РИДДЛЕР

Наriddl40x.jpg киноэкраны Риддлер вернулся в 1995 г., став главным злодеем в третьем кинофильме о Рыцаре Ночи — “Бэтмен навсегда” Джоела Шумахера. Вначале долгое время ходили слухи, что роль исполнит известнейший голливудский комик Робин Уильямс, но затем неожиданно всплыло имя Джима Керри.
Керри родился 17 января 1962 г. в Джексонс Пойнт (Канада). Работал с 13 лет — уборщиком на автобазе. С детства любил смешить людей, поэтому в 18 начал карьеру комедианта в клубах Торонто. Завоевав успех на родине, отправился в Голливуд. Привлек к себе внимание в середине 80-х благодаря участию в комедийных сериалах (“В живых цветах”, “Утиная фабрика”) и эпизодическим ролям в кино (“Пегги Сью вышла замуж”, “Список смертников”, “Земные девушки легко доступны”). Для своей первой большой кинороли в комедии “Эйс Вентура — детектив домашних животных” (1993) полностью переписал сценарий, использовав много трюков и шуток из своих сценических программ. Успех картины превзошел все ожидания (75 млн. долларов в прокате США). Затем последовала целая серия 100-миллионных хитов (“Маска”, “Тупой и еще тупее”, “Бэтмен навсегда”, “Эйс Вентура: Когда природа зовет”, “Лжец, лжец”), благодаря которым Керри вошел в число кинозвезд с 20-миллионным гонораром. Стремясь пойти еще дальше и завоевать признание как драматический актер (читай: получить “Оскар”), снялся в более серьезных ролях в фильмах “Шоу Трумэна” (1998) Питера Уира и “Человек на Луне” (1999) Милоша Формана, однако в обоих случаях довольствовался лишь “Золотым глобусом”. Так он и балансирует с тех пор, чередуя съемки в больших голливудских проектах (“Брюс Всемогущий”) и в менее дорогих, но с большими художественными амбициями, лентах (“Вечное сияние страсти”).
Продюсеры “Бэтмена навсегда”, выбиравшие между опытом и молодой энергией, в конечном итоге отдали предпочтение звезде восходящей. “Мы думали тогда, что используем исключительный шанс, — вспоминает генеральный директор “Уорнер Бразерс” Терри Сэмел. — Тогда только что вышел “Эйс Вентура” и стал настоящим хитом. Джим уже дал согласие сниматься в “Маске” и, кажется, в “Тупом и еще тупее” тоже, но эти фильмы еще не вышли в прокат. Несмотря на это, мы все считали, что Джим Керри вдохнет новую жизнь в этот фильм”.
“Честно говоря, я и сам не поверил, когда меня пригласили в одну команду с такими звездами, как Вэл Килмер и Томми Ли Джонс, — рассказывает Керри. — Готовился к роли как проклятый”. Особенно старательно Джим учился жонглировать тростью Риддлера и в результате сломал дюжину штук этой разновидности реквизита. “Самая большая награда для меня за этот фильм, — утверждает получивший 5-миллионный гонорар актер, — это когда позвонил Николас Кейдж — мы с ним дружим — и сказал, что его сын на Хэллоуин оделся Риддлером!”
Дуэт Риддлера и Двуликого в комиксах практически не встречается, и это не удивительно, так как персонажи, особенно в их классических вариантах, находятся в противофазах: с одной стороны — интеллектуальный поединок, игра, зачастую сводимая к чистой забаве, чуть ли не комедии; с другой — раздвоение личности, мрачный психоз, злая, демоническая сущность, таящаяся в человеке, то есть почти хоррор. Для того, чтобы свести их вместе, требовалось, чтобы один из них был не в своей фазе; в итоге это произошло с обоими. Риддлеру Керри загадки не нужны так же, как и монета Двуликому Томми Ли Джонса: в фильме это уже просто атрибуты, не modus operandi. Обаriddl_9.jpg злодея “Бэтмена навсегда” были хорошо “джокеризованы” сценаристами и на протяжении всей ленты упражняются в остроумии. В результате этот сдвинутый по фазе дуэт оказался в центре фильма и полностью взял его на свои плечи, как Николсон в первом “Бэтмене”. И оба актера вполне заслуженно были выдвинуты на премию “MTV Movie Award” в номинации “Лучший злодей”.
Риддлер “Бэтмена навсегда” — маг эпохи “экстази” и виртуальной реальности, гениальный безумец, который дарит людям голографические иллюзии, похищая в то же время силу их мозга. (Напрашиваются две аналогии: первая с “оболванивающим граждан” телевидением, вторая — с личностью самого Керри, которого после “Тупого и еще тупее” некоторые критики обвиняли в том, что он “отупляет Америку”.) Эдвард Нигма — забитый и невзрачный сотрудник компании Брюса Уэйна, обожествляющий своего работодателя, но и в нем дремлет свой бес — до поры до времени. Стоит миллионеру неосторожно отвергнуть дико революционные идеи Нигмы и прикрыть его проект, как в сознании чокнутого изобретателя не оправдавший надежд идеал заменяется им самим, и он празднует безумным смехом злодейское раскрепощение, спуская в водопад своего непосредственного начальника Фреда. (Пытаюсь представить в этой сцене на месте Керри “Целителя Адамса”, основателя “Общества мертвых поэтов” и наставника “Умницы Уилла Хантинга”. Даже после “Бессонницы” и “Фото за час” — не получается.) А надев зеленый костюм, маску и превратив прическу в подобие розового ежика, он и вовсе кажется существом не совсем земного происхождения, полумультяшным созданием, на которое уже как бы и не действуют законы нормальной реальности. Перехватывая эстафету у Двуликого-Джонса в середине картины, Риддлер лидирует в этой игре до финала. Керри правит бал на экране, метая остроты, импровизируя на ходу и блистательно переигрывая, но, помня уроки Горшина, не забывает временами демонстрировать зловещий оскал и нешуточность недобрых намерений своего буйного персонажа.

В анимации Риддлер дебютировал в 1968 г. в “Часе Бэтмена и Супермена”. Его, как и всех прочих злодеев мультсериала, озвучил актер Тед Найт (см. “Голосов много — суть одна”). Преступник в зеленом трико появился в целом ряде серий, в большинстве случаев объединяясь с Джокером и Пингвином (“Напарник в опасности”, “Мэр Джокер”, “Саймон-Пирожник”, “Двое – это команда” — подробнее см. в “Злодеяниях мультяшного масштаба”). В “1001 лице Риддлера” мастер загадок совершает злодеяния, маскируясь под разных известных жителей Готэма. Он заманивает Бэтмена и Робина на верхний этаж здания, которое затем пытается снести, но герои, конечно же, освобождаются и ловят его. В “Большом преступлении на день рождения” Риддлер и Пингвин, каждый из которых потерпел неудачу, пытаясь самостоятельно украсть золотую копию Троянского коня, решают объединиться. Птичий гангстер вычисляет, что у Бэтмена и Брюса Уэйна день рождения в один и тот же день, и заманивает “обоих” в злодейское убежище; если появится лишь один из двух приглашенных, негодяй поведает о тайне Летучей Мыши всему миру. Однако в назначенное время Бэтмен и Уэйн не только являются на вечеринку к злодеям (с помощью Альфреда и нового Бэткостюма), но и арестовывают их.
Во втором мультсериале о Рыцаре Ночи — “Новые приключения Бэтмена” (1977) — Риддлер не появился ни в одной из серий, несмотря на то, что присутствовал в начальных титрах (правда, не в своем классическом зеленом костюме, а почему-то в красном). Возможно, это произошло потому, что права на него в то время принадлежали другойriddl_10.jpg компании — “Ханна-Барбера”, выпускавшей мультшоу “Вызов Супердрузьям” (1978-1979). В этом сериале возглавляемый Лексом Лютором Смертельный Легион (Риддлер, Пугало, Мозговик, Тоймен, Бизарро, Соломон Гранди, Синестро, Горилла Гродд, Капитан Холод, Гепард, Черная Манта, Гиганта) строил всевозможные козни “супердрузьям” (анимационный вариант Лиги Правосудия): например, с помощью хитроумного изобретения отправлял их на страницы “Гулливера” и “Алисы в стране чудес” или натравливал на них армию зомби или путешествовал в прошлое, чтобы изменить ход истории и лишить супергероев их сил. Нельзя сказать, что король загадок играл особо важную роль в этих сюжетах; его достижения ограничиваются убийством Бэтмена с помощью магического кристалла Ноксиум в эпизоде “Супердрузья, спите спокойно” — правда, позже выясняется, что это был всего лишь робот-двойник Темного Мстителя. В “Супердрузьях” Риддлера озвучил Майкл Белл (“Стар Трек: Следующее поколение”, “Аладдин”, “Джонни Квест”).

“Устав” создателей BTAS гласил:
“Много лет назад юный Эдди Нэштон выиграл школьный приз, став первым, кто решил сложную головоломку. Это было не трудно. Мальчик был любопытным, сообразительным, с аналитическим складом ума, и, что важнее всего, он жульничал. Вдохновленный успехом, мальчик решил стать экспертом в области головоломок, игр и загадок.
В последующие годы Нэштон сменил свое имя на Э. Нигма и стал называть себя королем загадок. Он сделал состояние, изобретая головоломки и игры и демонстрируя их на гастролях по всей стране. Но все это казалось слишком скучным для живого ума Нигмы, и он решил использовать свою хитрость для того, чтобы совершать гениальные головоломные преступления высокого полета. Полиция всех городов была сбита с толку причудливыми преступлениями загадочного “Риддлера”, но когда Нигма нанес удар по Готэму, первый же его план был раскрыт и сорван Бэтменом. Попав в тюрьму, Риддлер поклялся совершить когда-нибудь преступление-загадку, которое не сможет вычислить даже Бэтмен.
До сих пор Риддлер пытается выполнить это обещание, разрабатывая загадку-ключ, которую Бэтмен не сможет разгадать. Не то чтобы Риддлер полный идиот; любой из полицейских ему не соперник. Но он настолько психологически зациклен на идее поставить в тупик Бэтмена, что не может совершить преступление, не оставив Темному Рыцарю некую подсказку, по которой его можно поймать.
В нашей серии мы покажем Риддлера остроумным, интеллектуальным гением, чьи криптограммы ничуть не похожи на глуповатые шуточные загадки из телешоу 60-х. Он может озадачить Бэтмена древней цитатой а-ля “загадка сфинкса” или оставить подсказку, переставив предметы на столе. Авторы должны заставлять себя придумывать интересные и в то же время визуальные загадки при написании историй о Риддлере.
Также надо отметить, что из всех основных противников Бэтмена Риддлер, вероятно, тот, кто скорее всего попытается узнать, кем является Бэтмен на самом деле. В конце концов человек в маске — это тоже как бы загадка, что делает идею о разоблачении Темного Рыцаря все более привлекательной для Риддлера. Э. Нигма на самом деле не заинтересован в убийстве Бэтмена — это больше подходит для более жестоких персонажей, таких, как Пингвин и некоторые другие… Риддлер даже в большей степени, чем Джокер, одержим идеей непрекращающейся погони между ним и Бэтменом. Что будет делать Риддлер без Бэтмена? Ему придется совсем забыть о загадках или перебраться в Централ-сити и соревноваться в хитроумии с тем реактивным бегуном”. (Имеется в виду Вспышка.)
Однако практически ничего из вышесказанного в мультсериале использовано не было, а сам Риддлер впервые появился аж в 39-м эпизоде BTAS, в то время как все прочие основные члены “галереи бестий” дебютировали в первых же сериях. Все дело в том, что возглавлявший команду аниматоров Брюс У. Тимм недолюбливал персонажа, и вдобавок никто из сценаристов не знал, как правильно писать историю с его участием. В итоге король загадок получил лишь три полноценных эпизода. Об этом можно только пожалеть, так как Риддлеровские серии никак нельзя отнести к слабым: они составили своего рода цельную трилогию с интересным и развивающимся центральным персонажем. Озвучил Риддлера Джон Гловер — опытный актер театра и кино, немало поработавший на Бродвее (премия “Тони”), телевидении (пять номинаций на “Эмми”) и в Голливуде (“Энни Холл”, “Гремлины-2”, “Робот-полицейский-2”, “Расплата”). Участие в BTAS было не последним его контактом с мифологией DC: актер исполнил роли безумного ученого Джейсона Вудру в небольшой сцене в “Бэтмене и Робине” (на голову переиграв при этом главных злодеев — Уму Турман и Арнольда Шварценеггера) и Лайонела Лютора в телесериале “Смолвилль”. Гловер благоразумно не пытался копировать маниакальную радость Риддлера-Горшина. Его Нигма — воплощение самодовольства, холодного, высокомерного и безжалостного.

riddl_11.jpg39 — “Если ты такой умный, то почему не богат?” (18.11.92; сценарист Дэвид Уайс, режиссер Эрик Радомски): Эдвард Нигма очень доволен собой, и на это у него есть все основания: он — высокооплачиваемый сотрудник ведущей компании в области развлечений, создатель популярнейшей компьютерной игры “Загадка Минотавра”, и он только что на ходу разгадал очередной кроссворд. Но, придя на работу, он утыкается носом в запертую дверь собственного кабинета: его алчному начальнику Дэну Мокриджу больше не нужен подчиненный, который слишком много о себе думает. Нигма не сможет ничего добиться даже через суд: благодаря ловко составленному контракту он лишен авторских прав на “Минотавра”. И все же через два года несправедливо уволенный работник дает о себе знать бывшему боссу, делая ему деловое предложение, а на самом деле заманивая в смертельную ловушку. Но при этом он случайно привлекает внимание Брюса Уэйна, который быстро вычисляет, кем является новый суперзлодей. Теперь цель Нигмы-Риддлера — уничтожить Бэтмена и Робина, заставив их искать Мокриджа в огромном лабиринте, полном роботов-убийц… [Далее->btas-39]

48 — “Что есть реальность?” (24.11.92; сценаристы Марти Айзенберг и Роберт Н. Скир, режиссер Дик Себаст): Риддлер возвращается в Готэм, выводит из строя все городские компьютерные системы и уничтожает полицейские досье на себя. Для того, чтобы стать недосягаемым для закона, ему остается самая малость — расправиться с Бэтменом и Робином, двумя свидетелями его прошлых деяний. Злодей заманивает в созданную им “виртуальную реальность” комиссара Гордона и делает его своим заложником… [Далее->btas-48]

79 — “Исправившийся Риддлер” (24.09.94; сценаристы Рэнди Рогел, Алан Барнетт и Пол Дини, режиссер Дэн Риба): Эдвард Нигма признан здоровым и выпущен из “Аркэма”. Он возвращается к работе в индустрии развлечений, и благодаря суперзлодейской славе создателя его игры и головоломки идут нарасхват. Эдвард богат и знаменит, но он не может перестать быть Риддлером и тайком совершать преступления просто для того, чтобы бросать интеллектуальный вызов Человеку — Летучей Мыши. Вскоре он понимает, что единственный способ избавиться от наваждения — уничтожить ненавистного Черного Рыцаря… [Далее->btas-79]

Этими тремя сериями и ограничилось участие Риддлера в BTAS, если не считать безмолвное присутствие среди присяжных на злодейском суде в коллективном эпизоде [“Процесс”->btas-68].
Для TNBA эскиз персонажа был существенно изменен, причем не в лучшую сторону. Мастер загадок по-прежнему говорил голосом Джона Гловера, вот только сказать ему было практически нечего: все его роли былиriddl_12.jpg сведены к камео, проходным, необязательным и весьма убогим. В [“Судном дне”->tnba-109] он становится одной из жертв линчевателя Судьи. В [“За гранью”->tnba-97] (№ 97; 23.05.98; сценарист Пол Дини, режиссер Юичиро Яно) — вообще секундное появление в компании прочих злодеев. В серии STAS “Время рыцаря” (№ 43; 10.10.98; сценарист Роберт Гудман, режиссер Курт Джеда) Риддлер, Бейн и Безумный Шляпник противостоят Супермену (в костюме Бэтмена), однако в случае с Нигмой борьба сводится фактически лишь к получению тумаков от Робина.
Зато в комиксах, основанных на BTAS и TNBA, Риддлер был довольно частым гостем:

“Приключения Бэтмена. № 10” (“Последняя история Риддлера”; июль 1993 г.): Эдвард Нигма выпущен из тюрьмы. Он решает провернуть последнее дело, которое и определит, останется он преступником или нет. Послав Бэтмену загадку, которую тот не имеет времени разгадывать, Риддлер отправляется красть драгоценности из музея. Но на них нацелилось еще одно криминальное трио, и Темный Рыцарь, выслеживая их, в конце концов ловит и Нигму… Автор Келли Пакетт. Художник Майк Паробек.
“Приключения Бэтмена и Робина. № 3” (“Рождественская загадка”; январь 1996 г.): В канун Рождества Риддлер берет в заложники членов джентльменского клуба, уверенный, что среди них — те, кто по ночам превращаются в Бэтмена и Робина. Однако он ошибается и в результате терпит поражение… Автор Пол Дини. Художник Тай Темплтон.
“Приключения Бэтмена и Робина. № 7” (“Голос его хозяина”; июнь 1996 г.): Риддлер помогает дуэту героев выследить Чревовещателя и Шрама… Автор Тай Темплтон. Художник Рик Барчетт.
“Приключения Бэтмена и Робина. № 21” (“Почему ворона похожа на письменный стол?”; август 1997 г.): Нигма посылает загадку комиссару Гордону. Когда полицейский приходит допросить злодея в “Аркэме”, тот берет его в заложники с помощью “нервного газа” и посылает загадки Бэтмену и полиции, угрожая убить комиссара, если его не найдут к полуночи. Бэтгерл находит ответ и спасает своего отца… Автор Тай Темплтон. Художник Джо Стэтон.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 11” (“Старейший в книге”; апрель 1999 г.): Риддлер вновь на свободе, но теперь он посылает Летучей Мыши загадки, которые помогают раскрывать преступления других преступников… Автор Тай Темплтон. Художник Рик Барчетт.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 28” (“Ноты”; сентябрь 2000 г.): Эдвард похищает известного музыканта и использует его для сочинения новых сложных загадок, но тот пытается перехитрить злодея, оставляя для Бэтмена, Робина и Найтвинга собственные подсказки… Автор Тай Темплтон. Художник Рик Барчетт.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 56” (“Кража личности”; январь 2003 г.): Некто посылает Рыцарю Ночи загадку, но это, кажется, не Риддлер. Герой пытается найти преступника раньше, чем это сделает Нигма… Автор Скотт Петерсон. Художник Тим Левинс.
“Бэтмен: Готэмские приключения. № 57” (“Настоящее дело”; февраль 2003 г.): Бэтмен пропал, поэтому разгадывать очередную загадку Нигмы приходится Робину… Автор Скотт Петерсон. Художник Тим Левинс.
“Приключения Бэтмена. № 2” (“Свободный человек”; июль 2003 г.): Группа беспощадных наемных убийц охотится на Нигму, который вынужден обратиться за помощью к Бэтмену. Но даже в этом случае он не может не продолжать свою игру с Летучей Мышью… Автор Тай Темплтон. Художник Рик Барчетт.
“Приключения Бэтмена. № 11” (“Лицо покера / Риддлер в вопросах, начинающихся с очереди”; апрель 2004 г.): Риддлер стал честным гражданином, однако все равно не может перестать придумывать загадки, заставляя Темного Мстителя искать для его талантов правильное применение… Авторы Тай Темплтон и Дэн Слотт. Художник Рик Барчетт.
“Приключения Бэтмена. № 12” (“Динамический дуэт”; май 2004 г.): Эдвард Нигма серьезно ранен, и все заинтересованы в поиске преступника, особенно новый мэр Готэма — Пингвин, чья работа может зависеть от этого… Автор Тай Темплтон. Художник Рик Барчетт.

Последняя на сегодняшний день экранная инкарнация мастера загадок — Риддлер из нового мультсериала “The Batman”. Озвучивает его сам Роберт Энглунд — бессменный Фредди Крюгер из всех “Кошмаров на улице Вязов” и “Фредди против Джейсона”. Интересно и то, что в создании нового анимационного шоу принял участие родоначальник образа — Фрэнк Горшин: он подарил свой голос зловещему ученому Хьюго Стрейнджу. Пока что ни один из эпизодов с Риддлером и Стрейнджем не вышел на телеэкраны; ожидается, что оба появятся во втором сезоне сериала.

Вадим Григорьев. (2.11.2004)

Страницы: 1 2 3 4

14 комментариев »

  1. Александровна Said,

    6 июня, 2009 @ 19:39

    «Я работаю дверью
    В мире где нету стен.
    Там, где крылья без перьев,
    Где нет ни котов не вен.
    Я стою на дороге,
    Которой тоже нет.
    Я работаю дверью
    Много, много, много лет…»
    И название соответствующие – «Апокалипсис». Автор – Ю. Шевчук.

  2. Александра Макфолл Said,

    8 июня, 2009 @ 00:42

    а дверь причем? О_о

  3. Александровна Said,

    8 июня, 2009 @ 07:01

    Это же загадка!

  4. nt Said,

    26 февраля, 2010 @ 00:26

    6 лет прошло, не пора ли обновить статью? Добавить фотку риддлера из «the batman» хотя бы.

  5. vadim Said,

    26 февраля, 2010 @ 07:58

    Есть уже продолжение — тут

  6. Коля Логан Said,

    23 мая, 2011 @ 21:18

    Это интересно. «Новые приключения Бэтмена и Робина» 1977 года, оказывается, показывают по Новому Каналу. Я вчера ночью ставил на запись фильм «Ворон» и записал вместе с ним ещё два часа дикой ереси вроде украинской документалистики и «Ранеток» (удалил, т.к. мерзость) и более чем внезапного выпуска «Разрушителей Мифов». Но ещё более внезапным были семь минут в конце — сосбтвенно это мультик и был. Показывают его часов в пять утра, для каких-то, видимо, совсем отмороженных детей, но дело даже не в этом. На эти семь минут концентрация бэтконопли и камео была катастрофической и Риддлер (в розовом костюме) в этом эпизоде пусть косвенно, как смоделированная по нему боксерская груша, но появился. 🙂
    Это, я так понял, последняя, 16-я серия.

  7. vadim Said,

    23 мая, 2011 @ 23:52

    Ну и что там наши с голосами сотворили?

  8. Коля Логан Said,

    24 мая, 2011 @ 00:10

    С переводом стопудовые нелады (хотя, с другой стороны, когда здесь понимали «Holy…»), куда ж без них, а дубляж, по моим меркам вполне пристойный.
    Чем мне всегда нравился украинский дубляж так это тем, что оригинал слышно. 🙂 Во всяком случае, голос Адама Уэста ни с чем не спутаешь.
    Хотя, это наверное уже не дубляж, а закадровый перевод, но тем не менее…

  9. RG Said,

    6 июня, 2011 @ 16:28

    Только что видел Джима Керри в зеленом костюме на премии МТВ-) Вылитый ридлер-)

  10. RiddlersRide Said,

    6 марта, 2012 @ 00:20

    Не подскажете, откуда эта картинка?
    http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/7/2727183/71948759.jpg

  11. vadim Said,

    6 марта, 2012 @ 00:41

    Не открывается.

  12. Ksalgart Said,

    6 марта, 2012 @ 22:28

    http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/7/2727183/71948759.jpg

    Я могу ошибаться, но по моему это психушка не? Я ссылку поправил, там лишняя концовка была.

  13. vadim Said,

    6 марта, 2012 @ 22:38

    Не припоминаю, что это. Риддлера я знаю немного хуже, чем понятно кого.

  14. Ksalgart Said,

    6 марта, 2012 @ 22:39

    Офигеть… что то там не так. Короче как загрузиться просто последняя буква z лишняя.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий