ТРИО ДЖОКЕРОВ: Записки автора. Часть 1

В 2016 г. Джефф Джонс на страницах серии “Лига Правосудия” громко заявил, что существуют на самом деле три Джокера, не один. Утекло немалое количество воды, и он выпустил мини-серию “Три Джокера”, где эту идею реализовал.

Автор этих строк с самого начала был принципиальным противником этой идеи. Джокер – это один-единственный сверхчеловек, выживающий в немыслимых условиях и проходящий через неслыханные трансформации. Он может быть радикально различным в разных медиумах, у разных авторов и в исполнении разных актеров, но в пределах каждой конкретной трактовки он всегда один.
За исключением одной трактовки. Создатели телесериала “Готэм” провалили немало вещей, но некоторые сделали гениально, и одной из них была игра с разными элементами Джокеровского мифа. Братья-близнецы Валеска, оба отлично сыгранные Камероном Монахэном, в определенном смысле были Джокерами в контексте шоу, однако при этом воплотили два противоположных полюса персонажа. Джером был хаотичным артистичным оболтусом-психопатом с вечной улыбкой и громким смехом, Джеремия – белокожим маниакальным массовым убийцей, сочиняющим гениальные планы, несущие смерть и разрушение с не связанными со здравым смыслом целями.
Возможно, эта столь понравившаяся мне трактовка заставила встретить творение Джонса с меньшей долей скепсиса, чем раньше. И изложенная в первом выпуске концепция показалась на удивление многообещающей. Трое Джокеров – это Преступник (самый ранний Джокер — из “Бэтмена. № 1”), Комедиант (наверно, самый известный из комиксовых Джокеров – из “Убийственной шутки”) и Клоун – амальгам всего, что было между первыми двумя, от второй половины 1940-х до первой половины 1980-х. В этом была логика, и слова о том, что они займутся созданием нового Джокера, интриговали, к тому же первоклассный арт радовал глаз. Как выбирается новый Джокер, как происходит процесс трансформации, какие в него закладываются качества? Как Преступник, явно старший из троицы, нашел и сформировал Клоуна и Комедианта столь успешно, что они стали хорошо сыгранной командой без серьезного соперничества и конфликтов?
Закончилось все странно – одновременно удовлетворением и разочарованием.
Удовлетворение шло от факта, что я был прав: настоящий Джокер только один. Это тот, что назывался Комедиантом. Именно он сотворил Преступника и Клоуна, очевидно, заставив первого из них поверить в то, что он первоначальный Джокер, правивший Готэмом до прихода Бэтмена (этого никогда и нигде не было), а второго – что он убил Джейсона Тодда. Оба были быстро убиты, первый – самим Комедиантом, второй – Тоддом.
Разочарованием же стало то, что хорошая для, скажем, “элсворда” идея была использована бездарно. Процесс отбора кандидата был бессмыслицей (в ход шли все подряд, люди самых разных профессий и с самым разным прошлым, а в качестве претендентов рассматривались не только Джейсон, в чем некоторый смысл был, но и Бэтгерл-Барбара), процесс трансформации был банальной пустышкой (бросил в химикаты – и Джокер готов), и вообще вся идея о создании лучшего Джокера была бредом сумасшедшего Преступника. Не было ничего сказано о том, кто такие на самом деле Преступник и Клоун и как они были созданы и обработаны. Джонса это не интересовало: он углубился в замусоленные давние травмы Барбары и Джейсона, еще и свел их. И вообще он как автор предпочитает злодеев, у которых есть более-менее человеческие цели и мотивации, у которых можно найти благородную сторону (Лютор, Синестро, Капитан Холод, Черный Адам), про клоуна-убийцу же этого сказать нельзя (вроде бы…).
А потенциал у замысла был: взять Джокеров, условно говоря, трех определенных эпох и подключить весь багаж приключений персонажа в комиксах в этих его инкарнациях, показав их именно с той точки зрения, что это был не один человек. Поскольку автор “Трех Джокеров” этого не сделал, пришлось сделать это самому, дав своему творению лишь чуть отличающееся название – “Трио Джокеров”.
С характеристиками трех Джокеров ни малейших проблем не возникло.
