СУПЕРЛЮДИ ПО-ВЗРОСЛОМУ (DC Universe Animated Original Movies)
2009-й стартовал с “Чудо-Женщины” (дата выпуска – 4.03.09) Лорен Монтгомери. Будучи первым полнометражным мультфильмом, полностью посвященным самой известной супергероине DC, он, само собой, рассказывал ее историю происхождения, также знакомя публику с ее классическим любовным интересом и несколькими основными оппонентами. Сценарий, написанный автором комиксовой “Чудо-Женщины” Гейл Симоне и отполированный Майклом Джелеником, опирался на “послекризисное” переосмысление образа – “Боги и смертные” (1987) Джорджа Переза. Для фанов DCU и в первую очередь Дианы это был один большой кусок пирога, но не так легко решить, можно ли рекомендовать эту картину любой другой зрительской категории. Есть бесспорные достоинства – музыка, особенно боевая, Кристофера Дрейка и озвучка: Кери Рассел (“Официантка”) справилась с непростым заданием оживить главную героиню, и не менее замечательны Альфред Молина (“Человек-Паук-2”) в роли воинственного Ареса и Оливер Платт (“Три мушкетера”) в роли похожего на мужскую версию злодейки из “Русалочки” Аида. Но есть и сценарные дыры (как Диана и Стив так быстро напали на след Ареса, каким образом Арес и амазонки так легко проникли в Штаты и т. д.), да и главная героиня задачу авторов совсем не упростила. Не секрет, что из “большой тройки” DC Чудо-Женщину писать труднее всего: если Супермена можно адаптировать по законам научной фантастики, а Бэтмена и вовсе замаскировать под критический реализм, то завязанная на греческой мифологии фигура вылепленной из глины отважной амазонки в любом другом медиуме, кроме комиксов, будет выглядеть, мягко говоря, странно. Отсутствие связанного с ее именем большого голливудского блокбастера говорит само за себя, и относительная скудность ее “галереи бестий” – тоже не последний фактор. В результате в данном проекте обещанная взрослость свелась к количеству отрубленных в битвах частей тела и некоторым фрагментам диалогов – хотя еще есть пунктиром обозначенная тема терпимости и толерантности.
Вторым из выпущенных в 2009-м фильмов серии был “Зеленый Фонарь: Первый полет” (дата выпуска – 28.07.09) – по словам режиссера Монтгомери, полицейский триллер а-ля “Тренировочный день”, только перенесенный в космос. Поскольку земная предыстория Хэла Джордана была подробно (и вполне в духе канона) рассказана в “Новом рубеже”, сценарист Алан Барнетт посвятил ей лишь несколько экранных минут, сосредоточившись на первых инопланетных подвигах героя и его отношениях с ментором, многоопытным Синестро. Как и в случае с “Тренировочным днем”, жесткий и харизматичный профи, эдакий “темный” Глеб Жеглов, без труда затмевает новичка. “Первый полет” – в большей степени фильм Синестро (Виктор Гарбер), который ведет за собой сюжет, в то время как лишенный здесь романтического ореола “Нового рубежа” Джордан (Кристофер Мелони) большую часть времени просто реагирует на события. Причем реагирует не всегда убедительно: он слишком быстро осваивает кольцо и при первой встрече с пришельцами не выказывает практически никакого удивления. Картина является именно тем, чем и обещали, — полицейским триллером с экзотичным антуражем: практически никаких сюрпризов даже для незнакомой с “фонарной” мифологией публики, уместный для сюжета уровень насилия, простое, но логичное противостояние. События развиваются иногда несколько поспешно, однако в целом ленту можно рекомендовать всем, кто желает приобщиться к миру зеленых колец, не дожидаясь давно обещанного игрового фильма. Насколько “Первый полет” покажется серьезным и взрослым, зависит в основном от того, насколько зритель считает серьезным и взрослым жанр полицейского триллера вообще.
Завершил 2009-й экшн-блокбастер по арку Джефа Лоэба “Супермен / Бэтмен: Враги общества”, помимо большого количества битв между представляющими добро и зло суперсуществами располагавший такими беспроигрышными козырями, как всегда крепкий сценарий Стэна Берковица, заделавшего некоторые явные дыры первоисточника, и так же всегда убедительное исполнение Клэнси Брауна, показавшего постепенное погружение в безумие Лютора-президента (подробнее тут).
