КЛОУН И АРЛЕКИН (Джокер в BTAS. Часть 2)
Успех анимационного сериала о Бэтмене был беспрецедентным, поэтому следующим логическим шагом его создателей было увеличение метража своих лент. Первый полнометражный мультфильм от BTAS, получивший название “Бэтмен: Маска Фантазма”, вышел на американские экраны 25 декабря 1993 г., но не нашел своего зрителя (кассовые сборы в кинопрокате США составили всего лишь 5,6 млн. долларов), пока не был выпущен на видео (как предполагалось с самого начала). Фаны пришли в восторг, объявив “Маску Фантазма” лучшим фильмом о Человеке — Летучей Мыши, критики тоже были более-менее довольны. “Великолепный дизайн ослаблен посредственной анимацией, но сюжет неплох, и диалоги лучше, чем можно было ожидать”, — писал Леонард Малтин.
История, сочиненная Аланом Барнеттом, дополненная Полом Дини, Майклом Ривзом и Мартином Паско и перенесенная на экран режиссерами Брюсом У. Тиммом и Эриком Радомски, очевидно, создавалась под влиянием “Гражданина Кейна” Орсона Уэллса: в обоих случаях значительная часть действия разворачивается в флэшбэках и речь идет об утраченном времени и потере надежды на счастье (сюжет см. в главе “Откуда он взялся?”; [подробный обзор мультфильма читай тут->mask-of-the-phantasm]).
Джокер появляется лишь во второй половине 76-минутного фильма, но ему и этого достаточно для того, чтобы, как всегда, украсть шоу у всех прочих участников. В “Маске Фантазма” Клоун — Принц Преступного Мира злодействует сам, без помощников, и, судя по великолепным поединкам один-на-один с Фантазмом и затем с Бэтменом, находится на пике активности. У него здесь более зловещая аура, чем в любом эпизоде BTAS (в первую очередь это касается сцены беседы с Артуром Ривзом), а Хэмилл исполняет свой голосовой номер с особым блеском (подтверждение — номинация на премию “Феннекус”). Объясняется это тем, что аниматоры с “Уорнер” в данном случае не были скованы законами телецензуры, — именно поэтому они смогли, к примеру, показать крупным планом ухмыляющийся труп обработанного “газом смеха” Сала Валестры.
Джокер: Приходится быть осторожным, вокруг полно всяких психов.
Джокер (впервые увидев Фантазм): Упс! Вот это сюрприз. Выясняется, ты еще и не Бэтмен. Кажется, у нас в Готэме появилось новое лицо, и скоро его имя будет ходить по всему городу… чего нельзя сказать о ногах, селезенке и голове…
Ривз (говорит по телефону): Вы говорите, что Бэтмена преследовали четыре полицейских участка, и ему все равно удалось уйти? (Вешает трубку.) Невероятно!
Язвительный голос из дверей: Так-так. И на что только идут деньги наших налогоплательщиков!
Ривз оборачивается. Вспышка молнии — в дверях стоит Джокер.
Джокер: Ну вот так всегда! Как только хорошее настроение, тут же появляется незваный гость.
Фантазм: Джокер! Твой ангел смерти ждет.
Джокер: Я впечатлен, леди. Тебя действительно труднее убить, чем таракана на стероидах.
В “Маске” не только слегка приподнимается занавес над гангстерским прошлым шута-убийцы (хотя имя Джек Нэпиер не упоминается), но и сделан едва заметный намек, что вся его психопатическая эксцентричность — ничто иное, как попытка отгородиться завесой безумия от чего-то из прежней жизни. Джокер BTAS, в отличие от своего двойника из комиксов, прекрасно знает, кем он был раньше, но помнить этого явно не хочет. Своего бывшего босса Валестру, посмевшего нарушить его покой, маньяк карает практически сразу; в дальнейшем же погоня за призраком прошлого настолько поглощает его, что он на время (до финала) забывает об охоте на Летучую Мышь.