Преступник (до того, как оказывался полоумным стариком) у Джонса позиционировался как расчетливый криминальный мастермайнд, пожилой гангстер. Значит, он будет НАСТОЯЩИМ криминальным мастермайндом, заинтересованным в первую очередь в наживе и власти. Он не смеется, у него нет чувства юмора, он суров и скор на расправу, хотя кого попало он не убивает. Он закален нищим детством на злых улицах Готэма и рано начавшейся криминальной карьерой и знает преступный мир города на зубок. Он хладнокровен и расчетлив настолько, что, увидев в зеркале страшного клоуна, вовсе не сходит с ума, а очень рационально начинает просчитывать, как использовать эту особенность себе на пользу. Если он нарисован как Джокер “Бэтмена. № 1”, то он будет им из первой “чертовой дюжины” Джокеровских историй 1940-1942 гг., от первого появления злодея до его посадки на электрический стул. Всех их, за исключением одной, написал Билл Фингер. Спор между Бобом Кейном и Джерри Робинсоном о том, кто из них изобрел Клоуна – Принца Преступного Мира, закончился ничем, и обоих уже с нами нет, но кто бы ни нарисовал персонажа, точно известно одно: определял, как он будет действовать и что говорить, в эти годы один человек – Фингер. Следовательно, Преступник будет Биллом. Тем более что, как говорил о Фингере его коллега Элвин Шварц: “Билл был тем, кто делал Джокера очень мрачным персонажем”.
Клоун у Джонса предполагался как Джокер всех историй от позднего Золотого до Бронзового Века, на счету у которого и партнерство с Гэгги, и “смеющиеся рыбы”. Однако при этом он вышел столь же кровожадным, как другие два, и в результате оказался чересчур похож на Комедианта – в одинаковых фиолетовых костюмах их было трудно различить. Нет, Клоуну с Комедиантом, ставшим, по сути, его заменой, должно быть не по пути. С другой стороны, ему вовсе не обязательно бегать по фабрике от Бэтмена – он может пройти через процедуру трансформации добровольно. Он первым привнесет в образ белокожего злодея юмор. Именно он будет тем Джокером, который обменивался с мстителями ударами в той же степени, что и жутчайшими, особенно по нынешним временам, каламбурами. Пояс Джокера, криминальные костюмы, Джокермобиль, преступления задом наперед и т. п. – это все его творчество. В ту эпоху сразу несколько авторов писали его в абсолютно одинаковом стиле, поэтому он в первую очередь ассоциируется не с автором, а с художником – Диком Спрангом; вот почему имя Клоуна – Дик. Он начнет как принципиально не летальный и лишь со временем станет убивать, прямо как шут-маньяк в 1970-х. Причина его появления: Преступник, чудом переживший свидание с электрическим стулом, считает необходимым сменить подход, поэтому выпускает для отвлечения Летучей Мыши проказливого двойника, сам же действует в тени, становясь настоящим готэмским Мориарти, о котором никто не знает.
Комедиант – совсем другая птица. У Джонса это настоящий Джокер, порожденный “Убийственной шуткой”. У меня это тоже вариант Алана Мура (поэтому зовут его Алан), просуществовавший, допустим, по “Ничью землю” включительно (Джокер Гранта Моррисона, в том числе Оберон Секстон, в историю о трио плохо вписывается, поэтому его я трогать в этот раз не стал). Он первый по-настоящему сумасшедший из трех, и с ним связано то, с чем персонаж сейчас в первую очередь ассоциируется: юмор, заключающийся в смерти, массовые убийства, хаотичное поведение, выстрел в Барбару Гордон и Харли Квинн. “Твист” заложен в его происхождении: на фабрике неудачливый комик повстречал на самом деле не Бэтмена, а прикинувшегося им Преступника, решившего воссоздать свою собственную встречу с Темным Рыцарем как часть новой трансформации. Мало того, смерть жены Комедианта на самом деле дело рук Билла, которому все это необходимо для сотворения противоположности Клоуна – бешеной машины для убийства. Для таких его действий была необходима серьезная причина, не туповатое “Создадим лучшего Джокера!” Поэтому я решил поиграть с ранними мотивами Дочери Джокера, в 1970-х с любовью дразнившей Робина и ставшей Титаном: пусть она будет настоящей дочерью Преступника, влюбившейся в Грейсона и случайно получившей пулю, только примкнув к группе юных героев.
В трио Джокеров, впрочем, имеется и так сказать четвертый – Фантом Джокер, завладевающий их телами, когда они полностью входят в роль. Причем если в Преступнике и Клоуне он проявляется лишь иногда (они как бы не безумны), то в Комедианте поселяется, поскольку тот считает себя Джокером на полном серьезе. А может, на самом деле никакого призрака нет, и это лишь вторая личность и галлюцинации Билла, являющегося не таким уж психически здоровым? Неясность в этом вопросе – часть замысла.

