“Харли Квинн”. Эпизоды 46-47: Хищные сирены
46 – A Potato-Based Cloning Incident / “Случай клонирования на картошке” (7.09.23). Сценарист Сара Невада Смит. Режиссер Чад Хард. Роли озвучивают: Кейли Куоко (Харли Квинн), Лейк Белл (Ядовитый Плющ), Алан Тадик (Джокер), Тони Хейл (Доктор Психо, бизнесмен), Бриана Куоко (Бэтгерл), Харви Гуиллен (Найтвинг), Джанкарло Эспозито (Лекс Лютор), Элайн Эласмар (Талия аль Гуль, Девора Маклуэйт), Джеймс Адомиан (Бейн, грустный человек), Зено Робинсон (Флэш), Кристофер Мелони (Гордон), Бен Левин (Капитан Холод), Тиша Кэмпбелл (Тауни, монахиня), Грегг Таркингтон (Клегг).
Харли узнает, что ее двойник – это вовсе не галлюцинация, а клон, совершенно случайно созданный Гордоном в штабе Смертельного Легиона. От своей почти-копии Квинн получает крайне неприятную информацию. Айви же пытается сорвать план Лютора, но без ее суперсил это совсем не просто…
По мере приближения к финалу сезона сюжетные узелки шоу постепенно развязываются и тайны раскрываются. Именно Харли убила Найтвинга во время одного из своих сомнамбулистических приступов, при этом еще и приговаривая, что она хорошая. Ее вторая “я” реальна, и на 95 % она Харли Квинн, а на 5 % — картофелина. Овощная составляющая почти не проявляется физически (внешне двух арлекинш не различить, и силы у них идентичны), однако сильно влияет на мировоззрение: клон в намного большей степени одержим правосудием, карая людей даже за самые мелкие проступки. Не самый оригинальный поворот, а еще более знакомой территория становится, когда Харли-картошка арестовывает настоящую за убийство Дика и собирается полностью занять ее место – она уже частично это сделала, пока оригинал был в будущем. Мотив темного двойника-узурпатора стар, как сам мир, просто раньше как-то обходились без картошки. Копию удается победить и уничтожить, а вот с правдой сложнее: клоунесса теперь знает, что она шизофреничка-убийца. Пусть даже ей удается скрыть правду и от Бэтгерл (свалив вину на клона), и от Доктора Психо (использовав гоняющего по времени Флэша – да, держат авторы руку на пульсе, нельзя не признать). Квинн сама понимает, что ей необходимо что-то делать со своим вторым, уже не картофельным “я”; следует отметить, что от Плюща она правду не скрывает, а это показатель.
У Памелы тоже хватает проблем, но другого рода: Лекс одним махом лишил сил не только Супермена, но и ее, еще и при этом триумфально издевается. Хаос на Земле его более чем устраивает: всех желающих он готов переселить на Луну – за отдельную немаленькую плату. Для того, чтобы переманить на свою сторону руководство “Лекскорпа” (что среди этих людей делают Риддлер и Король Часов?), королеве растений приходится задействовать другие таланты, даже научиться играть в глубоко ненавистный ей гольф. После пары остроумных поворотов очень в стиле “Харли Квинн” у нее все получается: мир из черно-белого снова становится цветным (и хорошо, потому что монохромная гамма быстро приедается), однако злой гений ускользает на фаллической ракете. Нет, война не выиграна, только битва.
Зло не дремлет, лиц у него много, и одно из самых главных показывается в последние минуты серии: Клоун – Принц Преступного Мира торжественно воспроизводит свое знаменитейшее злодеяние. Ну почти – в комиксе он стрелял не в Бэтгерл, а в Барбару Гордон, да и мотивация была совсем другая. Важно не это, а то, что он уже по-настоящему, без вранья, пускает кровь члену Бэт-команды, доказывая всему миру (и в первую очередь, конечно же, самому себе), что отнюдь не размяк в завязке. Разливающаяся на черно-белом фоне очень красная кровь моментально меняет настроение: шутки шутками, но здесь подают не только их.
47 – Killer’s Block / “Порода убийц” (14.09.23). Сценарист Сара Питерс. Режиссер Джунки Парк. Роли озвучивают: Кейли Куоко (Харли Квинн), Лейк Белл (Ядовитый Плющ), Алан Тадик (Джокер, Клэйфэйс, охранник), Бриана Куоко (Бэтгерл), Сана Латан (Женщина-Кошка), Харви Гуиллен (Найтвинг), Джанкарло Эспозито (Лекс Лютор), Элайн Эласмар (Талия аль Гуль, Электра), Дидрих Бейдер (Брюс Уэйн), Джеймс Волк (Супермен, ведущий), Том Холландер (Альфред), Кристофер Мелони (Гордон, мистер Вероника Кейл, попугай Джеффри), Эди Паттерсон (Вероника Кейл, адвокат), Кризия Баджос (Бетани), Сэмми Корона-Лампа (София).
Пока Харли разбирается с Джокером, Айви понимает, что, несмотря на ее победу над Лексом, ничего не изменилось: все суперзлодейское сообщество собирается на его вечеринке на Луне. Парочка собирается от души попортить всеобщее веселье, однако у Лютора в запасе имеются свои сюрпризы…
Харли: Я лучше, чем героиня. Я Харли Fucking Квинн.
Финал сезона презентует в доступном виде все выводы, к которым авторы вели героинь и зрителей. Харли и Айви вовсе не обязательно выбирать себе роли, чтобы вписаться в Систему. Главное для них – быть верными себе и держаться друг за друга. Они не выбирают сторону из уже существующих, а гнут свою собственную линию, отбросив все правила и не страшась последствий. Та же Талия может посмеиваться над Лексом, но серьезно ссориться с ним не собирается, ибо это плохо для бизнеса. Ее и Вероники откровенное предательство становится для Айви последней каплей, и она устраивает полномасштабную вендетту, с помощью лунного лазера круша вредящие природе бизнесы “подруг” (получает свое и зазнайка Клэйфэйс). Квинн это одобряет, однако не забывает про попутные жертвы, желая их минимизировать (и убегающие от взрывов толпы специально показаны). То есть разрушение бескомпромиссное, но как бы при этом и гуманное, не беспричинное и не бездумное.
Устроенный парочкой большой бумбарах сразу заставляет относиться к ним по-другому: всякая эффектная демонстрация силы привлекает потенциальных союзников и настораживает возможных врагов. Барбара Гордон, отбросив сомнения, помогает дуэту победить на Луне и согласна сотрудничать с ними дальше, да и Кэтвумен изъявляет желание присоединиться – команда Сирен Готэм-сити (с довеском Хищных птиц) собрана и готова к подвигам. А в другом углу ринга – жаждущая реванша дочь Демона с сыном (которому как бы все равно, с кем он) и оживленным в яме Лазаря, думающим лишь о мести Грейсоном. Расстановка сил для следующего сезона обозначена четко.
Все это создателями шоу сделано вполне достойно, весело и динамично, с обязательными реверансами в сторону других Бэт-вселенных, знакомые события из которых приобретают новое звучание. Правда, есть отдельные спорные моменты. Паралич Барбары получился почти полностью лишенным какого-либо трагического звучания – даже наоборот, он направляет персонаж в нужную по сценарию сторону. Если идея была в том, чтобы показать экс-Бэтгерл сильной личностью, которой нипочем даже такая беда, то это, наверно, простительно. Также резко снят вопрос с шизофренией клоунессы – о нем просто забывают, это вроде как уже не проблема. Если эта тема всплывет дальше и нагрянет вместе с оживленным Найтвингом, то и такое решение оправданно.
Что сложнее оправдать, так это проделанное в мультфильме с “большой четверкой” – двумя главными супергероями DC и их архи-врагами. На орехи получили все, даже если появления кратки.
Супермен оказывается в крайне плачевной ситуации: Лютор ослабил его до беспомощного состояния, пленил в криптонитовой клетке, забрал себе его силы, плащ и, главное, волосы. Заглавная героиня спасает его, вынося на руках. Правда, потом ему дается возможность восстановить поломавшуюся (вследствие веселых проделок Харли и Айви) Луну.
От Стального Человека есть хоть какая-то польза. Про его готэмского коллегу и этого сказать нельзя: такое чувство, что весь сезон Уэйн провел в тюремно-диджейском трансе, из которого его не смогли вывести ни блокировка Солнца, ни смерть Дика, ни выстрел в Барбару. Он приходит в себя, только заметив лазер с Луны, и сразу же решает вернуться на свободу. Его ждет как минимум один крупный сюрприз: за время его отсутствия Бэт-команда полностью рассосалась. Можешь продолжать диджеить дальше, Брюс. Если в первых сезонах сериала Бэтмен был юмористическим, но все же Бэтменом, то сейчас этого сказать нельзя.
Джокер, казалось, может праздновать возвращение прежней ужасающей репутации, но и ему уготована судьба незавидная: Харли быстро пленяет его и дальше всю серию таскает на поводке, как пса. Даже их сражение остается за кадром, если вообще имеет место быть: мы видим с оружием Бетани и детишек, но не главу семейства. А ведь раньше Квинн с клоуном-убийцей бодались на равных. В конце концов шутник достается Гордону, но, учитывая бестолковость экс-комиссара почти во всех вопросах, даже стоящей мести за дочь у него может не получиться.
Однако самый бесславный конец заработал Лекс – самый потому, что он вышел незаслуженным и искусственным. До этого все шло обоснованно и закономерно: Айви дважды удавалось побить босса на его собственной территории, то есть сделать то, чего никогда не смог бы Супермен. В первый раз лысый (тогда еще) гений проиграл королеве растений на конференции, когда недооценил ее напористость и ум. Во второй – на собрании в “Лекскорпе”, когда недооценил ее искусность в плетении интриг и, опять же, ум. На этот раз он проигрывает потому, что не может выбраться из перевернувшегося лунохода. Повторим для ясности: Супермен может двигать Луну, но Лютор с его силами не в состоянии вылезти из машины. Однозначно позорный и нелогичный проигрыш для центрального антагониста сезона, и зачем его такого забирает Степпенволф, тоже не совсем понятно.
Что ж, таков итог: все те, кто более-менее заслуживают статус симпатичного сильного женского персонажа, объединяются вокруг заглавной героини, далеко задвигая при этом героев и злодеев мужского пола. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое – это “Харли Квинн”. Если кто-то ждал чего-либо принципиально другого, то он включил не ту программу.
Мультфильм посвящен памяти Арлин Соркин, первой (и лучшей) Харли, умершей 24 августа 2023 г. в Лос-Анджелесе от осложнений от пневмонии и рассеянного склероза. Спи спокойно, Арлин, сумасбродная клоунесса еще долго будет ассоциироваться именно с тобой.
Вадим Григорьев.