Следующий год начался с картины “Лига Правосудия: Кризис на двух Землях” – запоздалой адаптации сценария для JLU, который Брюс Тимм в свое время вынужден был отправить на полку. Опять же высокий уровень анимации и хореографии, великолепная работа Джеймса Вудса в роли Человека-Филина, еще один, на этот раз добрый, Лютор, однако не до конца продуманный темп повествования с бесконечными боевыми сценами заставили большинство оценить фильм как несколько монотонный (подробнее тут). Далеко не всем понравился и Человек – Летучая Мышь из этой ленты, но фаны готэмского мстителя получили щедрую компенсацию в виде “Бэтмен: Под Красным Колпаком” – истинно бэтменовского мрачного экшн-триллера с атмосферой, трагедией, мнимой загадкой и маниакальными злодеями во главе с по-настоящему безжалостным Джокером (подробнее тут). Третья же картина, выпущенная в 2010-м, “Супермен / Бэтмен: Апокалипсис”, хоть и пользовалась спросом, заработала худшие рецензии из всей серии, из-за разочаровавшей многих работы Андре Брогера (Дарксайд) и нежелания сценариста искать пути обхода поворотов, допустимых в комиксе, но с трудом перевариваемых в полнометражном фильме (подробнее тут).
К сожалению, последнее замечание частично касается и новой ленты, экранизации отмеченной премиями “Харви”, “Эйснер” и “Игл” мини-серии Гранта Моррисона 2005-2008 гг. “Всезвездный Супермен” (дата выпуска – 22.02.11). Несмотря на не очень веселую основную сюжетную идею (Стальной Человек узнает, что скоро умрет в результате обширного солнечного облучения), картина Сэма Лиу, как и первоисточник, старательно выполняет Супер-программу Серебряного Века. Лоис подозревает, что Кларк – Супермен, и отказывается верить, когда он говорит ей об этом. Лоис ведет себя, как дура; Лоис получает суперсилы. Супермен соперничает за Лоис с силачами прошлого, Самсоном и Атлантом. Супермен разбирается с наглыми пришельцами с Криптона. Лютор показывает свою человечную сторону; Лютор показывает бесчеловечную сторону; Лютор получает суперсилы. Супермен побеждает чудо-юдо из космоса; Супермен спасает Землю. Однако, лишившись из-за ограниченного экранного времени основного в разработанной Моррисоном мифологии мотива 12 вызовов-подвигов, связывавшего разносюжетное мини воедино, фильм стал просто набором небольших историй, объединенных в одно целое без видимой цели.
Недавно ушедший из жизни сценарист Дуэйн Макдаффи проделал как всегда хорошую работу, и можно понять его желание оставить как можно больше “посторонних” кусков, без которых картина рисковала превратиться в стандартное “предкризисное” противостояние Стального Человека с Лексом-ученым. Но стремлению сохранить верность первоисточнику принесли в жертву связность сценария, для которого решили не изобретать новую общую нить, хотя подобное неоднократно делалось для предыдущих проектов (можно представить, чем бы стали “Думсдей” или “Под Красным Колпаком”, если бы буквально пересказывали комикс).
Лента будет выглядеть в более выигрышном свете, если воспринимать ее как набор эпизодов мультсериала. Все традиционно сильные стороны серии на месте: дизайн, имитирующий стиль рисования Фрэнка Куитли, музыка Кристофера Дрейка, напоминающая о фильмах Рива, и крепкий состав актеров-голосовиков во главе с Джеймсом Дентоном (“Отчаянные домохозяйки”) и Кристиной Хендрикс (“Безумцы”). Лауреат “Золотого глобуса” и “Эмми” Энтони Ла Палья (“Нитти-гангстер”) в роли Лютора предложил любопытное сочетание властолюбия, безжалостности и грубоватой “заботы о благе человечества”, подкрепленной не лишенными смысла аргументами. Это первая картина серии, получившая рейтинг PG, несмотря на то, что на экране Лекса поджаривают на электрическом стуле, после чего идет его весьма жесткая схватка с архи-врагом.