Глава 1. Преступник

Он был хорошо известен в криминальных кругах, но его настоящего имени не знал никто. Сонни, Джеки, Хэп – каждый раз наготове у него был другой вариант. При таком подходе трудно завести друзей, но он и не пытался делать это.
Для предыстории Преступника идеально подходила короткая история Пола Дини “Изучение дела” (Case Study), поэтому в одном месте я процитировал ее почти дословно. Единственное, что мне в ней не нравится, – то, что найденные свидетели точно знают, что именно тот хитрый гангстер стал Джокером. Так энигматичность персонажа несколько умаляется.

Преступников можно опознать по ушам, глазам, форме челюсти, но колпак скрывает все это!
Именно это говорит сам Красный Колпак, впервые повстречав Бэтмена, в “Детективных комиксах. № 168” 1951 г. (тем смешнее видеть, что в “Нулевом годе” Скотта Снайдера челюсть Колпака все время видна, чтобы демонстрировать почти-Джокеровский оскал). Сцена первой встречи (в компании по производству льда) из № 168 достаточно точно перенесена в текст.

Носящий колпак видит все! Благодаря паре красных двухсторонних зеркал, которые сливаются с остальным колпаком, носящий видит все – а его лицо не видит никто! Вдобавок это чудо служит противогазом и водолазным шлемом! Это бесценная вещь для решившего преступить закон!
Колпак, если обратиться к древней классике, – это полезная вещь, а вовсе не штукенция, делающая носящего наполовину слепым, как в “Убийственной шутке”.

Бэт-Мен, как его называли газеты.
Так его звали в самых первых “Детективных комиксах” с его участием.

— Что ж, Красный Колпак, мы встретились снова, — объявил грозный голос, в котором на этот раз вовсе не было удивления.
Сцена падения в химикаты – комбинация таковых из “Детективных комиксов. № 168”, “Убийственной шутки” и эпизода TNBA Beware the Creeper.

“Я похож на клоуна, — подумал преступник, придя в себя. Он попробовал улыбнуться, и кровавые губы сложились в жуткую зубастую улыбку, пугнувшую даже его. Билл тут же перестал улыбаться. — На страшного клоуна. Хм… а в этом что-то есть.
Это весьма близко к реакции злодея на трансформацию в “Детективных комиксах. № 168”: его радует, что он может пугать людей.

Первым делом Билл вломился в косметический салон, добыв грим телесного цвета и черный парик.
Если бы не улыбка, Джокер Николсона в гриме мог бы выглядеть точно, как прежний Джек Нэпиер.

