ЛЕГЕНДЫ О РЫЖЕМ ЛЮТОРЕ
Лекс Лютор: Итак, если человек не может убить бога, это сделает дьявол!
Я некоторое время колебался, стоит ли писать отдельный обзор о Люторе “Бэтмен против Супермена” (отнюдь не лучшей, на мой взгляд, версии образа), и в итоге решил сделать задачу поинтереснее. Поскольку Лекс Снайдера и Айзенберга может похвастать теми же рыжими волосами, что были у персонажа в его самых первых комиксах, я сначала брошу взгляд на эти ранние истории знаменитого злодея, затем расскажу о некоторых других рыжих Люторах, а уже потом перейду к последней кинематографической инкарнации.
Коварный преступник дебютировал в “Приключенческих комиксах. № 23” (“Европа в войне. Часть II”; апрель 1940 г.), во второй части сюжета о войне между европейскими государствами Галонией и Тораном. После того, как взрыв уничтожает прибывшую в Галонию из Торана мирную делегацию, посланный туда как военный корреспондент Кларк Кент начинает подозревать галонийского генерала Лупо. Надев костюм Супермена, он видит, как Лупо направляется в загадочную пещеру, и решает его допросить. Однако стоит генералу упомянуть имя таинственного Лютора, желающего втянуть в войну весь континент, как его разрезает пополам зеленый луч, после чего пещера рушится. Кларк пытается убедить представителей обеих стран, что ими манипулирует безумец, но ему никто не верит. Тем не менее, рыжий Лютор в своем убежище, висящем высоко в стратосфере дирижабле, решает, что журналист знает слишком много, и велит своему лысому помощнику устранить Кента. Вместо Кларка к нему приводят Лоис Лейн. Журналистка узнает, что злодей использует на своих подручных гипноз, однако на лысом это не работает, и его удается уговорить передать Кенту послание. Добравшись до дирижабля, Стальной Человек встречается лицом к лицу с рыжим, который в лучших суперзлодейских традициях делится с ним своим планом: ослабить войной страны, захватить власть над ними, а затем и над всем миром. Он пытается уничтожить героя зелеными лучами, лишающими его сил, однако Супермен разрушает его машину, роняет дирижабль на землю и пребывает в уверенности, что враг погиб во взрыве. Что ж, в те времена защитники добра явно относились к таким вещам проще…
В “Супермене. № 4” (“Вызов Лютора”; весна 1940 г.) злодей возвращается, нацелившись на новое оружие, вызывающее землетрясения. Он похищает автора этого изобретения, профессора Мартинсона, а когда тот отказывается сотрудничать, бросает вызов криптонианину: если его суперсилы превзойдут научный гений Лютора, тот откажется от своих планов, если нет, герой не будет ему мешать. Супермен легко выходит победителем во всех соревнованиях: он летает и быстрее, и выше, чем созданные рыжим суперсамолеты, поднимает огромный валун, выстаивает и против гранаты, и против снаряда из пушки и т. д. Признавая поражение, преступник освобождает профессора. Однако вскоре выясняется, что, пока Стальной Человек соревновался с Лютором, помощники последнего похитили оружие, и теперь он угрожает разрушить город землетрясениями. Рыжий использует изобретение против Супермена, безуспешно пытаясь похоронить его заживо, и успевает смыться до того момента, когда борец со злом вылезает из-под земли.
В другой истории из того же выпуска, “Подводный город Лютора”, неутомимый негодяй реализует значительно более масштабный план: крадет нефть из месторождений по всей планете, затапливает Тихоокеанское побережье, поднимает на поверхность город с затонувшего континента и выращивает в лаборатории динозавров и прочих монстров, с помощью которых планирует захватить власть. Он также похищает Кларка и Лоис, чтобы они не смогли больше помешать ему. Супермен побеждает в схватке спущенного на него Лютором динозавра и затапливает древний город, на рыжего же нападают созданные им же твари.
В “Супермене. № 5” (“Угроза ладана Лютора”; лето 1940 г.) злодей появляется с серыми волосами. На этот раз он устраивает экономический кризис в стране, подчиняя себе ведущих финансистов с помощью наркотика. Стальной Человек проникает на встречу Лютора с его подручными, прикинувшись одним из них, разрушает самолет врага, и тот тонет. В следующем сюжете со злым гением, в “Супермене. № 10” (“Невидимый Лютор”; май-июнь 1941 г.), волосы у него уже отсутствуют. Он оставляет Метрополис без воды, требуя 100 миллионов долларов, и использует становящиеся невидимыми машины, одна из которых и позволяет ему уйти безнаказанным.