Достигнув в “Маске Фантазма” первой (и, к счастью, не последней) вершины в своем творчестве, команда BTAS вернулась к короткому метражу. В большинстве новых эпизодов BTAS с участием Джокера в центре оказались его отношения с Харли Квинн. Убедившись, что реакция публики на новую героиню оказалась более чем позитивной, Дини, Тимм и Барнетт решили выдвинуть ее в первые ряды, для чего поставили ей диагноз “безумная любовь”. В ранних эпизодах [“Услуга Джокеру”->btas-22] и [“Смеющиеся рыбы”->btas-33] был сделан всего лишь легкий намек на близкие отношения между Клоуном — Принцем Преступного Мира и его способной подручной (правда, в последней серии они играли семью в потешной сцене телерекламы). Но уже в “Человеке, который убил Бэтмена” пара изображается в виде эдакой зловещей семейки (у них даже есть домашние животные — ручные гиены Бад и Лу). Дини добился четкого комического эффекта, сделав их отношения похожими на неудачный брак; Джокеру в этом юморном дуэте досталась роль домашнего тирана-эгоиста, не способного (или не желающего) ответить добрым словом на чрезмерное обожание со стороны своей “половины”. Впрочем, не все так просто. С одной стороны, он все же как-никак о ней заботится и, несомненно, убьет любого, кто посмеет тем или иным способом посягнуть на его “собственность”. С другой — именно на ней психопат срывает свою титаническую злость: сцены с Харли, вылетающей из дверей лицом в землю, быстро стали доброй традицией BTAS.
“…Мы никогда не хотели слишком глубоко копаться в гниющих отбросах, в которые превратилась душа Джокера… — утверждает Дини в книге “Мультсериал “Бэтмен”, написанной в соавторстве с Чипом Киддом в 1998 г. — Единственный путь, которым мы могли очеловечить наименее человечного из врагов Бэтмена, — это связать его с женщиной, которая по тем или иным причинам обожает его… С Харли в своей жизни Джокер стал более восприимчив к таким прежде чуждым ему чувствам, как ревность, обидчивость и унижение. Это ни в коем случае не делает его лучше”.
Марк Хэмилл: “Выражать эмоции любым человеческим и осмысленным способом чуждо Джокеру, но он узнает о себе многое (подсознательно) благодаря Харли. На физическом уровне они вместе — динамит. Многое в их отношениях этим и определяется. Двое людей могут быть ужасны друг для друга, но физически они помогают друг другу узнать себя лучше, чем в любой другой ситуации”.
Арлин Соркин: “Каждый видит, как Джокер смеется, но только Харли видит, как он плачет. Это единственная причина, по которой она остается с ним”. (Как трогательно.)
Разобраться в том, выиграл или проиграл Джокер BTAS от такой нестандартной “психологизации”, сложно, но попробовать стоит. Он стал более уязвимым, но — первое “но” — образ в результате стал богаче, и многие его аспекты благодаря отношениям с Харли стали даже более яркими и интересными. Но (“но” № 2) при этом частично утратил необходимую инфернальность: начали возникать ситуации, в которых шут-маньяк демонстрирует не столько запредельное безумие и иррациональную бесчеловечность, сколько вполне человеческий сволочизм. На фоне чокнутой влюбленности Харли он порою кажется… нормальным. Но — третье и главное “но” — Дини, шутя и дурачась, вывел свой мульткомикс на неожиданно гуманистический уровень. Вопрос “Почему он ее до сих пор не убил?” тревожит сознание не одной сотни фанов, и ответы из серии “Потому что она вам, фанам, нравится” тут не срабатывают. В диких отношениях сбрендившей пары слишком многое дает пищу для фантазии. Забегая вперед, скажу, что из всех персонажей в мире BTAS это единственная пара, которая, несмотря ни на что, проходит путь вместе до конца (то есть смерти одного из них — того самого, кто не претендует на жалость и сочувствие). На первый взгляд сентиментальный тезис о том, что в мире найдется сострадание для самой черной и загубленной души, здесь получает подтверждение — и лишь отчасти шутейное. “Харли популярна из-за своей уязвимости”, — считает Соркин. На Джокере же, прежде абсолютно бесчеловечном, эта уязвимость в сочетании с безмерной преданностью пожертвовавшего всем ради него существа стали оказывать иногда (очень редко — а чаще и не надо) весьма непредсказуемый эффект.
Далее приведено описание эпизодов BTAS (с 49 по 85), где Джокер присутствует либо упоминается.
49 — “Ночь — это я” (10.11.92; сценарист Майкл Ривз, режиссер Бойд Киркланд): Разочаровавшийся в своей борьбе и впавший в депрессию Бэтмен бормочет, что в один прекрасный день его пристукнет Джокер, Двуликий или кто-нибудь еще. [Далее->btas-49]
51 — “Человек, который убил Бэтмена” (1.02.93; сценарист Пол Дини, режиссер Брюс У. Тимм): Со скоростью звука по Готэму распространяется новость: Бэтмен погиб! После взрыва от него остались только плащ и маска. И убил Темного Мстителя, сам того не желая, мелкий воришка Сидни Дебрис по кличке Сид “Кальмар”. Но один веселый человек в городе не уверен, что герой мертв. Он вызволяет Сида из полицейского участка и берет его с собой на дело. Грабеж идет успешно, Летучая Мышь не появляется, но это вовсе не радует злого шутника… [Далее->btas-51]
54 — “Затанна” (2.02.93; сценарист Пол Дини, режиссеры Дик Себаст и Дэн Риба): Очень забавное “почти-камео”. В флэшбэке фокусница Затанна, кокетничая с молодым Брюсом Уэйном, предлагает ему вытащить наугад из колоды карту, которая определит его судьбу. Она надеется, что Уэйну достанется карта, которую можно истолковать как намек на их будущий роман. Но Брюс вытаскивает… Угадали. [Далее->btas-54]
56 — “Харли и Айви” (18.01.93; сценарист Пол Дини, режиссер Бойд Киркланд): “Эх! Ветер в моих волосах, и Бэтмен у меня на хвосте! В такую ночь я счастлив, что живу!” Ограбление прошло неудачно, но назревает поединок с архи-врагом — в общем, все складывается замечательно. И надо же было сидящей за рулем Харли свернуть не на ту улицу! Да еще и подать боссу не тот пистолет! И вдобавок неправильно ответить на вопрос, кто главный в банде! Леди-арлекин вылетает из дверей, но на этот раз не спешит вернуться к любимому психу: она находит новую подругу в лице Ядовитого Плюща. Недовольный мужским доминированием в преступном мире дуэт быстро делает блестящую злодейскую карьеру, но Джокера такой расклад явно не устраивает… [Далее->btas-56]
62 — “Огонь с Олимпа” (24.05.93; сценаристы Джудит Ривз-Стивенс и Гарфилд Ривз-Стивенс, режиссер Дэн Риба): Возомнив себя главным богом древних греков, преступник Макси Зевс в конце концов попадает в “Аркэм”, где видит Джокера, Двуликого и Ядовитый Плющ. [Далее->btas-62]
Зевс: Вот это настоящий Олимп! Это не может быть другое место. (Об Айви) Вот прекрасная Деметер, богиня плодородия! (О Двуликом) И двуликий Янус, властелин начал и концов! (О Джокере) И веселый Гермес, хитрейший из богов! Наконец-то могучий Зевс дома!
65 — “Беспокойные человечки” (16.09.93; сценарист Пол Дини, режиссер Фрэнк Паур): Безумный Шляпник натравливает на Бэтмена роботов-убийц в костюмах врагов супергероя — Джокера, Харли, Риддлера и т. д. [Далее->btas-65]
68 — “Процесс” (16.05.94; сценаристы Пол Дини и Брюс У. Тимм, режиссер Дэн Риба): Прокурорша Джанет Ван Дорн имела неосторожность заявить, что Бэтмена давно пора судить и что именно он несет ответственность за появление в Готэме суперзлодеев. Зря она это сказала: восприняв ее слова как призыв к действию, “аркэмская” свора захватывает власть в психушке, похищает Рыцаря Ночи и Ван Дорн и устраивает суд. Джанет вынуждена стать адвокатом героя; если она проиграет процесс, то разделит незавидную судьбу подзащитного. Прокурором назначен Двуликий, в состав жюри присяжных вошли Харли, Риддлер, Ядовитый Плющ, Пугало, Безумный Шляпник и Убийца Крок, ну а судья… [Далее->btas-68]
71 — “Ужасное Трио” (11.09.95; сценаристы Майкл Ривз и Алан Барнетт, режиссер Фрэнк Паур): Бэтмен преследует троицу молодых богачей, которые совершают преступления, считая, что им, “высшим существам”, все позволено. При этом герой считает, что они хуже, чем Джокер, — тот по крайней мере сумасшедший, а эти мерзавцы понимают, что делают. Насчет “хуже” он, конечно, не прав, в чем и убедится на закате своей карьеры (но я снова забегаю вперед…). [Далее->btas-71]
72 — “Харликвиниада” (23.05.94; сценарист Пол Дини, режиссер Кевин Алтиери): Один из готэмских гангстеров пытается продать на аукционе похищенную атомную бомбу, но появление Клоуна — Принца Преступного Мира вносит некоторую сумятицу в размеренную процедуру торга. Чтобы найти замыслившего очень недоброе злодея, Черный Мститель вынужден обратиться к сидящей в “Аркэме” правой руке психопата… [Далее->btas-72]
79 — “Исправившийся Риддлер” (24.09.94; сценаристы Алан Барнетт, Пол Дини и Рэнди Рогел, режиссер Дэн Риба): Безмолвное “аркэмское” камео. [Далее->btas-79]
81 — “Выходной Харли” (15.10.94; сценарист Пол Дини, режиссер Кевин Алтиери): Второй “сольный” эпизод Харли. Клоун — Принц Преступного Мира в этой серии не появляется, зато тут вновь упоминается совершенное им ограбление на вечеринке, где была Вероника Вриланд. [Далее->btas-81]
83 — “Рассмеши их” (5.11.94; сценаристы Пол Дини и Рэнди Рогел, режиссер Бойд Киркланд): В Готэме один за другим появляются новые чокнутые злодеи — Король Приправ и Карманная Крыса. Темный Мститель выясняет, что оба они — известные комики, ставшие ненормальными благодаря контролирующим сознание микрочипам, изобретенным Безумным Шляпником. В “Аркэме” Бэтмен и Робин обнаруживают вырубленного собственным чипом Шляпника, а тем временем посыльный, очень похожий на Джокера, относит пиццу с газом комику № 3 — толстухе, напоминающей Розанну из популярного американского телешоу. Разгадка следующая: трое комедиантов, будучи членами жюри прошлогоднего конкурса остроумцев, проигнорировали несомненный, но не совсем традиционный талант, который был вовсе не тем, кем прикидывался… [Далее->btas-83]
85 — “Возвращение Бэтгерл” (12.11.94; сценаристы Майкл Ривз и Бринн Стивенс, режиссер Дэн Риба): В своих мечтах Барбара Гордон представляет, как она в обличье Бэтгерл спасает Бэтмена от напавших вместе Джокера, Двуликого и Пингвина (если б это было так легко в реальности…). [Далее->btas-85]
Ajman Said,
17 января, 2008 @ 03:07
Спасибо большое!! я пересмотрел практичски все серии, но вот никак не могу найти «Процесс» и «Человек который убил бетмена» может кто нибуть знает как и где найти посмотреть их в сети?
btas- fan Said,
18 августа, 2009 @ 11:04
Я выставляю их на Яндексе ! У меня они есть !