Готэм). Темный Рыцарь стал почетным членом Общества Правосудия Америки в “Сборной комиксов. № 3”, а к полку рисовальщиков готэмских рыцарей присоединился Шелдон Молдофф, участвовавший в создании Хоукмена, Вспышки и Зеленого Фонаря.
Вадим Григорьев.
Рома Said,
29 мая, 2012 @ 05:42
История.Классика.Это чудесно.Некоторые комиксы довелось прочесть.