24 – Knock, Knock / “Тук-тук”

gotham_24_124 – Knock, Knock / “Тук-тук” (28.09.15). Сценарист Кен Вудрафф. Режиссер Роб Бейли.
В ролях:
Джим Гордон – Бен Маккензи
Харви Буллок – Донал Лог
Брюс Уэйн – Дэвид Мазоуз
Альфред – Шон Пертви
Барбара Кин – Эрин Ричардс
Сара Эссен – Забрина Гевара
Лесли Томпкинс – Морена Баккарин
Эдвард Нигма – Кори Майкл Смит
Джером – Камерон Монахэн
Тео Галаван – Джеймс Фрейн
Табита Галаван – Джессика Лукас
Луциус Фокс – Крис Чалк
мэр Обри Джеймс – Ричард Кинд
Кристен Крингл – Челси Спек
Скотти Малленс – Мария Тэйер
Роберт Гринвуд – Дастин Ибарра
Добкинс – Уилл Брилл
Аарон Хелзингер – Стинк Фишер
детектив Альварес – Дж. У. Кортес
Бартел – Том Сесма
журналистка – Криста Браун
офицер Зек – Джо Ланза
гражданин – Фил Каппадора
медик – Марк Кьюилс

Четверо освобожденных Галаванами пациентов “Аркэма”, Джером Валеска, Аарон Хелзингер, Роберт Гринвуд и Арнольд Добкинс, назвав свою банду “Маньяки”, громко заявляют о себе и начинают терроризировать Готэм. Для пятой, Барбары, Тео приготовил особое задание – заманить в ловушку Гордона…

Джером: Каждому надо с чего-то начинать. Видишь ли, у меня есть видение, амбиции и мозги. Ты просто чокнутый старый каннибал.

gotham_24_2

Вот и произошло то, что происходит всегда, когда на сцену выходит он. Даже если 18-летний Джером не настоящий Джокер “Готэма”, а фальшивка-обманка, в данный момент он исполняет именно сюжетную функцию шута-маньяка, со всеми основными элементами поведения и мировоззрения, просто без клоунской внешности и гаджетов. И исполняет отменно, мгновенно затмевая всех вокруг. Монахэн играет свою комбинацию Николсона и Леджера с освежающе юной энергией и неподдельным энтузиазмом. Выросший под цирковым куполом парень, в отличие от других психов, обладает настоящим артистическим талантом, сразу проявляет инициативу и быстро берет на себя лидерство. Он также абсолютно бесстрашен и чертовски везуч в лучших традициях Джокера-Леджера: сцена с игрой в “русскую рулетку” великолепна, особенно такие детали, как Тео, приседающий с целью увернуться от неминуемого, по его мнению, фонтана крови, и выражение лица Гринвуда после третьего щелчка. И еще Джером запросто убивает собственных помощников очень в стиле Клоуна – Принца Преступного Мира (хотя выстрел в Гринвуда можно счесть сознательной расправой над потенциальным соперником при первой же возможности).
Число ссылок на “Темного Рыцаря” в этом эпизоде зашкаливает. Это и “Добрый вечер, леди и джентльмены” – фразу пытается репетировать Галаван со своими подопечными, и попытки всех, кроме Джерома, закономерно убоги. И школьный автобус – в данном случае с чирлидершами, выбранными молодым агентом хаоса в качестве невинных жертв. И, конечно, визит в участок в полицейской форме – а это уже отсылка не только к ленте Нолана, но и к “Бэтмену. № 1”, самому первому появлению легендарного злодея. Что уж говорить о классическом телевизионном обращении к народу?
Прочие члены банды далеко не так ярки, однако все же обладают характерными чертами. Шизофреник, отравитель и насильник Арнольд Добкинс кажется практически безвредным дурачком – очевидно, залечили в “Аркэме”. Убийца всей своей семьи Аарон Хелзингер (все же вот настоящий Амигдала, а не Аарон из [Rogues’ Gallery->gotham-s01e11] и [What the Little Bird Told Him->gotham-s01e12]) – безмозглая гора мускулов, устраивающая Джиму неслабое побитие. Каннибал Роберт Гринвуд – наиболее агрессивный из троицы, но все же мало напоминающий по-настоящему страшного людоеда и, само собой, не способный тягаться с Джеромом (интересно, какой была бы динамика в команде, если б был жив Сионис, чей авторитет юный психопат вроде бы признавал). Их изысканно злодейский покровитель Тео в исполнении Фрейна (“Настоящая кровь”, “Плащ”) пока что производит хорошее впечатление, хотя в случае с Джеромом он вряд ли осознает, что именно выпустил на свободу.