Историю под названием “Когда титаны сталкиваются” из “Супермена. № 17” (июль-август 1942 г.) стоит упомянуть по той причине, что, хоть в ней Лютор и лысый, в более позднем пересказе этих же событий во “Всезвездном эскадроне. № 20” (апрель 1983 г.) волосы у него рыжие. С помощью камня с другой планеты он становится сильнее криптонианина, вырастает до размеров гиганта, лишает героя суперсил и устраивает террор небывалых масштабов. Защитнику добра удается справиться с ним с помощью хитрости: он говорит злодею, что тот не может ходить по потолку, Лютор бросается доказывать обратное, камень падает у него с шеи – и он снова становится обычным человеком, однако опять ускользает.
Через четыре десятилетия о рыжем преступнике вспомнил автор Марв Волфман. В комиксе “DC комикс представляет. Ежегодник № 1” (“Кризис на трех Землях”; 1982 г.) лысый Лекс в фиолетово-зеленой форме терроризирует город на танке с криптонитовым лучом, но Супермен справляется с ним за считанные минуты. Тем временем в параллельной вселенной, на Земле-2, рыжий Лютор, которого, оказывается, зовут Алексеем, пускает ракеты в здание редакции, где работают все друзья тамошнего Стального Человека, однако герой устраняет угрозу и находит убежище врага. В тюрьме лысый Лекс Земли-1 с помощью своего изобретения контактирует с Алексеем Земли-2 и меняется с ним местами, чтобы каждый из них смог уничтожить чужого Супермена (железная логика злого гения…). И действительно: гравитационные ленты Алексея забирают силы Супермена Земли-1 и забрасывают его далеко в космос, а уменьшающий луч Лекса отправляет криптонианина Земли-2 в царство атомов. Однако Лоис Земли-2, схватив оружие злодея, возвращает герою нормальный размер, а Стальной Человек Земли-1 освобождается от пут и спасает от рыжего свою Лоис. Тогда оба Лютора отправляются на Землю-3 и объединяются с Ультраменом, злым Суперменом из Преступного Синдиката; кровожадный Алексей предлагает попросту уничтожить две первые Земли, чем шокирует Лекса. Узнав о заговоре, Лоис Земли-3 обращается за помощью к самому гениальному человеку на планете, доктору Александру Лютору, и тот, связавшись с Суперменами, предупреждает их об опасности. Он также находит управу на Ультрамена, пока криптониане обезвреживают архи-врагов и спасают миры.
Последним выходом Алексея был “Кризис на бесконечных Землях”, где он сделал роковую ошибку, позарившись на место лидера огромной армии суперзлодеев: у роботического Мозговика с посмевшими перечить ему разговор был короткий. В том же “Кризисе” Александр и Лоис Земли-3 отправляли своего новорожденного сына подальше из погибающего мира, и он, повзрослев в рекордные сроки, становился важной фигурой в борьбе с Анти-Монитором. А через два десятилетия этот же Александр-младший, или просто Алекс, будучи сильно недовольным “послекризисным” DCU, вместе с Супербоем-Праймом устраивал “Бесконечный Кризис” с целью вернуть “многоземелье”, почти убивал Найтвинга и в итоге погибал от рук Джокера. В мире же “Новых 52” Александр Лютор Земли-3 оказался злым вариантом Шазама, желающим уничтожить всех членов Преступного Синдиката, забрав у них суперсилы; он был убит Лексом основной Земли в мини-серии “Зло навеки”.
Наконец, нельзя забывать о том, что “послекризисный” магнат Лекс Лютор во время своего первого появления в мини-серии “Стальной Человек” (1986) Джона Бирна тоже мог похвастать рыжими волосами, хотя он быстро вернулся в лысый режим. Именно на этом варианте злодея основано большинство его современных версий, в том числе, в каком-то смысле, самая свежая кинематографическая инкарнация.
В тот момент, когда в “Стальном Человеке” во время битвы Супермена с Зодом в кадре появился бензовоз с надписью “Лекскорп”, стало очевидно, что выхода Лекса DC Extended Universe ждать придется недолго. Тем не менее, его появление именно в “Бэтмен против Супермена” изначально выглядело сомнительно – просто потому, что в отношении Супермена Бэтмен и Лютор, по большому счету, играют одну и ту же роль с разными знаками. Они оба представляют то, что человечество может противопоставить всемогуществу криптонианина: обширные ресурсы, интеллект, изобретательность, силу волу. Когда один из них играет за Стального Человека, дополняя его, а другой против, оба уместны, но когда оба против, потенциал одного из них необходимо приглушить, чтобы роли не дублировались. В результате в фильме это произошло с обоими.