Городские власти решали, что предпринять, когда к ним пришел клоун. Он сказал, что знает решение проблемы. Что он сможет сделать готэмцев счастливыми. Сможет заставить их смеяться.
Клоун шел от одной улицы к другой и давал представления. Люди действительно смеялись. Они смеялись, смеялись и смеялись. Смеялись, пока не начинали кашлять кровью. Доктора пришли, но они никогда не видели подобного раньше. Шестьдесят человек умерло той ночью.
На мой взгляд, это, возможно, наибольший вклад Джеймса Тайниона IV в Джокеровский миф – а в случае с ним есть из чего выбрать. В дополнительных историях к саге Endgame Клоун – Принц Преступного Мира преподносит четыре разных истории о том, кто он на самом деле. Остальные три (в них он дьявол, робот и солдат из тайной правительственной армии Бэтменов) откровенно абсурдны, и лишь та, в которой он инкарнация смертоносного клоуна из готэмской легенды, звучит как нечто заслуживающее внимания – и там же упомянуто, что землю, на которой был уничтожен тот клоун, продали одной химической компании… В конце концов, всегда не лишне примешать к не слишком реалистичной трансформации в химикатах легкий мистический аспект – не прямолинейно, а из серии “а вдруг?” В моей работе легенда, с одной стороны, использована приземленно – она вдохновляет Билла на изобретение “яда смеха”. А с другой, что если Фантом Джокер – это ничто иное, как дух того клоуна? Никто не знает наверняка.

Вместо серого или черного костюма Билл выбрал фиолетовый как более экстравагантный, да и, в конце концов, это цвет королей.
Селина говорит про цвет королей Джокеру в “Женщине-Кошке. № 38”.

Перебрав несколько вариантов, преступник остановил свой выбор на Беннеттах,
А это уже полный авторский in-joke: в историях о Человеке с улыбкой миссис Беннетт (фамилия актера, озвучившего Джокера в “Храбрых и смелых”) берет к себе в приемные дети названных белокожим шутником, включая Каори. Здесь же ситуация развивается несколько по-другому.

Бриллиант Генри Клариджа, рубин Джея Уайлда – престижные дела, разнообразные хитроумные планы и один итог: драгоценность похищена, владелец мертв с улыбкой на лице.
Дальше все четко идет по самой первой Джокеровской истории из “Бэтмена. № 1” (1940): смерти Клариджа и Уайлда, убийство Брута Нельсона, схватка с Рыцарем Ночи, в которой злодей действительно бьет героя один на один, сбрасывая с моста, месть судье Дрейку (в комиксе Джокер уверяет, что этот человек отправил его в тюрьму).

В свое время судья Дрейк потратил немало усилий, чтобы отправить за решетку Билла, который тогда называл себя Джеком Нэпиером и работал на Сальватора Валестру.
Тут, ясное дело, отсылка к будущему Джокеру из “Маски Фантазма” и одновременно из “Бэтмена” Бертона.

Оказавшись за решеткой, он достал изо рта два фальшивых зуба, в каждом из которых был взрывоопасный химикат, смешал их, снес взрывом стену тюрьмы – и очутился на свободе.
Побег из второй Джокеровской истории из того же “Бэтмена. № 1”.

Один из них он совершил с помощью гвоздя, спички, сигаретного окурка и бумажного мешка.
Побег из сюжета “Символьные преступления Джокера” из ежедневной газетной полосы 1944 г.

Также изобретательны были способы использования его фирменного “яда смеха”: он мог быть нанесен на шипы роз, кончики дротиков или же края острых, как бритва, игральных карт.
Дротик и карты с ядом злодей использует в своей второй истории в “Бэтмене. № 1”.

Одним из самых изысканных преступлений злодея стало убийство окружного прокурора Картера. Купив у загадочного коллекционера редкую пластинку, Картер наслаждался музыкой, а в это время бегущая по пластинке игла выпустила газ – и прокурор умер с улыбкой на лице. Репутация Джокера в то время была такова, что стоило ему войти с пистолетом в музей, где вооруженная банда совершала ограбление, – и полдюжины бандитов сразу бросали свое оружие, покорно отдавая добычу внезапно нагрянувшему знаменитому конкуренту.
Именно так злобный клоун убивает Картера в “Детективных комиксах. № 45” (1940), и ситуация с бросающими оружие грабителями взята оттуда же.

Что уж точно стало для Билла сюрпризом, так это то, что он оказался законодателем новой моды: вскоре в Готэме стали появляться другие экстравагантные, как их прозвала пресса, “суперпреступники”.
Исторически (и это единственный правильный порядок) после Джокера появлялись Кэтвумен (Селина была в том же “Бэтмене. № 1”, но без какого-либо подобия костюма), Пингвин и Двуликий.

Изуродованный бывший окружной прокурор, позволяющий монете принимать за него все решения? Это ж надо, каких людей судьба приводит в наши ряды. А ведь я знавал его в те времена, когда он еще был вменяемым.
Джокер сталкивался с Харви Дентом в его прокурорские дни, скажем, в “Долгом Хэллоуине”.

Одним из его криминальных предприятий был игорный корабль, пришвартованный на расстоянии трех миль от города, чтобы до него не могли дотянуться руки закона.
“Бэтмен. № 5” (1941).

Другим был “криминальный цирк”: небольшая банда под видом циркачей сначала давала представления в домах богачей, а затем обчищала их. У Джокера даже был собственный “дом с привидениями”, куда ему удалось однажды заманить Бэтмена
“Бэтмен. № 4” (1940).

Вдобавок сразу несколько мелких готэмских банд по приказу белокожего криминального гения совершали грабежи, используя различную униформу
“Детективные комиксы. № 60” (1942).

Апогеем бурной деятельности Джокера стала его поездка по всей стране – разумеется, непростая. Начал он ее громко, подстрелив с крыши из снайперской винтовки директора ФБР в Вашингтоне. Тогда сам президент США сделал его поимку делом национальной важности.
“Бэтмен. № 8” (1941) – несомненно, вершина Джокера Золотого Века.

С большим разочарованием Билл узнал, что его ждет электрический стул.
Свидание с электрическим стулом было у клоуна-убийцы в “Детективных комиксах. № 64” (1942), хоть и с другими обстоятельствами. Там его оживляли подручные с помощью чудо-сыворотки, я же изобрел более реалистичный вариант. Однако в комиксе он тоже был казнен, ожил и больше не мог быть арестован за прошлые преступления. После этого он перестал убивать.

Однако Джокер просто казался слишком хорошей идеей, чтобы отказываться от нее.
Так посчитал и редактор Уитни Эллсворт, велевший Кейну и Фингеру не убивать нового злодея в его первом же комиксе.

Глава 2. Клоун

Одна из его афер в качестве Джокера заключалась в том, что он с помощью объявления и под псевдонимом созвал опытных шутников – целую толпу эксцентричных личностей, которые привыкли развлекаться, устраивая ложную тревогу или выдергивая из-под людей стулья.
В “Бэтмене. № 7” (1941) злодей устраивал подобное. В ходе поисков ответа на вопрос “Как Билл встретил Дика?” внезапно осенило: вот именно там, на той встрече, Преступник заприметил парня со злобным чувством юмора, который и станет следующим Джокером.

Быстро наведя справки, Билл выяснил, что Дик в свое время вылетел из школы после того, как подвесил учителя за штаны к потолку,
Похожей проделкой Джокер завоевывал доверие у потенциального юного протеже в эпизоде “The Batman” The Apprentice.

Реакция трансформированного была неожиданной для Билла: тот громко захохотал.
Единственный элемент трансформации, в том числе в “Детективных комиксах. № 168”, который я не использовал для Преступника, оставив его Клоуну, – так показалось уместнее.

— Я не вижу разницы.
— Сейчас увидишь, — преступник улыбнулся.
— Так… — Дик улыбнулся тоже и сравнил свое отражение с ментором. — Да, теперь вижу. Умышленно?
— В точку. Эпоха смертоносных Джокеров в прошлом, эпоха смешных до смерти Джокеров начинается.