После первых двух лет работы коллектив Тимма осознал, что его возможности ограничены форматом: широкая публика готова платить за DVD про Супермена, Бэтмена, а также Супермена и Бэтмена, но у любых других героев, вроде Чудо-Женщины и Фонаря, не говоря уж про Зеленую Стрелу или Аквамена, шансов в глазах компании-производителя намного меньше. Поэтому, начиная с 2010-го, на дисках с полнометражными лентами выпускаются в качестве добавки “Шоукэйс” – короткометражки со значительно менее известными персонажами DC. “Спектр” – мистический триллер с незабываемой сценой атаки киномонстров на мастера спецэффектов. “Джона Хекс” – оставляющий далеко позади одноименный голливудский фильм вестерн о коварстве, наживе и безжалостном Человеке-с-именем, охотнике за наградами. “Зеленая Стрела” – ничем не выдающееся, но динамичное приключение урбанистического Робин Гуда, противостоящего Мерлину и графу Вертиго. “Супермен / Шазам!: Возвращение Черного Адама” – практически полностью состоящий из битв рассказ о борьбе двоих защитников добра с по-настоящему мощным противником. Все четыре ленты, созданные Хоакимом Дос Сантосом, были также выпущены на отдельном DVD. Они не все равны по качеству, но служат хорошим дополнением на дисках, выполняя одновременно развлекательную и ознакомительную функции.
Что ждет нас в ближайшем будущем? Картина “Зеленый Фонарь: Изумрудные рыцари”, выход которой запланирован на 7 июня этого года, – подобие “Готэмского рыцаря”, сборник историй о разных представителях корпуса Зеленых Фонарей (Абин Сур, Синестро, Киловог и т. д.). В этом году мы также увидим экранизацию знаменитого “Года первого” Фрэнка Миллера. На DVD, которое выпустят 27 сентября, с этим фильмом будет соседствовать короткометражка о Кэтвумен.
Немало не анонсированных проектов находятся на разных стадиях разработки, например, лента о Флэше. Исполнительный редактор DC Дэн Ди Дио высказывал желание увидеть адаптацию успешной комиксовой эпопеи о войне корпуса Синестро, а Брюс Тимм очень заинтересован в сольном фильме Кэтвумен, способном, по его мнению, стереть из людской памяти ужас Холли Берри. Он также мечтает в какой-то момент вернуться к собственному художественному стилю BTAS и STAS.
Целый ряд проектов рассматривался, но был приостановлен и отправлен на полку – навсегда или до лучших времен. От анонсированной в 2006-м ленты “Юные Титаны: Контракт Иуды”, экранизации известного арка Марва Волфмана и Джорджа Переза 1984 г., отказались по той причине, что сюжет ранее был использован в мультсериале, а команде Тимма не удалось найти устроившего ее нового варианта прочтения истории. Точно так же планы насчет картины про Бэтмена-вампира перечеркнул “Бэтмен против Дракулы”. От “Хаша” и “Долгого Хэллоуина” отказались как от сюжетов, больше подходящих для комикса, чем для фильма. Аквамена и Зеленую Стрелу забраковали как персонажей относительно малоизвестных, посвященные которым ленты будут иметь ограниченную аудиторию. Сравнительно низкие сборы “Чудо-Женщины” обнулили шансы ее сиквела, как и шансы адаптации мини-серии о другой популярной героине DC – “Бэтгерл: Год первый”. Разочаровали студию и кассовые успехи “Первого полета”, поэтому работу над прямым продолжением остановили; возможно, к нему вернутся, если симпатии публики завоюет игровой “Зеленый Фонарь”.
Напоследок снова привожу кассовые показатели DCU-фильмов (первое число – прибыль от продажи в Штатах, второе – количество проданных экземпляров, на данный момент, 15.03.11).
Superman: Doomsday (“Супермен: Думсдей”) $9,436,672 682,355
Justice League: The New Frontier (“Лига Правосудия: Новый рубеж”) $5,227,333 300,274
Batman: Gotham Knight (“Бэтмен: Готэмский рыцарь”) $8,053,645 394,595
Wonder Woman (“Чудо-Женщина”) $6,687,580 423,261
Green Lantern: First Flight (“Зеленый Фонарь: Первый полет”) $5,972,031 369,385
Superman/Batman: Public Enemies (“Супермен / Бэтмен: Враги общества”) $7,790,880 520,281
Justice League: Crisis on Two Earths (“Лига Правосудия: Кризис на двух Землях”) $5,125,926 345,269
Batman: Under the Red Hood (“Бэтмен: Под Красным Колпаком”) $6,503,098 483,258
Superman & Batman: Apocalypse (“Супермен / Бэтмен: Апокалипсис”) $5,531,566 330,895
DC Showcase Original Shorts Collection (сборник короткометражек) $2,837,443 209,120
All-Star Superman (“Всезвездный Супермен”) $2,010,100 124,696
Вадим Григорьев.