Batman: Gotham by Gaslight / “Бэтмен: Готэм газовых огней”
Batman: Gotham by Gaslight / “Бэтмен: Готэм газовых огней” (6.02.18). Сценарист Джеймс Крайг. Режиссер Сэм Лиу.
Роли озвучивают:
Бэтмен – Брюс Гринвуд
Селина Кайл – Дженнифер Карпентер
Альфред – Энтони Хед
Джеймс Гордон – Скотт Паттерсон
шеф Буллок, Большой Билл Даст – Джон Ди Маджио
Харви Дент – Юри Ловентал
сестра Лесли, Джейсон – Грей Гриффин
мэр Толливер – Боб Джоулс
Хьюго Стрейндж, судья – Уильям Салиерс
Барбара Гордон, Айви – Кари Вурер
отец Каллахан – Крис Кокс
Дикки – Линкольн Мелчер
Сайрус Голд – Дэвид Форсет
Марлен Махоуни, Тимми – Тара Стронг
работник “Аркэма” – Брюс Тимм
На рубеже столетий молодой миллионер Брюс Уэйн по ночам становится Бэтменом, мстителем, пытающимся остановить загадочного серийного убийцу, Джека-Потрошителя…
Брюс (обнимая Селину): Проблемы, офицер?
Поработав с разным успехом над экранизациями Миллера и Мура, продюсер Брюс Тимм и его команда для тридцатой картины из серии DC Universe Animated Original Movies выбрали адаптацию “Готэма газовых огней” Брайана Августина и Майка Мигнола – первого из официальных “элсвордов”, перенесшего Бэтмена и его ближайшее окружение в викторианскую эпоху. Впрочем, хоть и был использован материал из комикса и его продолжения “Хозяин будущего”, на этот раз речь шла вовсе не о буквальной экранизации, как это было ранее: взяв идею о Темном Рыцаре, преследующем Джека-Потрошителя, в качестве отправной точки, Тимм с коллегами построили вокруг нее свой оригинальный сюжет.
“Как только мы начали эту серию фильмов, мы написали такой большой длинный список знаменитых комиксов, историй и материалов, которые могли бы быть интересны не только фанам, но и нам, и “Готэм газовых огней” был наверху этого списка с тех пор”, — вспоминает Брюс. Долгое время его начальство оказывало сопротивление, поскольку это был бы не типичный мультфильм о Бэтмене, Супермене или Лиге, но в конце концов согласилось. Тимм был очень этому рад: по его словам, он может до бесконечности делать ленты о современных Супермене и Бэтмене, однако для разнообразия ему хотелось сменить обстановку, заодно открыв дорогу – в случае успеха – для экранизаций других “элсвордов”.
Несмотря на статус классики, сравнительно короткий графический роман предлагает достаточно простую историю, почти наполовину состоящую из весьма напоминающего традиционный вариант процесса становления Брюса Уэйна Человеком – Летучей Мышью. Когда герой успевает освоиться в новой роли, ему приходится выслеживать убийцу, чей почерк в точности соответствует таковому легендарного лондонского душегуба. Негодяю удается подставить Брюса, которого отправляют за решетку, однако он сбегает и ловит настоящего виновника.
Сценарист Крайг полностью отбросил всем известную историю происхождения, использовал намного большее количество знакомых персонажей Бэт-вселенных, а главное – намного изощреннее закрутил интригу. В первоисточнике, напоминает он, был всего один подозреваемый: “Как только он появляется, Вы думаете: “О да, это Потрошитель”. Когда Тимм, Крайг и прочие начали планировать сценарий, они решили расширить круг потенциальных подозреваемых, поскольку хотели, чтобы зритель гадал о личности преступника до последней минуты.
Другим любопытным нововведением было то, что зловещего Джека сделали достойным противником Рыцаря Ночи в рукопашной. Боевой стиль мстителя был изменен, чтобы соответствовать эпохе. “…у нас определенно были разговоры о боевом стиле, который Джек использует против Бэтмена, а также о Бэтмене, он обучен определенным вещам, и мы пытались сделать это в меньшей степени боями “на проволоке” и в большей захватами и кулачным боем… это скорее бокс и рукопашный бой, но немного приземленнее и реалистичнее”, — рассказывает режиссер и продюсер Лиу.
Хоть готэмский борец со злом XIX века во многих случаях полагается на кулаки и стимпанк-варианты своих привычных гаджетов, он все же остается в первую очередь детективом и наиболее близок к Шерлоку Холмсу. Работая над сценарием, команда Тимма внимательно изучила те несколько историй, в которых сыщик с Бейкер-стрит выслеживает Потрошителя, и использовала ряд цитат из “холмсиады”. Также проводились тщательные исследования с целью как можно более аутентично воссоздать город викторианской эпохи и его жителей.
Сюжетная схема “Готэма” в значительной степени напоминает “Маску Фантазма”. Снова главный герой преследует таинственного убийцу, и часть горожан уверена, что он сам им и является. Снова в середине фильма злодей крупно подставляет противника, на которого устраивается масштабная облава, и спастись ему помогает лишь своевременное (и на этот раз еще в большей степени необъяснимое, чем в “Маске”) появление возлюбленной. И снова кульминация с огнем и взрывами происходит на символизирующей веру в светлое будущее выставке, днем выглядящей оптимистично, а ночью становящейся убежищем психопата.
Озвучить Бэтмена пригласили Брюса Гринвуда (“Я, робот”, “Стар Трек”), ранее с успехом проделавшего это в полнометражке “Бэтмен: Под Красным Колпаком” и мультсериале “Юное Правосудие”. На этот раз он предложил более мягкую, тихую манеру исполнения, заметно отличающуюся от его же сурового современного Темного Рыцаря, но вполне уместную в данном конкретном случае.
Может показаться странным, что в столь мрачной картине присутствует Робин, однако здесь их целых три – трое сбившихся в стайку малолетних сироток-воришек: старший и наиболее рассудительный Дикки (Грейсон), самый хулиганистый Джейсон (Тодд – и он рыжий, как в “предкризисных” комиксах) и совсем малыш Тимми (Дрейк). У них скорее расширенное камео, чем полноценные роли, и они лишь немного осветляют ленту, внося необходимое разнообразие в ее мрак.
Селина Кайл “Готэма газовых огней” – это отдельный бриллиант: она является, фактически, вторым главным персонажем наравне с Бэтменом и уж точно одной из лучших инкарнаций Кэтвумен вообще. Вместе с ней в картину пришла тема эмансипации, отсутствующая в первоисточнике. Решительная и отважная, умная и независимая, умеющая постоять за себя и неравнодушная к судьбе слабых – воспитанная среди циркачей актриса становится идеальной спутницей ночного мстителя, и Дженнифер Карпентер (“Декстер”, “Шесть демонов Эмили Роуз”) удалось блестяще передать все нюансы многослойного образа. Селина также исполняет тут симпатичный музыкальный номер “Can You Tame Wild Wimmen”, написанный Эндрю Б. Стерлингом и Гарри фон Тилзером, и поет (в театре “Монарх”, разумеется) за нее другая Кошка (из “аркэмских” видеоигр), Грей Гриффин, она же Грей Делисл.
Ряд хорошо знакомых членов “галереи бестий” и вспомогательных персонажей готэмского мифа играют в сюжете интегральную роль. Айви предстает в роли экзотической танцовщицы нетяжелого поведения, становящейся одной из жертв Потрошителя. Харви Дент – влиятельный обвинитель и двуличный друг Брюса, способный из ревности отправить приятеля за решетку. Хьюго Стрейндж – безжалостный хозяин психушки (где больные просто согнаны в одну большую яму), недвусмысленно намекающий, что знает секрет Уэйна, и в итоге получающий заслуженную “благодарность” от своих пациентов. Сайрус Голд – мускулистый забияка, заключенный “Блэкгейта”. Буллок – неутомимый преследователь Темного Рыцаря. Лесли Томпкинс – заведующая приютом монахиня, всегда готовая помочь беднякам любого возраста. И Барбара Гордон, в данном случае жена комиссара, несмотря на скромное экранное время, преподносит один из главных сюрпризов ленты и один из самых ярких фрагментов голосовой работы.
Вышеупомянутый сюрприз напрямую приводит зрителя к личности загадочного убийцы. Решение сделать Джеком-Потрошителем одного из главных союзников Человека – Летучей Мыши было, пожалуй, рискованным, однако риск оправдался – благодаря продуманной мотивации персонажа и высококлассному актерскому исполнению. И в любом случае предложенный командой Тимма вариант не дальше и не ближе к каким-либо выводам реальных расследований и исследований на эту тему, чем, фактически, почти любая другая экранная версия знаменитого маньяка.
Щедрые реки крови на экране обеспечили 77-минутному мультфильму рейтинг R, хотя тревожную, напряженную атмосферу в большей степени создают визуальный ряд и, как всегда, идеально соответствующая замыслу музыка Фредерика Уайдманна. Поклонники первоисточника могут не одобрить более мультяшный дизайн персонажей, весьма далекий от стиля Мигнола, но это уже дело вкуса. Верный скорее духу, чем букве графического романа, мрачный и по-хорошему зловещий “Готэм газовых огней” несомненно порадует любителей качественных “элсвордов” и более темных, реалистичных Бэт-вселенных.
Дополнительные плюсы. Упоминание Джонни Гоббса – цитата из первого Бэт-фильма Бертона. Селина в костюме джентльмена. Бэт-сигнал Кайл. Фокус с наручниками.
Релизы: Batman: Gotham by Gaslight.
Вадим Григорьев.
Sharp Said,
1 апреля, 2018 @ 00:44
Чего я не понял, так это куда Гордон дел ключ от наручников.
EmperorJoker » Batman: The Doom That Came to Gotham / “Бэтмен: Карающий рок над Готэмом” Said,
16 сентября, 2023 @ 15:36
[…] плюсом ленты. “Карающий рок” может отчасти напомнить “Готэм газовых огней”, но лишь поначалу. На самом деле это одна из самых […]