Рисунок на самом деле дрейфовал постепенно; Преступник и Клоун – это Джокеры раннего Кейна и позднего Спранга, то есть первый и последний в ряду.

— Смейся всегда, когда тебе это кажется уместным, — решил поощрить новую инкарнацию патриарх. — А уж тогда, когда неуместно, смейся тем более.
“Деритесь там, где это можно, слава Богу, и уж, конечно, там деритесь, где нельзя”, — напутствовал отец д’Артаньяна.

Побольше цинизма, люди это любят.
А так Остап Бендер инструктировал Воробьянинова.

Он продемонстрировал электрошокер на перчатке.
Одно из фирменных оружий злодея, наиболее памятное, наверно, по “Бэтмену” Бертона. Вообще Клоун делает большой шаг вперед к тому, что делает Джокера Джокером: изобретает гаджеты.

— Все прошло просто отлично! К Джокеру все готовы пойти, аж в очередь выстроились! Я выбрал Мо Пина, Лэра Сайкса и Кэра Джонса.
Мо, Лэр и Кэр – троица бестолковых здоровяков, помогавших шутнику в BTAS и TNBA.

— Нет, я все понимаю, мы злодеи и все такое, — вносил ясность Преступник. — Но объясни, пожалуйста, зачем было забирать табель успеваемости у маленького Джонни Блейка? Понимаешь, после Джокера, стрелявшего в директора ФБР, Джокер, забирающий дневники у детишек, – это как-то…
— Не только у него, — гордо объявил Клоун. — Еще я забрал петицию у сборщика, который получал за каждую подпись по доллару, и рекомендации у шофера, которого без них не возьмут на работу. Я зову это “комедия слез”.
“Бэтмен. № 13” (1942).

А еще были капсулы с чихательным и зудящим порошками, взрывающиеся сигареты, фальшивая пачка сигарет а-ля чертик в коробочке, “цветочные шарики”, превращающиеся при броске в цветы… Часть этого хлама была уложена в знаменательный “пояс Джокера”, которым он, впрочем, пользовался лишь раз или два.
“Бэтмен. № 73” (1952).

Проведя несколько суток в одном из криминальных гаражей, он соорудил Джокермобиль, а еще через месяц разродился Джокервертолетом. Реальной пользы от этих штук было мало, поскольку незаметными их уж точно назвать было нельзя.
Впервые появились такие чудеса техники в “Бэтмене. № 37” (1946) и действительно использовались нечасто.

Он то терроризировал людей со “звериными” фамилиями и удирал от Бэтмена на коне, щеголяя фразой “Мое царство за коня, как сказал другой преступный клоун-король!”
“Бэтмен. № 19” (1943).

То предлагал богатым клиентам “машину времени”, а на самом деле возил их, усыпленных, в павильоны заброшенной киностудии.
“Бэтмен. № 20” (1943).

То крал и брал в заложники целый дом – шикарный старый особняк, принадлежащий последнему представителю уважаемого рода.
“Детективные комиксы. № 102” (1945).

То совершал “преступления вверх тормашками”, апогеем которых был сабельный поединок подвешенных вниз головой архи-врагов.
“Бэтмен. № 23” (1944).

— Знаешь, а у него напарник, — поделился с ментором Клоун. — Мальчик, на вид лет двенадцать-тринадцать. Он его Робин зовет.
На самом деле Робин присутствовал уже в первой Джокеровской истории в “Бэтмене. № 1”. Однако все современные варианты этого сюжета переставляют дебют чудо-мальчика на более поздний период. Так показалось уместным сделать и тут: вряд ли Темный Рыцарь рискнул бы взять юного напарника на бой с Преступником.

Деятельность Клоуна, несмотря ни на что, приносила значительный доход: два из трех его ограблений неизменно оказывались успешными.
На самом деле классическая схема была чуть другая. Три раунда: первый – злодей побеждает и уходит с добычей, второй – злодей побеждает, но уходит без добычи, третий – злодея ловят. Я ее подкорректировал.

Лучшим из побегов они оба считали тот, когда удалось во время тюремной игры в футбол подменить мяч дымовой гранатой.
Побег из сюжета “Джокер и Спарроу” из воскресной газетной полосы 1945 г.

Его фантазии хватило лишь на то, чтобы оборудовать в своем убежище Золотую, Серебряную, Драгоценную и Денежную комнаты; их содержание соответствовало названиям.
Были такие, например, в “Бэтмене. № 53” (1949) и “Бэтмене. № 57” (1950).

Однажды он явился чуть ли не в слезах: полиция обнаружила убежище и конфисковала все золото, серебро, драгоценности и деньги.
Трагедия, случившаяся в “Детективных комиксах. № 193” (1953).

— Босс, а я миллионер! – объявил Клоун через неделю.
Небезызвестные “Миллионы Джокера” из “Детективных комиксов. № 180” (1952).

— А у Бэтмена есть пес. Его вроде бы зовут Эйс, — обиженно произнес Клоун.
Эйс дебютировал в “Бэтмене. № 92” в 1955 г.

— А у тебя есть обезьянка, залезающая в окна квартир, которые надо ограбить.
“Лучшие в мире комиксы. № 48” (1950).

И этот твой недомерок, как его…
— Гэгги.
Служил он Клоуну и в “Трех Джокерах”, а в Серебряном Веке появился лишь раз – в “Бэтмене. № 186” (1966).

Когда к нему в голову пришла идея “преступлений со звуковыми эффектами”, он провел много часов в звуконепроницаемой студии и почерпнул достаточно, чтобы имитировать звуки крушений и пламени, необходимые для его плана.
“Детективные комиксы. № 149” (1949).

Он лично делал каждый из “криминальных костюмов Джокера” – Фальстаффа, мистера Пиквика, Янки из Коннектикута, короля Коула.
“Бэтмен. № 63” (1951).

И хоть его кадровая политика могла показаться странной, она была результативной: его подручные могли пролезть через узкую сточную трубу и спрятать во рту кинжал.
“Лучшие в мире комиксы. № 59” (1952).

А когда к связанному Темному Рыцарю подошла коза и начала лизать мед с его лица, случилось практически невиданное – Билл громко захохотал.
— Это наш шедевр – любовная сцена, — тут же поделился с ментором Дик. — Сняли с первого дубля. Оба были великолепны – и Бэтмен, и Мария (это коза).
Весь фильм – из замечательнейших “Киношных преступлений Джокера” из “Бэтмена. № 80” (1953).

Разные варианты грима, фальшивые документы, частично убедительные истории жизни – и различные функции в готэмском криминальном мире.
Умение виртуозно маскироваться злодей демонстрировал уже во время дебюта в “Бэтмене. № 1”.

Человек – Летучая Мышь был занят: помимо новой эскапады Клоуна, он вынужден был заниматься преступлениями Сигнальщика, Календарного Человека и Властелина Планет, вдобавок на горизонте замаячила страшная угроза под названием Человек – Воздушный Змей.
Сигнальщик дебютировал в 1957 г., Календарный Человек — в 1958-м, Властелин Планет – в 1961-м, Человек – Воздушный Змей – в 1960-м. Такая вот веселая эпоха была.

Глава 3. Временное счастье

Открыв глаза, Веспер обнаружила, что лежит на большой кровати отнюдь не в своем доме.
Вообще-то во время продумывания замысла Преступник вовсе не был таким в общем-то сравнительно неплохим отцом. Вплоть до того, что, узнав о дружбе с Грейсоном, он подсаживал дочь на наркотики, в результате чего она выбрасывалась из окна, а он винил во всем случившемся Бэтмена с Робином. Но по мере написания у персонажа появилось собственное мнение, и трудно было бороться с соблазном, наоборот, смягчить его хотя бы ненадолго в такой ситуации.

Я проник в этот мир через тайный портал и населяю души уже двух людей. Один из них – твой отец, другой – его лучший, его единственный друг. Я плод фантазии, обретший самостоятельную жизнь. Я живу в том маленьком уголке мозга, куда боятся заглядывать даже наибольшие храбрецы.
Фантом впервые явно подает голос, причем говорит очень в стиле Джокера Тайниона из последнего из дополнительных сюжетов Endgame.

— По-моему, Гастон – качественный диснеевский злодей, — высказался Клоун.
Во всех первоклассных фиках про Джокера и девочку они вместе смотрят “Красавицу и Чудовище” (я таких знаю как минимум два). А у меня девочка смотрит этот мультфильм с двумя Джокерами. Я крутее всех!

— Так вот, я буду зваться Дочерью Джокера, но на самом деле ничего не украду, а за любой публичный ущерб буду платить. Дик, Робин, будет со мной сражаться. После второго поединка я намекну, что знаю его настоящую личность. Тогда и он начнет выяснять мою. И выяснит… что я Дуэла Дент, та-да! Дочь того самого обезумевшего прокурора. Я долго думала, кого выбрать, но он как бы напросился сам. Он ведь даже не сможет объявить, что я не его дочь, не подбросив монету.

Дочь Джокера дебютировала в “Семье Бэтмена. № 6” (1976), поморочила Робину голову три истории подряд, раскрыла его личность, но и он выяснил (правда, неизвестно как), что она Дуэла Дент, дочь Харви. Когда же девушка повстречала отца в “Юных Титанах. №№ 47-48” (1977), у него были серьезные проблемы с тем, чтобы ее узнать. Это объяснялось тем, что он ждал близнецов, поэтому был разочарован рождением одной дочери и блокировал в мозгу воспоминания о ней. В общем, бредово, как и все связанное с Дуэлой.
Я, во-первых, не мог назвать нормальную дочь Джокера Дуэлой, потому что этого не сделала б ни одна мать (напомню, Билл получил корзинку с карточкой с именем). Веспер, заигравшись, решает сделать вид, что она Дуэла Дент и, очевидно, дать Грейсону возможность “раскрыть” это имя как ее “настоящее”. Будем считать, что так на нее повлияло длительное общение с дядей Клоуном.

— Дальше… он вообще-то возглавляет группу молодых героев. Юные Титаны называется. И я подумала… может, если я стану Титаном, то будет… как бы это сказать?
Дуэла присоединилась к этой команде в “Юных Титанах. № 46” (1977).

Как ты видишь по-настоящему счастливый финал? Вы с Диком целуетесь, а мы с Брюсом Уэйном пожимаем друг другу руки?
— Ну… да. Да, я так это вижу.
В комиксе “Обратный отсчет. Поиск Рэя Палмера: Преступное Общество” (2007) дан наиболее трагический вариант истории подобных Ромео и Джульетты. В нем дочь Джокстера (Джокер Земли-3, где все наоборот) приводит домой для знакомства с родителями своего любимого, Тэлона (злой Робин этого мира). И той же ночью Преступное Общество, в которое входит Человек-Филин, ментор Тэлона, наносит удар по убежищу Джокстера.

— Ха-ха-ха, милая Талия, ты не меняешься, какой бы ни была реальность. Как всегда на двух поводках – у отца и у потенциального мужа. Что если я сделаю выбор за тебя – раз и навсегда, ты ж это сделать не в состоянии?
Фантом разговаривает с дочерью Демона очень в стиле Джокера в “Легендах о Темном Рыцаре. №№ 142-145” и даже более дерзко. При этом из его намеков можно выстроить еще одну теорию о том, что же он такое: проекция Джокера другой реальности (той, где он один-единственный, настоящий), каким-то образом способная проникать в этот мир через Джокеров здешних. Но опять же, до конца вопрос не проясняется умышленно.

Продолжение следует.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий