1989
Год кинематографического триумфа: вышедший на экраны 23 июня “Бэтмен” Тима Бертона с Джеком Николсоном, Майклом Китоном и Ким Бэсингер стал самым кассовым фильмом года, собрав 251 млн. долларов в прокате США и 413 – в мировом прокате. Тарелки, кружки и майки со знаком героя молниеносно раскупались, каждая американская семья имела как минимум одну видеокассету с летучей мышью на коробке, и даже Киноакадемия отметила визуальное богатство и неординарность произведения, присудив ему “Оскар” за декорации. Это был первый случай, когда готэмский миф трактовался серьезно вне комиксов, и успех картины открыл дорогу на экран другим взрослым интерпретациям Бэт-вселенной. Комик Майкл Китон, выбор которого на роль Человека – Летучей Мыши вызвал массу фанских протестов, удивил всех, преуспев в воссоздании темной, трагической составляющей образа; впрочем, главный герой казался гостем на собственном шоу. Джокер в бравурном и одновременно тонком, многослойном исполнении Джека Николсона сделал ленту своей и раз и навсегда стал самым известным в мире комиксовым злодеем.
Вскоре после выхода фильма на экраны DC выпустила графический роман Гранта Моррисона “Психушка “Аркэм”, не только удачно сыграв на популярности двух главных героев картины, но и пополнив новым шедевром сокровищницу “бэтменовской” классики. Метафоричность повествования и сюрреалистический художественный стиль отнюдь не помешали “Психушке” стать настоящим бестселлером, неоднократно переизданным в дальнейшем.
Ошеломляющий коммерческий успех фильма стимулировал DC в конце года начать выпуск новой комиксовой серии о Бэтмене – “Легенды о Темном Рыцаре”. Чтобы сделать ее особенной, было принято решение давать творческому коллективу возможность рассказать в пяти выпусках историю, как правило, связанную с прошлым Человека – Летучей Мыши, и после этого полностью менять его. Новая серия считалась экспериментальной, и описанные в ней события могли иметь или не иметь место в обычной бэтменовской хронологии. Действие первого из арков “Легенд”, “Шамана” Дэнни О’Нила (“Легенды о Темном Рыцаре. №№ 1-5”), происходило до и одновременно с “Годом первым”.
Что же касается остальных “бэтменовских” серий, то их основной темой стали последствия “Смерти в семье”: терзаемый чувством вины мститель становился все более неосторожным, одержимым, как будто ищущим смерти. Среди заметных арков этого года: “Много смертей Бэтмена” Джона Бирна (“Бэтмен. №№ 433-435”) – история о расследовании убийств, жертвой каждого из которых был человек, дававший юному Брюсу уроки в той или иной области; “Слепое правосудие” (“Детективные комиксы. №№ 598-600”), написанное сценаристом бертоновского “Бэтмена” Сэмом Хэммом, где герою противостоял картель, использующий технологию, позволяющую злоумышленнику покидать свое тело и совершать преступления в чужом, и где состоялся дебют еще одного человека из прошлого Уэйна – детектива Генри Дакарда; “Тулпа” Алана Гранта (“Детективные комиксы. №№ 601-603”) – редкий случай “сотрудничества” готэмского защитника добра с демоном Этриганом; “Грязевая банда” Гранта (“Детективные комиксы. №№ 604-607”), где первый Клэйфэйс (Бэзил Карло) использовал двух других (Клэйфэйса III и Леди Клэй), чтобы атаковать Бэтмена и получить фантастическую мощь; и “Анархист в Готэм-сити” того же автора (“Детективные комиксы. №№ 608-609”) – дебют юного антигероя Лонни Мачина, пытавшегося начать крестовый поход против всемирной несправедливости.
Этот год не был богат на истории с суперзлодеями. Благодаря отсутствию “погибшего” в “Смерти в семье” Джокера главным источником проблем для Летучей Мыши стал Двуликий, засветившийся в комиксе “Бэтмен. Ежегодник № 13” и позже в арке “Пустынное место смерти”. Он, Риддлер и Пингвин также стали звездами спецвыпуска “Секретных личностей”, дающего обильную информацию об их прошлом и настоящем.
Подготавливая почву для дебюта нового Робина, Марв Волфман написал “Год третий” (“Бэтмен. №№ 436-439”), сочетающий флэшбэки о дебюте первого Робина, Дика Грейсона, с современной линией о том, как Дик (уже Найтвинг) пытается помочь поклявшемуся больше не брать себе напарников Бэтмену найти записную книжку Энтони Зукко (гангстер, ответственный за гибель родителей Грейсона), в которой зафиксировано каждое преступление за последние 30 лет. Завершился же год арком Волфмана “Пустынное место смерти” (“Бэтмен. №№ 440-442”, “Новые Титаны. №№ 60-61”), где состоялся дебют третьего Робина: мальчуган по имени Тим Дрейк вычислил личности Бэтмена и Найтвинга и пришел к ним на помощь в схватке с Двуликим. Он сразу продемонстрировал компетентность и в качестве детектива, и на поле боя; увлекательный и эмоциональный сюжет стал началом неслыханной популярности Робина № 3.
Женщина-Кошка впервые получила собственную мини-серию, которая описывала становление Селины Кайл воровкой в кошачьем костюме, расширяя горизонты показанного в “Году первом”. Другой женский персонаж довольно неожиданно дебютировал в собственной серии – Охотница, которая в “послекризисном” мире уже не дочь Бэтмена и Кэтвумен, а наследница мафиозной семьи Хелена Бертинелли, мстящая убийцам родителей.
Вадим Григорьев.