gotham_24_3

Поначалу может показаться, что Галаван собрал чисто мужской клуб: он даже вежливо указывает на дверь сестрице и Барбаре, которые предсказуемо быстро “подружились” и теперь вместе хлещут плетками несчастного мэра (наверняка он, как и Лоэб, теперь с нежной ностальгией вспоминает спокойные времена доброго дедушки Фальконе). Однако и для них находятся задания: Табита издалека присматривает за подопечными, чтобы ликвидировать их в случае поимки (что и происходит с Добкинсом), а бывшая Гордона выманивает детектива из участка – у Тео на него явно есть планы. К концу эпизода число “Маньяков” (Maniax) заметно сокращается, но, похоже, войска Галаванов ими не ограничиваются, поскольку в атаке на копов принимают участие не только Джером и Гринвуд.
По уровню жестокости Knock, Knock превосходит все прочие серии “Готэма”: хоть Гордону и удается спасти чирлидерш (весьма халтурно снятая сцена), “Маньяки” устраивают бойню в участке, расстреливая почти всех находящихся в нем. При этом Джером лично убивает Эссен: Джим наверняка горько жалеет о том, что совсем недавно поменял комиссара. Присутствует и фирменный Джокеровский “черный юмор”: психи дают о себе знать, швыряя (с неправдоподобной точностью) с крыши редакции “Готэм Газетт” людей с выписанными на них буквами названия банды, поливающий девчонок бензином Джером интересуется, нет ли у них зажигалки, и т. д. Все это вместе взятое создает еще невиданную в шоу атмосферу веселого и в то же время жутковатого, но однозначно развлекательного безумия. Это также первый эпизод, где Пингвин не появляется вообще. Его реакцию на творящийся в городе хаос было бы интересно увидеть, и наверняка это произойдет в грядущих сериях.

gotham_24_4

Второй эпизод второго сезона производит хорошее впечатление еще и потому, что вместо сюжетной мозаики ранних серий рассказывает одну, причем увлекательную, историю, практически не отвлекаясь на другое. Дополнительных линий всего две, и даже они в итоге получают привязку к основной. Неспособный пригласить девушку на свидание Нигма показывает себя героем, спасая ее во время бойни в участке, еще и получая при этом ранение; интересно, насколько после этого изменится ее к нему отношение. А Брюс, страдающий по разбитому Альфредом отцовскому компьютеру, увольняющий дворецкого и тут же зовущий его назад (линия совсем необязательная и малоинтересная – более чем очевидно, что они не просуществуют долго друг без друга), приходит выразить поддержку окровавленному Гордону. Является не один он: Буллок возвращается на службу, жертвуя спокойной трезвой жизнью и, возможно, даже отношениями с рыжеволосой Скотти из [The Fearsome Dr. Crane->gotham-s01e14] (хорошо, что создатели шоу не забыли о ней, так как у них с Харви была качественная “химия”).
Итог: самый сильный эпизод из пока что показанных, даже несмотря на отсутствие Освальда. Остается надеяться на то, что шоу будет продолжать хотя бы поддерживать такое качество, но в случае с “Готэмом” что-либо всерьез прогнозировать трудно.
Особенности. Комиссар Эссен погибает от рук Джерома (в комиксах Сару Эссен убил Джокер). В эпизоде звучит “The Gentleman’s Mood” Дюка Эллингтона и Джона Колтрейна.
Дополнительные плюсы. Мэр с ящиком на голове. Разговор Пенниворта и Фокса. Эссен, бодающая Джерома.
Релизы: Gotham: Season 2.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий