Justice League: Crisis on Infinite Earths. Part 1 / “Лига Правосудия: Кризис на бесконечных Землях. Часть 1”

Justice League: Crisis on Infinite Earths. Part 1 / “Лига Правосудия: Кризис на бесконечных Землях. Часть 1” (23.01.24). Сценарист Джеймс Крайг. Режиссер Джефф Уоместер.
Роли озвучивают:
Флэш – Мэтт Бомер
Бэтмен – Дженсен Экклс
Супермен, Супермен Земли-2 – Даррен Крисс
Чудо-Женщина, Супервумен – Стана Катик
Айрис Уэст – Эшли Ла Троп
Предвестница / Супергерл – Мег Доннелли
Зеленая Стрела – Джимми Симпсон
Джон Стюарт, Силовое Кольцо – Элдис Ходж
Лисица – Киша Шарп
Джон Джонзз, Айво, Удивительный Человек – Айк Амади
Лоис Лейн – Александра Даддарио
Робин – Зак Каллисон
Охотница, Доктор Свет – Эрика Исии
Альфред – Аластер Данкан
мистер Необычайный – Ато Эссандо
Синий Жук, Ультрамен – Мэтт Лантер
Хоукмен, Психо-Пират – Джеффри Аренд
Вопрос – Дэвид Кей
Аквамен, Джонни Куик – Лайам Макинтайр
Спектр, Человек-Филин – Лу Даймонд Филлипс
Утренняя Звезда – Синтия Хамиди
Мозговик 5 – Гарри Шам-младший
Монитор – Джонатан Адамс
Лекс Лютор – Закари Куинто
Амазо, Хэл Джордан, бездомный – Нолан Норт

Волна, превращающая целые миры на своем пути в ничто, неумолимо надвигается на Земли всех параллельных вселенных DCU. Могущественный и бесстрастный наблюдатель Монитор собирает всех активных героев, чтобы вместе найти решение проблемы и спастись от небытия…

Супервумен: Как ты хочешь умереть, скороход?
Флэш: От старости.

О намерении перенести на экраны легендарный “Кризис на бесконечных Землях” Марва Волфмана и Джорджа Переза (ему, умершему 6 мая 2022 г., и посвящен мультфильм) было объявлено на Comic-Con в Сан-Диего в июле 2023 г. (5 декабря был показан трейлер и назван состав актеров). Экранизировать серию из 12 частей почти 40-летней давности – задача крайне непростая. Адаптировать близко к исходному тексту бессмысленно: материал, (очень) мягко говоря, устарел и полон малоизвестных и малопонятных ныне персонажей, неподготовленный (в смысле не подкованный на энциклопедическом уровне) зритель его не прожует и уж точно не проглотит. Жизненно необходимы изменения, коими и занимались создатели телевизионного “кроссовера” “Кризиса” из эпизодов “Стрелы”, “Флэша” и других игровых DC-шоу.
По тому же пути, хоть и в другом направлении, пошли авторы анимационной адаптации. Они разбили проект на три части (первоначально планировались пять), и, следует признать, первая из них (вольная интерпретация четырех первых частей “Кризиса”) вполне воспринимается и как самостоятельный фильм с четко определенным центральным персонажем в качестве эмоционального ядра, и как начало масштабной саги, охватывающей весь созданный в шести лентах анимационный DC Universe и расширяющей его еще дальше во все стороны. Джеймс Крайг сначала написал по отдельности четыре основные сюжетные линии (историю Барри и Айрис, историю Амазо и т. д.), а уже потом стал разбивать их на акты и наводить между ними повествовательные мостики; в результате нелинейная структура сценария отчасти напоминает “Вечное сияние чистого разума”. Крайг и исполнительный продюсер Бутч Лукич знали, как будут делать свой “Кризис”, еще до того, как вышел вариант “Стреловерса”, так что никакого влияния не было.

Работа сценариста во многом свелась к реверсивной инженерии. “Какие вещи вы помните о “Кризисе”? — спрашивает Крайг. — Честно, Марв Волфман проделал удивительную работу, но что большинство людей помнит, так это рисунки Джорджа Переза, эти удивительные обложки и эти расширенные страницы. Используя их как путеводители, почти как разделители актов, мы пытались работать в обратном направлении с абсолютной необходимостью добраться до этих моментов в истории. Вот как мы начинали”.
Странно, но факт: первая, 93-минутная, часть “Кризиса” кажется фильмом Флэша в большей степени, чем прошлогодний провальный “Флэш”. В игровой картине, хоть герой и “раздвоился”, его эмоциональный и личностный регистр остался весьма ограниченным. В мультфильме же Барри показан в разных, но преимущественно важнейших для него ситуациях (знакомство с Айрис, свадьба и т. д.), и вообще нельзя не отметить, что Аллен играет более значительную роль не только в Кризисе, но и в данной вселенной DC в целом: именно он является основной движущей силой за основанием Лиги Правосудия, он недвусмысленно намекает Брюсу Уэйну, что Дика Грейсона следует усыновить, и прочее в том же духе. При таком подходе неудивительно, что именно самопожертвование скорохода спасает мир – по крайней мере, до поры до времени. Мэтт Бомер справился с непростым заданием на отлично, выдав важнейшее для фильма исполнение без единой фальшивой нотки, и Эшли Ла Троп оказалась вполне достойной его Айрис (эта версия ближе к сериальной, чем к комиксовой).

“Что выделялось больше всего в телесериале “Флэш” для меня, так это эти отношения, и это определенно то, к чему мы склонялись тут для Флэша, — так говорит Крайг о Барри и Айрис “Стреловерса”. — Потому что это красивая любовная история, и не у всех героев она есть. В ней есть некоторый серьезный материал, но это вроде как приятный отдых в мире действия и насилия”.
Можно счесть недостатком то, что “Томорроуверс” (Tomorrowverse) с нами сравнительно недавно, и ранее он чаще воспринимался как серия не связанных между собой картин про разных супергероев, чем как единое целое явление. Ставки казались бы выше, если бы именно эти версии всем известных защитников добра были публике знакомее, “роднее”. Кризис лучше устраивать, когда вселенная построена хотя бы на двадцати лентах, а не на шести, однако “Уорнер Бразерс” придерживалась иной точки зрения: именно студия велела творческому коллективу в случае с данной вселенной ограничиться одним десятком картин, а не двумя. Крайг отчасти поправил ситуацию, включив в Кризис отсылки ко всем предыдущим фильмам “Томорроуверса” (в том числе прямые цитаты из “Долгого Хэллоуина” и “Мира Войны”) и сделав все возможное, чтобы он воспринимался именно как цельная вселенная.

Экшн-составляющая картины, увы, не блещет. Продолжительная (и чересчур затянувшаяся) битва Лиги с Амазо и Лютором в суперкостюме не то чтобы слаба, но подобное в анимации обыгрывалось не раз, и авторы “Кризиса” не нашли способа сделать стандартный материал интересным. С Лексом этой DC-вселенной мы знакомы не настолько хорошо, чтобы его новый выход был сколько-нибудь интригующим, к числу действительно сильных анимационных Люторов его отнести нельзя, и Закари Куинто (“Герои”, “Стар Трек”) просто отрабатывает несложный номер. Образ Амазо, впрочем, хорошо продуман, отличается и эмоциональной нагрузкой, и заметной ролью в кульминации ленты, и первоклассной озвучкой Нолана Норта.

Не заиграл новыми красками Преступный Синдикат, намного лучше поданный в “Кризисе на двух Землях”. У них не очень много экранного времени, демонстрация сил выглядит не слишком эффектно (хотя лассо для пыток запоминается), характеры предельно одномерны (лишь Джонни Куик кажется поживее других), и их глупая бесполезная гибель не вызывает практически никаких эмоций. “Они не философски хорошо мыслящие персонажи в плане того, что они думают о мире, — поясняет режиссер Уоместер. — Они просто думают: “Я хочу это”. И это то, как они действуют… И целый мир построен на этом, и очевидно, что у этого будут тяжкие последствия…”
Супермен, хоть и присутствует, по-настоящему важной роли не играет. Бэтмен кажется более холодным и менее человечным, чем был в “Хэллоуине”, работа Экклса слишком уж однообразна, лишена сколько-нибудь теплых ноток. Зеленая Стрела Симпсона достоин упоминания хотя бы потому, что добавляет в повествование жизненно необходимый юмор. Включение в первоначальный состав Лиги Лисицы оригинально, пусть даже звездных моментов ей не досталось. Монитор Адамса основательно монотонен, но на то он и Монитор. В случае с Предвестницей и Парией ответы еще впереди, однако вопросы уже поставлены. Анимация не безупречна, но в основном приемлема, музыка на уровне.

Итог: не идеальная, но достаточно успешная первая часть суперсобытия, построенная вокруг удачно выбранного персонажа, с необходимым размахом и обильным действием. Для успевших полюбить “Томорроуверс” это настоящий праздник, но может понравиться и просто хотя бы отчасти знакомым с DC Universe зрителям.
Дополнительные плюсы. Судьба Лютора Земли-3 (рискованное, но по сути оправданное решение авторов). Кофе Барри. Слова Спектра о Смерти. Исчезающий Мозговик 5.
Релизы: Justice League: Crisis on Infinite Earths. Part 1.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий