КЛАДБИЩЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ (Джокер в 2009-2011 гг.)
После падения с моста в “R.I.P.” Клоун – Принц Преступного Мира отсутствовал довольно долгое время, пропустив целый ряд важных событий: “гибель” Брюса Уэйна от омега-лучей Дарксайда (на самом деле закинувших героя в прошлое), криминальную войну за власть в Готэме, пришествие нового короля преступного мира в лице второй Черной Маски и становление Бэтменом Дика Грейсона. Возвращение же самого страшного злодея всех времен состоялось, как и было обещано заранее, в новой серии Гранта Моррисона “Бэтмен и Робин”.
“Я знал, что доктор Харт на свободе, и хотел закончить эту историю, — рассказывал автор. — Это была такая большая часть моей истории о Бэтмене, и я хотел привести ее к большой развязке. И я знал, что Джокер, возможно, вернется, потому что пообещал убить всех членов Черной Перчатки и доктора Харта, и я прикинул, что Бэтмен и Робин должны очутиться посередине. Такой вид идеи возник во время размышлений: “Это в любом случае очень похоже на “R.I.P.”, но стоит сыграть на более фарсовых элементах этого, чтобы соответствовать “Бэтмену и Робину”. Так что в “Бэтмен и Робин должны умереть!” все своего рода вверх ногами. На самом деле это не история Бэтмена. Это Джокеровская история. Бэтмен и Робин вроде как встали не с той ноги, потому что Бэтмен немного более контролируем, и вы увидите Робина в гробу”.
Со временем выяснилось, что клоун-убийца на самом деле находился не так далеко от основных событий, как казалось: он участвовал в “Бэтмене и Робине” практически с первого выпуска, сначала убирая за кулисами сообщников оскорбившего его доктора Харта, а затем помогая готэмским героям под маской британского детектива-любителя Оберона Секстона. Моррисон дал Джокеру нового достойного противника (Харта), новый изысканный костюм “сыщика-могильщика” и даже пару миллиграммов человечности – в том смысле, что более “светлого”, оптимистичного Бэтмена-Дика он воспринимает как своего рода родственную душу, в противовес “темному”, всегда мрачному Бэтмену-Брюсу. В результате в серии нашлось довольно много ярких Джокеровских моментов, из которых в первую очередь запоминались три: сцена на кладбище, когда юному Дэмиену начинает казаться, что пришедший к нему на помощь Секстон – это его отец, Брюс Уэйн; торжественный уход шута-маньяка из полицейского участка с парализованным Робином; долгожданный шах и мат Харту.
Как только Моррисон оставил “Бэтмена и Робина” и перешел к “Бэтмен Инкорпорейтед”, все его нововведения в случае с Джокером были быстро забыты: уже через пару месяцев к психопату вернулись и его извечный фиолетовый костюм, и привычный стиль поведения. Клоун – Принц Преступного Мира хорошо выступил в дуэтах с двумя коллегами, с которыми у него всегда складывались наиболее интересные отношения, – с Двуликим (“Бэтмен: 80-страничный гигант 2010”) и Лексом Лютором (“Приключенческие комиксы. № 897”), а в серии “Сирены Готэм-сити” воссоединился с Харли Квинн и вступил в краткий конфликт с Черной Маской № 2.
Не забывал о своем любимце и Пол Дини: он извлек из покрытых пылью архивов DC одноразового напарника злодея, карлика Гэгги, а под конец своей работы над “Улицами Готэма” очень аккуратно протащил под носом у читателя еще одну историю происхождения шутника, вполне соответствующую теории о “многовариантном прошлом”. Намного менее тонкую попытку покопаться в Джокеровской голове сделал Дж. Майкл Стражински в “Храбрых и смелых. № 31”; также следует упомянуть графический роман Сэма Кита “Психушка “Аркэм”: Безумие”.
Еще одной особенностью данной эпохи стало появление большого количества Джокеров-подражателей: армия белолицых вандалов бесчинствовала в Готэме, во французском варианте “Аркэма” устраивал бунт аналог, вдохновленный Виктором Гюго, а с британским двойником, Джервисом Покером, настоящий клоун-убийца разбирался сам в мини-серии “Рыцарь и Сквайр”.
В последние месяцы существования этой версии DCU шут-маньяк впервые очутился в руках Скотта Снайдера. Он сыграл не слишком значимую роль в двух выпусках (“Детективные комиксы. №№ 879-880”), однако автор воспользовался возможностью показать его как злодея жуткого и знающего об окружающих пугающе много. Снайдеру пришлась по душе инкарнация из “R.I.P.”, которую он сравнивает с персонажами “Техасской резни бензопилой”, и он решил двигаться в том же направлении. Однако Джокер Снайдера отнюдь не относился к Бэтмену-Дику мягче, чем к настоящему Темному Рыцарю (как у Моррисона), совсем наоборот – он был очень недоволен тем, что ему не уделил внимание истинный архи-враг. Подобная ревность в дальнейшем стала основополагающей для версии персонажа, разработанной данным автором.
Подробное описание всех перечисленных выше событий можно найти по следующим ссылкам:
ОКТЯБРЬ 2009 Г.
НОЯБРЬ 2009 Г.
ДЕКАБРЬ 2009 Г.
ЯНВАРЬ 2010 Г.
МАРТ 2010 Г.
АПРЕЛЬ 2010 Г.
МАЙ 2010 Г.
ИЮНЬ 2010 Г.
СЛАВА БОГУ, ТЫ ПРИШЕЛ…
АВГУСТ 2010 Г.
Графический роман “Психушка “Аркэм”: Безумие”
СЕНТЯБРЬ 2010 Г.
ОКТЯБРЬ 2010 Г.
НОЯБРЬ 2010 Г.
ДОКТОР И ДЖОКЕР: ФИНАЛ ЭПОПЕИ
ДЕКАБРЬ 2010 Г.
ЯНВАРЬ 2011 Г.
ФЕВРАЛЬ 2011 Г.
МАРТ 2011 Г.
АПРЕЛЬ 2011 Г.
МАЙ 2011 Г.
ИЮНЬ 2011 Г.
ИЮЛЬ 2011 Г.
АВГУСТ 2011 Г.
СЕНТЯБРЬ 2011 Г.
ОКТЯБРЬ 2011 Г.
Суперсобытие под названием “Флэшпойнт”, состоящее из большого количества мини-серий, предложило во многом неожиданный, причудливый, “перевернутый” вариант DCU, в котором Бэтменом и Джокером стали… Томас и Марта Уэйн, обезумевшие после гибели сына Брюса. Финалом этого события стало рождение новой вселенной DC, получившей название “Новые 52”. Само собой, ей требовался новый Джокер.
Вадим Григорьев.