3 – Nothing to Fear / “Ничего страшного”
3 – Nothing to Fear / “Ничего страшного” (15.09.92). Сценаристы Генри Т. Гилрой и Шон Кэтрин Дерек. Режиссер Бойд Киркланд.
Роли озвучивают:
Бэтмен – Кевин Конрой
Альфред – Клайв Ревилл
комиссар Гордон – Боб Хастингс
Харви Буллок – Роберт Костанцо
Саммер Глисон – Мари Девон
Пугало – Генри Полик II
доктор Лонг – Кевин Маккарти
компьютер – Ричард Молл
Таинственный злодей терроризирует Готэмский университет, устраивая набеги и сея ужас и хаос. Бэтмен вычисляет, что виновником является бывший профессор Джонатан Крейн, уволенный несколько лет назад после того, как в своих экспериментах с психологией страха зашел слишком далеко. Преследуя его, герой получает дозу “яда страха” и впервые вынужден иметь дело с его неприятными эффектами…
Энтони: Что Вы сделали с ним, босс?
Пугало: Я просто помог ему визуализировать его потаенный страх, которым, несомненно, является арахнофобия.
Найджел: А-ра-что?
Пугало: Арахнофобия. Боязнь пауков, неуч!
Пугало: Ха-ха-ха! Моя месть свершилась! Университет во власти страха, и Бэтмен ликвидирован!
Найджел: А?
Пугало: Ликвидирован! Уничтожен! Мертв!
Энтони: Тогда кто это?
Неплохо для дебютного эпизода Пугала: доступно объяснено, кто он такой, и раскрыта его мотивация. Тем не менее потенциал комиксовой предыстории персонажа не использован даже наполовину. В этом шоу просто столько великолепных, драматичных эпизодов, описывающих происхождение того или иного злодея (Two-Face. Part 1, Heart of Ice, Mad as a Hatter, If You’re So Smart, Why Aren’t You Rich?), в сравнении с которыми этот выглядит весьма бледно. Хорошо сделаны битва на дирижабле и финал, в котором профессор получает шанс испробовать вкус собственного “лечения”. Первоначально эскиз Пугала был более палкообразным, но студия, делавшая анимацию (Dong Yang, это была их первая работа для BTAS), изменила это. В любом случае, его внешний облик не вяжется с громкими словами: “Я воплощение ужаса! Я страх Готэма! Я Пугало!” Режиссер Киркланд считает эскиз скорее глупым, чем страшным, и, руководствуясь шкалой оценки собственного творчества, заносит эту серию в самый конец списка своих работ.
Сценарист Гилрой никогда ранее не работал в анимации – он был монтажером, но хотел писать. Брюс Тимм считает, что первоначальный сценарий был неплохим, но редактор сюжетов Шон Кэтрин Дерек изменила диалоги не в лучшую сторону. Странно, что, несмотря на неубийную политику, цензоры позволили уронить на Готэм горящий дирижабль, ничего не сказав о судьбе зданий и людей на месте падения.
Что действительно придает смысл данному мультфильму – то, что в нем начинается разработка одной из центральных психологических тем шоу. В первом эпизоде мы встретили Бэтмена, во втором – Джокера, а в третьем представлен еще один важный “герой” – внутренние демоны Брюса Уэйна. Мотив о том, что двойная жизнь Уэйна и используемый им фасад богатого плейбоя, жизнерадостного и пустого, отталкивает от него тех, чьего уважения он достоин и, скорее всего, хотел бы добиться, остается одним из ведущих в мифе, начиная с 50-х (в “Бэтмене. № 120” дядя Брюса, Силас Уэйн, напоминает ему о его выдающихся предках, чтобы пристыдить “прожигателя жизни” из прежде славного рода) и заканчивая последними инкарнациями в “Бэтмене: Начало” и “The Batman”. В “Ничего страшного” подобное разочарование высказывает доктор Лонг, учившийся с отцом Уэйна. Здесь и источник одного из главных страхов бесстрашного героя, который подхватывают и усиливают химикаты Пугала: страх подвести родителей, оказаться недостойным их. (В “Маске Фантазма” Андреа Бомонт, первая любовь Брюса, скажет ему: “В этой комнате только одного человека контролируют его родители”.) Впервые в BTAS мы видим могилу Томаса и Марты Уэйн, и мистер Киркланд даже нашел в последнем кадре место для знакомого по комиксам символа: тень Бэтмена следует за Брюсом Уэйном, выражая его тщательно скрываемую истинную личность.
Особенности. Первые появления Пугала и могилы родителей Брюса. Третий рык Бэтмобиля в титрах. Альфреда в третий и последний раз озвучил Клайв Ревилл.
Дополнительные плюсы. Музыкальная тема Пугала, которая нагоняет тревогу лучше, чем его внешний облик. Забавные диалоги в убежище Пугала и его громил (“Ух ты, он настоящий профессор!”). Короткие флэшбэки о прошлом Крейна.
Релизы: BTAS. Volume 1, Batman: The Legend Begins.
Вадим Григорьев.
Grig: Профессор или, по другой версии, доктор Крейн. Сейчас у него взлет популярности благодаря понятно какому фильму. Но можно ли его назвать страшным в 1-м эпизоде?
Al: Чисто за счет газа… а так сам по себе он скорее жалкий, чем страшный!
Grig: Да, здесь явно упущенная возможность. Во время первого появления он по самой своей природе должен пугать — не важно, с газом или без. Его следующий, более соломенный облик в двух других сериях работает намного лучше.
Al: Он похож на Страшило из Волшебника Изумрудного города, который у Фрэнка Баума так и называется — Scarecrow!
Grig: Вообще логично было б предположить, что Крейн, выбирая имидж, ориентировался именно на этот персонаж (как Тетч — на Шляпника). Хотя в комиксах он идентифицировал себя с книжным однофамильцем — Ихабодом Крейном из “Легенды о Сонной лощине”. Но в эпизоде таких подробностей нет. Сам Крейн более схематичен. В комиксах он был страдающим, небогатым профессором, над которым все смеялись. Тут — просто человек, который любит пугать. Опять неиспользованная возможность.
Al: Я согласен!
Grig: Но, с другой стороны, не делать же всех злодеев симпатичными. Вот и получилось, что Джокер и Пугало — чистые садисты, на симпатию не претендующие. Как ты оцениваешь эпизод в целом?
Al: Я думаю, 3 балла.
Grig: Добавлю от себя еще полбалла. Музыкальная тема Пугала хороша. То, как Брюс переживает, что недостоин родителей, придает серии некую глубину.
Al: Там показано, как он в детстве бегал за девочками со змеями, хотел, чтобы его боялись! Я не представляю его в роли профессора психологии!
Grig: Люди со сдвигом умеют его маскировать. Можно сделать небольшое допущение, что как только Крейн занялся страхом в рамках научной деятельности, ему не потребовалось пугать в жизни. А как только его уволили — наоборот.
Al: В этом что-то есть!
Al: Жажда отомстить чисто университету, спалив их сейф, — не лучшее решение.
Grig: Ну, тут немного глубже — он шаг за шагом лишает универ всех средств, даже пожертвования похищает. Он добивается закрытия.
Александр Свищенков,
Вадим Григорьев.
vorgot Said,
16 ноября, 2008 @ 19:48
Пугало: С университетом вскоре будет покончено!
Энтони: Эй бос, мне никогда не нравилась школа, но почему вы так сильно ненавидите университет?
Xander89 Said,
31 октября, 2012 @ 13:35
Мне это напомнило другую серию, где Бэтс попал в ловушку сна устроенной шляпником. Там тоже поднимается тема самооценки нашего героя, как бы показывая, что у Брюса это своего рода комплекс. Всё в той же серии, на приему у психолога, врач так и говорит, что «Рыцарь ночи» — всего лишь плод его воображения, как бы попытка самоутвердиться. Хоть это конечно и не так, и он действительно супергерой, но, тем не менее, слова доктора заставляют задуматься.
Коля Логан Said,
4 ноября, 2012 @ 06:26
А мне такой дизайн Пугала очень даже нравится… 😕