Изобретая своего Лекса, Дэвид С. Гойер и Зак Снайдер двинулись в сравнительно оригинальном направлении. Гойер говорил о нем как о злодейском Билле Гейтсе, на счету у которого 50, 60 или 70 миллиардов, Снайдер называл современной комбинацией Ричарда Брэнсона и Бреда Питта (с волосами). В январе 2014 г. на роль был выбран Джесси Айзенберг. Интересно, что сначала режиссер предлагал ему роль Джимми Ольсена – очевидно, в его ранних планах она была намного больше, потому что в итоге свелась к очень быстро убитому агенту ЦРУ. Когда актер отказался, Снайдер через месяц предложил ему сыграть главного злодея. Еще более интересно то, что, по слухам, до 30-летнего Айзенберга на роль Лютора рассматривался 57-летний Брайан Крэнстон: выходит, первоначальная концепция образа была совсем другой, и лишь после согласия “оскаровского” номинанта Зак и Дэвид остановились на варианте с молодым миллиардером-наследником. “Исполнение Джесси роли позволяет нам исследовать эту интересную динамику, а также повести персонаж в некоторых новых и неожиданных направлениях”, — заявлял постановщик.
Актер не был фаном комиксов в детстве (хотя его отец и кузен обожали Супермена), но ему понравился сценарий, и он провел собственное исследование в плане книжек с картинками. Съемки, по его словам, заняли дней 150. Работу с Аффлеком и Кэвиллом Джесси в шутку называет обескураживающей, потому что никакие тренировки не помогли б ему быть на одном физическом уровне с ними, в результате чего он предпочитал читать в своей трейлере.
Выбор на роль Айзенберга вызвал настороженную реакцию фанов. Несмотря на несомненный талант актера, его считали слишком молодым и недостаточно угрожающим для роли. Джесси счел странным, что его считают неподходящим для образа, который он еще на экране не воплотил, но уверял всех, что его Лекс будет совсем новым: “Когда ты делаешь подобное кино и играешь персонажа, уже сыгранного ранее, чем дальше уходишь от этих предыдущих инкарнаций, тем лучше. Потому что есть шансы, особенно с парнем вроде Джина Хэкмана или Кевина Спейси, что тебя не сравнят благосклонно”.
Александр Джозеф “Лекс” Лютор-младший, 31-летний сын эмигранта из Восточной Германии, нефтяного и машинного магната, умершего в 2000 г., заставляет вспомнить Лекса Лютора II из комиксов 90-х – австралийского сына Лекса, оказавшегося его клоном с пересаженным мозгом оригинала. Однако сходство между ними заканчивается на возрасте и цвете волос. Концепция образа в “Бэтмен против Супермена” кажется вполне реалистичной: типичный молодой современный хозяин жизни, разгуливающий в молодежной одежде, разъезжающий на байке и поддерживающий спортивную форму (когда мы видим его в первый раз, он играет – и неплохо – в баскетбол). Впечатление портит подача материала (неглупых, в принципе, реплик) – преувеличенная мимика, неуместная жестикуляция и манера речи, которую один из критиков сравнил с “психованной писклявой игрушкой”, грубовато, но не без оснований. Актерское это решение, или же режиссерское, или (что наиболее вероятно) обоих вместе, удачным его назвать трудно. Второй раз подряд “мрачный и серьезный” DC Extended Universe выводит в виде типичного комиксового психо-злодея персонаж, который относится к совсем другому типажу, однако в сравнении с Лютором Айзенберга Зод Шэннона с его взором горящим кажется образцом сдержанности. Лекс “Бэтмен против Супермена” напоминает абсолютно всех частично комичных, гротескных Бэт-злодеев, от Горшина до Керри, от Ромеро до Леджера, в то время как должен был стать чем-то действительно новым и оригинальным – первым настоящим Лексом Лютором большого экрана.
А ведь есть в этой роли места, которые могли бы сделать ее отличной. Кормление политика конфеткой с руки – убийственно точная характеристика абсолютно любого Лютора-миллиардера независимо от возраста. Момент, когда Лекс, произнося торжественную речь о силе разума, в итоге “ломается”, замолкает и заканчивает ее непонятно чем, по-хорошему интригует и заставляет задуматься. Уничтожение всего этажа в Вашингтоне, включая свою собственную помощницу, только для того, чтобы подставить Супермена, — классический Люторовский ход, украшенный изысканным элементом в виде “чайка”. И сцена, где он роняет слезу над трупом Зода (Майкл Шэннон в съемках не участвовал, просто его лицо прикрепили к модели Грегу Плитту), который, по идее, должен олицетворять для него зло худшее, чем Кларк, странна и многозначительна: кого он имеет в виду, говоря о полете к Солнцу, покойника или себя? Он заранее подписал себе приговор и готов ко всему? О последнем свидетельствует его решение создать Думсдея, существо, которое невозможно контролировать, без малейшего страха за свою жизнь (безумие и бесстрашие – это две очень разные вещи).
“У персонажа есть сердцевина в реальности, — считает исполнитель. — У Лютора есть предыстория, которая трагична, и эмоциональная внутренняя жизнь, которая аутентична…
Назвать его себя возвеличивающим – это все равно, что сказать, что “Титаник” был парусником. Он нарциссист первого порядка, но также усложнен таким образом, что он ужасно беспокойный, соперничающий и мстительный. Он смотрит на Супермена не как на того, кого надо разрушить, но как на истинную угрозу для человечества”.
“Я чувствую, что как только Айзенберг обнаружил, кто Лекс, он принял это, — заявлял Снайдер. — Как только ты вроде как начинаешь изучать Лекса, немного страшно быть этим парнем… Я думаю, что Джесси не был защищен от реальности играть суперстрашный персонаж”.
К сожалению, не вышли в фильме ключевые моменты, которые могли бы стать выигрышными. Когда Лекс наконец-то встречается с ненавистным ему супергероем лицом к лицу впервые (обмен репликами с Кларком и Брюсом, поданный еще в трейлере, не считается, хотя это забавнейший тизер, ненавязчиво намекающий, что он знает все секретные личности на этой планете), наступает разочарование. Двойное разочарование потому, что делает-то рыжий все правильно: изобретает не оставляющий Супермену выхода план, слегка пощупав Лоис, без раздумий бросает ее с крыши (уже за это одно можно пожать руку), наконец, на пару секунд ставит на колени практически всемогущее существо. Эффект портит, с одной стороны, опять же подача материала, вновь в стиле нервного дергающегося однозначного злодея. А с другой – мотивация, привязка к сильно не любившему родителю. Историческая справка: ни один Лютор не любил своего отца, и ни один не мотивировал этим свою ненависть к Супермену, у него всегда находились другие, чаще всего более взрослые, причины.
К неудачам следует отнести и финальный визит Темного Рыцаря в камеру Лекса. Здесь уместна цитата из уважаемого классика.
Нил Гайман: “Он был в тюрьме, но тюрьма не могла удержать его ум”.
Следует признать, даже перед гневным лицом Темного Рыцаря (и перспективой получить Бэт-клеймо) Лютор Айзенберга не просит пощады. Но, с другой стороны, все, что он может, – максимально психопатически предвещать явление наиболее стабильного “Биг Бэда” DC. (Что покажется массовому зрителю повторением и подражанием с марвеловским Таносом, который на самом деле был смоделирован с Дарксайда пополам с Метроном. Но это тема для отдельной головной боли.) Да, пожалуй, это будет именно лорд Апоколипса, учитывая, что в выброшенной в Интернет не вошедшей в окончательный монтаж сцене (“Communion”) Лекс повстречался со, скорее всего, Степпенволфом. Не спасает положение и сцена “облысения”, которую Джесси называет величайшей со своим участием и которая оказалась простым тюремным бритьем.
Несмотря на все промахи, ставить крест на этом Люторе, как и на DC Extended Universe в целом, пока рано. Айзенберг – отличный актер, у которого хорошо выходят персонажи с интеллектом, поэтому, если провести серьезную работу над ошибками, его Лекс еще может стать развлекательным и впечатляющим злодеем, тем более что Джесси совсем не против вновь его сыграть.
Вадим Григорьев.
RG Said,
25 мая, 2016 @ 14:24
по слухам, до 30-летнего Айзенберга на роль Лютора рассматривался 57-летний Брайан Крэнстон… Тупейший слух фигурирующий только по тому что Брайан лысый во всех тяжких, и Джесси его один раз Лексом Лютором назвал. На роль Марк Стронг претендовал, вотт шикарный был бы Лекс….
vadim Said,
25 мая, 2016 @ 14:50
А есть не тупые слухи? И Марк Стронг претендовал на роль еще задолго до «Стального Человека», как и Арнольд Вослу.
RG Said,
25 мая, 2016 @ 16:56
Просто, Волтер Вайт в роли Лекса было бы очень тупо, я думал тупее этого ничего не зделать.. А оказалось можно и тупее-))) а если серьезно, лютор единственное что в новом фильме было ужасно, как по мне.Не понравился не сколько ( а опять же был Кевин Спэйси и я думал, куда уж хуже……)
vadim Said,
25 мая, 2016 @ 20:04
Все же надеюсь, что нормального Лекса в игровом кино за свою жизнь я еще увижу, как и все прочие желающие.
Я все таки скажу это еще раз: с Магнето удается попадать с точку каждый раз, независимо от выбора исполнителя и глупости сюжета.
Почему-то с ним это выходит, а с Лютором нет, хоть он совсем не сложнее, а возможно, проще.