АНАРХИСТ

For Aristotle, human life and sovereign consciousness were the universe’s greatest values… For Plato, human life is worthless, to be endlessly sacrificed to “higher” causes and ideals. Which one do you think the world followed, Yap?

anarky_vol2_1В конце 80-х и начале 90-х гг. автор Бэт-комиксов Алан Грант изобрел для готэмского мстителя целую галерею новых противников (Чревовещатель и Шрам, мистер Зсасз, Корнелиус Стирк, Мортимер Кадавер, Коррозийный Человек и т. д.), однако одно из его творений не укладывалось в традиционные рамки зла. Будучи поклонником антиавторитарной философии, Грант решил использовать в сюжетах некоторые ее идеи – и воплощением их стал подросток-вундеркинд, убежденный в том, что мир можно и нужно менять в лучшую сторону. В результате Алан получил весьма редкую в индустрии комиксов возможность затрагивать темы политические и философские, писать о борьбе за окружающую среду, антимилитаризме, коррупции, экономической эксплуатации. Человек – Летучая Мышь оказался в непростой ситуации: ему не нравились методы Анархиста, но он был во многом согласен с противником. И хоть номинально победа оставалась за главным героем, симпатии автора были явно на стороне бунтаря – читатель же должен был сделать выбор сам.
Первоначально задуманный как одноразовый оппонент, Анархист пришелся по душе любителям комиксов и редактору Дэнни О’Нилу, в дальнейшем заработал мини-серию, собственную, пусть и недолговечную, серию и даже предположение, что на самом деле он является сыном самого страшного злодея всех времен (но об этом немного позже).
Грант хотел повторить успех Чоппера, юного бунтаря из комиксов о Судье Дредде. Работавший с Аланом художник Норм Брейфогл получил задание нарисовать нечто среднее между главным героем “V значит Вендетта” и Черным Шпионом из журнала “MAD”. Неестественно вытянутая шея преступника на самом деле была скрытым намеком на его личность: чтобы выглядеть выше, чем он есть, казаться взрослым, Анархист использует фальшивую голову. Цвета костюма были символичны: красный – кровь невинных, гибнущих на войнах, золотой – чистота и духовность.
Вершитель правосудия в красном костюме выбирал себе жертв из опубликованных в газетах писем с жалобами простых граждан. Первым познал его гнев певец, связанный с наркоторговлей, вторым – владелец предприятия, загрязняющего воду. Последнего Анархист отправил в больницу, накормив его же отходами и оставив снятое на видео заявление для прессы. Новый мститель читал философа Скаддера Клайса и свою миссию видел в том, чтобы заставить власти слышать голос обычного человека; поскольку в методах он был неразборчив, Бэтмен сразу начал охоту на него.
Человек – Летучая Мышь настиг Анархиста, когда тот повел бродяг в атаку на место строительства нового банка, стоившего им ночлега. Стукнув человека в красном, герой с удивлением обнаружил, что у него очень маленький вес и что под маской у него фальшивая голова. Отбившись от защищавших своего лидера бездомных, мститель преследовал противника, забежавшего в здание страховой компании.anarky-tec609 В одном из офисов Темный Рыцарь встретил Майка Мачина, работника компании, заявившего, что Анархист – это он, однако герой знал, что это неправда, и без труда нашел в чулане истинного виновника – 12-летнего сына Мачина, примерного ученика Лонни. Оказалось, Майк случайно нашел записи с планами сына, но не успел рассказать об этом никому, даже жене Роксанне. Травмированный ударом Бэтмена Лонни рухнул на пол и был отправлен в больницу (“Детективные комиксы. №№ 608-609”; ноябрь-декабрь 1989 г.).
Анархист был замечен сразу же, поскольку существенно отличался от традиционных злодеев. Позже его часто определяли словом “антизлодей”: если социопатические антигерои вроде Карателя переступали черту, приближаясь к тем, против кого боролись, то юный бунтарь с прекрасно продуманной философией определенно предлагал пищу для ума. Как Джокер, Двуликий и прочие, Мачин был противоположностью Рыцаря Ночи, но совсем в другом плане: жизнь Брюса Уэйна определила трагедия, забравшая жизни его родителей, Лонни же был не познавшим горя подростком без личных проблем, выбравшим путь согласно убеждениям. Некоторым читателям казалось, что появление подобного персонажа указывает на неспособность Бэтмена решать реальные проблемы общества. Несмотря на официальный статус действующего за пределами закона мстителя, Человек – Летучая Мышь всегда был тем, кто защищает существующий строй (и роль миллиардера в обычной жизни лишь усиливала это впечатление); Анархист же видел в этом строе причину всех бед, включая преступность. Дополнительным плюсом было и то, что в пределах своей первой истории человек в красном так и не стал убийцей, хоть в первоначальном сценарии смерти были (в дальнейшем автор не жалел о таком решении, поняв, что убийство порушило бы всю философию героя). Анархисты же были взбешены тем фактом, что их философия используется в коммерческих целях. Последнее удивило Гранта, считавшего, что он оказал реальным анархистам услугу. “В моих глазах Анархист – герой. Анархист – герой, которым я хотел бы быть, если б я был достаточно умен и достаточно подходил физически”, — весьма откровенно признавался автор, поэтому неудивительно, что при первой возможности он продолжил историю своего персонажа. А тот факт, что он втайне надеялся, что Лонни станет новым Робином, не зная о планах О’Нила и Марва Волфмана, придал дополнительный – хоть и скрытый – смысл сюжетам, где противником Анархиста стал Тим Дрейк.
Во время своего второго появления юный Мачин продемонстрировал совсем другие таланты. Прикрываясь хакерским псевдонимом Денежный Паук, он крал миллионы у корпораций, переводя деньги беднякам стран третьего мира. Тим Дрейк выследил хакера и, навестив Лонни в исправительном учреждении для несовершеннолетних, убедился в правильности своих выводов (“Детективные комиксы. № 620”; август 1990 г.).
anarky-robin-annualРобин № 3 стал преследователем Анархиста и в следующий раз, когда тот начал творить беспорядки. Мачин стащил несколько черных бриллиантов Эклипсо, превращающих взбешенного человека в монстра, чтобы с их помощью заставить власти выполнить его требования (запретить автомобили, отстранить комиссара Гордона и т. д.). Ему удалось разрушить мост, однако в результате столкновения с Тимом один из бриллиантов попал к обиженной девушке, которая, став чудовищем, отправилась мстить сопернице. Робину и Лонни пришлось работать вместе, чтобы остановить монстра, после чего Мачин был возвращен в исправительное учреждение (“Робин. Ежегодник № 1”; сентябрь 1992 г.).
Далее мишенью Анархиста стал никто иной, как Бэтмен: Лонни пришел к выводу, что маньяки появляются в Готэме именно из-за Темного Рыцаря. Он смог поймать сетью и мстителя, и его противника Пугало, но не учел, что ему придется иметь дело с более жестоким Бэтменом-Азраэлем. В результате Мачин парадоксальным образом вынужден был играть более героическую роль, чем борец с преступностью: он спас жертву злодея, в то время как Жан-Поль предпочел дубасить Пугало (“Тень Летучей Мыши. №№ 16-18”; сентябрь-октябрь 1993 г.).
Следующим героем, с которым столкнулся юный бунтарь, был Зеленая Стрела. Анархист предложил славящемуся левацкими взглядами лучнику вместе взорвать изготовлявшую оружие фабрику, тот поначалу отказался, но затем передумал (“Зеленая Стрела. № 89”; август 1994 г.).
Лонни вернулся домой, но о своей миссии забывать не собирался. Он создал машину, усилившую работу его мозга, и заработал несколько миллионов долларов, продавая через Интернет философские и политические трактаты. Деньгами Мачин поддерживал тех, кого считал достойными помощи, например, самозваного пророка, заявлявшего о скором конце света. Этот человек оказался вовсе не достойным доверия, вследствие чего Анархист, нанятый им детектив и Бэтмен оказались привязанными к дирижаблю. После катастрофы Лонни некоторое время считался погибшим; его родители нашли прощальное письмо, где паренек объяснял, что заинтересовался мировыми проблемами после того, как его друг по переписке из страны третьего мира оказался на улице, потеряв всю свою семью (“Тень Летучей Мыши. №№ 40-41”; июль-август 1995 г.).
Нет ничего удивительного в том, что Грант давал своему детищу выигрышные роли в историях о возможном будущем в Готэме. В 15-м ежегоднике “Бэтмена” (1991) Анархист освобождал из тюрьмы подставленного Джокером Рыцаря Ночи, а в комиксе “Тень Летучей Мыши. Ежегодник № 2” (1994) возглавлял боровшихся со ставшим тираном Человеком – Летучей Мышью.
В 1996 г. в индустрии случился очередной кризис, в результате чего у Норма Брейфогла, верно рисовавшего Анархиста, как и прочие творения Алана, много лет, возникли проблемы с работой. DC предложило ему самому поискать варианты, чем он может быть полезен, и одним из них стала мини-серия, посвященная персонажу, который успел стать любимым и у автора, и у художника. Грант не был уверен в успехе, но ради многолетнего соратника согласился рискнуть.
К тому времени взгляды автора от анархизма успели придрейфовать к философии “Нео-Тех” Фрэнка Р. Уолласа, и Лонни соответственно от социализма и популизма пришел к рационализму и атеизму. Изменения были внесены и в костюм: от фальшивой головы отказались, поскольку герой повзрослел, а прежде металлическую маску сделали гибкой, чтобы передавать чувства персонажа через его мимику.
Грант принципиально отбросил все клише для молодого супергероя времен первых успехов Стэна Ли и Джека Кирби, то есть не стал давать Мачину гражданскую личность или любовный интерес. В его понимании Анархист был существом, полностью сосредоточенным на своих идеях – и на самосовершенствовании. Этим объяснялся тот факт, что силы персонажа примерно удесятирились. Сей момент пришелся по душе отнюдь не всем фанам, которым нравилась первоначальная концепция преданного идее юнца, по-человечески уязвимого и несовершенного. Тем не менее, мини-серия 1997 г. стала творческим и коммерческим успехом, который Грант причисляет к своим лучшим работам. В ней была рассказана следующая история.
В то время как все считали его мертвым, Лонни жил вполне припеваючи. Он объединил оба полушария своего мозга и стал соображать в десять раз быстрее, чем обычный человек. Также его состояние достигло 100 миллионов долларов, у него была собственная компания “Анарко”, он освоил немало боевых искусств и прочитал профайлы всех супергероев мира, хакнув компьютер Рыцаря Ночи. Казалось бы, расслабься и наслаждайся, но 15-летний бунтарь был по-прежнему одержим идеей усовершенствовать мир. Анархист использовал магические кварцевые кристаллы, чтобы заполучить маленькие дозы безумия Этригана, зла Дарксайда и добра Бэтмена. С помощью этих доз и новейших технологий Мачин смог передавать свое видение мира прямо в мозг людям, делая их честнее и бескорыстнее. Сработало это, однако, совсем не так хорошо, как предполагал Лонни: некоторые злодеи вроде Шрама так и остались злодеями и начали пользоваться слабостями всех прочих, набирая власть. Вскоре в Готэме уже царили хаос и разрушения… Очнувшись, паренек узнал, что все это было лишь видением: в результате схватки с Летучей Мышью его аппаратура сломалась и спроецировала возможный вариант развития событий ему в мозг. Мачин отказался от своего плана, но все же предпочел удрать от Бэтмена.
Когда в Готэме произошло мощнейшее землетрясение, Лонни, не раздумывая, отправился помогать пострадавшим (“Тень Летучей Мыши. № 73”; апрель 1998 г.).
После успеха мини-серии Гранту и Брейфоглу предложили поработать над ежемесячной серией для любимого персонажа. На этот раз сомнения автора были существеннее – и их нельзя назвать неоправданными: “У Анархиста, не имеющего каких-либо суперсил, нет того, что заставило бы фанов читать месяц за месяцем. Он из тех персонажей, кого можно использовать в ежегоднике раз в году плюс в его собственной мини-серии раз в году, еще, может, как гостевую звезду раз в пару лет, но он не способен, не силен достаточно, чтобы удержать его собственную ежемесячную серию. Очень немногие персонажи могут, когда до них доходит черед”.
Все же Алан, уступив просьбам все еще нуждающегося в работе Брейфогла, согласился попробовать, о чем быстро пожалел. Одним из первых требований редакции было отправить Мачина из Готэма, чтобы он не путался под ногами героев “Ничьей земли”. Поскольку сделать это убедительно, по мнению самого же Гранта, у него не вышло, это нельзя было назвать хорошим стартом. Дальнейшими требованиями DC были “приглушить” радикальные взгляды героя и использовать в качестве гостевых звезд Супермена, Лигу Правосудия и Призрачный Танк. Это не помогло: серия была быстро признана художественным и коммерческим провалом, и у автора от нее остались отнюдь не лучшие воспоминания – хоть он и утверждает, что она была популярна в Мексике, Перу, Чили и Аргентине, а также среди изучающих философию студентов.
В ней были рассказаны следующие истории.
anarky-glСозвав Лигу Правосудия, Лонни объявил, что скоро мир окажется в опасности: в него вторгнется существо по кличке Отклонение, коверкающее все законы реальности. Поскольку его слова были встречены с, мягко говоря, недоверием, Анархист решил действовать сам и смог добыть одно из колец Зеленых Фонарей. С помощью земного Фонаря Мачин одержал полную победу над монстром, хоть и ценой своего кольца. Тогда же встроенный в его костюм суперкомпьютер Макс сообщил юнцу, что люди, растившие его (и, очевидно, погибшие во время землетрясения), были его приемными родителями. Настоящей матерью Лонни оказалась Грета Митчелл… а вот имя отца стало для него жутчайшим потрясением (“Анархист. №№ 1-3”; май-июль 1999 г.).
Впрочем, вскоре антигероя отвлекли более насущные дела: он сорвал сделку американского сенатора с Раш аль Гулем, собравшимся развязать Третью мировую войну. У Мачина хватило смелости лично явиться в убежище бессмертного злодея, но он был жестоко побит. Тем не менее, победа осталась за Лонни: украденная информация, которую он передал Демону, оказалась фальшивкой, и план провалился (“Анархист. №№ 4-6”; август-октябрь 1999 г.).
Сразу после этого в DCU случился очередной глобальный катаклизм, вследствие чего мертвые повылазили из земли. Лонни удостоился чести побеседовать с давно мертвыми президентами США, также имел дело с армией зомби и Призрачным Танком; все это ему быстро надоело (“Анархист. № 7”; ноябрь 1999 г.).
anarky8jaТвердо решив узнать правду, Мачин навестил в клинике свою настоящую мать (повредившуюся рассудком благодаря общению с Джокером) и отправился в “Аркэм” поговорить с “папашей”. Не особо интересуясь тем, сын ему паренек или нет, Клоун – Принц Преступного Мира заставил его поучаствовать в плане побега, познакомил с приятелями, Двуликим, Кроком, Чревовещателем и Шрамом, и, наконец, выстрелил в него. Анархист смог остановить маньяков и сбежать, но с тех пор его преследовал страх однажды сойти с ума (“Анархист. № 8”; декабрь 1999 г.).
Вопрос, является ли Лонни сыном Джокера, авторы DC с тех пор ни разу не затрагивали. Как бы то ни было, выглядит данный факт крайне неправдоподобно, к тому же он подразумевает, что шут-убийца действует в своем нынешнем обличье больше 16 лет, а это противоречит “послекризисной” хронологии.
Идея сделать отцом Мачина самого популярного злодея комиксов принадлежала Брейфоглу. По мнению художника, подобное открытие углубило бы внутренний конфликт персонажа: “…Я подумал, что, поскольку Анархист олицетворяет причину, одним из величайших кризисов, которые он может пережить, было б обнаружить, что его отец – полная противоположность: неистовый псих!” Грант же увидел в этом шанс подчеркнуть значимость персонажа в Бэт-вселенной.
Дэнни О’Нил идею, мягко говоря, не оценил. “Дэнни позволил мне написать эту историю, но протестовал, он был абсолютно против того, чтобы Джокер был отцом Анархиста, и сказал, что ни при каких обстоятельствах DC не позволит сделать это… — вспоминает Грант. — Я уговорил его разрешить мне написать сюжет в любом случае, сказав, что история вызовет большой интерес и затем, может, через шесть месяцев я напишу опровержение, которое докажет, что Анархист не сын Джокера… и Дэнни согласился, но, конечно, ежемесячная серия закончилась задолго до этого”. К моменту закрытия “Анархиста” были написаны и нарисованы два следующих выпуска, в которых были описаны встреча героя с Суперменом и поединок со специально придуманным для него антагонистом Капиталистическим Орлом, однако они остались неопубликованными.
Анархист ненадолго вернулся в комиксы DC в 2000-м: во время кризиса, устроенного юным ведьмаком Кларионом (превратившим детей-героев во взрослых и наоборот), Лонни пришел на помощь силам добра (“Грехи юности: Младшая Лига Правосудия. № 1”; май 2000 г.). Далее он был замечен в Стар-сити, где с помощью Зеленой Стрелы пытался обелить свое имя после того, как был подставлен под взрыв группой воров (“Зеленая Стрела. № 51”; август 2005 г.). Хоть автор комикса Джеймс Питти и собирался писать дальше истории с Анархистом, этим все и ограничилось.
В то же самое время вокруг персонажа постепенно начал формироваться отдельный миф. Перед уходом из DC его создатели Грант и Брейфогл несколько раз предлагали использовать его в своих других работах – с однозначно негативным ответом от компании. Их попытки выкупить права на Анархиста ни к чему не привели, и в результате они оба пришли к выводу, что попали в “черный список” DC – как и сам персонаж, разумеется, из-за своих убеждений. Вследствие этого Лонни стал культовой “запрещенной” фигурой, интерес к которой лишь подогревало отсутствие: шли разговоры, например, о его возвращении в серии “52” – с нулевым результатом.
anarky-robin181Через три года после Питти Мачина вернул Фабиан Нициеза – правда, не совсем в том виде, который мог порадовать фанов персонажа. Непобедимый у Гранта Лонни превратился в овощ: после столкновения с юным злодеем Улиссом Хэдрианом Армстронгом, также известным как Генерал, он очутился в парализованном, фактически, коматозном состоянии. Мозг же его был подключен к компьютеру, и он смог общаться через Интернет и с помощью голосового синтезатора. Армстронг также забрал себе костюм Мачина, став вторым Анархистом; цели у него были попроще – сеять в Готэме хаос, старомодно взрывая одну бомбу за другой. Тиму Дрейку удалось остановить террориста, но лишь после того, как тот случайно взорвал собственных брата и сестру (“Робин. №№ 179-182”; декабрь 2008 г. – март 2009 г.).
Нициеза объяснял перемены в образе тем, что хотел использовать Анархиста в качестве противника для Робина-Тима, однако Лонни казался ему для этого слишком умным, слишком взрослым и недостаточно злым: “Я взял двух персонажей, которых не видели 10 лет, и рассказал историю с ними, задав потенциал для других историй, которые можно рассказать, используя этих героев. Я называю это хорошим днем в офисе”. Тем не менее, многие читатели и Алан Грант были отнюдь не рады.
Когда Нициеза смог продолжить работу с Тимом Дрейком и его окружением в серии “Красный Робин”, он вновь использовал Армстронга и Мачина, к тому же дал последнему возможность вернуться к роли хакера Денежного Паука в качестве практически всемогущего в виртуальной реальности интеллекта (№№ 15-24; октябрь 2010 г. – август 2011 г.), однако перезапуск DCU положил конец этой сюжетной линии.

anarky_new52Дебют Анархиста в DCU “Новых 52” состоялся в комиксе “Корпус Зеленых Фонарей. № 25” (январь 2014 г.), действие которого происходит за шесть лет до текущих событий, когда Бэтмен только начал свою героическую карьеру, а Риддлер сумел устроить отключение электричества во всем Готэме как раз перед началом ужасного шторма. Личность бунтаря неизвестна, он выглядит вполне взрослым человеком, и на нем совсем другой костюм, с капюшоном и белой маской. В дни кризиса Анархист и его единомышленники заняли стадион и собрали там несколько тысяч готэмцев, поверивших речам о том, что во всех бедах виновата элита. Посланные эвакуировать людей морские пехотинцы были посажены в клетку, однако находчивость будущего Зеленого Фонаря Джона Стюарта помогла им освободиться и убедить людей уйти со стадиона добровольно. Анархист был пойман, но когда с него попытались снять маску, она ослепила пехотинцев вспышкой света, дав бунтарю возможность сбежать.

Анархист не появлялся в BTAS, но был антагонистом в одном выпуске сопровождающего мультсериал комикса, написанном опять же Аланом Грантом, — “Приключения Бэтмена. № 31” (апрель 1995 г.). Связывая богачей, бунтарь предлагал телезрителям звонить для их спасения – в противном случае миллионеров ждал взрыв. Поскольку одним из похищенных был Брюс Уэйн, Робину-Дику пришлось ловить злодея в одиночку.
anarky-bewareВ анимационном шоу “Берегись Бэтмена” Анархист с самого начала был назван центральным антагонистом. Его костюм сменил цвет с красного на белый и лишился шляпы, сам он стал взрослым мужчиной без какой-либо истории происхождения и с мотивацией сеять хаос и разрушение, напоминающей в первую очередь о “Темном Рыцаре”. Голосовое исполнение Уолласа Лэнгема (“CSI: Место преступления”, “Социальная сеть”, Бэзил Карло “The Batman”) содержит маниакальные нотки в стиле анимационных инкарнаций Джокера и Риддлера, однако два эпизода с участием злодея не дают четкого представления о том, почему именно его создатели сериала настойчиво называют Мориарти для Бэтмена-Холмса. В Tests Анархист манипулирует двумя вандалами в плане, чересчур напоминающем опять же о картине Нолана; в Sacrifice он похищает тело Раш аль Гуля, чтобы заставить Леди Шиву и ее подручных поспособствовать распространению в Готэме смертоносной эпидемии. Возможно, последующие появления белоснежного мастермайнда сделают его по-настоящему достойным противником Летучей Мыши.
В первом выпуске сопровождающего мультсериал комикса Анархист похищает богача Саймона Стагга и пытается сеять хаос в городе, отключая все возможные охранные системы.
Анархист стал одним из самых заметных злодеев в видеоигре Batman: Arkham Origins, где был озвучен Мэтью Мерсером. Пытаясь предложить главному герою сотрудничество, он в итоге был разоблачен как подросток Лонни; разработчик сюжета игры Эрик Холмс специально советовал будущим пользователям не заглядывать в Интернет, чтобы личность персонажа хоть долю секунды побыла тайной. Его старания были, разумеется, безнадежны.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий